Рабочая программа по русскому языку. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Перспектива 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Перспектива 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика курса

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

  1. коммуникативного;
  2. познавательного;
  3. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

 Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация[1];

• развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

 В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

 Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Место курса в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.

Во 2 классе на уроки русского языка отводится  170 ч (5 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

 Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
  • употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
  • употребление ъ и ь как разделительных знаков;
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Систематический курс русского языка

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. 

Лексика[2]. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных  на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
  • сочетания чк—чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах на -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

I. Тематическое планирование по обучению грамоте учебникам:

  1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.
  2. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.

II. Тематическое планирование по русскому языку к учебникам:

  1. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
  2. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
  3. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
  4. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
  5. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
  6. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
  7. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Планируемые результаты 2 класса

Личностные результаты

Обучающийся научится:

- понимать значимость речи для процесса общения;
- испытывать чувство гордости за родной язык; осознавать потребность в ----- освоении лексического богатства родного языка;

- уважительно относиться к языку и его традициям;

- осознавать необходимость свободного владения языком для
успешного общения;

- применять навыки культурного поведения при общении.
Обучающийся получит возможность:

         - развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование вежливых слов и т. п.); испытывать потребность в общении;
- осмысливать значение общения;
- понимать культурную значимость орфографически верной
письменной речи;

- осознавать необходимость писать грамотно;

- сформировать интерес к изучению истории русского языка;

- понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для

успешного общения людей, для определения культурного уровня

человека;

             - стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;  --развивать потребность к постоянному обогащению своего
словаря;

- проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
- научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;
- создавать собственные словесные произведения по образцу;
- понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;
- осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;

- научиться добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля),
усвоить негативное отношение к лени;
- усвоить уважительное отношение к семейным ценностям;
- осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;

- сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;

- научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;

- научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;

- расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;

- сформировать интерес и любовь к живой природе;
- сформировать гуманное отношение к домашним животным;

- соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;

- оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;

         - понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).


Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
- работать с моделями слова, звуковыми схемами;

- пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;

- контролировать свою речь в процессе общения.


Обучающийся получит возможность научиться:
- находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);
- сравнивать языковые единицы по разным критериям;

- развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на
группы);
- развивать абстрактное мышление при классификации слов
по частям речи;
- классифицировать языковые единицы по различным критериям;
- работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно
или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);
- понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
- сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;
- работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;
- развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений  из заданных слов и по рисунку, при изменении слов — названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);
- развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ещё не изученных орфограмм и т. п.);

- понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;

- понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;

- понимать обучающую задачу дидактических игр;

- принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;
- применять полученные знания для решения практических задач.

Предметные результаты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Обучающийся научится:

- ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
- различать устные и письменные формы общения;
- составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;
- составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
- понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
- понимать необходимость осознания значения слова и его
написания;

- называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);

- писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

- поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов, проявлять внимание, терпение к собеседнику, уважение к чужому мнению;

- понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

- составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
- составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление); иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

- понимать преимущества звуко-буквенного письма;
- осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;

- понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
- систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;

- находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;
- передавать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с по- мощью мягкого знака и букв
е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);
- разграничивать две функции букв
е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;
- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
- находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);

- понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
- понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого на- писания букв безударных гласных звуков, парных по звон- кости-глухости согласных, непроверяемых ударением;
- верно писать буквосочетания
жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный  характер и являются орфограммами;

- переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
- употреблять прописную букву;
- правильно писать слова с удвоенными согласными;

- правильно писать слова с непроизносимыми согласными;

- уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;

- употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;

- понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);

- пользоваться орфографическим и орфоэпическим словаря- ми, понимать их назначение;

- иметь представление о единообразном написании слова.

