Урок обучения грамоте в 1 классе "Парные согласные звуки [в] [в']-[ф][ф']. Буквы В,в и Ф,ф."
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Парные согласные звуки [в] [в']-[ф][ф']. Буквы В,в и Ф,ф.
Цель: Создать условия по формированию умения сравнивать парные согласные звуки по звонкости- глухости.
Задачи:
- Образовательные: Познакомить с парными согласными, учить дифференцировать звуки .
- Развивающие: Создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонематический слух, мышление, речь.
- Воспитательные: Воспитывать культуру учебного труда, умение применять правила охраны своего здоровья
УУД:
- Коммуникативные: Умение договариваться друг с другом.
- Регулятивные: Развивать умение ставить цель, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценивать себя.
- Познавательные: Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
- Личностные: Самоопределение, умение применять правила охраны своего здоровья.
Ход урока
- Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Включение в учебную деятельность
Разминка «Прочитай правильно»
м (р,) п, б, (т), ы, е, (н,), (с), г, к
Игра «Собери пары»
Соотнести изученные парные глухие-звонкие согласные. (г-к, з-с, б-п, в-?) –буквы согласных стоят вперемешку. (Работа на плашке у доски)
3. Постановка целей и определение темы урока
-Ребята, отгадайте загадки.
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф.)Прикрепляется картинка
Назовите последний звук в слове шарф. Дайте ему характеристику.
Кто волшебницу узнает?
Над землёй она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет … (фея)Прикрепляется картинка.
Назовите первый звук в слове фея. Дайте ему характеристику.Работа со звуковыми фишками.
Составить звуковую схему слова шарф. Составить слово. (касса букв).
-Почему мы не можем до конца составить слово? (Не знаем букву Ф.)
Знакомство с буквой Ф. Называем правильно –ЭФ.
- На что похожа буква Ф? (Надутые щеки, руки в бок)
- Ребята, можете назвать «именинницу» нашего урока?
-Ребята, назовите тему нашего урока.
Игра «Будь внимательным»
-Ребята, нужно внимательно слушать и запоминать слова, в которых встречаются звуки (Ф), (Ф,).
Дети называют слова: филин, фары, филинёнок, флажок, фонарик, фазаны, фонарь.
Физкультминутка «Елка»
4.Актуализация знаний
Работа по учебнику
У. с. 50. Выделить первый звук в словах фрукты, филин. (устно)
После этого проведем обобщение на основе розовой рамки: ещё раз назвать буквы и звуки, которые ими обозначаются; уточнить, что это буквы парных по глухости-звонкости согласных.
Проведем эксперимент со звуком [в]. Я поднимаю руку, вы громко произносите этот звук, опускаю руку ниже – произносите тише, еще ниже – еще тише, опускаю вдоль туловища – говорите шепотом. Какой звук услышали, когда произносили звук шепотом?
Этот эксперимент еще раз доказывает, что данные звуки парные.
В ряду парных согласных нужно завершить работу. (в-ф)
А) Составить предложение о филине, подставить под схему нужную букву и объяснить выбор.
Работа со схемами. (Нарисовать звуковые фишки ) Работа в электронном учебнике на интер. доске.
Б)Чтение слов. Лексическое значение слова софа. Значение слова можно узнать в «Толковом словаре».
В)Задание с «ловушкой»
Г)Задание о сладком вкусном.
- Ребята, все ли то, что вкусно, полезно?
Какой предмет лишний? (вишня – полезно, создала природа, все остальное –человек)
Физкультминутка для глаз
Д)Разделить слова на две группы.
- Какие слова отвечают на вопрос кто?, что? (одушевленные – кто?)
Кто? Что?
У. с. 51.Работа с текстом
1. «Вот так помогли»
-Читает учитель. Работа по вопросу. В первом предложении подчеркнуть буквы парных согласных.
- Найдите слово конфеты и назовите «опасные места». На какое правило? (Безударная гласная)
2. Дети читают текст.
- О чем говорится в тексте? Что нам хотел сказать автор?
Придумывают заголовок
«Фомка проказник», «Вот так проказник…» «Фомка шалун».
В последнем предложении посчитать букву Ф. (4 буквы)
Обратите внимание на значок. В этом же предложении поищем и отметим «опасные места» по данному правилу. (залез, понес)
5. Итог урока
- С какими звуками и буквой познакомились?
- Что можете о них сказать?
6. Рефлексия
Нарисовать ротик смайлику.
Если все поняли и урок понравился, то улыбка.
Если что-то было непонятно, но урок понравился, то среднее положение ротика.
Если ничего не поняли, и ничего не понравилось, то грустное лицо.
Детирисуют и показывают учителю смайлики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки (б), (б\'), буквы Б, б"
Урок-путешествие. Обучение грамоте. ...
Урок обучения грамоте по теме:Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами
Конспект урока, презентация, самоанализ....
Урок обучения грамоте по теме: "Согласные звуки л\л,м\м. Буквы Лл, Мм.
Урок обучения грамоте по ОС "Школа 2100"....
Урок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [х], [х , ], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х»
Данный урок разработан в системе УМК "Школа 2100"....
Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)
Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)...
Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".
Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....
урок обучения грамоте, 1 класс, "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"
Конспект урока обучение грамоте. Тема: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"...