Конспект открытого урока русского языка "Склонение имен прилагательных. Именительный падеж.", 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лаврентьева Ольга Александровна

Интересный подход к раскрытию темы урока. Много нестандартных приемов для урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx45.88 КБ
Файл strup.docx13.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе                                                                    (УМК «Школа России»)

Тема: Склонение имен прилагательных. Именительный падеж.

Цель:

Совершенствовать у учащихся умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Задачи:

  1. Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
  2. Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
  3. Создать возможность самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.

Ход урока

- Ребята, а вы любите мороженое?

- Какое оно? Опишите.

- А на снег похоже? Чем?

- Какой он?

- О какой части речи будем говорить сегодня?

- А что вы знаете о прилагательном?

Допиши предложения.

Имя прилагательное-часть_____________, которая обозначает______________ предмета.

В предложении имя прилагательное связано с именем сущ.

Имя прилагательное стоит в том же________________,_____________и____________, что и имя существительное.https://docs.google.com/drawings/image?id=spz74Zpwdv16WY_Sqik3Y2w&rev=1&h=5&w=5&ac=1

-Возьмите белый листок и составьте связное высказывание.

- Как изменяется прилагательное? Что можете рассказать о прилагательных по данной схеме?

И.п.

Ед.ч.

Множ.ч.

М.р.

Ср.р.

Ж.р.

 - Открываем Уч.с.17, упр.29.

- Сформулируйте тему урока.

- Прил-е какого рода нас сегодня интересуют?

- В каком падеже?

- Давайте исследуем,  какие окончания могут быть у прил-х в И.п.

- Прочитайте второе предложение. В каком падеже прил-е? В И.п.

- Почему?

-Окончание? А еще какое оконч.может быть у прил.ср.р. в И.п.?

- Прочитайте первое предложение. В каком падеже прил-е? В И.п.

- Почему?

- Окончание?

- Как его определить? По вопросу –ой. Здесь –ый.

- Почему?

- Когда же писать –ой, а когда –ый, -ий?

- Проблема? Давайте разбираться. ИЛИ Зачем так подробно изучать эту тему? Отдельно посвящать урок Мужскому роду прил-х? Разберемся на уроке.

- Сначала подучим окончания прил-х единств.числа в И.п.

И.п.

Ед.ч.

М.р.

-ой, -ый, -ий

Ср.р.

-ое, -ее

Тренажер:

  • Род----окончание
  • Окончание----род

Сделайте вывод: - Какие окончания могут быть у прилагательных единственного числа в И.п.?

-А у прилагательных множ.числа в И.п.?

И.п.

Ед.ч.

Множ.ч.

М.р.

-ой, -ый, -ий

-ые, -ие

Ср.р.

-ое, -ее

- СТРУП-ТЕСТ. Хором: по слогам, проговаривая окончания.

- Найдите лишнее: -ое, -ее, -ие, -ае, -ые, -ой, -ай, -ый, -ий. Обоснуйте.

- Вернемся к учебнику. Поставьте ударение в прилагательных. Что скажете об окончании? (уд./безуд.?)

- - Как проверить безуд.окончание прил.?

-Уч.с.16. найдите способы проверки.

- При выполнении следующей работы пользуйтесь любым из них.

- Я читаю прилагательные, а вы записываете его антоним в той же форме, в которой диктую. Пишем в столбик, с маленькой буквы. К доске – по цепочке. Объясняем выбор окончания.

 сложный (простой)

ножной (ручной)

нижний (верхний)

лживый (истинный)

ленивые (трудолюбивые)

грузовые (легковые)

новое (старое)

легкое (трудное)

низкое (высокое)

- Сделайте вывод:

- Какие окончания имеют прилагательные в И.п., СИНЯЯ КАРТОЧКА

Закончи предложение, встав в нужный угол:

(4 угла: -ая, -яя, / -ое, -ее, / -ой, -ый, -ий, / -ые, -ие)

Имена прилагательные мужского рода, единственного числа в именительном падеже имеют окончания –….-ой, -ый, -ий.

Имена прилагательные среднего рода, единственного числа в именительном падеже имеют окончания –….-ое, -ее.

Имена прилагательные множественного числа в именительном падеже имеют окончания –….-ые, -ие.

- Проверяю тех, кто подошел первым. Если все верно, это – тьютор. Остальных проверяет он. Верно – отправляете на место, неверно – объясняете и ко мне отправляете.

- Почему не выбрали тот угол?

- Вернемся к нашей проблеме. Когда в мужском роде пишется –ой, а когда –ый, -ий.

- Пронаблюдайте за этой группой слов.

- Мы ж не зря ставили ударение.

- Вывод: У прил-х муж.рода под ударением пишется –ой, без ударения –ый, -ий.  СТАВЛЮ В СХЕМЕ УДАРЕНИЕ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ.

- Повторяем ХОРОМ. В ПАРАХ.

- Проблема снята?

ТРЕНАЖЕР «Лево-право»

Я

И

З

У

Ч

А

Ю

л

л

в

п

в

в

п

л

п

п

п

л

п

п

П

Р

И

Л

А

Г

А

п

л

в

л

п

в

в

л

п

л

л

л

п

л

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

п

л

л

в

в

п

п

л

п

л

л

п

п

л

- Какое предложение получилось?

-Вы какой иностранный язык изучаете?

- Как считаете, а в англ.яз.есть прил-е?

- А как с англ.переводится слово GOVERNMENT? Это, правда, сущ.

- Выпишите в строчку первые буквы прилагательных. Сможете угадать слово? Это и есть перевод с английского.

- Что заметили?

- Уч.с.18. Найдите это слово. Какие буквы пропущены? Спишите правильно. Поставьте ударение.

- На ваш взгляд, какие гласные можно проверить?

- В уч.с.18 упр.31 найдите словосочетание с этим словом и с однокоренным к нему. Вставьте пропущенные окончания. Корень? Обозначьте.

- А вообще у слова правительство 55 однокоренных слов. Из них 15 прилагательных. Попробуйте дома найти их. У вас есть много источников информации. Какие?

- С любым из словосочетаний устно составьте предложение. Обсудите в группе. Самое лучшее зачитайте вслух.

- К себе в тетрадь запишите …предложение…

- Как доказать, что прил.в И.п.? По сущ., по оконч.

- Как вы думаете, можно ли сочинить стих только из прил-х?

-Я знаю три.

Среди небольшого числа стихов из прилагательных мне больше всего понравился такой. http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/5693004/2f9e11b594b2b5fac954620f7fbdfee5.png

- Я начну. А вы продолжите.

- Как впечатления?

- Как считаете, кому или чему посвящен этот стих? Значит, догадались, что автор женщина?

- По каким признакам?

-Как можно все прил.объединить в одну группу? Ед.ч.. м.р. И.п.

- Автор Нина Шестер. Теперь Марковская. Современная поэтесса из Сибири.

- Посмотрите, может, заметили все же нюанс? Все ли слова –прилагательные?

- Давайте и мы попробуем! У кого-то из вас под партой есть задание для группы. Достать его можно только по моему сигналу. Ищите.

- Сочиняем стих по теме, заданной для вашей группы, только из прил-х. Задействуем все слова, которые есть в конверте. Разложите все листочки в четыре строки.

- Главное отличие стиха от прозы? (рифма). Она содержится в последних словах каждой строки. Каждая строка пишется с заглавной буквы. Это и подскажет вам, какие слова стоят в начале строки.

-Подсказка. Род для прил-х указан на том слове, которое должно быть первым.

МОРЕ

Такое бескрайн…, Такое глубок…, Такое огромн…, Черн…, строг….

МОРОЖЕНОЕ

Вкусное и сладкое, Холодное, но приятное. Шоколадное, земляничное. Ванильное и клубничное.

ЛЕТО

Жаркое или холодное, Знойное или прохладное, Длинное иль недолгое, Но такое оно долгожданное.

КАНИКУЛЫ 

Осенние, весенние, И зимние отличные! Но летние- любимые: Большие, безграничные!

Запишите. Вставьте пропущенные окончания. Докажите.

- Как можно все прил.объединить в одну группу? Ед.ч.. ср.р. И.п.

- Подводя итог, зачем изучать тему Склонение прил-х. Именительный падеж? НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА. С.17 В УЧЕБНИКЕ.

 (Грамотно писать)

- Вот здесь прикреплены задания для дом.раб. Если вы считаете, что полностью разобрались в теме, возьмите задание отсюда. Если остались вопросы, трудности – отсюда. Выберите себе подходящее.

Простое.

Вставь пропущенные окончания.

Вечер зимн….. в небе синем                                                                                                                       Звёзды син….. зажёг.                                                                                                                                    Ветви сыплют син….. иней                                                                                                                                  На подсиненн…. снежок.

Сложное.

Исправь ошибки.  Подчеркни гл.члены.  Докажи, что только одно из выделенных прилагательных в И.п.

Вечер зимний в небе синем                                                                                                                             Звёзды синее зажёг.                                                                                                                                          Ветви сыплют синей иней                                                                                                                                                                            На подсиненный снежок



Предварительный просмотр:

  ЖЕЛТЫЙ   ЧЕРНЫЙ      СИНИЙ

КРАСНЫЙ СИНИЙ ЖЕЛТЫЙ

ЧЕРНЫЙ КРАСНЫЙ СИНИЙ

         ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ

   ЗЕЛЕНЫЙ ЖЕЛТЫЙ КРАСНЫЙ

КРАСНЫЙ  СИНИЙ ЖЕЛТЫЙ

    СИНИЙ ЧЕРНЫЙ КРАСНЫЙ

ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ ЗЕЛЕНЫЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 1,2,3 классах по учебнику Т.Г. Рамзаевой

Конспект урока русского языка в классе -комплекте. Работа в таких комплектах вызывает определённые трудности....

разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков

Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по падежам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыков определения падежа имён прилагательных, склонения имён прилагательных, правописания окончаний имен прилагательных, совершенствование умения находить и и...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по падежам" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о морфологических признаках имени прилагательного; закрепление умений определять падеж имени прилагательного.Планируемые результатыПредметные:Знать: посто...