Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Авторская программа курса "Русский язык" 4 класс Л.Я.Желтовская,Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина.сборник "Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.УМК "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.r.ya_.-4_kl.doc | 431.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Директор школы _________В.Ю. Магрычев Приказ № ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Г.Г. Хренкова «____»____________20__г. | «Рассмотрено» на ШМО учителей Руководитель МО __________Е.В. Макарова Протокол № ___ от «____»________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Берендеевской средней школы
наименование ОУ
Карякина Вера Анатольевна, первая
Ф. И. О. педагога, категория
по русскому языку 4 класс
предмет, класс
2015-2016
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, Основной образовательной программой начального общего образования Муниципального образовательного учреждения “Берендеевская средняя общеобразовательная школа ” авторской программой Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой по учебному предмету «Русский язык» для начальной школы УМК «Планета Знаний».
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
2. Общая характеристика учебного предмета.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
- социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Русский язык» в четвертом классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащихся будут сформированы:
- осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
-восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Учащиеся получат возможность в формировании:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
- различать основные языковые средства (слова, словосочетания, предложения, текста);
- различать и называть: а) значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания, и по эмоциональной окрашенности (вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные);
- применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
- практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов:
- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звука;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
- осознанно передавать содержание почитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценить соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность и точность употребления слов в тексте;
- определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образа действия и пр.;
- осознавать место возможность возникновения орфографической ошибки;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочетами;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (смс-сообщения, электронная почта, Интернет и др. способы связи);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
- осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
-осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, таблице;
- владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- критически оценивать получаемую информацию.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
6. Содержание учебного предмета.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (57 ч)
Круг сведений о речи
как основе формирования речевых умений (25 ч)
Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняяречь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности
(коммуникативно-речевые умения) (20 ч)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;
— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (113 ч)
Круг сведений о языке
как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш–м, к–х, л–я, н–ы, у–ц, и–ее, м–ле, щ–из, но–ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное (6 ч).Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.).Общее представление о краткихприлагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение (5 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол (16 ч).Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис (23 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание (3 ч).Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение (20 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство).Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация (37 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):
— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
— сжато (краткий пересказ);
— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Составление текстов указанных выше жанров и тематики.
- Планируемы результаты изучения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
- осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
- различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
- различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
- применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
- практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но,частицу непри глаголах;
- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
- осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
- определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
- использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляобмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
- владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
- выделятьсущественную информацию из читаемых текстов;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Электронно-цифровые комплекты и информационно-коммуникационные средства обучения и воспитания | Наглядные пособия, натуральные объекты и модели | ||
Интерактивное учебное пособие по русскому языку 2 класс + Интерактивное учебное пособие по русскому языку 3 класс + Интерактивное учебное пособие по русскому языку 4 класс + | Комплект таблиц по русскому языку + дидактические раздаточные карточки 2 класс Комплект таблиц по русскому языку+ дидактические раздаточные карточки 3 класс Комплект таблиц по русскому языку+ дидактические раздаточные карточки 4 класс Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку Опорные таблицы по русскому языку+ |
Технические средства обучения.
- .Персональный ноутбук
- Интерактивная доска.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт «Планета знаний» http://planetaznaniy.astrel.ru/
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok
9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Пояснительная записка к поурочному планированию
Автор программы: М.И. Башмаков, М.Г.Нефёдова
Год издания: 2015. Издательство: Москва:АСТ: «Астрель»
Количество учебных часов: 170 (4 часа в неделю)
Количество учебных часов для выполнения:
• контрольные диктанты: 7
. контрольное списывание: 2
. контрольный словарный диктант: 1
• административных работ
Русский язык
170часов,5часов в неделю,34 учебные недели.
Литература:
1.Программы общеобразовательных учреждений:Начальная школа: 2класс.Учебно-методический комплект «Планета знаний».Издательство «Астрель».2015
2.Учебник Русский язык для 4класса в двух частях,автор: Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина М.: АСТ,Астрель2014
3.Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.М.Андриановой,В.А.Илюхиной(М.:АСТ,Астрель)2015
4.Т.М.Андрианова,В.А.Илюхина.Русский язык .4класс.Рабочие тетради№1,№2.-М.:,Астрель 2015
5. Русский язык: Контрольные и диагностические работы: 4-й класс: к учебнику Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.- Москва: АСТ: Астрель,2014.
