Рабочая программа по русскому языку 1 класс на 2015-2016 учебный год
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 1 класс на 2015-2016 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_russkomu_yazyku.docx | 98.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы ОО, Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.
Цели и задачи курса
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека1.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, элементов синтаксиса;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка отводится в 1 классе – 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) – уроки обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) – уроки русского языка.
Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости–глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный–согласный; гласный ударный–безударный; согласный твёрдый–мягкий, парный–непарный; согласный звонкий–глухой, парный–непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова, синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Синтаксис. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные (без ввода терминов).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения7
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в __1___ классе обучаются дети, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся класса будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Учебно-методическое обеспечение
- Печатные пособия.
1. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015.
2. Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте : чтение и письмо. 1 класс / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2011.
3. Канакина, В. П. Русский язык / В. П. Канакина [и др.] // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
4. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы. Предметная линия учебников «Школа России» : пособие для учителей общеобразоват. организаций (Федеральный государственный образовательный стандарт) / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2014.
5. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.
6. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2015.
7. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : метод. пособие с поурочными разработками : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2015.
8. Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы: сборник диктантов и самостоятельных работ : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М. : Просвещение, 2014.
2. Информационно-коммуникативные средства.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 1 класс» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (М.: Образование-Медиа, 2011). (CD)
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
2. Наборы предметных (сюжетных) картинок.
3. Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов.
4. Технические средства обучения.
1. Магнитная доска.
2. Персональный компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экспозиционный экран.
5. Оборудование класса.
1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (50 ЧАСОВ)
№ | Дата | Тема урока | Решаемые проблемы (цели) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
понятие | предметные результаты | УУД | личностные результаты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 четверть (15 часов) НАША РЕЧЬ (2 ч) | |||||||
1 | 09.03 | Знакомство | Проблема. О ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Можно ли применить эти слова к животным? Почему? Цели: познакомить с учебником, его структурой; дать первоначальное представление о речи, её значении в жизни людей, об основных видах речевой деятельности человека; совершенствовать умение списывать предложения | Язык, речь, русский язык | Познакомятся с элементами учебной книги, условными знаками и их ролью при работе с учебником. Научатся высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, списывать предложение, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета | Регулятивные: формулировать и удер-живать учебную задачу; предвосхищать результат. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, использовать в общении правила вежливости | Высказыва-ются о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявляют уважение к языкам других народов |
2 | 10.03 | Язык и речь, их значение в жизни людей | Проблема. Что легче и проще – слушать? Говорить? Читать? Писать? Цели: дать первоначальное понятие об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения | Родной язык, язык русского народа, устная и письменная речь | Научатся: различать устную и письменную речь; анализировать в процессе совместного обсуждения сферы употребления в России русского языка и национальных языков; читать, писать, понимать прочитанное на государствен- | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; подвести под понятие на основе распознава- | Уважают |
ном языке РФ; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» | ния объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятное для партнёра высказывание | ||||||
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ (3 ч) | |||||||
3 | 11.03 | Общее представление о тексте и предложении | Проблема. Любую ли речь, любое ли речевое высказывание мы будем называть текстом? Почему? Что мы назовём текстом? Цели: дать общее представление о тексте и предложении как единицах речи; проверить знания детей о правилах оформления предложений на письме | Текст, предложение, словарные слова | Познакомятся с единицами речи: предложением и текстом. Научатся: выделять предложения из речи; правильно оформлять их на письме; без ошибок писать словарные слова «воробей», «ворона» | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; предвосхищать результат. Познавательные: характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста. Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Мотивация учебной деятельности |