 Лексика
Обучающийся научится:

- формировать ценностное отношение к слову;

- расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;

- иметь представление о слове как двусторонней языковой единице,

имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;

- составлять двусторонние модели слов;

- формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;

- понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.
Обучающийся получит возможность:

- научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;

- научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;

- углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;

- углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов

синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально

 экспрессивной окрашенности);

- научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

- расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;

- понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

- называть части слова;
- выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;

- разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

- выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки

привносят в слово;

- различать предлоги и приставки;

- находить суффикс в слове, определять значение, которое придаёт слову

суффикс, и его роль в образовании новых слов;

- правильно употреблять окончание в устной и письменной речи

(простейшие случаи ударного окончания);

- объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

- формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в

определённом порядке и имеющих определённое значение;

- понимать принцип единообразного написания морфем;

- составлять слова с предложенными морфемами.

Морфология

Обучающийся научится:

- определять части речи по обобщённому значению предметности,  действия,

признака и по вопросам;

- понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях

словесного творчества.

Обучающийся получит возможность:

- научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к

определённым частям речи;

- получить образное представление о языке как о чётко организованной

структуре.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Обучающийся научится:

- находить имена существительные в предложении по вопросу и общему

значению предметности;

- определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными,

собственными и нарицательными существительными;

- осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных,

обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;

- определять число имён существительных.

Обучающийся получит возможность научиться:

- верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы

окончаний (в родительном падеже множественного числа).

ГЛАГОЛ

Обучающийся научится:

- находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;

- определять число глаголов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего

времени;

- на практическом уровне изменять глаголы по временам.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Обучающийся научится:

- находить в предложении имена прилагательные по их основному

грамматическому значению и по вопросу;

- определять связь имени прилагательного с именем существительным в

числе;

- классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

- редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;

- образовывать имена прилагательные от других частей речи.

СИНТАКСИС

Предложение

Обучающийся научится:

- выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на

письме;

- определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от

слова к слову;

- составлять предложения разных типов.

Текст

Обучающийся научится:

- озаглавливать текст;
- определять тему и главную мысль текста.
Обучающийся получит возможность научиться:

- практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;
- составлять план текста на основе памяток, образцов;
- составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).


Русский язык 2 класс  (170 часов по 5 часов в неделю)

Дата

п/п

Тема

Оборудование

Характеристика деятельности учащихся

1 четверть – 44 часа

Тема:  Мир общения – 18 часов

1неделя

01.09

  1. 1

1.Собеседники. Тема и цель общения

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения.  Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения.

Проявлять творческую активность. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Составлять диалоги на заданную тему.

02.09

  1. 2

2.Повторение. Устные и письменные формы речи.

Повторение. Культура устной и письменной речи

03.09

  1. 3

3.Слово. Значение слов в речи.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Выделять предложения из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя).

Различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа.

Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3-5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста  в 40-55 слов (с использованием вопросов).

04.09

  1. 4

4.Предложение в речевом общении.

2неделя

07.09

  1. 5

5.Слово и предложение. Упражнение в составлении предложений.

08.09

  1. 6

6.Типы предложений по цели высказывания.

Типы предложений по интонации

09.09

  1. 7

7.Упражнение в распознавании типов предложений по цели высказывания и интонации и составлении предложений.

10.09

  1. 8

8.Основные свойства текста. Заглавие текста.

11.09

9.Работа с текстами

3неделя

14.09

  1. 9

10.Упражнение в оформлении предложений на письме.

15.09

  1. 10

11.Типы текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

Мини-сочинение по картинкам «Роза» ( упр. 30)

16.09

  1. 11

12.Закрепление знаний о слове, предложении, тексте.

17.09

  1. 12

13.Обучающее сочинение-описание «Опиши своего любимца»

18.09

14.Работа над ошибками, допущенными в работе

4неделя

  21.09

  1. 13

15.Язык – главный помощник в речевом общении.

Основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст), их особенности.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Называть, сравнивать, различать основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст. Определять их роль в речи.

Объединять в группы языковые единицы.

Давать определения основным языковым единицам.