6.Электронный учебник Русский язык 4класс Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.
№ п/п | Название разделов и тем занятий | Кол-во часов | Дата | Кор-ка | ||||||
Речевое общение – 57 ч I четверть | ||||||||||
Общаемся устно и письменно-25 ч. | ||||||||||
1. | Вспоминаем качества русской речи. Часть 1 С. 6—7, № 1—5 | 1 | 1.09 | |||||||
2. | Свойства русского ударения С. 8—9, № 6—11. | 1 | 2.09 | |||||||
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма | ||||||||||
3. | Нормы произношения. Правописание гласных букв в словах. С. 10—11, № 12—15 | 1 | 3.09 | |||||||
4. | Нормы произношения. Правописание гласных букв в словах. С. 12—13, № 16—21 | 1 | 4.09 | |||||||
5. | Нормы произношения парных согласных, твёрдых и мягких согласных. С. 14—15, № 22—25 | 1 | 7.09 | |||||||
6. | Нормы произношения парных согласных, твёрдых и мягких согласных. С. 16—17, № 26—31 | 1 | 8.09 | |||||||
7. | Употребление разделительных мягкого и твёрдого знаков. С. 18-19, № 32—37 | 1 | 9.09 | |||||||
8. | Нормы произношения. Слова с удвоенными согласными.с.20-21.№38-42 | 1 | 10.09 | |||||||
9. | Входной диктант по теме: «Соблюдаем произносительные нормы и правила письма». | 1 | 11.09 | |||||||
В устной речи интонация, а в письменной ... пунктуация. | ||||||||||
10. | Анализ диктанта.Интонация. Знаки препинания в конце предложения. С. 22-23, № 43-48 | 1 | 14.09 | |||||||
11. | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение. С.24-25, № 49-53 | 1 | 15.09 | |||||||
12. | Обращение. С. 26-27, № 54-55 | 1 | 16.09 | |||||||
13. | Логическое ударение. С.28-29, № 59-63 | 1 | 17.09 | |||||||
14. | Логическое ударение. Средства пунктуации в письменной речи С.30-31, № 64-69. | 1 | 18.09 | |||||||
15. | Этикетные слова и фразы С. 32—33, № 70-74. | 1 | 21.09 | |||||||
16. | Перечисляем…с.34-35,№75-80 | 1 | 22.09 | |||||||
17. | Знаки препинания в конце предложений.Словарный диктант.стр.36-37, №81-87 | 1 | 23.09 | |||||||
18. | Обобщение по теме « В устной речи интонация, а в письменной пунктуация»с.38-39.№1-4 | 1 | 24.09 | |||||||
19. | Диктант по теме «Общаемся устно и письменно».». | 1 | 25.09 | |||||||
20. | Анализ диктанта. Обобщение по теме «Общаемся устно и письменно». | 1 | 28.09 | |||||||
21. | «Школа грамотея» Орфограммы в приставках и в корне слова..стр40-41,№1-8 | 1 | 29.09 | |||||||
22. | «Школа грамотея» Орфограммы в приставках и в корне слова.стр42-43№9-15 | 1 | 30.09 | |||||||
23. | Творческая работа – свободный диктант.упр.5,стр.,39 | 1 | 1.10 | |||||||
24. | Составляем текст поздравления с днём рождения. стр.45,№2-4 | 1 | 2.10 | |||||||
25. | Анализ и редактирование сочинений. | 1 | 5.10 | |||||||
Анализируем и строим предложения.32ч | ||||||||||
26. | Главные и второстепенные члены предложения.с.48-50. № 88-93 | 1 | 6.10 | |||||||
27. | Части речи и члены предложения. С. 50-51, № 94- 98 | 1 | 7.10 | |||||||
28. | Неопределённая форма глаголов.стр.52-53, № 99-106 | 1 | 8.10 | |||||||
29. | Глаголы прошедшего времени.стр.54-55. № 107-112 | 1 | 9.10 | |||||||
30. | Формы глаголов в настоящем и будущем времени.стр56-57 № 113—117 | 1 | 12.10 | |||||||
31. | Спряжение глаголов.стр.58-59, № 118 - 122 | 1 | 13.10 | |||||||
32. | Спряжение глаголов.Глаголы I и II спряжения.стр.60-61, № 123 - 127 | 1 | 14.10 | |||||||
33 | Контрольное списывание по теме «Формы изменения и правописание глаголов». | 1 | 15.10 | |||||||
34. | Спряжение глаголов. Работа над ошибками в контрольном списывании. | 1 | 16.10 | |||||||
Правописание глаголов | ||||||||||
35. | Мягкий знак в глаголах после шипящих С. 62 – 63, № 128 – 134. | 1 | 19.10 | |||||||
36. | Мягкий знак после шипящих в глаголах.Подготовка контрольному диктанту. С. 64 – 65, № 135 – 141 | 1 | 20.10 | |||||||
37. | Контрольный диктант по теме «Правописание личных окончаний глаголов.» | 1 | 21.10 | |||||||
38 | Анализ диктанта. Правописание глаголов. | 1 | 22.10 | |||||||
39. | Краткое изложение текста.с.90,№1 | 1 | 23.10 | |||||||
40. | Анализ изложений. Мягкий знак в глаголах после шипящих с.66-67,№142-148 | 1 | 2.11 | |||||||
II четверть | ||||||||||
41. | Правописание безударных личных окончаний глаголов.с68-69. № 149 - 152 | 1 | 3.11 | |||||||
42. | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.с.70-71.№153-160 | 1 | 4.11 | |||||||
43. | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.с72-73.№161-165 | 1 | 5.11 | |||||||
44. | Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.с.74-75,№ 166 - 172 | 1 | 6.11 | |||||||
45. | Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.стр76-77,№173-178 | 1 | 9.11 | |||||||
46. | Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.стр78-79,№179-186 | 1 | 10.11 | |||||||
47. | Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.стр.80-81,187-191 | 1 | 11.11 | |||||||
Выражение сказуемого разными формами времени глаголов. | ||||||||||
48. | Выражение сказуемого разными формами времени глагола.с.82-83,№192-197 | 1 | 12.11 | |||||||
Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях. | ||||||||||
49. | Глаголы-сказуемые в предложениях.с84-85 | 1 | 13.11 | |||||||
50. | Правописание безударных личных окончаний глаголов.с.88. | 1 | 16.11 | |||||||
51. | Краткое изложение текста. | 1 | 17.11 | |||||||
52 | Анализ изложений. Безударные личные окончания глаголов.с.89 | 1 | 18.11 | |||||||
53. | Сочинение «Осенняя пора» | 1 | 19.11 | |||||||
54. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Анализ сочинений. | 1 | 20.11 | |||||||
55. | Контрольный диктант по теме:«Правописание глаголов» | 1 | 23.11 | |||||||
56. | Анализ диктанта. Синтаксический анализ предложений. | 1 | 24.11 | |||||||
57 | Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения» | 1 | 25.11 | |||||||
Язык как средство общения – 113 ч | ||||||||||
Развёртываем. распространяем мысли-22ч | ||||||||||
58. | Используем второстепенные члены предложения.с.94-95,№ 204 - 209 | 1 | 26.11 | |||||||
59. | Падежные формы склоняемых частей речи (повторение).с.96-97,№210-216 | 1 | 27.11 | |||||||
60 | Начальная форма склоняемых частей речи с.98-99,№ 217-222 | 1 | 30.11 | |||||||
61. | Падежные формы склоняемых частей речи С.100 – 101, № 223-228 | 1 | 1.12 | |||||||
62. | Предложения с однородными членами: подлежащими и сказуемыми. стр102-103 | 1 | 2.12 | |||||||
63. | Однородные подлежащие и сказуемые С. 104– 105, № 234- 238 | 1 | 3.12 | |||||||
64. | Знаки препинания при однородных членах предложения С. 106 – 107, № 239 - 243 | 1 | 4.12 | |||||||
65 | Однородные второстепенные члены предложения С. 108 – 109, № 244 - 249 | 1 | 7.12 | |||||||
66. | Однородные второстепенные члены предложения С. 110 – 111, № 250 – 255 | 1 | 8.12 | |||||||
67. | Знаки препинания при однородных членах. С. 112 – 113, № 256 – 259 | 1 | 9.12. | |||||||
68. | Решение общих пунктуационных задач С.114 – 115, № 260 - 265 | 1 | 10.12 | |||||||
69 | Осложненное списывание текста С. 121, № 3 | 1 | 11.12 | |||||||
70. | Проверочный диктант по теме «Знаки препинания при однородных членах» С. 122, № 4 | 1 | 14.12 | |||||||
71 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Работа над ошибками в дик-танте. | 1 | 15.12 | |||||||