4 | 14.03 | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Оформление предложений | Проблема. Как в устной речи выделяются предложения и как они оформляются в письменной речи? Цели: организовать наблюдения над тем, как меняется значение предложений в зависимости от цели высказывания, логического словесного ударения, интонации; дать первое представление о диалогической речи и правилах её оформления на письме | Точка, | Познакомятся с оформлением на письме различных по цели высказывания и интонации предложений, диалога. Научатся: наблюдать за особенностями собственной речи, над постановкой тире в диалогической речи; выразительно читать текст по ролям; соблюдать в устной речи интона- | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание; сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения | Проявляют уважительное отношение к иному мнению, демонстрируют навыки сотрудничества в разных ситуациях |
в устной и письменной речи. Диалог | цию конца предложения; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; писать слова в предложении раздельно | коммуникативных и познавательных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога, выразительно читать текст по ролям | |||||
5 | 15.03 | Упражнение в составлении предложений и текста | Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно составить предложение? Текст? Цели: дать первоначальное представление о том, как составляется из слов предложение, а из предложений текст; развивать умение составлять предложение и текст | Границы предложения, смысловая связь пред-ложений в тексте | Познакомятся с деформированными предложениями и текстами. Научатся анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения, составлять из слов и сочетаний слов предложения, сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: различать на слух набор предложений и текст; экспериментировать с частями текста (перестановка). Коммуникативные: приобретать коллективный опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме | Осознают ответственность человека за общее благополучие; проявляют доброжелательность |
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (4 ч) | |||||||
6 | 16.03 | Слово. Роль слов в речи | Проблема. Для чего нужны слова? Цели: дать представление о сло-ве как единице речи; познакомить с некоторыми тематическими группами слов | Слово, обобща- ющее слово | Познакомятся с понятием «слово» как единицей речи. Научатся: различать слово и обозначаемый им предмет; классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, мебель, растение и т. п.) в тематические группы | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; предвосхищать результат. Познавательные: устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, осуществлять сериацию. Коммуникативные: работать в группе – составлять загадки, кроссворды, ребусы; оценивать результаты работы участников группы | Осущест-вляют са-мооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
7 | 17.03 | Слова – названия предметов | Проблема. Что могут называть слова? | Слова – названия предметов | Узнают, что слова могут обозначать предмет, признак, действие предмета. | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхожде- | Демонстри-руют навыки сотруд- |
явлений, признаков и действий предметов | Цели: учить различать предме-ты, признаки и действия предметов и слова, обозначающие предметы, признаки и действия; учить правильно ставить к словам вопросы; различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия, по вопросам | и явлений, признаков и действий предметов | Научатся: различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета), ставить к словам вопросы; моделировать предложения (распространять и сокращать) | ния эталона, реального действия и его результата; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: приобретать опыт в различении слов – названий предметов и явлений, признаков и действий предметов по лексическому значению и вопросу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | ниества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и найти выход из спор-ных ситуаций | ||
8 | 18.03 | Слова – названия предметов и явлений, признаков, действий предметов | Проблема. Всегда ли слово называет каждый отдельный предмет? Цели: учить различать слова – названия предметов и явлений, признаков, действий предметов по значению и вопросу, ставить к словам вопросы, работать | Слова – названия предметов и явлений, признаков | Познакомятся с толковым словарём. Научатся находить значения слова в словаре, приобретут опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов, составлять предложения с любым словом и его записывать | Регулятивные: действовать по плану, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: моделировать пред-ложение (распространять и сокращать), оценивать достоверность информации. Коммуникативные: слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль | Осущест- |
9 | 21.03 | Вежливые | Проблема. Какие слова мы называем «вежливыми»? Сколько значений может быть у слова? Цели: учить употреблять вежливые и ласковые слова в речи; формировать представление | Вежливые слова, однозначные, многознач-ные слова, близкие | Научатся: употреблять однозначные и многозначные слова, а также слова, близкие и противоположные по значению в речи; использовать прочитанные слова для построения связ- | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: наблюдать в речи и самостоятельно употреблять вежливые, однозначные, многозначные, близ- | Придерживаются в поведении социальных норм |
гадки русс-ких слов | словах; познакомить со слова-рём близких и противоположных по значению слов; составлять текст по рисунку и опорным словам | и противо-положные по значению слова | ного рассказа; оценивать результаты теста. Овладеют речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения | кие и противоположные по значению слова. Коммуникативные: адекватно выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания | |||
СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ (6 ч) | |||||||
СЛОВО И СЛОГ (2 ч) | |||||||
10 | 22.03 | Слог как часть слова. Слогообразу- | Проблема. Как определить, сколько в слове слогов? Цели: уточнять представления о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; учить определять количество слогов в слове; обогащать лексику; развивать умение составлять предложения из данных слов по рисунку | Слог, слогообразующая роль гласных, деление слов на слоги | Научатся: наблюдать над слоговой структурой различных слов, слогообразующей ролью гласных звуков; классифицировать слова по количеству в них слогов; определять количество в слове слогов; составлять из предложенных слогов слова | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. Коммуникативные: участвовать в совместной работе по слоговому анализу слов | Проявляют уважительное отношение к иному мнению |