22.09

  1. 14

16.Административный предметный мониторинг по итогам повторения.

23.09

  1. 15

17.Работа над ошибками. Упражнение в составлении и записи предложений и текста.

24.09

18. Упражнение в составлении и записи предложений и текста.

Тема: Звуки и буквы. Слог. Ударение – 76 часов

25.09

  1. 16

1. Гласные и согласные звуки и буквы.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда.

Различать гласные и согласные звуки.

Классифицировать согласные звуки:  звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные).

Называть все буквы русского алфавита в алфавитном порядке.

Объяснять значение алфавита для работы с различными справочниками.

Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков.

5неделя

28.09

  1. 17

2. Алфавит. Использование алфавитного порядка начальных букв слов. Классификация гласных и согласных звуков.

29.09

  1. 18

3. Передача звуков речи на письме. Понятие орфограммы.

30.09

  1. 19

4. Расхождение произношения и написания. Понятие орфограммы.

01.10

  1. 20

5. Упражнение в распознавании и характеристике гласных и согласных звуков в словах.

02.10

6. Упражнение в распознавании и характеристике звуков в словах.

6неделя

05.10

  1. 21

7. Упражнение в распознавании и характеристике гласных и согласных звуков в словах.

  06.10

  1. 22

8.Звук [й] и буква й.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук.

Делить для переноса слова с буквой  й.

 

07.10

9. Перенос слов с буквой й в середине слова.

08.10

  1. 23

10.Обучающее изложение по сказке

К.Д. Ушинского «Утренние лучи»

09.10

  1. 24

11. Слова с буквой э в начале и в середине слова.

Орфографически верно писать слова с буквой э.

7неделя

  12.10

  1. 25

12. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

Обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью мягкого знака и гласных е, ё, ю, я , и.

Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласного звука на письме с помощью мягкого знака и гласных е, ё, ю, я , и.

Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3-5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста  в 40-55 слов.

Проводить звуко-буквенный анализ слов

Пошагово контролировать выполненное действие, при необходимости выявлять причину ошибки и корректировать её.

13.10

  1. 26

13. Обозначение мягкости согласного звука на письме с помощью мягкого знака.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

14.10

  1. 27

14. Упражнение в написании слов с мягким знаком на конце и в середине слова

15.10

  1. 28

15. Контрольное списывание по теме «Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами»

16.10

16. Работа над ошибками, допущенными в работе

8неделя

19.10

  1. 29

17. Обозначение мягкости согласного звука на письме с помощью гласных е, ё, ю, я ,и.

20.10

  1. 30

18. Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

21.10

  1. 31

19. Контрольный диктант по итогам 1 четверти

22.10

20. Работа над ошибками, допущенными в работе

23.10

  1. 32

21. Сравнение и написание слов с твердыми и мягкими согласными звуками.

9неделя

26.10

  1. 33

22. Закрепление по теме «Звуки и буквы»

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Применять алгоритм исправления ошибок и оценивать своё умение это делать.

Писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

Объяснять, почему эти написания являются традиционными.

Проводить звуко-буквенный анализ слов

27.10

  1. 34

23. Обучающее изложение по тексту «Галка»

28.10

24.Работа над ошибками, допущенными в работе

29.10

  1. 35

25. Шипящие согласные звуки. Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу- сохранение традиций в написании русских слов

30.10

  1. 36

26. Упражнение в написании слов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2 четверть – 35 часов

   10

неделя

  09.11

  1. 37

27. Упражнение в написании слов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

Объяснять, почему эти написания являются традиционными.

Проводить звуко-буквенный анализ слов

10.11

  1. 38

28. Обучающее сочинение по картинке «Чаепитие»

11.11

29. Работа над ошибками, допущенными в работе

12.11

  1. 39

30.  Упражнение в написании слов с орфограммами чк, чн, щн .

13.11

  1. 40

31. Упражнение в написании слов с орфограммами чк, чн, щн .

11

неделя

  16.11

41

32. Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику

Проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Переносить слова по слогам.

