Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС УМК "начальная школа 21 века" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx91.13 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЛИПОВКА»

ЭНГЕЛЬССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с. Липовка» Энгельсского муниципального района

_____________/В.В. Миронова/

«__»____________2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ с. Липовка» Энгельсского муниципального района

_____________/Н.А. Миронова /

Приказ№___от «__»______________  2015г.

Рабочая учебная программа

по учебному предмету «русский язык»

для обучающихся 4 класса

МБОУ «СОШ с. Липовка»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

на 2015\2016 учебный год

Составитель:

Долбилова Наталья Викторовна

                    учитель начальных классов

 первой квалификационной

 категории

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу по русскому языку для 4 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному  стандарту начального общего образования 2010 года.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является  формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни.

Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы:  любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

        Курс русского языка в 4  классе занимает ведущее место, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует  основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

      Рабочая программа ориентирована на достижение учащимися предметных целей – социокультурной и научно-исследовательской.

      Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

      Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

      Содержание учебного предмета «Русский язык» структурировано по трем блокам: «Как устроен наш язык», «Правописание» и  «Развитие речи».

       На уроках определенного блока реализуется одна цель:

  • уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний (научно-исследовательская цель);
  • уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного безошибочного, осознанного письма (социокультурная цель);
  • уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения у учащихся (социокультурная цель)

            В рамках одного урока три основные цели не смешиваются, осуществляется «погружение» в одну проблему – лингвистическую, орфографическую (пунктуационную) или речевую (развитие речи). Осознание учащимися сути языковых явлений происходит  не столько на теоретическом, сколько на практическом уровне – при выполнении заданий, раскрывающих различные аспекты той или иной проблемы.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Систематический курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

      Рабочая учебная программа  курса «Русский язык»  создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения русскому языку в современной начальной школе.

          Преобладающим типом урока является  урок открытия новых знаний и рефлексия. В работе используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Учитывая возрастные особенности, используются такие формы уроков  как: урок-путешествие, урок-игра, урок-сказка, уроки с ИКТ, а также элементы проектной,  исследовательской и проблемной деятельности.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что пpaвильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

        

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во

часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

(элементы)

Использование исследователь

ской деятельности

(элементы)

1

Как устроен наш язык

53

12

5

5

2

Правописание

58

13

5

5

3

Развитие речи

31

6

3

3

4

Контрольные диктанты, контрольные работы, списывания и контрольные тестирования

21

2

0

0

5

Резервные уроки

7

Всего

170

33

22

20


Содержание курса

№п/п

Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

УУД

Предметные

«Как устроен наш язык»

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Синтаксис. Синтаксический анализ простого предложения. Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связь слов в словосочетании.

Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

Глагол. Общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.

Наречие. Значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.

Имя числительное. Общее значение.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; находят способы решения проблемной задачи. Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения, отнесения к известным понятиям. Воспринимают по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку своей деятельности. Планируют свои действия согласно поставленной учебной задаче и условиям ее реализации.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают собственное мнение и аргументируют его. Соблюдают грамматические нормы устной речи; обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в письменной форме речи. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Строят понятные для окружающих высказывания; умеют задавать вопросы. Личностные: умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; ориентируются на понимании причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей. Оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев. Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы.

Учащиеся называют:

- изученные части речи;

- значимые части слова;

различают, сравнивают:

- буквы и звуки, гласные  и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

- предлог и приставку;

- корень, приставку, суффикс, окончание;

- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводят примеры:

- простого и двусоставного предложения;

кратко характеризуют:

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

решают практические и учебные задачи:

- выделяют подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

- пользуются словарями;

- используют алфавит при работе со словарем.

Правописание

Повторение правил правописания в 1-3 классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применением:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетаниях –ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • суффиксы глаголов –ива-/- ыва-,  

-ова-/-ева-;

  • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • буквы о, а на конце наречий;
  • мягкий знак на конце наречий;
  • слитное и раздельное написание числительных;
  • мягкий знак на конце числительных;
  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

58 ч

Познавательные: формулируют познавательную задачу; извлекают необходимую информацию из учебного текста; формулируют простые выводы на основе анализа; определяют проблему и находят способы ее решения. Действуют по алгоритму, образцу; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте, делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят необходимые коррективы в действия.

Коммуникативные: участвуют в учебном полилоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия. Строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы.

Личностные: понимают отличительные особенности общения со сверстниками и взрослыми; проявляют стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; проявляют настойчивость и терпение в преодолении трудностей; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Учащиеся решают практические и учебные задачи:

• пишут под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корнях слов;

- безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением в корнях слов;

- гласные после шипящих и ц, сочетания чк, чн;

-разделительные ь и ъ; ь после шипящих на конце имен существительных, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

- не с глаголами;

- безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- словарные слова, определенные программой;

- знаки препинания в конце предложения (.?!); запятая между однородными членами предложения.

Развитие речи

Устная речь. Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться. Приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Письменная речь. Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, с элементами сочинения, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания. Пересказ текста (изложение от другого лица).

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи.

31 ч

Познавательные: осуществляют сравнение, классификацию; проверяют написанное; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Овладевают основами смыслового чтения текста; различают тексты разных типов.

Регулятивные: планируют учебные действия согласно поставленной задаче; анализируют собственную работу.

Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в устной и письменной форме речи.

Личностные: ориентируются на понимании причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.

Учащиеся решают практические и учебные задачи:

- отвечают на вопросы к тексту;

- делят текст на смысловые части и составляют простой план.

Контрольные диктанты, контрольные работы, списывания и контрольные тестирования

Применяют орфографические правила; контролируют свои действия, проверяют написанное.

21 ч

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения намеченного результата; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием

Резервные уроки

Закрепление пройденного; повторение пройденного.

 7 ч

ИТОГО

170 ч

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

урока

Дата
проведения

Коррек

тировка

план

факт

1 четверть (44 урока)

1

«Развитие речи»

Повторение. Пишем письма

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

Составляют письмо на заданную тему. Обсуждают предложенные варианты писем. Обнаруживают и анализируют смысловые, логические и грамматические ошибки, указывают пути их устранения. Систематизируют знания, приобретенные на уроках русского языка во 2-3 классах

02.09

2

«Как устроен наш язык»

Повторяем фонетику и словообразование

(Урок с применением ИКТ)

1

Находят в тексте слова по заданному основанию. Фиксируют (графически обозначают) в слове основу и окончание. Соотносят слова со схемами состава слова. Устанавливают способ словообразования. Проводят разбор слова по составу и фонетический анализ слова

03.09

3-4

«Правописание»

Вспоминаем изученные орфограммы

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

2

Распределяют слова по столбикам в соответствии с типом орфограммы. Опознают слова, не удовлетворяющие поставленным условиям. Классифицируют слова в зависимости от типа или места орфограмм

04.09; 07.09

5

Стартовая диагностическая работа

1

Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

08.09

6

«Развитие речи»

Повторение. Пишем письма

1

Составляют письмо на заданную тему. Обсуждают предложенные варианты писем. Обнаруживают и анализируют смысловые и, логические и грамматические ошибки, указывают пути их устранения

09.09

7

«Как устроен наш язык»

Повторяем признаки имени существительного

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам. Понимают информацию, представленную в виде таблицы, дополняют таблицу. Знакомятся с происхождением имен. Анализируют значения приведенных слов, опираясь на прием развернутого толкования. Высказывают предположение в различиях слов по значению. Соотносят предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения

10.09

8

«Правописание»

Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения

1

Осуществляют склонение имен существительных. Выполняют правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. Отрабатывают алгоритм применения изученного правила

11.09

9

«Правописание»

Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения

Словарный диктант №1

1

Находят в тексте слова по заданному основанию. Определяют написание окончаний имен существительных, доказывают выбор окончания, обосновывают способы проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. Осуществляют поиск необходимой информации в словаре, уточняют по словарю написание слов

14.09

10

«Правописание»

Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения

1

Выполняют правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. Находят допущенные ошибки и исправляют их. Группируют слова в зависимости от типа склонения, объясняют написание слов

15.09

11

«Развитие речи»

 Пишем письма

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

1

Составляют письмо на заданную тему. Обсуждают предложенные варианты писем. Обнаруживают и анализируют смысловые, логические и грамматические ошибки, указывают пути их устранения. Анализируют письма с использованием постскриптума, корректируют текст. Обнаруживают непоследовательность в изложении мыслей. Определяют целевую установку письменного сообщения. Исправляют нарушения в тексте  и восстанавливают его структуру, записывают исправленный текст в тетрадь

16.09

12-13

«Как устроен наш язык»

Морфологический разбор имени существительного

2

Устанавливают синтаксическую функцию имен существительных. Характеризуют слово как часть речи, называют признаки указанной части речи. Различают постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Систематизируют знания по морфологии. Знакомятся с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводят морфологический разбор слова, анализируют правильность его проведения

17.09;

18.09

14

«Правописание»

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

(Урок с применением ИКТ)

1

Группируют слова по заданному основанию. Объясняют разницу в произношении и написании окончаний слов. Выбирают слова, соответствующие заданному в упражнении условию, доказывают написание безударных падежных окончаний. Осуществляют поиск необходимой информации в словаре, уточняют по словарю написание слов

21.09

15

«Развитие речи»

Текст-рассуждение

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

Подбирают заголовок к тексту, обосновывают свой выбор. Различают текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование

22.09

16

«Как устроен наш язык»

Повторяем признаки имени прилагательного

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

1

Употребляют имена прилагательные в нужной форме. Фиксируют (графически обозначают) окончания. Определяют синтаксическую функцию имен прилагательных. Различают постоянные и непостоянные признаки

23.09

17

«Правописание»

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. Словарный диктант № 2

1

Устанавливают наличие в слове заданной орфограммы, фиксируют (графически обозначают) ее. Контролируют собственные действия в соответствии с алгоритмом написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

24.09

18

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученных орфограмм в 3 классе. Орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных»

1

Находят и отмечают в словах орфограммы. Объясняют, доказывают правильность написания слова с изученными орфограммами

25.09

19

«Правописание»

Работа над ошибками по теме «Повторение изученных орфограмм в 3 классе. Орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных»

1

Осуществляют анализ ошибок. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Находят непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой)

28.09

20

«Как устроен наш язык»

Морфологический разбор имени прилагательного

(Урок с применением ИКТ)

1

Обобщают и систематизируют знания об именах прилагательных. Подбирают слова по заданным основаниям. Знакомятся с алгоритмом морфологического разбора имен прилагательных. Находят в тексте слово по заданным грамматическим признакам. Проводят морфологический разбор имен прилагательных

29.09

21

Контрольное списывание №1 по теме «Повторение изученных орфограмм в 3 классе. Орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных»

1

Списывают текст по алгоритму, списывают без ошибок. Объясняют орфограммы в словах. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

30.09

22

«Развитие речи»

Типы текста

(Урок с применением ИКТ)

1

Озаглавливают тексты. Определяют типы текста и создают собственные тексты заданного типа. Создают собственные тексты с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Корректируют тексты, в которых допущены нарушения норм письменной речи

01.10

23

«Правописание»

Буквы о, ё после шипящих и ц

1

Повторяют правила правописания букв о, ё после шипящих и ц и правила правописания мягкого знака на конце. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

02.10

24

«Правописание»

Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

1

Применяют правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. Контролируют свои действия, проверяют написанное

05.10

25

«Как устроен наш язык»

Повторяем местоимение

(Урок с применением ИКТ)

1

Повторяют основные признаки местоимения. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

06.10

26

Тест по теме «Фонетика, словообразование. Грамматические признаки изученных частей речи»

1

Отмечают слова: начинающиеся с заданного звука; в которых звуков больше\меньше, чем букв; заканчивающиеся заданным звуком. Находят однокоренные слова; слова, соответствующие заданной схеме; имена существительные; неизменяемые части речи; верные утверждения; словосочетания с заданными параметрами; предложения с подлежащим с заданными параметрами; имена прилагательные с заданными параметрами; местоимения

07.10

27

«Правописание»

Орфограммы в приставках

1

Повторяют правописание приставок и разделительных ь и ъ. Применяют орфографические правила и правила постановки

знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

08.10

28

«Правописание»

Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак

(Урок с применением ИКТ)

1

Повторяют правописание разделительных ь и ъ. Применяют орфографические правила и правила постановки

знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

09.10

29

«Развитие речи»

Изложение

(Урок с применением ИКТ)

1

Корректируют тексты. В которых допущены нарушения норм письменной речи. Анализируют текст. Восстанавливают деформированные тексты

12.10

30

«Как устроен наш язык»

Разбор по членам предложения

1

Знакомятся с алгоритмом разбора простого предложения по членам. Находят предложения, удовлетворяющие заданному условию

13.10

31-32

«Как устроен наш язык»

Синтаксический разбор предложения

2

Выполняют синтаксический анализ простого предложения; разбор простого предложения по членам

14.10;

15.10

33

Контрольная работа №1 по теме «Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений»

1

Определяют грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; выполняют разбор предложений по членам предложения, синтаксический анализ предложения

16.10

34

«Как устроен наш язык»

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Словарный диктант №3

(Урок с применением ИКТ)

1

Обобщают и систематизируют знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Находят предложения, удовлетворяющие заданному условию. Подбирают собственные примеры к заданным схемам предложений

19.10

35

«Как устроен наш язык»

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Обобщают и систематизируют знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Наблюдают за предложениями с обобщающими словами при  однородных членах. Знакомятся с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах

20.10

36

«Как устроен наш язык»

Синтаксический разбор предложения

1

Составляют предложения, удовлетворяющие заданным условиям. Фиксируют (графически обобщают) наличие в предложениях однородных членов

21.10

37

Контрольный диктант № 2 по теме «Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах»

(Урок с применением ИКТ)

1

Находят и объясняют орфограммы в приставках, корнях, суффиксах. Знают правописание слов с ь на конце после шипящих, разделительными ь и ъ, не с глаголами. Ставят знаки препинания  при однородных членах предложения

22.10

38

Работа над ошибками по теме «Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах»

1

Осуществляют анализ ошибок. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

23.10

39

«Развитие речи»

Текст

1

Озаглавливают текст. Корректируют тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

26.10

40-41

«Как устроен наш язык»

Глагол как часть речи

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

2

Знакомятся с глаголом: общее значение, глагольные вопросы. Обобщают и систематизируют знания о грамматических признаках частей речи. Сравнивают грамматические признаки изученных ранее частей речи и глагола. Наблюдают за изменением глаголов по временам. Знакомятся с глаголом как частью речи; с алгоритмом определения вида глагола. Наблюдают за функционированием глаголов разных видов в тексте

27.10

42

«Правописание»

Правописание приставок в глаголах

(Урок с применением ИКТ)

1

Различают предлоги и  приставки. Систематизируют знания об употреблении разделительного твердого знака. Объясняют написание предлогов и приставок

28.10

43

«Правописание»

Правописание не с глаголами

1

Применяют правило правописания не с глаголами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

29.10

44

«Развитие речи»

Изложение

1

Озаглавливают текст. Составляют план текста, пишут текст по заданному плану. Пишут выборочное изложение. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

30.10

2 четверть (37 уроков)

45

«Как устроен наш язык»

Вид глагола

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

Распознают и определяют глаголы совершенного и несовершенного вида

09.11

46

«Как устроен наш язык»

Начальная форма глагола

(Урок с применением ИКТ)

1

Знакомятся с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму

10.11

47

«Как устроен наш язык»

Личные формы глагола

1

Систематизируют знания о личных местоимениях. Контролируют свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола. Находят в тексте слова по заданному основанию

11.11

48

«Как устроен наш язык»

Лицо и число глаголов

1

Систематизируют знания о личных формах глаголов. Характеризуют слова по заданным грамматическим признакам. Наблюдают за изменением личных глагольных форм. Различают 1, 2 и 3-е лицо глагола. Единственное и множественное число

12.11

49

«Правописание»

Мягкий знак после шипящих в глаголах

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

1

Систематизируют знания о правописании мягкого знака после шипящих. Наблюдают за написанием мягкого знака после шипящих в глаголах, формулируют вывод. Фиксируют (графически обозначают) орфограмму. Объясняют правописание глаголов 2-го лица единственного числа

13.11

50

«Правописание»

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Словарный диктант № 4

1

Анализируют предложенные способы применения правила и выбирают из них наиболее рациональный. Определяют несколько разных оснований для классификации

16.11

51

Контрольная работа № 2 по теме « Глагол как часть речи»

1

Подбирают антонимы. Выбирают глаголы по смыслу. Находят глаголы в начальной форме. Безошибочно списывают слова, словосочетания и предложения. Определяют лицо и число глагола

17.11

52

«Развитие речи»

Текст

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

Систематизируют знания о признаках текста-описания и текста-повествования. Сравнивают тексты разных типов

18.11

53-54

«Правописание»

Правописание –ться и –тся в глаголах

2

Знакомятся с правилом правописания –ться и –тся в глаголах, применяют его. Обобщают результаты наблюдений за языковым материалом. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. Систематизируют знания по орфографии

19.11;

20.11

55

«Развитие речи»

Текст.

Словарный диктант № 5

(Урок с применением ИКТ)

1

Подбирают заголовок к тексту, обосновывают свой выбор. Находят в тексте образные языковые средства. Составляют план текста. Наблюдают за взаимосвязью абзацев текста

23.11

56-57-58

«Как устроен наш язык»

Спряжение глаголов

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

3

Сравнивают окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Знакомятся со спряжением глаголов. Наблюдают за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям. Владеют алгоритмом определения спряжения глагола. Контролируют правильность выполнения работы, находят ошибки, исправляют их, устанавливают причину ошибок. Знают спряжение глаголов, глаголы I и II спряжения

24.11;

25.11;

26.11

59

Контрольный диктант № 3 по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах, -ться и

 –тся в глаголах»

1

Применяют изученные правила орфографии и пунктуации (мягкий знак после шипящих в глаголах, -ться и –тся в глаголах). Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки

27.11

60

Работа над ошибками. Правописание глаголов

1

Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют правила правописания глаголов

30.11

61

«Развитие речи»

Текст.

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

1

Подбирают заголовок к тексту, обосновывают свой выбор. Наблюдают за текстом, построенным на приеме сравнения и противопоставления. Находят в тексте образные языковые средства

01.12

62-63

«Правописание»

Правописание безударных окончаний глаголов

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

2

Понимают информацию. Представленную в виде таблицы, используют ее при обосновании ответа и при решении практических задач. Группируют слова по заданному основанию. Преобразовывают транскрипцию в буквенную запись. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. Применяют правила правописания безударных окончаний глаголов ( I и II спряжения); владеть практическим способом определения спряжения глаголов

02.12;

03.12

64

«Правописание»

Правописание безударных окончаний глаголов

Словарный диктант № 6

1

Систематизируют знания о личных окончаниях глаголов и о способе определения спряжения. Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам. Находят слова по заданному основанию

04.12

65

«Правописание»

Правописание безударных окончаний глаголов

1

Находят словосочетания и слова по заданному основанию. Осуществляют самоконтроль по результату выполнения задания

07.12

66

Контрольное списывание № 2

«Правописание глаголов на –ться, -тся»

1

1-й вариант. Списывают текст, находят слова с орфограммами «Правописание глаголов на –ться, -тся».  

2-й вариант. Находят орфографические и пунктуационные ошибки. Списывают текст безошибочно

08.12

67

«Развитие речи»

Текст.

1

Обобщают и систематизируют знания о многозначных словах. Наблюдают за языковыми приемами построения текста, обобщают результаты наблюдений

09.12

68

«Развитие речи»

Текущее изложение

(Урок с применением ИКТ)

1

Слушают текст. Отвечают на вопросы по содержанию. Объясняют смысл предложений. Обращают внимание на правописание слов

10.12

69

«Правописание»

Правописание глаголов

(Урок с применением ИКТ)

1

Преобразовывают транскрипцию в буквенную запись. Определяют наличие заданной орфограммы, фиксируют (графически обозначают) ее. Понимают алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями и используют его при написании безударных личных окончаний. Распределяют глаголы по столбикам по заданному основанию. Находят словосочетания по заданному основанию

11.12

70

Промежуточная диагностика

№ 2

1

Знают и применяют на практике изученные правила

14.12

71

«Правописание»

Правописание глаголов

1

Распределяют слова по столбикам. Устанавливают наличие глаголов-исключений. Преобразовывают транскрипцию в буквенную запись. Контролируют собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом

15.12

72

Контрольный диктант № 4

по теме «Правописание глаголов»

1

Выполняют синтаксический разбор и анализ предложения, морфологический разбор имени существительного и прилагательного, глагола

16.12

73

Работа над ошибками по теме «Правописание глаголов»

1

Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами

17.12

74-75

«Правописание»

Правописание глаголов

(Урок с применением ИКТ)

2

Фиксируют (графически обозначают) место орфограммы в слове, окончания глаголов. Находят в тексте предложения по заданному основанию. Определяют нужную форму глагола, объясняют написание безударных личных окончаний

18.12;

21.12

76

«Как устроен наш язык»

Настоящее время глагола

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

Находят в тексте слово по заданному грамматическому признаку. Фиксируют (графически обозначают) личные окончания глаголов. Наблюдают за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивают различные формы времени и их значение. Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам

22.12

77

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов

(Урок с применением ИКТ)

1

Наблюдают за особенностями образования личных форм глаголов с суффиксами –ива-/-ыва-, -ова-\-ева-. Обобщают результаты наблюдений за языковым материалом. Систематизируют знания о способах определения спряжения и правописания личных окончаний глаголов и существительных

23.12

78-79

«Как устроен наш язык»

Прошедшее время глагола

(Урок с применением ИКТ)

2

Находят слова по заданному основанию. Изменяют глаголы по временам; определяют прошедшее время глагола. Называют признаки глаголов

24.12;

25.12

80

«Развитие речи»

Изложение

1

Обобщают и систематизируют знания о последовательности работы при написании изложения. Анализируют содержание и языковые особенности текста. Контролируют собственные действия в соответствии с алгоритмом написания изложений. Соотнося заголовок с целевой установкой письменного сообщения

28.12

81

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов

(Урок с применением ИКТ)

1

Устанавливают признак объединения глаголов в группы. Распределяют слова по заданным основаниям.. наблюдают за суффиксами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени

29.12

3 четверть (55 уроков)

82

«Как устроен наш язык»

Будущее время глагола

1

Наблюдают за значением форм будущего времени. Сравнивают различные формы времени и их значение. Понимают информацию, представленную в виде схемы, используют ее при обосновании ответа и при решении практических задач. Высказывают предположение о зависимости формы будущего времени от формы вида

11.01

83

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

Распределяют слова по заданным основаниям. Классифицируют слова в зависимости от типа или места орфограмм. Наблюдают за написанием суффиксов глаголов. Вырабатывают алгоритм рассуждения при написании разных форм одного и того же глагола

12.01

84

«Как устроен наш язык»

Изменение глаголов по временам

(Урок с применением ИКТ)

1

Наблюдают за функционированием формы настоящего времени. Различают время глагола. Изменяют глаголы по временам

13.01

85

Контрольная работа № 3 по теме « Время глагола»

1

Выписывают глаголы в форме настоящего времени. Записывают глаголы в форме прошедшего времени. Безошибочно списывают текст. Употребляя глаголы в правильной форме

14.01

86

«Развитие речи»

Изложение с элементами сочинения

1

Знакомятся с письменным пересказом текста от другого лица. Высказывают предположение об изменениях в тексте при смене лица повествователя. Наблюдают за способами передачи прямой речи и диалога

15.01

87

«Как устроен наш язык»

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

(Урок с применением ИКТ)

1

Знакомятся с наклонением как грамматическим признаком глагола. Наблюдают за значением формы изъявительного наклонения глагола и ее  функционированием в текстах

18.01

88

«Как устроен наш язык»

Условное наклонение глагола

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

Знакомятся с образованием, значением и использованием в тексте глаголов в форме условного наклонения. Наблюдают за способом образования формы условного наклонения глагола. Определяют нужную форму глагола при использовании их в тексте, учитывая контекст. Находят в тексте слова по заданному основанию

19.01

89-90

«Правописание»

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

2

Наблюдают за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Высказывают предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументируют свое мнение. Фиксируют (графически обозначают) место орфограммы в слове

20.01;

21.01

91

«Развитие речи»

Текст

1

Наблюдают за использованием в тексте глаголов в форме условного наклонения. Анализируют текстообразующую роль формы условного наклонения. Сравнивают авторский текст с составленным текстом

22.01

92

«Как устроен наш язык»

Наклонение глагола. Повелительное наклонение. Словарный диктант № 7

1

Знакомятся с образованием, значением и использованием в тексте глаголов в форме повелительного наклонения. Обобщают и систематизируют знания о типах предложений по цели высказывания. Наблюдают за изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам

25.01

93

«Как устроен наш язык»

Повелительное наклонение

(Урок с применением ИКТ)

1

Знакомятся со способом образования составной формы повелительного наклонения. Наблюдают за изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Высказывают предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументируют свое мнение. Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам. Контролируют собственные действия при работе по образцу

26.01

94

«Как устроен наш язык»

Словообразование глаголов

1

Обобщают и систематизируют знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдают за словообразованием глаголов, определяют способ образования глаголов

27.01

95

«Развитие речи»

Текст

1

Анализируют предложенный текст, оценивают его в соответствии с требованиями. Определяют целевую установку, тип и сюжет будущего текста. Составляют подробный план будущего коллективного текста

28.01

96-97

«Как устроен наш язык»

Глагол в предложении

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

2

Обобщают и систематизируют знания о синтаксической функции глаголов, об однородных членах предложения. Контролируют свою деятельность при использовании алгоритма списывания. Наблюдают за особенностями управления как вида связи слов в словосочетании

29.01;

01.02

98

«Правописание»

Правописание глаголов.

Словарный диктант № 8

1

Обобщают и систематизируют знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов. Находят слова по заданному основанию. Контролируют свою деятельность при использовании алгоритма списывания текста с пропущенными буквами

02.02

99

«Правописание»

Правописание глаголов.

1

Группируют слова по заданным основаниям. Обобщают и систематизируют знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов, и алгоритмах применения изученных правил

03.02

100

Контрольный диктант № 5 по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов»

1

Пишут под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки

04.02

101

«Правописание»

Работа над ошибками по теме  «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов»

1

Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

05.02

102

«Развитие речи»

Работаем с текстом

1

Наблюдают за языковыми средствами, передающими речь героев текста. Различают диалог и монолог. Находят, анализируют, исправляют смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях

08.02

103

«Как устроен наш язык»

Морфологический разбор глагола

(Урок с применением ИКТ)

1

Обобщают и систематизируют знания о порядке проведения морфологического разбора. Устанавливают синтаксическую функцию глаголов в предложениях. Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам. Знакомятся с алгоритмом морфологического разбора глагола

09.02

104

«Развитие речи»

Работаем с текстом

(Урок с применением ИКТ)

1

Анализируют текст: определяют целевую установку текста, наблюдают за языковыми средствами. Высказывают предположение о возможных изменениях языкового оформления текста при изменении лица повествователя

10.02

105

«Как устроен наш язык»

Наречие как часть речи

1

Знакомятся с наречием как частью речи. Наблюдают за морфологическими признаками и синтаксической функцией наречий. Понимают информацию, представленную в виде загадки

11.02

106

«Как устроен наш язык»

Связь наречия с другими частями речи

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

Наблюдают за функционированием наречий в составе словосочетаний и предложений. Обобщают результаты наблюдений. Анализируют особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Высказывают предположение о наиболее частотном значении наречий, аргументируют свой ответ

12.02

107

«Как устроен наш язык»

Как образуются наречия

1

Обобщают и систематизируют знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдают за словообразованием наречий, определяют способ образования наречий

15.02

108-109

«Правописание»

Правописание гласных на конце наречий

(Урок с применением ИКТ)

2

Устанавливают связь написания гласных на конце наречий с приставками. Знакомятся с правилом написания гласных на конце наречий. Соблюдают алгоритм действий при выборе буквы. Контролируют собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами

16.02;

17.02

110

«Правописание»

Правописание гласных на конце наречий.

Словарный диктант № 9

1

Контролируют собственные действия в соответствии с алгоритмом. Преобразовывают транскрипцию в буквенную запись. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

18.02

111

«Развитие речи»

Работаем с текстом

1

Анализируют содержание и языковые особенности текста. Включают в собственный текст образные слова и выражения. Обобщают и систематизируют знания о последовательности работы при написании мини-сочинений. Контролируют собственные действия в соответствии с алгоритмом написания мини-сочинений

19.02

112

Контрольное списывание № 3 по теме « Гласные на конце наречий»

1

Находят слова с изученной орфограммой. Фиксируют (графически обозначают) орфограмму в слове. Применяют правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

22.02

113

«Как устроен наш язык»

Морфологический разбор наречий

1

Обобщают и систематизируют знания о порядке проведения морфологического разбора. Находят в тексте словосочетания по заданному основанию. Обнаруживают избыточные пункты в общей схеме морфологического разбора наречий. Знакомятся с алгоритмом морфологического разбора наречий

24.02

114

«Правописание»

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

Обобщают знания о звуках русского языка. Наблюдают за написанием ь на конце наречий после шипящих. Формулируют на основе наблюдения выводы. Контролируют собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами

25.02

115

«Развитие речи»

Текущее изложение

1

Объясняют смысл выражений. Подбирают синонимы. Выбирают из текста опорные слова и предложения. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

26.02

116-117

«Правописание»

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

(Урок с применением ИКТ)

2

Обобщают и систематизируют знания о написании ь на конце слов после шипящих. Обосновывают написание наречий. Контролируют правильность выполнения работы, находят ошибки, исправляют их, устанавливают причину ошибок

29.02

118

Контрольная работа № 4 по теме «Глагол. Морфологический разбор глагола»

1

Классифицируют глаголы по заданному основанию. Фиксируют глаголы как члены предложения. Определяют время глагола. Распространяют предложения. Выполняют морфологический разбор глагола

01.03

119

 Работа над ошибками по теме «Глагол. Морфологический разбор глагола»

1

Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

02.03

120

«Развитие речи»

Работаем с текстом

(Урок с применением ИКТ)

1

Оформляют диалог в письменном тексте. Формулируют вывод, заканчивают текст. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

03.03

121

Контрольный диктант № 6 по теме «Гласные на конце наречий, ь на конце наречий после шипящих»

(Урок с применением ИКТ)

1

Пишут под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки

04.03

122

«Правописание»

Работа над ошибками по теме «Гласные на конце наречий, ь на конце наречий после шипящих»

1

Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Обобщают и систематизируют знания о частях речи. Классифицируют слова по частям речи, обнаруживают неизученные части речи. Знакомятся с именем числительным как частью речи. Опознают порядковые и количественные числительные в предложении. Находят в тексте слова по заданным грамматическим признакам

07.03

123

«Как устроен наш язык»

Имя числительное

(Урок с применением ИКТ)

1

Наблюдают за морфемным составом имен числительных, сравнивают числительные по составу. Знакомятся с простыми, сложными и составными числительными. Наблюдают за словообразованием имен числительных. Преобразовывают запись, выполненную с помощью чисел, в буквенную запись

09.03

124

«Как устроен наш язык»

Изменение имен числительных

1

Наблюдают за изменением имен числительных, формулируют выводы. Находят в тексте слова по заданному основанию. Обобщают знания об одушевленности/неодушевленности имен существительных и о выборе формы имен прилагательных и имен числительных. Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам

09.03

125

«Развитие речи»

Работаем с текстом

1

Анализируют текст. Осознают уместность использования в тексте образных языковых средств, слов с переносным значением. Сравнивают синонимы в синонимическом ряду по смысловым оттенкам. Сравнивают собственное выполнение задания с авторским вариантом

10.03

126

«Правописание»

Слитное и раздельное написание числительных

(Урок с применением элементов исследовательской деятельности)

1

Наблюдают за правописание простых, сложных и составных числительных, формулируют выводы на основе наблюдения. Знакомятся с правилами употребления названий месяцев в сочетании с именами числительными в косвенных падежах. Используют информацию, представленную в виде таблицы, для выполнения практических задач

11.03

127

«Правописание»

Правописание мягкого знака в именах числительных

1

Знают и применяют правило написания мягкого знака в числительных. Применяют правило правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных. Преобразовывают запись цифрами в буквенную запись. Фиксируют (графически обозначают) корень слова и окончание

14.03

128

«Правописание»

Правописание числительных

1

Распределяют слова по заданным основаниям. Обосновывают написание слов. Преобразовывают запись цифрами в буквенную запись

15.03

129

«Развитие речи»

Текст

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

1

Анализируют текст. Выявляют особенности построения текста. Наблюдают за использование выделенных структурных компонентов текста. Обобщают и систематизируют знания о последовательности работы при создании текста

16.03

130

«Правописание»

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах

(Урок с применением ИКТ)

1

Обобщают и систематизируют знания о написании ь в словах. Выбирают и группируют слова по заданным основаниям. Контролируют собственные действия при списывании текста

17.03

131

Диагностическая работа № 3

1

Выполняют задания тестового характера по всему курсу начальной школы. Применяют орфографические правила; контролируют свои действия, проверяют написанное

18.03

132

«Как устроен наш язык»

Связь слов в предложении. Словосочетание.

Словарный диктант № 10

1

Знакомятся с подчинительной связью как основой словосочетания. Различают словосочетания и не словосочетания. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

21.03

133

«Как устроен наш язык»

Словосочетание

1

Обобщают и систематизируют знания об однородных членах предложения и о фразеологизмах. Сравнивают словосочетания с сочетаниями слов, связанных сочинительной связью, и с фразеологизмами. Различают словосочетания и фразеологизмы

22.03

134

«Как устроен наш язык»

Слово. Словосочетание. Предложение  

1

Сравнивают слова, словосочетания и предложения. Понимают информацию, представленную в виде рисунка. Соблюдают порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, формулируют и доказывают свой ответ

23.03

135

«Развитие речи»

Текст

1

Анализируют текст. Наблюдают за образностью и метафоричностью предложенного текста. Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, высказывают собственную точку зрения, доказывают ее. Обобщают и систематизируют знания о тексте-рассуждении

24.03

136

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях

1

Составляют словосочетания по заданной модели. Различают порядковые и количественные числительные. Включают в предложение словосочетание по заданной модели. Контролируют правильность выполнения работы, находят ошибки, исправляют их, устанавливают причину ошибок

25.03

4 четверть (35 уроков)

137

«Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. согласование

1

Обобщают и систематизируют знания о связи имен прилагательных с именами существительными. Наблюдают за словосочетаниями с типом связи согласование. Знакомятся с алгоритмом нахождения словосочетания с согласованием

04.04

138

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

1

Обобщают и систематизируют знания о несклоняемых именах существительных. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре)

05.04

139

«Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Управление

(Урок с применением ИКТ)

1

Наблюдают за словосочетаниями с типом связи управление. Анализируют различия в способах связи слов в словосочетании. Различают словосочетания с типом связи управление и словосочетания с типом связи согласование. Знакомятся с алгоритмом нахождения словосочетания с типом связи управление. Анализируют представленные модели словосочетаний и выбирают соответствующие заданным условиям

06.04

140

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях

1

Обобщают и систематизируют знания о правописании личных окончаний глаголов. Находят словосочетания по заданному основанию. Устанавливают тип орфограммы в слове. Обосновывают написание слов. Соблюдают порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием

07.04

141

«Развитие речи»

Текст

1

Наблюдают за текстом. Определяют целевую установку текста. Соотносят авторский замысел и его реализацию в тексте. Осознают роль начала для дальнейшего развития текста. Обсуждают возможные варианты начала текстов различных типов

08.04

142

«Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Примыкание

1

Наблюдают за словосочетаниями с различными типами связи. Опознают словосочетания, не удовлетворяющие поставленным условиям. Обнаруживают закономерность: неизменяемость формы зависимого слова при изменении главного. Знакомятся с примыканием как типом подчинительной связи и с алгоритмом нахождения словосочетания с примыканием. Составляют словосочетания по указанным моделям. Находят словосочетания с изученными типами связи. Устанавливают тип связи и доказывают свой ответ

11.04

143

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях

(Урок с применением ИКТ)

1

Составляют словосочетания в соответствии с поставленным условием. Контролируют свою деятельность при написании суффиксов наречий. Фиксируют (графически обозначают) приставку

12.04

144

Контрольный диктант №7

по теме «Правописание слов в словосочетаниях»

1

Пишут под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки

13.04

145

Работа над ошибками по теме «Правописание слов в словосочетаниях»

1

Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

14.04

146

Контрольная работа № 5

по теме «Словосочетание. Слово и предложение, связь слов в словосочетании»

1

Выписывают словосочетания из предложенного ряда. Устанавливают связь слов в предложении. Находят глаголы и глагольные словосочетания. Составляют предложения по заданному словосочетанию

15.04

147

«Правописание»

Работа над ошибками по теме «Словосочетание. Слово и предложение, связь слов в словосочетании»

1

Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Выписывают словосочетания из предложенного ряда. Устанавливают связь слов в предложении. Находят глаголы и глагольные словосочетания. Составляют предложения по заданному словосочетанию

18.04

148

«Как устроен наш язык»

Словосочетание в предложении

1

Наблюдают за функционированием словосочетаний в предложении. Принимают участие в обсуждении, высказывают свою точку зрения о роли словосочетаний при построении распространенного предложения. Включают в предложения  второстепенные члены. Обобщают и систематизируют знания о признаках распространенного предложения

19.04

149

«Развитие речи»

Текст

1

Анализируют текст. Выявляют смысловые и структурные особенности текста. Обобщают и систематизируют знания о тексте-рассуждении. Обнаруживают и анализируют смысловые, логические и грамматические ошибки, указывают пути их устранения

20.04

150

«Как устроен наш язык»

Сложное предложение

1

Обобщают и систематизируют знания о предложении. Наблюдают за предложениями с несколькими грамматическими основами. Знакомятся с понятиями «сложное предложение», «сложносочиненное предложение», «сложноподчиненное предложение». Соблюдают порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Знакомятся с алгоритмом различения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

21.04

151

Контрольное списывание № 4 по теме « Правописание слов в словосочетаниях»

1

Списывают текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки

22.04

152

«Как устроен наш язык»

Как связаны части сложносочиненного предложения

1

Находят предложения по заданному основанию. Наблюдают за союзами и, а, или в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Соотносят схемы и сложные  предложения. Упорядочивают предложения в соответствии с последовательностью схем. Знакомятся с сочинительными союзами зато, однако, да, наблюдают за синонимией союзов

25.04

153

«Правописание»

Знаки препинания в сложном предложении

(Урок с применением ИКТ)

1

Фиксируют (графически обозначают) грамматические основы предложений. Наблюдают за средством разделения частей сложного предложения. Знакомятся с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочиненного предложения. Обобщают и систематизируют знания о знаках препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах

26.04

154

«Правописание»

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

Обосновывают постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами. Составляют предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему

27.04

155

«Развитие речи»

Текст

1

Анализируют текст. Выявляют смысловые и структурные особенности текста. Наблюдают за использованием фразеологизмов в тексте. Обобщают и систематизируют знания о последовательности работы при создании собственного текста

28.04

156

«Как устроен наш язык»

Как связаны части сложноподчиненного предложения

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

1

Наблюдают за особенностями сложноподчиненного предложения. Принимают участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирают правильное и обосновывают сделанный выбор. Подтверждают собственный вывод примерами. Соотносят предложения и их схемы

29.04

157

«Как устроен наш язык»

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение

1

Наблюдают за возможным местом придаточной части в сложноподчиненном предложении. Анализируют вариант ответа на проблемный вопрос, оценивают его и высказывают собственную точку зрения

02.05

158

«Правописание»

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

1

Наблюдают за постановкой запятой в сложноподчиненном предложении. Формулируют на основе наблюдения выводы и обосновывают их примерами. Контролируют собственные действия при списывании предложений с пропущенными знаками препинания. Обосновывают постановку знаков препинания в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами

03.05

159

Комплексная итоговая контрольная работа № 6

1

Устанавливают степень сложности задания и определяют для себя возможность\невозможность его выполнения. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

04.05

160

«Правописание»

Работа над ошибками

1

Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Контролируют свою работу. Работают по алгоритму. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

05.05

161

«Правописание»

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

Контролируют собственные действия при списывании предложений с пропущенными буквами и знаками препинания. Обосновывают написание слов и постановку знаков препинания. Находят в тексте предложения по заданному основанию.

06.05

162

«Развитие речи»

Текст

1

Анализируют текст. Выявляют смысловые и структурные особенности текста. Определяют авторскую целевую установку текста. Обобщают и систематизируют знания о последовательности работы при создании собственного текста. Применяют орфографические правила

10.05

163

«Как устроен наш язык»

Сложное предложение

(Урок с применением элементов проектной деятельности)

1

Соотносят сложные предложения и их схемы. Контролируют правильность выполнения работы, находят ошибки, исправляют их, устанавливают причины ошибок. Наблюдают за частями сложного предложения, содержащими однородные члены. Анализируют сложные предложения, осложненные однородными членами

11.05

164

«Правописание»

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

(Урок с применением ИКТ)

1

Обобщают и систематизируют знания о постановке знаков препинания между частями сложного предложения. Фиксируют (графически обозначают) грамматические основы предложений

12.05

165

Контрольный диктант № 8  

по теме «Знаки препинания в сложном предложении»

1

Пишут под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки

13.05

166

«Правописание»

Работа над ошибками по теме

«Знаки препинания в сложном предложении»

1

Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

16.05

167

«Развитие речи»

Текст

1

Анализируют тексты с использованием языковой игры. Составляют коллективный текст с учетом заданных условий. Находят. Анализируют, исправляют смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложении

17.05

168

«Развитие речи»

Итоговое изложение

1

Признаки текста; алгоритм написания изложения. Подбирают заголовок к тексту, составляют его план и письменно пересказывают. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

18.05

169

Повторение.

Фонетика. Состав слова.  Части речи.

Словарный диктант № 11

1

Фонетика. Состав слова.  Части речи. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

19.05

170

Повторение

Морфология. Синтаксис.

1

Морфология. Синтаксис. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное

20.05


Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

  1. Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  3. Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  4. Романова В.Ю.  Русский язык: 4 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Литература для учителя

  1. Блинова И. В. [и др.]. Начальная школа. Наука без скуки [Электронный ресурс]  – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Завьялова Н. А. Начальная школа. Русский язык. Демонстрационные таблицы [Электронный ресурс] – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Зубарева Л. В., Плешакова Е. П.. Русский язык. 1–4 классы [Электронный ресурс]  – Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Иванов С.В., Кузнецова М. И.. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам – М.: Вентана-Граф, 2015.
  5. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык:Оценка достижения планируемых результатов обучения: 2-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2014

Литература для обучающихся

  1. Арефьева Л. П.  [и др.] Русский язык. 1–4 классы: развитие творческих способностей учащихся. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Дьяченко Г. Т. Русский язык. 3-4 классы: задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Лисицина Т. В. Русский язык. 1–4 классы: активные формы и методы обучения. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Росланова О. В. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1–4 классах.  – Волгоград: Учитель, 2006
  5. Шевченко Г. Н. Русский язык. 1–4 классы: тесты для обобщающего контроля.  – Волгоград: Учитель, 2010.

Адреса сайтов

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
  5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.uroki.ru

Материально-техническое обеспечение

Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета, ЭОР

Диски:

  • «Русский язык 4 класс»
  • «Русский язык. Основные правила и понятия 1-4 класс»
  • «Начальная школа. Русский язык. 3-4 классы (карточки)» Серии «Дидактический и раздаточный материал»
  • «Начальная школа. Русский язык. Демонстрационные таблицы»
  • «Русский язык 1-4 классы»,

Традиционные и инновационные средства обучения, компьютерные, информационно­коммуникационные средства

  1. Комплекты таблиц:
  • Русский язык 1-4 класс  –  9 комплектов (113 шт.)

Учебно­практическое оборудование

1. Доска магнитная

2. Компьютер

3. Принтер

Оборудование (мебель)

 

ученический стол – 9 шт.

ученический стул – 16 шт.

стол учительский – 1 шт.

стул мягкий – 1 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...