11 | 23.03 | Выделение слогов в слове | Проблема. Любой ли звук может образовать слог? Какие слова не делятся на слоги? Цели: совершенствовать умения выделять слоги в слове разными способами, соотносить с его слоговой схемой; учить правильно писать словарные слова, составлять предложения и текст по рисунку | Слог, сло-гообразу-ющая роль гласных, деление слов на слоги, словарные слова | Познакомятся с разными способами определения слогов в слове. Научатся: находить слово по данным моделям, выбирая его из ряда предложенных; самостоятельно подби-рать примеры слов с за-данным количеством слогов; правильно писать сло- | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа ре-шения, оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к нему. Познавательные: анализировать модели слов, сопоставлять их по коли-честву слогов; сравнивать модели звукового состава: находить сходство и | Проявляют доброжелательность |
варные слова; составлять предложения и текст по рисунку | различия. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | ||||||
ПЕРЕНОС СЛОВ (2 ч) | |||||||
12 | 24.03 | Правила переноса слов (первое представление): паро-ход, зво-нок | Проблема. Как перенести слово с одной строки на другую? Цели: познакомить с правилом переноса слов по слогам; формировать умение переносить слова с одной строки на другую; повторить написание словарных слов | Правила переноса слов, словарные слова | Узнают способы перено-са слов с одной строки Научатся: определять способы переноса слов (ро-машка; ромаш-ка); использовать правила переноса в простых случаях; правильно писать словарные слова; списывать в соответствии с изученными правилами | Регулятивные: оценивать правильность переноса слов; контролировать процесс выполнения письменных заданий. Познавательные: определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Коммуникативные: в ходе обсуждения в группах осознавать необходимость переноса | Демонстрируют начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире |
13 | 25.03 | Перенос слов (ос- новные правила). Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа | Проблема. Чем различается деление слов на слоги и для переноса? Цели: познакомить со словами, которые нельзя переносить | Правила переноса слов, непереносимые слова, сравнение | Познакомятся с понятием «сравнение». Научатся: определять способы переноса слов (ро-машка; ромаш-ка); делить слова для переноса с одной строки на другую; находить в тексте слова, которые нельзя разделить для переноса; подбирать примеры сравнений | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: анализировать способы переноса слов в тексте, сравнивать слова по способам переноса. Коммуникативные: в ходе обсуждения в парах осознавать, с какой целью авторами художественных произведений используются сравнения | Принимают образ «хорошего» ученика |
УДАРЕНИЕ (2 ч) | |||||||
14 | 04.04 | Ударение. Ударные и безударные слоги | Проблема. Как определить ударение в слове? Цели: уточнить представления об ударении, ударном и безудар-ном слогах; познакомить с орфографическим словарём, учить правильному произношению слов, развивать умение определять в слове ударный слог; находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове | Ударение, ударные | Уточнят: представление об ударении. Познакомятся с поняти- Научатся: находить в сло-ве ударный и безударный слоги; работать с орфоэпическим словарём; произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения | Регулятивные: находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове. Познавательные: сравнивать модели слогоударной структуры слова, подбирать к ним слова. Коммуникативные: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; использовать в общении правило вежливости | Проявляют сотрудничество в разных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и найти выход из трудной ситуации |
15 | 05.04 | Ударение. Словообразующая роль ударения | Проблема. Может ли влиять ударение на смысл слова? Цели: дать представление | Скороговорка, орфоэпический словарь, словообразующая роль ударения, омографы | Познакомятся со словообразующей ролью ударения и понятием «омографы». Научатся: составлять простейшие слогоударные модели слов; работать с орфоэпическим словарём; находить в нём нужную информацию, составлять сказку по её началу, заключительной части и рисункам к сказке; работать со словарными словами | Регулятивные: контролировать этапы своей работы; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; находить и выделять необходимую информацию из различных источников. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятные для партнера высказывания | Осуществляют самооценку |
4 четверть (35 часов)
ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ч) | |||||||
ЗВУКИ И БУКВЫ (2 ч) | |||||||
16 | 06.04 | Звуки и буквы | Проблема. Как обозначаются звуки речи на письме? Чем отличаются звуки от букв? Цели: дать общее представление о звуках и буквах русского языка, о различении звуков | Звук, бук-ва, устная, письменная речь | Узнают отличительные признаки звуков и букв. Научатся: находить заданный звук в начале, середине и в конце слова; приводить примеры слов с этим звуком; различать звуки и буквы; определять звук по его характеристике; группировать звуки по заданному основанию | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям; группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв. Коммуникативные: проявлять актив-ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность за свои поступки |
17 | 07.04 | Звуки и буквы. Звуковая запись слов | Проблема. В какой речи мы используем звуки, а в какой – буквы? Цели: дать первоначальное представление об условном обозначении звуков речи в звуковой записи слов; учить сопоставлять звуковые и буквенные записи слов, различать звуки в услышанном слове и правильно обозначать звуки буквами | Словарные слова, условные звуковые обозначения слов | Познакомятся с принятыми в русском языке обозначениями звуков, с правилами звукобуквенного анализа слов. Научатся: работать со «Страничкой для любознательных»; распознавать условные обозначения звуков речи; приводить примеры гласных звуков, твёрдых–мягких, звонких–глухих согласных | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (звуковая запись слова); оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков; наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы | Проявляют уважительное отношение к иному мнению |
РУССКИЙ АЛФАВИТ, ИЛИ АЗБУКА (2 ч) | |||||||
18 | 08.04 | Русский алфавит, | Проблема. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит? Цели: познакомить с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; упражнять в запоминании названия букв и порядка букв в алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом | Алфавит, азбука, правильное название букв | Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей. Научатся называть буквы в алфавитном порядке; работать с памяткой «Алфавит» в учебнике; осуществлять самостоятельную проверку выполненного задания по учебнику | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: сравнивать начертания букв русского и английского языка на клавиатуре компьютера, устанавливать сходства и различия. Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита, соблюдать правила вежливости | Имеют представление о своей этнической принадлежности |
19 | 11.04 | Алфавит, | Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно, в алфавитном порядке, записывать буквы, слова? Цели: отрабатывать умения правильно называть буквы алфавита, определять место буквы в алфавите, записывать слова в алфавитном порядке, находить слова в словарике учебника | Словарь, алфавитный порядок, орфографический словарь | Познакомятся с орфографическим словарём. Научатся располагать заданные слова в алфавитном порядке, правильно называть буквы алфавита, работать со словарными словами, правильно писать буквы, сравнивать с предложенным образцом, оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют; применять знания алфавита при пользовании каталогами, справочниками, словарями. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач (работа со «Страничкой для любознательных», знакомство с этимологией слов) | Проявляют уважение к родному языку и языкам других народов |
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч) | |||||||
20 | 12.04 | Буквы, обозначающие гласные звуки | Проблема. Как различать гласный звук среди других звуков в слове? Цели: показать слогообразу- ющую и смыслоразличительную роль гласных звуков, закрепить знания о гласных звуках и буквах, развивать умение различать гласные по их характерным особенностям, правильно произносить гласные звуки | Гласный звук, буква, слогообразующая и смыслоразличи-тельная роль гласных звуков | Познакомятся со слогообразующей и смысло-различительной ролью гласных звуков. Научатся: различать гласные по их характерным особенностям; правильно произносить гласные звуки; распознавать гласные звуки среди других звуков в слове; применять знание алфавита при пользовании словарями | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (определение количества гласных звуков в слове) и условиями её реализации. Познавательные: анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.; наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Демонстрируют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и найти выход из спорных ситуаций |
21 | 13.04 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове | Проблема. Какую «работу» выполняет в слове буква, обозначающая гласный звук? Цели: совершенствовать знания о гласных звуках, роли букв для гласных в слове; учить проводить наблюдения над смыслоразличительной функцией гласных в слове, распознавать гласные среди других звуков в слове, рассуждать по предложенной теме | Функции букв е, ё, ю, я, сло-варные слова | Узнают функции букв е, ё, ю, я в слове. Научатся соотносить количество звуков и букв | Регулятивные: предвосхищать результат; различать способ и результат действия. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Коммуникативные: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Проявляют положительное отношение к школе |
22 | 14.04 | Слова с буквой э. Составление развернутого ответа на вопрос | Проблема. Что мы знаем о словах с буквой э? Цели: познакомить со словами с буквой э; показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков; развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э; состав-лять развернутый ответ на вопрос по содержанию сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка» | Заимствованные слова, толковый словарь | Познакомятся с понятием «заимствованные слова», с толковым словарём русского языка. Научатся: различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э; записывать слова с буквой э и делить их на слоги; находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника | Проявляют уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов |
УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (5 ч) | |||||||
23 | 15.04 | Ударные | Проблема. Когда надо проверять написание гласной буквы в слове? Как это сделать? Цели: уточнять представления об ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произнесением и написанием ударных и безударных гласных в слове | Ударные и безудар-ные гласные, памятка | Познакомятся с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Научатся: различать гласные в ударных и без-ударных слогах; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой нужно проверить; писать зрительно-слуховой диктант | Регулятивные: использовать прием планирования учебных действий; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения орфографических задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Осущест- |
24 | 18.04 | Наблюдение над обозначением гласных звуков | Проблема. Каким способом можно подобрать проверочное слово для проверки безударной гласной? Цели: провести наблюдения | Проверочное слово, проверя- | Познакомятся с одним из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге. Научатся подбирать прове | Регулятивные: формулировать и удер-живать учебную задачу, использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный | Проявляют уважительное отноше-ние к иному мнению, |
буквами в ударных и безударных слогах (общее представление) | над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; учить одному из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге, подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге | ложные и односложные слова, безударный слог | рочное слово для обосно-вания написания гласной в безударном слоге, изменять форму слова, различать проверочное и проверяемое слова, запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах | гласные звуки в слове. Познавательные: решать орфографические задачи в соответствии с темой урока. Коммуникативные: совместно обсуждать план и способ действия при выполнении заданий и работы над ошибками | доброжелачивостьтельность | ||
25 | 19.04 | Обозначение гласных звуков буквами | Проблема. В каких случаях написание гласной надо проверять? Почему? Цели: учить правильному обозначению гласных звуков в ударных и безударных слогах; развивать умение подбирать провероч-ное слово разными способами и обосновывать правильность написанного; соотносить заголовок с рисунком; составлять по рисунку предложения; познакомить с орфографическим словарём | Ударный и безударный слоги, форма слова, проверочное и проверяемое слова, орфографический словарь | Познакомятся с правилом проверки слов с безударной гласной. Научатся: подбирать проверочное слово разными способами и обосновывать правильность написанного; контролировать произношение и написание слов, работать с орфографическим словарем учебника, находить в нем информацию о правописании слов | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: выполнять задания в группах – расстановку гласных в словах | Демонстрируют самостоятельность, осознают личную ответ-ственность за свои поступки |
26 | 20.04 | Обозначение гласных звуков буквами | Проблема. Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук? Цели: учить писать двусложные слова с безударной гласной, проводить наблюдения над написанием гласной в одинаковой | Словарные слова, фор-ма слова, проверочное и проверяемое слова | Познакомятся с приёмом планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Научатся: подбирать проверочное слово разными способами и обосновы | Регулятивные: использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (домá – дóм, травá – трáвы). Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при подборе проверочных слов. | Проявляют навыки со-трудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов |
ных слов | части однокоренных слов, обосновывать правильность написания безударной гласной | вать правильность написанного; работать с орфографическим словарём; находить информацию о правописании слов | Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | и найти выход из спор-ных ситуаций | |||
27 | 21.04 | Правило обозначения буквой ударного гласного звука в дву-сложных словах. Проверочный диктант | Проблема. Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании гласной в безударном слоге? Цели: учить подбирать проверочное слово, обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением гласной в безударном слоге двусложных слов, работать с орфографическим словарём | Способы проверки безударных гласных, общая часть слов | Научатся: подбирать проверочное слово; обосновы-вать написание проверяемой и не проверяемой ударением гласной в безударном слоге двусложных слов; писать под диктовку текст; составлять устный рассказ по рисунку и опор-ным словам | Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения во время работы над ошибками; использовать в общении правила вежливости | Принимают образ «хорошего ученика» |
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч) | |||||||
28 | 22.04 | Буквы, обозначающие согласные звуки | Проблема. Как различить согласные звуки в слове? Цели: проверить знания об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове | Согласный звук, буква, признаки согласного звука, рифма | Познакомятся со смыслоразличительной ролью согласных в слове. Научатся: различать в слове согласные звуки по их признакам; наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить; различать согласные звуки | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (особенности согласных звуков) и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении характеристики звука.Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; принимать участие | Проявляют интерес к учебной деятельности |
и буквы, обозначающие согласные звуки; дифференцировать гласные и согласные звуки | в работе парами | ||||||
29 | 25.04 | Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными | Проблема. Чем интересны слова с двойными согласными? Как можно переносить эти слова? Цели: развивать умения различать согласные звуки в слове, обозначать их буквами; познакомить со словами с удвоенными согласными, способом переноса слов (ван-на, кас-са) | Слова | Познакомятся с написа-нием и произношением слов с удвоенными согласными. Научатся: применять способ переноса слов с удвоенными согласными; определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (деление слов для переноса). Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Осущест-вляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
30 | 26.04 | Буквы й и и. Звуки [й’] | Проблема. Чем различаются звуки [и] и [й’]? Почему звук [й’] не образует слог? Цели: воспроизвести знания из слогов, в одном из которых есть звук [й’], определять способы переноса слов с буквой «и краткое» | Словарные слова, толковый словарь, перенос слов, форма слова | Познакомятся со способом переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка). Научатся различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]; составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’]; делить слово для переноса с буквой «и краткое» и удвоенными согласными; анализировать звучащую речь; работать с толковым словарём | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка); контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Проявляют эстетические потребности, ценности |
ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч) | |||||||
31 | 27.04 | Твёрдые | Проблема. Как обозначается на письме твердый и мягкий согласный звук? Цели: развивать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных | Твёрдые и мягкие согласные звуки, буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков | Познакомятся с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных. Научатся: различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’] | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач (условное обозначение твёрдости–мягкости). Коммуникативные: формулировать свои затруднения, собственное мнение и позицию; задавать вопросы | Демонстрируют положительное отношение к школе |
32 | 28.04 | Парные твёрдые и мягкие согласные звуки | Проблема. От чего зависят твердость и мягкость согласных звуков в слове? Цели: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, воспроизводить знания о парных и непарных по твёрдости–мягкос-ти согласных звуках, а также о ро-ли букв е, ё, ю, я в слове, правильно обозначать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки | Парные твёрдые | Научатся: различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки; определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки; правильно обозначать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при определении твёрдости–мягкости согласных. Познавательные: осуществлять классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии. Коммуникативные: проявлять актив-ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Осущест-вляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
33 | 28.04 | Твёрдые | Проблема. Чего больше – твердых и мягких согласных звуков или букв, обозначающих эти согласные звуки? Цели: развивать умения обозначать буквами твёрдые и мягкие согласные звуки; обосновывать | Звуковая запись слова, интонация | Научатся обозначать | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: использовать приёмы осмысленного чтения при работе | Понимают чувства других людей и сопереживают им |
написание слов на изученные правила; различать роль букв е, ё, ю, я в слове | орфографически и орфоэпически; демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений | с текстами. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль при работе в паре | |||||
МЯГКИЙ ЗНАК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА (3 ч) | |||||||
34 | 29.04 | Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове | Проблема. Как на письме обозначается мягкость (твердость) согласных звуков? Цели: показать роль мягкого знака в слове; развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным в конце и середине слова перед другим согласным, обозначать мягкость согласного в конце слова мягким знаком | Мягкий знак – по-казатель мягкости, кроссворд | Узнают о роли мягкого знака в слове. Научатся различать | Регулятивные: предвосхищать результат; использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью; строить понятные для партнёра высказывания | Осознают экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру |
35 | 29.04 | Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и середине слова | Проблема. Какими буквами обозначается мягкость согласного на письме? Цели: развивать умение обозначать на письме мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком, объяснять правила переноса слов с мягким знаком | Обозначение мяг-кости согласного на письме, перенос слов | Познакомятся с основными правилами переноса слов с мягким знаком. Научатся: обозначать на письме мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком; объяснить правила переноса слов с мягким знаком; приводить примеры слов с мягким знаком | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа переноса слов с мягким знаком в середине слова. Познавательные: накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Осознают эстетические потребности, ценности |
36 | 04.05 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | Проблема. Как подобрать заголовок к тексту? Цели: учить обозначать мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком; развивать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, подбирать к тексту заголовок; обогащать лексику словами-названиями качеств и свойств человека | Деформи-рованный текст, порядок предложений в тексте, заголовок, качества человека | Познакомятся с понятием «деформированный текст». Научатся устанавливать последовательность предложений в тексте, подбирать к тексту заголовок, употреблять названия качеств и свойств человека | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; использовать в общении правила вежливости | Осознают (на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.) |
СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ (5 ч) | |||||||
37 | 05.05 | Звонкие и глухие согласные звуки в конце слова | Проблема. Как различить глухие и звонкие согласные звуки в слове? Цели: знать способы различения согласных звуков; учить наблюдать над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков, дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки | Глухие | Познакомятся с особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков. Научатся: различать в слове и вне слова звонкие и глухие согласные звуки; дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: извлекать (по зада-нию учителя) необходимую информацию из учебника. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; принимать участие в работе парами | Осущест-вляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
38 | 06.05 | Парные звонкие и глухие согласные | Проблема. Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова? Цели: познакомить со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова; учить различать парные звонкие | Парные и звонкие согласные звуки | Познакомятся с понятием «парные звонкие и глухие согласные», со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова. Научатся: сравнивать про- | Регулятивные: составлять план и последовательность действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи (при обозначении на письме парного согласного). | Осущест-вляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир |
и глухие согласные, наблюдать за произнесением парных звонких согласных в конце слова | изношение и обозначения на письме звонких и глухих согласных в конце слов; работать со «Страничкой для любознательных» | Коммуникативные: сотрудничать в парах при работе со знаковой инфор-мацией форзаца учебника | в единстве и разнообразии природы, народов, культур | ||||
39 | 10.05 | Особенности проверочных и проверяемых слов для согласных (об-щее представление) | Проблема. Каким способом можно проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук в конце слова? Цели: познакомить с особенностями проверочного и проверяемого слов, со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова, с этимологическим словарем русского языка; учить различать проверочное и проверяемое слова | Этимологический словарь, провероч-ные и про-веряемые слова для согласных | Познакомятся с правилом обозначения на письме парного по глухости–звон-кости согласного звука в конце слова. Научатся различать проверочное и проверяемое слова; подбирать проверочное слово путём изменения формы слова | Регулятивные: планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении проверочных слов. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Осуществляют сотрудничество в разных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и найти выход из спорных ситуаций |
40 | 11.05 | Упражнения в написании слов с парным согласным звуком в конце слов | Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно обозначить буквой парный согласный в конце слов? Цели: развивать умение распознавать в слове парный согласный, требующий проверки; учить обозначать парный согласный буквой | Словарные слова, проверочные | Научатся соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука в конце слова; находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять; различать проверочное и проверяемое слова | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность за свои поступки |
41 | 12.05 | Упражнения в написании слов с парным согласным звуком в конце слов | Проблема. Расходится ли произношение непарных согласных звуков в конце слов с их обозначением на письме? Цели: развивать умение правильно обозначать буквой согласный звук в конце слов; провести наблюдение над правописанием гласных и согласных в одинаковой части однокоренных слов (без введения термина); проверить умение пользоваться приобретёнными знаниями при письме; учить рассматривать рисунок и составлять по нему текст | Омофоны, «тире», ди-алог, слова, противоположные по значению, текст | Познакомятся с термином «омофоны». Научатся: пользоваться приобретёнными знаниями при письме; определять тему и главную мысль; подбирать заголовок; выбирать предложения, которыми можно подписать рисунки | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудни-честве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность за свои поступки. Высказываются о бережном отношении к природе и всему живому на Земле |
ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ч) | |||||||
42 | 13.05 | Буквы шипящих согласных звуков. Проект «Скороговорки» | Проблема. Что такое шипящие согласные звуки? Цели: учить наблюдать особенности произношения шипящих звуков, различать шипящие звуки среди других звуков; развивать навык правильного написания слов с изученными орфограммами, умение составлять текст по рисунку и отвечать на вопросы по содержанию рисунка | Шипящие согласные звуки, сло-варные слова, скороговорка | Познакомятся с особен-ностями произношения шипящих звуков. Научатся различать шипящие согласные звуки на вопросы по содержанию рисунка | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: осуществлять поиск, выделять необходимую информацию из различных источников, интерпретировать информацию. Коммуникативные: создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) информационный объект (по аналогии с данным), осуществлять презентацию проекта | Проявляют этические чувства (доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость) |
БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧН, ЧК, ЧТ (1 ч) | |||||||
43 | 16.05 | Правописание слов с буквосочетаниями чн, чк, чт | Проблема. Почему надо запомнить написание буквосочетаний чн, чк, чт? Цели: учить правильно произносить слова с шипящими звуками; познакомить с правилом написания слов с буквосочетаниями чн, чк, чт; учить правильно обозначать буквами слова с буквосочетаниями чн, чк, чт и с мягким согласным звуком в конце и середине слова перед согласным | Буквосочетания, рифма, словарные слова | Познакомятся с правилом написания слов с буквосочетаниями чн, чк, чт. Научатся: находить в сло-вах сочетания чн, чк, чт; подбирать примеры слов с такими сочетаниями; писать слова с данным сочетанием букв | Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого; ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Осознают граждан- |
БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ (3 ч) | |||||||
44 | 17.05 | Правописание слов с сочетаниями жи–ши | Проблема. Почему написание гласных букв после шипящих надо запомнить? Цели: уточнять знания о написании слов с сочетаниями жи– ши, ча–ща, чу–щу и других изученных правилах письма; объяснять, почему в сочетаниях жи–ши написание гласной и надо запомнить; учить писать слова с сочетаниями жи–ши | Буквосочетания, словарные слова, один предмет, много предметов | Познакомятся с правилом написания слов с буквосочетаниями жи–ши. Научатся: объяснять, почему в сочетаниях жи–ши написание гласной и надо запомнить; писать слова с данным сочетанием букв | Регулятивные: преобразовывать прак-тическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять поиск, выделять необходимую информацию из различных источников, интерпретировать информацию. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Понимают чувства других людей, сопереживают им |