17.11

  1. 42

33. Правила переноса слов.

 Упражнение в переносе слов

18.11

  1. 43

34. Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове.

Объяснять роль ударения в слове. Знать способы определения ударного слога в слове. Определять ударный слог в словах.

Работать с орфоэпическим словарем, объяснять его назначение.

Находить в тексте слова с безударным гласным в корне. Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм ее проверки.

Уметь применять правила в диктанте.

19.11

  1. 44

35. Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

20.11

36. Работа над ошибками, допущенными в работе

12

неделя

23.11

  1. 45

37. Упражнение в определении ударного слога в словах. Орфоэпический словарь.

  24.11

  1. 46

38. Упражнение в определении ударного слога в словах.

25.11

  1. 47

39. Сравнение произношения и написания безударных звуков в словах.  

26.11

40. Способы изменения слова для проверки написания безударных гласных.

27.11

  1. 48

41. Способы изменения слова для проверки написания безударных гласных.

Находить в слове и объяснять орфограмму. Подбирать проверочные слова.

13 неделя

  30.11

  1. 49

42. Алгоритм проверки безударных гласных в слове

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Работать с орфоэпическим словарем, объяснять его назначение.

Понимать отличие алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением.

Уметь применять правила в диктанте.

Уметь  работать с орфографическим словарём

Применять алгоритм исправления ошибок и оценивать своё умение это делать.

01.12

  1. 47

43. Упражнение в проверке  и написании слов с безударными гласными.

02.12

  1. 48

44. Упражнение в проверке  и написании слов с безударными гласными.

03.12

45. Обучающее изложение «Лев»

04.12

46. Работа над ошибками, допущенными в работе

14 неделя

07.12

47. Правописание слов с проверяемым и непроверяемым написанием.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику

Находить  в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать по диктовку словарные слова. Работать с орфографическим словарём.

08.12

48. Правописание слов с проверяемым и непроверяемым написанием.

09.12

49. Административный мониторинг

10.12

50. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.

Находить в слове и объяснять орфограмму. Изменять слово так, чтобы орфограмму в слове можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Находить в слове и объяснять орфограмму.

11.12

51. Обозначение одинаковых согласных звуков разными буквами.

15 неделя

14.12

52.Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных.

15.12

53. Контрольное списывание «Лесная оттепель» (упр.170)

16.12

54. Алгоритм проверки парных по звонкости-глухости согласных на конце и в середине слова.

17.12

55. Упражнение в проверке и написании слов с парными согласными.

18.12

56. Упражнение в проверке и написании слов с парными согласными.

16 неделя

21.12

57. Обучающее изложение по тексту

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы

Учебник, иллюстрации.

Находить в слове и объяснять орфограмму.

Изменять слово так, чтобы орфограмму в слове можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными.

22.12

58. Слова с удвоенными согласными.

23.12

59. Слова с удвоенными согласными.

24.12

60. Работа над ошибками, допущенными в работе

25.12

61. Слова с удвоенными согласными.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику

3 четверть – 52 часа

17 неделя

11.01

62. Непроизносимые согласные. Способы проверки

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Находить в слове и объяснять орфограмму.

Изменять слово так, чтобы орфограмму в слове можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми  согласными

12.01

63. Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными.

13.01

64. Обучающее изложение «Прощание с осенью»

14.01

65. Слова с разделительным мягким и твёрдым знаками.

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака.

Находить в слове и объяснять орфограмму.

Писать орфографически правильно слова с  разделительным мягким и твёрдым знаком.

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака.

Находить в слове и объяснять орфограмму.

Писать орфографически правильно слова с  разделительным мягким и твёрдым знаком.

15.01

66. Мягкий знак разделительный и показатель мягкости.

18 неделя

18.01

67. Употребление разделительного мягкого знака.

19.01

68. Письмо поздравлений.

20.01

69. Употребление разделительного твёрдого знака.

21.01

70. Обучающее сочинение по картинке «На катке»

22.01

71. Работа над ошибками, допущенными в работе

19 неделя

25.01

72. Употребление разделительного твёрдого знака.

26.01

73. Упражнение в написании слов с изученными правилами.

27.01

74. Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

28.01

75. Работа над ошибками, допущенными в работе

29.01

76. Закрепление по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

Тема: Слово и его значение – 20 часов

20 неделя

01.02

95.

1. Что рассказало слово. Звучание и значение слова.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Интерактивная доска, проектор,  СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму.

Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов

Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым).

Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей.

Распознавать имена собственные и мена нарицательные, различать их по функциям.

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение  многозначного слова в конкретном тексте.

Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.

Объяснять роль синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях.

Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль.

Объяснять семантику фразеологических оборотов и использовать их в собственной речи.

Наблюдать за строением слова на наглядно образных моделях. Называть части слова. Доказывать родство слов.

Распределять слова по тематическим группам, дополнять тематические своими словами. Понимать язык как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов окружающего мира.

02.02

96.

2. Этимология слова (происхождение его значения)

03.02

97.

3. Обучающее изложение по тексту.

04.02

98.

4. Работа над ошибками, допущенными в работе

05.02

99.

5. Упражнение в написании имён собственных.

21 неделя

08.02

100.

6. Упражнение в написании имён собственных.

09.02

101.

7. Слова с несколькими значениями.

10.02

102.

8. Слова с несколькими значениями.

11.02

103.

9. Контрольное списывание

12.02

104.

10. Работа с тестами

22 неделя

15.02

105.

11. Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

16.02

106.

12. Слова, близкие по значению (синонимы).

17.02

107.

13. Слова, близкие по значению (синонимы).

18.02

108.

14. Слова противоположные по значению (антонимы).

19.02

109.

15. Слова противоположные по значению (антонимы).

23 неделя

20.02

110.

16. Устойчивые сочетания слов

24.02

111.

17. Тематические группы слов.

25.02

112.

18. Обучающее сочинение «Что значит выражение «Работать засучив рукава»»

26.02

113.

19. Работа над ошибками, допущенными в работе

24 неделя

29.02

114.

20. Закрепление по теме «Слово и его значение».

Тема: Состав слова – 17 часов

01.03

115.

1. Как собрать и разобрать слово.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Наблюдать за строением слова на наглядно образных моделях. Называть части слова. Доказывать родство слов.

Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Объяснять лексическое значение корня

Применять алгоритм проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова.

Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка. Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами.

Употреблять при написании слов разделительный мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в написании мягкого и твёрдого знаков

Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придаёт слову суффикс.

Правильно употреблять окончание, объяснять его роль для связи слов в предложении и словосочетании.

Уметь применять правила в диктанте.

02.03

116.

2.Части слова

03.03

117.

3. Административный мониторинг                

04.03

118.

4. Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

25 неделя

09.03

119.

5. Единообразное написание корня в родственных словах.

10.03

120.

6. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

11.03

121.

7. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

26 неделя

14.03

122.

8. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

15.03

123.

9. Контрольный диктант по итогам 3 четверти

16.03

124.

10. Работа над ошибками, допущенными в работе

17.03

125.

11.  Приставка. Её роль в слове.

18.03

126.

12. Приставка. Употребление разделительного твёрдого знака.

27 неделя

21.03

127.

13. Роль суффикса в слове.

22.03

  128.

14. Значение некоторых суффиксов

23.03

129.

15. Окончание, его основная функция

24.03

130.

16. Обучающее сочинение «Описание природы»

25.03

131.

17. Повторение по теме «Состав слова»

4 четверть – 39 часов

Тема: Части речи – 27 часов

28 неделя

04.04

132.

1. Что такое части речи.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, таблицы по темам, картины русских художников

Определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам, правильно употреблять их в речи.

Использовать в процессе выполнения задания и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно-образного и логического мышления.

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Употреблять формы слова в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка

Определять число имён существительных.

Находить в предложении глаголы по вопросам и общему значению действия. Определять число глаголов.

Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

Находить в предложении глаголы по вопросам и общему значению действия. Определять число глаголов.

Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

05.04

133.

2. Части речи, как группы слов, объединённых общим значением.

06.04

134.

3. Итоговый контроль МЦКО

07.04

135.

4. Работа над ошибками, допущенными в работе

08.04

136.

5. Имя существительное как часть речи.

29 неделя

11.04

137.

6. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

12.04

138.

7. Имена существительные собственные и нарицательные.

13.04

139.

8. Изменение имён существительных по числам. Употребление некоторых существительных во множественном числе.

14.04

140.

9. Контрольный диктант по теме «Части слова»

15.04

141.

10. Работа над ошибками, допущенными в работе

30 неделя

18.04

142.

11. Глагол как часть речи. Роль глаголов в речи.

19.04

143.

12. Изменение глаголов по числам и временам.

20.04

144.

13. Изменение глаголов по числам и временам.

21.04

145.

14. Обучающее изложение «Каникулы в деревне»

22.04

146.

15. Имя прилагательное как часть речи.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении.

Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая их с синонимическим  или антонимическим значением.

31 неделя

25.04

147.

16. Роль имён прилагательных в речи.

26.04

148.

17. Изменение имён прилагательных по числам.

27.04

149.

18. Контрольное изложение «Как слон спас хозяина от тигра» (Упр.164)

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой.

Выбирать предлоги согласно литературным нормам.

Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

28.04

150.

19. Работа над ошибками, допущенными в работе.

29.04

151.

20. Изменение имён прилагательных по родам.

32 неделя

04.05

152.

21. Обобщение знаний об основных частях речи.

05.05

153.

22. Обучающее сочинение «Весеннее утро» (стр.104-105)

06.05

154.

23. Работа над ошибками, допущенными в работе

10.05

155.

24. Предлог, его роль в речи.

11.05

156.

25. Правописание предлогов со словами.

12.05

157.

26. Обучающее сочинение по картине

13.05

158.

27. Предлог и приставка

Тема: Предложение. Текст. – 10 часов

33 неделя

16.05

159.

1. Смысловая и интонационная законченность предложения.

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации, платы, таблицы по темам, картины русских художников

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации.

Составлять предложения, разные по цели высказывания.

Находить в предложении главные члены.

Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами по аналогии с учебным текстом.

Предлагать  варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом.

Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

17.05

160.

2. Главные члены предложения.

18.05

161.

3. Распространённое и нераспространённое предложение.

19.05

162.

4. Контрольный диктант по итогам изученного во 2 классе

20.05

163.

5. Работа над ошибками, допущенными в работе.

34 неделя

23.05

164.

6. Связь слов в предложении.

24.05

165.

7. Текст. Определение текста.

25.05

166.

8. Типы текстов.

26.05

167.

9. Записка, приглашение и письмо как один из видов текста.

27.05

168.

10. Письмо

Тема: Повторение изученного за год – 2 часа.(резервные уроки)

  169.

1. Повторение по теме «Предложение»

Интерактивная доска, проектор, СD звуковое приложение к учебнику

  170.

2. Повторение изученного за год


[1] Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса.

[2] Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку В.В. Репкин, Е.В.Восторгова, 1 класс

Данная  рабочая  программа  поможет  учителям, работающим в системе РО Эльконина - Давыдова скоректировать  свою  работу....

Рабочая программа по русскому языку по системе РО Л.В.Занкова, 3 класс по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку разработана  на основе требований Федеральных государственных образовательных  стандартов  общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 ...

Рабочая программа по русскому языку В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 1 класс

Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя: планируемые результаты освоения учебного...

Рабочая программа по русскому языку на основе ФГОС. УМК "Школа России". 1 класс.

Данная рабочая программа составлена с требованиями ФГОС по авторской программе Рамзаевой Т.Г. В ней содержится примерная программа к  "Чудо-прописям"  Илюхиной В.А....

Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...