72 | Проверочные работы С. 120, № 1, с. 122, № 1, с.123, №2 | 1 | 16.12 | |||||||
Строение текстов разных типов (повествование, описание и рассуждение) | ||||||||||
73. | Строение текстов разных типов С. 116- 117, № 266-268 | 1 | 17.12 | |||||||
74. | Строение текстов разных типов.стр118-119 №269-271. | 1 | 18.12 | |||||||
75. | Изложение повествовательного текста «Переправа»стр124,№-1 | 1 | 21.12 | |||||||
76. | Анализ изложений. Строение текстов разных типов. | 1 | 22.12 | |||||||
77 | Итоговый контрольный диктант за I полугодие | 1 | 23.12 | |||||||
78 | Анализ диктанта. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения. | 1 | 24.12 | |||||||
79 | Обобщение знаний по теме «Развёртываем, распространяем мысли» | 1 | 25.12 | |||||||
III четверть | ||||||||||
Формы частей речи, или как изменяются разные части речи. 49 ч | ||||||||||
Слово как часть речи | ||||||||||
80 | Повторение частей речи Часть 2 С. 6—7, № 1—4 | 1 | 11.01 | |||||||
81 | Связь слов в предложениях С. 8—9, № 5—10 | 1 | 12.01 | |||||||
Формы частей речи | 13.01 | |||||||||
82 | Изменение частей речи по числам и родам (повторение) стр.10-11.№11-16. | 1 | 14.01 | |||||||
83 | Повторение. Изменение частей речи по числам и родам С. 12—13, № 17—23 | 1 | 15.01 | |||||||
84 | Личные местоимения С. 14—15, № 24—29 | 1 | 18.01 | |||||||
85 | Урок-тренинг. Рабочая тетрадь | 1 | 19.01 | |||||||
Спряжение и склонение (повторение) | ||||||||||
86 | Глагол и его личные формы С. 16—17, № 30—34 | 1 | 20.01 | |||||||
87 | Глагол и его личные формы С. 18—19, № 35—41 | 1 | 21.01 | |||||||
88 | Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных С. 20, № 42—45 | 1 | 22.01 | |||||||
89 | Склонение имён прилагательных (с ударными окончаниями) С. 21, № 46—49 | 1 | 25.01 | |||||||
90 | Диктант по теме «Правописание окончаний в разных формах частей речи» | 1 | 26.01 | |||||||
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи | ||||||||||
Имена существитеьные 1-го, 2-го, 3-го склонения | ||||||||||
91 | Имена сущест-вительные 1, 2,3 -го склонения С. 22-23, № 50 - 51 | 1 | 27.01 | |||||||
92 | Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения С. 24-25, № 52-58 | 1 | 28.01 | |||||||
93 | Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения С. 26-27, № 59-64 | 1 | 29.01 | |||||||
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе | ||||||||||
94 | Безударное окончание проверяем ударным С. 28—29, № 65-67 | 1 | 1.02 | |||||||
95 | Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений С.30-31, № 68-73 | 1 | 2.02 | |||||||
96 | Употребление гласных Е – И в падежных окончаниях С. 32-33, № 74- 81 | 1 | 3.02 | |||||||
97 | Употребление гласных Е – И в падежных окончаниях С. 34-35 № 82- 88 | 1 | 4.02 | |||||||
98 | Выбор гласного в окончаниях (обобщение) С. 36-37, № 89- 94 | 1 | 5.02 | |||||||
99 | Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение) С. 38, № 95- 97 | 1 | 8.02 | |||||||
100 | Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение) С. 39,№98-101 | 1 | 9.02 | |||||||
101 | Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания существительных» | 1 | 10.02 | |||||||
102 | Анализ диктанта. Выбор гласного в окончаниях. | 1 | 11.02 | |||||||
Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе | ||||||||||
103 | Ознакомление с падежными окончаниями по таблице с. 40-41, № 102- 107 | 1 | 12.02 | |||||||
104 | Варианты окончаний винительного падежа С. 42-43, № 108- 112 | 1 | 15.02 | |||||||
105 | Гласные [и] — е, [а] — о в окончаниях родительного падежа С. 44-45, № 114- 120 | 1 | 16.02 | |||||||
106 | Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей С. 46-47, № 121-126 | 1 | 17.02 | |||||||
107 | Выбор гласных в окончаниях форм рахных падежей и чисел. С. 48, № 127-131 | 1 | 18.02 | |||||||
108 | Уроки-тренинги С. 49-50, № 132-137 | 1 | 19.02 | |||||||
109 | Контрольное списывание с.50.№136 | 1 | 22.02 | |||||||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||||||||||
110 | Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа С. 52, № 142-143, с. 53 (табл) | 1 | 24.02 | |||||||
111 | Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 54—55, № 144—148 | 1 | 25.02 | |||||||
112 | Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 56—57, № 149- 154 | 1 | 26.02 | |||||||
113 | Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 58-59, № 155- 161 | 1 | 29.02 | |||||||
114 | Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 60-61, № 162- 168 | 1 | 1.03 | |||||||
115 | Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 62, № 169- 170 | 1 | 2.03 | |||||||
116 | Закрепление написания падежных окончаний прилагательных С.63, № 171-173 | 1 | 3.03 | |||||||
117 | Закрепление написания падежных окончаний прилагательных С. 64, № 174-176 | 1 | 4.03 | |||||||
118 | Закрепление написания падежных окончаний существительных и прилагательных С. 65, № 177 | 1 | 7.03 | |||||||
Употребление и правописание падежных форм личных местоимений | ||||||||||
119 | Употребление и правописание падежных форм личных местоимений С. 66-67, № 178- 182 | 1 | 9.03 | |||||||
120 | Употребление и правописание падежных форм личных местоимений С. 68-69, № 183- 188 | 1 | 10.03 | |||||||
Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение и проверка) | ||||||||||
121 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение) С. 70-71, № 189- 195 | 1 | 11.03 | |||||||
122 | Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту) С.89, № 4 | 1 | 14.03 | |||||||
123 | Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания разных частей речи» С. 89, № 5 | 1 | 15.03 | |||||||
124 | Анализ диктанта. Обобщение знаний о правописании падежных форм С.88, № 1- 2 | 1 | 16.03 | |||||||
125 | Творческая работа (сочинение о под-снежнике)с.95.№2-3 | 1 | 17.03 | |||||||
126 | Анализ творческой работы | 1 | 18.03 | |||||||
IV четверть | ||||||||||
127 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи С. 72- 73, № 196-198 | 1 | 30.03 | |||||||
128 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи С. 73, № 199-201 | 1 | 31.03 | |||||||
ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ (систематизация изученного) (41 ч) | ||||||||||
Самостоятельные и служебные части речи (16ч) | ||||||||||
129 | Самостоятельные и служебные части речи с.74.№203-205 | 1 | 1.04 | |||||||
130 | Самостоятельные и служебные части речи с.75-77.№206-208 | 1 | 4.04 | |||||||
131 | Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных С. 76—77, № 209—214 | 1 | 5.04 | |||||||
132 | Часть речи – причастие С. 78-79, № 215-219 | 1 | 6.04 | |||||||
133 | Часть речи – наречие С. 80, № 220- 222 | 1 | 7.04 | |||||||
134 | Часть речи – наречие С. 81, № 223- 225 | 1 | 8.04 | |||||||
135 | Часть речи – деепричастие С. 82-83, 226-229 | 1 | 11.04 | |||||||
136 | Частицы С. 84-85, № 230-235 | 1 | 12.04 | |||||||
137 | Предлоги, приставки, союзы С. 86, № 236-238 | 1 | 1304 | |||||||
138 | Междометия С. 87, № 239-241С | 1 | 14.04 | |||||||
139 | Контрольный диктант по теме «Самостоятельные и служебные части речи» | 1 | 15.04 | |||||||
140 | Анализ диктанта.Обобщение по теме «Правописание слов разных частей речи»с.90-91,№1-4 | 1 | 18.04 | |||||||
142 | Проверочный словарный диктант. | 1 | 19.04 | |||||||
143 | Работа над ошибками. Правописание слов разных частей речи. С. 92-93, № 5-9 | 1 | 20.04 | |||||||
144 | Изложение С. 94, № 1 | 1 | 21.04 | |||||||
145 | Анализ изложения.Коррекция ошибок.с.88,№2 | 1 | 22.04 | |||||||
Язык и речь. Слово (4ч) | ||||||||||
146 | Слово. Называть, обозначать, давать имя. С. 98-99, № 242- 248 | 1 | 25.04 | |||||||
147 | Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог. С. 100-101, № 249-254 | 1 | 26.04 | |||||||
148 | Лексическое (конкретное) и грамматическое (общее) значение слова С. 102, № 255- 256 | 1 | 27.04 | |||||||
149 | Лексическое (конкретное) и грамматическое (общее) значение слова С. 103, № 257-260 | 1 | 28.04 | |||||||
Правописание слов(4ч) | ||||||||||
150 | Правописание мягкого знака (ь) в словах С. 104-105, № 261-266 | 1 | 29.04 | |||||||
151 | Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением С. 106—107, № 268-269 | 1 | 2.05 | |||||||
152 | Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением С. 108—109, № 272-276 | 1 | 3.05 | |||||||
153 | Письмо под диктовку С. 108, № 275 | 1 | 4.05 | |||||||
Используем средства языка в речи (повторяем, систематизируем) | ||||||||||
Распространяем предложения(11ч) | ||||||||||
154 | Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение С. 110-111, № 277-289 | 1 | 5.05 | |||||||
155 | Распространение мыслей в предложении и тексте С. 112-113, № 283-286 | 1 | 6.05 | |||||||
156 | Предложения в составе текста С. 114-115 № 290-293 | 1 | 10.05 | |||||||
157 | Разновидности повествовательного типа речи.с.116,№294-296 | 1 | 11.05 | |||||||
158 | История (рассказ) о случившемся событии. Изложение текста-повествования.с.118,№299 | 1 | 12.05 | |||||||
159 | Анализ изложения. Разновидности повествовательного типа речи.с117,№297 | 1 | 13.05 | |||||||
160 | Описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»с.120-121,№304-305 | 1 | 16.05 | |||||||
161 | Анализ изложения. Особенности текста-описания | 1 | 17.05 | |||||||
162 | Особенности текста-рассуждения с.119,№301-303 | 1 | 18.05 | |||||||
163 | Итоговый контрольный диктант за II полугодие | 19.05 | ||||||||
164 | Анализ диктанта. Построение текстов | 20.05 | ||||||||
Язык мой – друг мой (итоговые уроки)(6ч) | ||||||||||
165 | О роли языка в жизни человека с.122-123,№306-311 | 1 | 23.05 | |||||||
166 | Повторение правил составления текста-письма с.128.№1 | 1 | 24.05 | |||||||
167 | Друзья мои – книги с.129,№3 | 25.05 | ||||||||
168 | Друзья мои – книги (составление отзыва о прочитанной книге. | 26.05 | ||||||||
169 | Грамматическая контрольная работа | 27.05 | ||||||||
170 | Обобщение темы о роли языка в жизни человека | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку Начальная школа 21 век - 4 класс
«Согласовано»Руководитель МО_____________/__________ФИОПротокол № ___ от «__»____________2011___г. «Согласовано»Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 42 »____________...
Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...
Рабочая программа по Русскому языку на 2013– 2014 учебный год 2 класс. УМК Гармония
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...
Рабочая программа по русскому языку по школе России в 2 классе. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий На 2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса на 2014 – 2015 учебный год составлен...
Рабочая программа по русскому языку на 2015-16 учебный год.
Планирование на 2015 - 1 6 учебный год по русскому языку....
Рабочая программа по русскому языку на 2019 -2020 учебный год 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс...