Открытый урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_skloneniya_sushchestvitelnyh.docx | 93.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Три склонения имен существительных.
УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВСЕХ ТРЕХ ТИПОВ СКЛОНЕНИЙ».
ФИО (полностью) | Босова Валентина Николаевна | |
Место работы | МКОУ «ООШ № 2 ст.Кардоникской» | |
Должность | Учитель | |
Предмет | Начальные классы | |
Класс | 4 | |
Базовый учебник | Русский язык, 4 класс, авт. В.П.Канакина, образовательная программа «Школа России» |
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для формирования умения распознавать имена существительных всех трех типов склонения; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах; способствовать развитию навыка определения падежа имени существительного в единственном числе по алгоритму; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с памяткой «Как определить склонение имени существительного»; научатся распознавать имена су- ществительных всех трех типов склонения; правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах; определять падеж имени существительного в единственном числе по алгоритму; выполнять звуко-буквенный разбор слова |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Основные понятия | склонение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | В.П.Канакина. Русский язык, рабочая тетрадь, 4 класс, 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки |
Методы и формы | Формы:фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа Методы: словесный, наглядный, практический. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте считалку в задании 128. Найдите имена существительные 1-го и 2-го склонения. Укажите над ними склонение. – Прочитайте стихотворение А. Усачева в упражнении 164. Объясните, что обозначают выделенные слова. – Назовите имена существительные единственного числа. – Подчеркните имена существительные 2-го склонения. – Прочитайте предложение с однородными членами, составленное по рисунку. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Определяют склонение имен существительных. Объясняют значения слов. Называют склонение имен существительных в единственном числе. Читают предложение с однородными членами, составленное по рисунку. (См. РМ, Приложение 2.) | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания. | Выполняют чистописание. На лужайке растет красный мак, а рядом покачивает головкой колокольчик. |
– Сегодня на уроке будем упражняться в распознавании имен существительных 2–го склонения | |||
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 166) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже? – В каких падежах и у каких имен существительных 2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание -е.) | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Делают вывод: ударные и безударные окончания имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково. По ударным окончаниям имен существительных 2-го склонения можно проверять написание безударных окончаний имен существительных этого же склонения: о слоне – о крокодиле | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 167) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль». – Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания. – Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных | Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Склоняют имена существительные. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
VI. Дальнейшая работа Обобщение изученного имен существительных». | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.
– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.) – Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных». | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Читают и расшифровывают телеграмму.
| Понимать | |||||||
Задание 1. | – Соедините стрелками существительное 2-го склонения с нужным падежом.
| Выполняют задание 1. |
Задание 2. | – Подберите к данным словам однокоренные имена существительные второго склонения. Дедушка, яблоня, картошка, коза, роза. | Выполняют задание 2. Дедушка – дед, яблоня – яблоко, картошка – картофель, коза – козел, роза – розарий. | вать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Задание 3. | – Спишите. Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже. Бурый м..две..ь любит (малина, мед). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызет (крупа, з..рно, хле.. , сыр). – Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания. | Выполняют задание 3. Бурый медведь любит малину, мед⬜ (В. п.). Барсук | |
Задание 4. | Подберите к выделенным словам противоположные по значению имена существительные второго склонения. В конце лета, живем в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне. – Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания. | Выполняют задание 4. В начале (П. п.) лета, живем в городе (П. п.), в шуме (П. п.) леса, рассказ о друге (П. п.), идти в начале (П. п.), о подвиге (П. п.) товарища, жить в мире (П. п.), на юге (П. п.) страны, в ответе (П. п.) ученика, песня о мире (П. п.). | |
Задание 5. | – Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи имен существительных первого и второго склонения. Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью. Вежливость не купишь на базар.. . Не в сил.. сила, а в правд.. . | Выполняют задание 5. |
При солнышк.. тепло, а при матери д..бро. Не покажись слов.., а покажись дел.. . Ястреб с голуб.. не друзья. Красна птица пени.. , а человек – умени.. . Мир красен солнц.. , а человек образовани.. . | Обозначают падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 6 Составление синквейна на тему «Осень» | – Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падеж имен существительных. Прим..рили (брат, сестра). Прим..рили (кофта, костюм). Сп..шу на (фабрика, завод. Сп..шу (задача, пример) Составьте синквейн на тему «Осень», «Мама». | Выполняют задание 6. Примирили брата (2 скл., В. п.) с сестрой (1 скл., Т. п.). Примерили кофту (1 скл., В. п.) с костюмом (2 скл., Т. п.). Спешу на фабрику (1 скл., В. п.), на завод (2 скл., В. п.). Спишу задачу (1 скл., В. п.) и пример (2 скл., В. п.) Составляют синквейны. | |||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Выполните тест. Отметьте существительные 2-го склонения и прочитайте слово.
– Какое слово получилось? (Молодец.) – Достигли ли вы целей урока? – Что помогло и что помешало вашей работе на уроке? – Какое задание вам особенно понравилось? – В каком задании вы встретили затруднения? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы | ||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 129 в рабочей тетради, упражнение 168 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»
Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»
Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...
Конспект открытого урока русского языка "Склонение имен прилагательных. Именительный падеж.", 4 класс, УМК "Школа России"
Интересный подход к раскрытию темы урока. Много нестандартных приемов для урока русского языка....
Технологическая карта открытого урока русского языка в 4 классе :"Падежные окончания имён существительных 3 склонения".
Цель:создать условия для совершенствования умений различать и проверять безударные окончания существительных; для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных 3 скл...
Занимательный русский язык. Склонения. 4 класс.
Знакомство ребя со склонениями имён существительных в занимательной форме. Срифмовала . Надеюсь, что детям это поравится....