45 | 18.05 | Правописание слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу | Проблема. Почему в сочетаниях ча–ща, чу–щу пишутся гласные а, у? Цели: уточнять знания о написании слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу, объяснять, почему в этих сочетаниях написание гласных а и у надо запомнить; учить писать слова с сочетаниями ча–ща, чу–щу | Скороговорка, буквосочетание, предложение | Познакомятся с правилом написания слов с буквосочетаниями ча–ща, чу–щу. Научатся: объяснять, почему в сочетаниях написание гласных а и у надо запомнить; писать слова с данным сочетанием букв | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Осознают эстетические потребности, ценности и чувства |
46 | 19.05 | Правописание слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. Проверочный диктант | Проблема. Какие секреты письма вы для себя открыли? Цели: проверить знания о написании слов с изученными орфограммами; учить составлять текст на определённую лингвистическую тему | Буквосочетание, звуковой разбор слова, диалог, вежливые слова | Научатся: группировать орфограммы в соответствии с выбором букв для гласных и согласных звуков с возможностью и невозможностью их проверки; писать слова с изученными орфограммами | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: моделировать (выделять и обобщённо фиксировать) группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу). Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Принимают и демонстрируют образ «хорошего ученика» |
ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ (3 ч) | |||||||
47 | 20.05 | Заглавная буква в именах, | Проблема. Какие слова надо писать с заглавной буквы? Цели: уточнить и обобщить | Заглавная буква, фа-милия, | Систематизируют знания о правилах написания имён собственных. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с уче- | Осознают гуманистические |
фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок | знания о написании слов с боль-шой (заглавной) буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказки; учить применять эти знания на практике | имя, отчество, название города, топонимы, словарные слова | Научатся: писать имена собственные с заглавной буквы; объяснять их написание; работать со словарными словами; обсуждать и выделять ошибкоопасные места в предложении | том конечного результата. Познавательные: анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | и демократические ценности многонационального российского общества | ||
48 | 23.05 | Заглавная буква в именах собственных | Проблема. Что надо знать о написании имён собственных? Как подбирают кличку животному? Цели: развивать умение правильно писать имена собственные, познакомить с правилами употребления в речи форм обращения к собеседнику; учить различать слова-названия животных и слова-клички животных, составлять из предложений текст | Полное, краткое имя, кличка, геогра-фические названия, омофоны | Познакомятся с правилами употребления в речи форм обращения к собеседнику, с понятием «омофоны». Научатся: писать имена собственные с заглавной буквы; объяснять их написание; составлять из предложений текст; записывать под диктовку и с комментированием слова и предложения | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, предвосхищать результат. Познавательные: находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Используют в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, имени и отчеству |
49 | 24.05 | Заглавная буква в именах собственных. Проект «Сказоч- | Проблема. Какие секреты вы открыли, изучая тему «Заглавная буква в словах»? Цели: совершенствовать умение писать слова с заглавной буквы, составлять текст по рисунку | Заглавная буква, русская народная сказка | Научатся: составлять устные и письменные ответы на вопросы, рассказ по рисунку; использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по име- | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: осуществлять поиск, выделять необходимую информа- | Осущест- вляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир |
ная страничка» |
| ни, имени и отчеству; писать имена собственные с заглавной буквы; объяснять их написание | цию из различных источников и интерпретировать её, давать ей оценку. Коммуникативные: составлять в группе задания на отработку изученной орфограммы | в единстве и разнообразии природы, народов, культур | |||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (1 ч) | |||||||
50 | 25.05 | Повторение изученного материала. Проверочный диктант | Проблема. Как вам помогут знания, полученные на уроках русского языка, в жизни? Цели: проверить умения зрительно находить в тексте орфограммы на изученные правила, писать в соответствии с правилами слова и предложения, составлять предложения по рисунку, подбирать к тексту заголовок | Омофоны, безударная гласная, словари, парная согласная, проверочное и проверяемое слова, перенос слов | Научатся: получать удовольствие от чтения и письма на родном языке, от общения со сверстниками; писать нескольких предложений под диктовку; отмечать в словах орфограммы; осуществлять самопроверку и самооценку | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий, решать орфографические задачи с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий. Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников | Уважают на окружающих, обнаруживают возрастающее понимание её возможностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Русскому языку на 2013– 2014 учебный год 2 класс. УМК Гармония
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...
Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год 4 класс
Авторская программа курса "Русский язык" 4 класс Л.Я.Желтовская,Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина.сборник "Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.УМК "Планета Знаний"...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» на 2015– 2016 учебный год 1 класс Образовательная система «Гармония»
Содержит КТП...
Рабочая программа по русскому языку (1 класс) на 2015-2016 учебный год
УМК - "Школа России". В программе представлены: пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте ("Азбука" послебукварный период), пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Р...
Рабочая программа по русскому языку на 2015-16 учебный год.
Планирование на 2015 - 1 6 учебный год по русскому языку....
Рабочая программа по русскому языку на 2019 -2020 учебный год 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс...