Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС УМК "начальная школа 21 века" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 91.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЛИПОВКА»
ЭНГЕЛЬССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с. Липовка» Энгельсского муниципального района _____________/В.В. Миронова/ «__»____________2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ с. Липовка» Энгельсского муниципального района _____________/Н.А. Миронова / Приказ№___от «__»______________ 2015г. |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «русский язык»
для обучающихся 4 класса
МБОУ «СОШ с. Липовка»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
на 2015\2016 учебный год
Составитель:
Долбилова Наталья Викторовна
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по русскому языку для 4 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2010 года.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни.
Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы: любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Курс русского языка в 4 классе занимает ведущее место, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Рабочая программа ориентирована на достижение учащимися предметных целей – социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Содержание учебного предмета «Русский язык» структурировано по трем блокам: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
На уроках определенного блока реализуется одна цель:
- уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний (научно-исследовательская цель);
- уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного безошибочного, осознанного письма (социокультурная цель);
- уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения у учащихся (социокультурная цель)
В рамках одного урока три основные цели не смешиваются, осуществляется «погружение» в одну проблему – лингвистическую, орфографическую (пунктуационную) или речевую (развитие речи). Осознание учащимися сути языковых явлений происходит не столько на теоретическом, сколько на практическом уровне – при выполнении заданий, раскрывающих различные аспекты той или иной проблемы.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Систематический курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
Рабочая учебная программа курса «Русский язык» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения русскому языку в современной начальной школе.
Преобладающим типом урока является урок открытия новых знаний и рефлексия. В работе используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Учитывая возрастные особенности, используются такие формы уроков как: урок-путешествие, урок-игра, урок-сказка, уроки с ИКТ, а также элементы проектной, исследовательской и проблемной деятельности.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что пpaвильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности (элементы) | Использование исследователь ской деятельности (элементы) |
1 | Как устроен наш язык | 53 | 12 | 5 | 5 |
2 | Правописание | 58 | 13 | 5 | 5 |
3 | Развитие речи | 31 | 6 | 3 | 3 |
4 | Контрольные диктанты, контрольные работы, списывания и контрольные тестирования | 21 | 2 | 0 | 0 |
5 | Резервные уроки | 7 | |||
Всего | 170 | 33 | 22 | 20 |
Содержание курса
№п/п Содержатель ная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | |
УУД | Предметные | |||
«Как устроен наш язык» | Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. Синтаксис. Синтаксический анализ простого предложения. Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связь слов в словосочетании. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. Глагол. Общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. Наречие. Значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. Имя числительное. Общее значение. | Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; находят способы решения проблемной задачи. Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения, отнесения к известным понятиям. Воспринимают по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку своей деятельности. Планируют свои действия согласно поставленной учебной задаче и условиям ее реализации. Коммуникативные: участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают собственное мнение и аргументируют его. Соблюдают грамматические нормы устной речи; обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в письменной форме речи. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Строят понятные для окружающих высказывания; умеют задавать вопросы. Личностные: умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; ориентируются на понимании причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей. Оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев. Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы. | Учащиеся называют: - изученные части речи; - значимые части слова; различают, сравнивают: - буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные; - имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол; - предлог и приставку; - корень, приставку, суффикс, окончание; - главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами; приводят примеры: - простого и двусоставного предложения; кратко характеризуют: - виды предложений по цели высказывания и интонации; решают практические и учебные задачи: - выделяют подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении); - пользуются словарями; - используют алфавит при работе со словарем. | |
Правописание | Повторение правил правописания в 1-3 классах. Формирование орфографической зоркости, речевого слуха навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применением:
-ова-/-ева-;
| 58 ч | Познавательные: формулируют познавательную задачу; извлекают необходимую информацию из учебного текста; формулируют простые выводы на основе анализа; определяют проблему и находят способы ее решения. Действуют по алгоритму, образцу; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте, делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят необходимые коррективы в действия. Коммуникативные: участвуют в учебном полилоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия. Строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы. Личностные: понимают отличительные особенности общения со сверстниками и взрослыми; проявляют стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; проявляют настойчивость и терпение в преодолении трудностей; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда. | Учащиеся решают практические и учебные задачи: • пишут под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания: - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корнях слов; - безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением в корнях слов; - гласные после шипящих и ц, сочетания чк, чн; -разделительные ь и ъ; ь после шипящих на конце имен существительных, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; - не с глаголами; - безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных; - правописание безударных личных окончаний глаголов; - словарные слова, определенные программой; - знаки препинания в конце предложения (.?!); запятая между однородными членами предложения. |
Развитие речи | Устная речь. Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться. Приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). Письменная речь. Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, с элементами сочинения, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания. Пересказ текста (изложение от другого лица). Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. | 31 ч | Познавательные: осуществляют сравнение, классификацию; проверяют написанное; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Овладевают основами смыслового чтения текста; различают тексты разных типов. Регулятивные: планируют учебные действия согласно поставленной задаче; анализируют собственную работу. Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в устной и письменной форме речи. Личностные: ориентируются на понимании причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации. | Учащиеся решают практические и учебные задачи: - отвечают на вопросы к тексту; - делят текст на смысловые части и составляют простой план. |
Контрольные диктанты, контрольные работы, списывания и контрольные тестирования | Применяют орфографические правила; контролируют свои действия, проверяют написанное. | 21 ч | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения намеченного результата; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные: понимают значение границ собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием | |
Резервные уроки | Закрепление пройденного; повторение пройденного. | 7 ч | ||
ИТОГО | 170 ч |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Дата | Коррек тировка | |
план | факт | |||||
1 четверть (44 урока) | ||||||
1 | «Развитие речи» Повторение. Пишем письма (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 | Составляют письмо на заданную тему. Обсуждают предложенные варианты писем. Обнаруживают и анализируют смысловые, логические и грамматические ошибки, указывают пути их устранения. Систематизируют знания, приобретенные на уроках русского языка во 2-3 классах | 02.09 | ||
2 | «Как устроен наш язык» Повторяем фонетику и словообразование (Урок с применением ИКТ) | 1 | Находят в тексте слова по заданному основанию. Фиксируют (графически обозначают) в слове основу и окончание. Соотносят слова со схемами состава слова. Устанавливают способ словообразования. Проводят разбор слова по составу и фонетический анализ слова | 03.09 | ||
3-4 | «Правописание» Вспоминаем изученные орфограммы (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 2 | Распределяют слова по столбикам в соответствии с типом орфограммы. Опознают слова, не удовлетворяющие поставленным условиям. Классифицируют слова в зависимости от типа или места орфограмм | 04.09; 07.09 | ||
5 | Стартовая диагностическая работа | 1 | Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 08.09 | ||
6 | «Развитие речи» Повторение. Пишем письма | 1 | Составляют письмо на заданную тему. Обсуждают предложенные варианты писем. Обнаруживают и анализируют смысловые и, логические и грамматические ошибки, указывают пути их устранения | 09.09 | ||
7 | «Как устроен наш язык» Повторяем признаки имени существительного (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 | Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам. Понимают информацию, представленную в виде таблицы, дополняют таблицу. Знакомятся с происхождением имен. Анализируют значения приведенных слов, опираясь на прием развернутого толкования. Высказывают предположение в различиях слов по значению. Соотносят предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения | 10.09 | ||
8 | «Правописание» Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения | 1 | Осуществляют склонение имен существительных. Выполняют правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. Отрабатывают алгоритм применения изученного правила | 11.09 | ||
9 | «Правописание» Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения Словарный диктант №1 | 1 | Находят в тексте слова по заданному основанию. Определяют написание окончаний имен существительных, доказывают выбор окончания, обосновывают способы проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. Осуществляют поиск необходимой информации в словаре, уточняют по словарю написание слов | 14.09 | ||
10 | «Правописание» Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения | 1 | Выполняют правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. Находят допущенные ошибки и исправляют их. Группируют слова в зависимости от типа склонения, объясняют написание слов | 15.09 | ||
11 | «Развитие речи» Пишем письма (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 | Составляют письмо на заданную тему. Обсуждают предложенные варианты писем. Обнаруживают и анализируют смысловые, логические и грамматические ошибки, указывают пути их устранения. Анализируют письма с использованием постскриптума, корректируют текст. Обнаруживают непоследовательность в изложении мыслей. Определяют целевую установку письменного сообщения. Исправляют нарушения в тексте и восстанавливают его структуру, записывают исправленный текст в тетрадь | 16.09 | ||
12-13 | «Как устроен наш язык» Морфологический разбор имени существительного | 2 | Устанавливают синтаксическую функцию имен существительных. Характеризуют слово как часть речи, называют признаки указанной части речи. Различают постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Систематизируют знания по морфологии. Знакомятся с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводят морфологический разбор слова, анализируют правильность его проведения | 17.09; 18.09 | ||
14 | «Правописание» Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (Урок с применением ИКТ) | 1 | Группируют слова по заданному основанию. Объясняют разницу в произношении и написании окончаний слов. Выбирают слова, соответствующие заданному в упражнении условию, доказывают написание безударных падежных окончаний. Осуществляют поиск необходимой информации в словаре, уточняют по словарю написание слов | 21.09 | ||
15 | «Развитие речи» Текст-рассуждение (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 | Подбирают заголовок к тексту, обосновывают свой выбор. Различают текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование | 22.09 | ||
16 | «Как устроен наш язык» Повторяем признаки имени прилагательного (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 | Употребляют имена прилагательные в нужной форме. Фиксируют (графически обозначают) окончания. Определяют синтаксическую функцию имен прилагательных. Различают постоянные и непостоянные признаки | 23.09 | ||
17 | «Правописание» Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. Словарный диктант № 2 | 1 | Устанавливают наличие в слове заданной орфограммы, фиксируют (графически обозначают) ее. Контролируют собственные действия в соответствии с алгоритмом написания безударных падежных окончаний имен прилагательных | 24.09 | ||
18 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученных орфограмм в 3 классе. Орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных» | 1 | Находят и отмечают в словах орфограммы. Объясняют, доказывают правильность написания слова с изученными орфограммами | 25.09 | ||
19 | «Правописание» Работа над ошибками по теме «Повторение изученных орфограмм в 3 классе. Орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных» | 1 | Осуществляют анализ ошибок. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Находят непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой) | 28.09 | ||
20 | «Как устроен наш язык» Морфологический разбор имени прилагательного (Урок с применением ИКТ) | 1 | Обобщают и систематизируют знания об именах прилагательных. Подбирают слова по заданным основаниям. Знакомятся с алгоритмом морфологического разбора имен прилагательных. Находят в тексте слово по заданным грамматическим признакам. Проводят морфологический разбор имен прилагательных | 29.09 | ||
21 | Контрольное списывание №1 по теме «Повторение изученных орфограмм в 3 классе. Орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных» | 1 | Списывают текст по алгоритму, списывают без ошибок. Объясняют орфограммы в словах. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 30.09 | ||
22 | «Развитие речи» Типы текста (Урок с применением ИКТ) | 1 | Озаглавливают тексты. Определяют типы текста и создают собственные тексты заданного типа. Создают собственные тексты с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Корректируют тексты, в которых допущены нарушения норм письменной речи | 01.10 | ||
23 | «Правописание» Буквы о, ё после шипящих и ц | 1 | Повторяют правила правописания букв о, ё после шипящих и ц и правила правописания мягкого знака на конце. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 02.10 | ||
24 | «Правописание» Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих» | 1 | Применяют правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. Контролируют свои действия, проверяют написанное | 05.10 | ||
25 | «Как устроен наш язык» Повторяем местоимение (Урок с применением ИКТ) | 1 | Повторяют основные признаки местоимения. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 06.10 | ||
26 | Тест по теме «Фонетика, словообразование. Грамматические признаки изученных частей речи» | 1 | Отмечают слова: начинающиеся с заданного звука; в которых звуков больше\меньше, чем букв; заканчивающиеся заданным звуком. Находят однокоренные слова; слова, соответствующие заданной схеме; имена существительные; неизменяемые части речи; верные утверждения; словосочетания с заданными параметрами; предложения с подлежащим с заданными параметрами; имена прилагательные с заданными параметрами; местоимения | 07.10 | ||
27 | «Правописание» Орфограммы в приставках | 1 | Повторяют правописание приставок и разделительных ь и ъ. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 08.10 | ||
28 | «Правописание» Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак (Урок с применением ИКТ) | 1 | Повторяют правописание разделительных ь и ъ. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 09.10 | ||
29 | «Развитие речи» Изложение (Урок с применением ИКТ) | 1 | Корректируют тексты. В которых допущены нарушения норм письменной речи. Анализируют текст. Восстанавливают деформированные тексты | 12.10 | ||
30 | «Как устроен наш язык» Разбор по членам предложения | 1 | Знакомятся с алгоритмом разбора простого предложения по членам. Находят предложения, удовлетворяющие заданному условию | 13.10 | ||
31-32 | «Как устроен наш язык» Синтаксический разбор предложения | 2 | Выполняют синтаксический анализ простого предложения; разбор простого предложения по членам | 14.10; 15.10 | ||
33 | Контрольная работа №1 по теме «Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений» | 1 | Определяют грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; выполняют разбор предложений по членам предложения, синтаксический анализ предложения | 16.10 | ||
34 | «Как устроен наш язык» Знаки препинания при однородных членах предложения. Словарный диктант №3 (Урок с применением ИКТ) | 1 | Обобщают и систематизируют знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Находят предложения, удовлетворяющие заданному условию. Подбирают собственные примеры к заданным схемам предложений | 19.10 | ||
35 | «Как устроен наш язык» Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | Обобщают и систематизируют знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Наблюдают за предложениями с обобщающими словами при однородных членах. Знакомятся с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах | 20.10 | ||
36 | «Как устроен наш язык» Синтаксический разбор предложения | 1 | Составляют предложения, удовлетворяющие заданным условиям. Фиксируют (графически обобщают) наличие в предложениях однородных членов | 21.10 | ||
37 | Контрольный диктант № 2 по теме «Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах» (Урок с применением ИКТ) | 1 | Находят и объясняют орфограммы в приставках, корнях, суффиксах. Знают правописание слов с ь на конце после шипящих, разделительными ь и ъ, не с глаголами. Ставят знаки препинания при однородных членах предложения | 22.10 | ||
38 | Работа над ошибками по теме «Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах» | 1 | Осуществляют анализ ошибок. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 23.10 | ||
39 | «Развитие речи» Текст | 1 | Озаглавливают текст. Корректируют тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 26.10 | ||
40-41 | «Как устроен наш язык» Глагол как часть речи (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 2 | Знакомятся с глаголом: общее значение, глагольные вопросы. Обобщают и систематизируют знания о грамматических признаках частей речи. Сравнивают грамматические признаки изученных ранее частей речи и глагола. Наблюдают за изменением глаголов по временам. Знакомятся с глаголом как частью речи; с алгоритмом определения вида глагола. Наблюдают за функционированием глаголов разных видов в тексте | 27.10 | ||
42 | «Правописание» Правописание приставок в глаголах (Урок с применением ИКТ) | 1 | Различают предлоги и приставки. Систематизируют знания об употреблении разделительного твердого знака. Объясняют написание предлогов и приставок | 28.10 | ||
43 | «Правописание» Правописание не с глаголами | 1 | Применяют правило правописания не с глаголами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 29.10 | ||
44 | «Развитие речи» Изложение | 1 | Озаглавливают текст. Составляют план текста, пишут текст по заданному плану. Пишут выборочное изложение. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 30.10 | ||
2 четверть (37 уроков) | ||||||
45 | «Как устроен наш язык» Вид глагола (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 | Распознают и определяют глаголы совершенного и несовершенного вида | 09.11 | ||
46 | «Как устроен наш язык» Начальная форма глагола (Урок с применением ИКТ) | 1 | Знакомятся с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму | 10.11 | ||
47 | «Как устроен наш язык» Личные формы глагола | 1 | Систематизируют знания о личных местоимениях. Контролируют свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола. Находят в тексте слова по заданному основанию | 11.11 | ||
48 | «Как устроен наш язык» Лицо и число глаголов | 1 | Систематизируют знания о личных формах глаголов. Характеризуют слова по заданным грамматическим признакам. Наблюдают за изменением личных глагольных форм. Различают 1, 2 и 3-е лицо глагола. Единственное и множественное число | 12.11 | ||
49 | «Правописание» Мягкий знак после шипящих в глаголах (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 | Систематизируют знания о правописании мягкого знака после шипящих. Наблюдают за написанием мягкого знака после шипящих в глаголах, формулируют вывод. Фиксируют (графически обозначают) орфограмму. Объясняют правописание глаголов 2-го лица единственного числа | 13.11 | ||
50 | «Правописание» Мягкий знак после шипящих в глаголах. Словарный диктант № 4 | 1 | Анализируют предложенные способы применения правила и выбирают из них наиболее рациональный. Определяют несколько разных оснований для классификации | 16.11 | ||
51 | Контрольная работа № 2 по теме « Глагол как часть речи» | 1 | Подбирают антонимы. Выбирают глаголы по смыслу. Находят глаголы в начальной форме. Безошибочно списывают слова, словосочетания и предложения. Определяют лицо и число глагола | 17.11 | ||
52 | «Развитие речи» Текст (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 | Систематизируют знания о признаках текста-описания и текста-повествования. Сравнивают тексты разных типов | 18.11 | ||
53-54 | «Правописание» Правописание –ться и –тся в глаголах | 2 | Знакомятся с правилом правописания –ться и –тся в глаголах, применяют его. Обобщают результаты наблюдений за языковым материалом. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. Систематизируют знания по орфографии | 19.11; 20.11 | ||
55 | «Развитие речи» Текст. Словарный диктант № 5 (Урок с применением ИКТ) | 1 | Подбирают заголовок к тексту, обосновывают свой выбор. Находят в тексте образные языковые средства. Составляют план текста. Наблюдают за взаимосвязью абзацев текста | 23.11 | ||
56-57-58 | «Как устроен наш язык» Спряжение глаголов (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 3 | Сравнивают окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Знакомятся со спряжением глаголов. Наблюдают за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям. Владеют алгоритмом определения спряжения глагола. Контролируют правильность выполнения работы, находят ошибки, исправляют их, устанавливают причину ошибок. Знают спряжение глаголов, глаголы I и II спряжения | 24.11; 25.11; 26.11 | ||
59 | Контрольный диктант № 3 по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах, -ться и –тся в глаголах» | 1 | Применяют изученные правила орфографии и пунктуации (мягкий знак после шипящих в глаголах, -ться и –тся в глаголах). Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки | 27.11 | ||
60 | Работа над ошибками. Правописание глаголов | 1 | Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют правила правописания глаголов | 30.11 | ||
61 | «Развитие речи» Текст. (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 | Подбирают заголовок к тексту, обосновывают свой выбор. Наблюдают за текстом, построенным на приеме сравнения и противопоставления. Находят в тексте образные языковые средства | 01.12 | ||
62-63 | «Правописание» Правописание безударных окончаний глаголов (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 2 | Понимают информацию. Представленную в виде таблицы, используют ее при обосновании ответа и при решении практических задач. Группируют слова по заданному основанию. Преобразовывают транскрипцию в буквенную запись. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. Применяют правила правописания безударных окончаний глаголов ( I и II спряжения); владеть практическим способом определения спряжения глаголов | 02.12; 03.12 | ||
64 | «Правописание» Правописание безударных окончаний глаголов Словарный диктант № 6 | 1 | Систематизируют знания о личных окончаниях глаголов и о способе определения спряжения. Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам. Находят слова по заданному основанию | 04.12 | ||
65 | «Правописание» Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | Находят словосочетания и слова по заданному основанию. Осуществляют самоконтроль по результату выполнения задания | 07.12 | ||
66 | Контрольное списывание № 2 «Правописание глаголов на –ться, -тся» | 1 | 1-й вариант. Списывают текст, находят слова с орфограммами «Правописание глаголов на –ться, -тся». 2-й вариант. Находят орфографические и пунктуационные ошибки. Списывают текст безошибочно | 08.12 | ||
67 | «Развитие речи» Текст. | 1 | Обобщают и систематизируют знания о многозначных словах. Наблюдают за языковыми приемами построения текста, обобщают результаты наблюдений | 09.12 | ||
68 | «Развитие речи» Текущее изложение (Урок с применением ИКТ) | 1 | Слушают текст. Отвечают на вопросы по содержанию. Объясняют смысл предложений. Обращают внимание на правописание слов | 10.12 | ||
69 | «Правописание» Правописание глаголов (Урок с применением ИКТ) | 1 | Преобразовывают транскрипцию в буквенную запись. Определяют наличие заданной орфограммы, фиксируют (графически обозначают) ее. Понимают алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями и используют его при написании безударных личных окончаний. Распределяют глаголы по столбикам по заданному основанию. Находят словосочетания по заданному основанию | 11.12 | ||
70 | Промежуточная диагностика № 2 | 1 | Знают и применяют на практике изученные правила | 14.12 | ||
71 | «Правописание» Правописание глаголов | 1 | Распределяют слова по столбикам. Устанавливают наличие глаголов-исключений. Преобразовывают транскрипцию в буквенную запись. Контролируют собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом | 15.12 | ||
72 | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание глаголов» | 1 | Выполняют синтаксический разбор и анализ предложения, морфологический разбор имени существительного и прилагательного, глагола | 16.12 | ||
73 | Работа над ошибками по теме «Правописание глаголов» | 1 | Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами | 17.12 | ||
74-75 | «Правописание» Правописание глаголов (Урок с применением ИКТ) | 2 | Фиксируют (графически обозначают) место орфограммы в слове, окончания глаголов. Находят в тексте предложения по заданному основанию. Определяют нужную форму глагола, объясняют написание безударных личных окончаний | 18.12; 21.12 | ||
76 | «Как устроен наш язык» Настоящее время глагола (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 | Находят в тексте слово по заданному грамматическому признаку. Фиксируют (графически обозначают) личные окончания глаголов. Наблюдают за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивают различные формы времени и их значение. Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам | 22.12 | ||
77 | «Правописание» Правописание суффиксов глаголов (Урок с применением ИКТ) | 1 | Наблюдают за особенностями образования личных форм глаголов с суффиксами –ива-/-ыва-, -ова-\-ева-. Обобщают результаты наблюдений за языковым материалом. Систематизируют знания о способах определения спряжения и правописания личных окончаний глаголов и существительных | 23.12 | ||
78-79 | «Как устроен наш язык» Прошедшее время глагола (Урок с применением ИКТ) | 2 | Находят слова по заданному основанию. Изменяют глаголы по временам; определяют прошедшее время глагола. Называют признаки глаголов | 24.12; 25.12 | ||
80 | «Развитие речи» Изложение | 1 | Обобщают и систематизируют знания о последовательности работы при написании изложения. Анализируют содержание и языковые особенности текста. Контролируют собственные действия в соответствии с алгоритмом написания изложений. Соотнося заголовок с целевой установкой письменного сообщения | 28.12 | ||
81 | «Правописание» Правописание суффиксов глаголов (Урок с применением ИКТ) | 1 | Устанавливают признак объединения глаголов в группы. Распределяют слова по заданным основаниям.. наблюдают за суффиксами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени | 29.12 | ||
3 четверть (55 уроков) | ||||||
82 | «Как устроен наш язык» Будущее время глагола | 1 | Наблюдают за значением форм будущего времени. Сравнивают различные формы времени и их значение. Понимают информацию, представленную в виде схемы, используют ее при обосновании ответа и при решении практических задач. Высказывают предположение о зависимости формы будущего времени от формы вида | 11.01 | ||
83 | «Правописание» Правописание суффиксов глаголов (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 | Распределяют слова по заданным основаниям. Классифицируют слова в зависимости от типа или места орфограмм. Наблюдают за написанием суффиксов глаголов. Вырабатывают алгоритм рассуждения при написании разных форм одного и того же глагола | 12.01 | ||
84 | «Как устроен наш язык» Изменение глаголов по временам (Урок с применением ИКТ) | 1 | Наблюдают за функционированием формы настоящего времени. Различают время глагола. Изменяют глаголы по временам | 13.01 | ||
85 | Контрольная работа № 3 по теме « Время глагола» | 1 | Выписывают глаголы в форме настоящего времени. Записывают глаголы в форме прошедшего времени. Безошибочно списывают текст. Употребляя глаголы в правильной форме | 14.01 | ||
86 | «Развитие речи» Изложение с элементами сочинения | 1 | Знакомятся с письменным пересказом текста от другого лица. Высказывают предположение об изменениях в тексте при смене лица повествователя. Наблюдают за способами передачи прямой речи и диалога | 15.01 | ||
87 | «Как устроен наш язык» Наклонение глагола. Изъявительное наклонение (Урок с применением ИКТ) | 1 | Знакомятся с наклонением как грамматическим признаком глагола. Наблюдают за значением формы изъявительного наклонения глагола и ее функционированием в текстах | 18.01 | ||
88 | «Как устроен наш язык» Условное наклонение глагола (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 | Знакомятся с образованием, значением и использованием в тексте глаголов в форме условного наклонения. Наблюдают за способом образования формы условного наклонения глагола. Определяют нужную форму глагола при использовании их в тексте, учитывая контекст. Находят в тексте слова по заданному основанию | 19.01 | ||
89-90 | «Правописание» Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 2 | Наблюдают за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Высказывают предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументируют свое мнение. Фиксируют (графически обозначают) место орфограммы в слове | 20.01; 21.01 | ||
91 | «Развитие речи» Текст | 1 | Наблюдают за использованием в тексте глаголов в форме условного наклонения. Анализируют текстообразующую роль формы условного наклонения. Сравнивают авторский текст с составленным текстом | 22.01 | ||
92 | «Как устроен наш язык» Наклонение глагола. Повелительное наклонение. Словарный диктант № 7 | 1 | Знакомятся с образованием, значением и использованием в тексте глаголов в форме повелительного наклонения. Обобщают и систематизируют знания о типах предложений по цели высказывания. Наблюдают за изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам | 25.01 | ||
93 | «Как устроен наш язык» Повелительное наклонение (Урок с применением ИКТ) | 1 | Знакомятся со способом образования составной формы повелительного наклонения. Наблюдают за изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Высказывают предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументируют свое мнение. Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам. Контролируют собственные действия при работе по образцу | 26.01 | ||
94 | «Как устроен наш язык» Словообразование глаголов | 1 | Обобщают и систематизируют знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдают за словообразованием глаголов, определяют способ образования глаголов | 27.01 | ||
95 | «Развитие речи» Текст | 1 | Анализируют предложенный текст, оценивают его в соответствии с требованиями. Определяют целевую установку, тип и сюжет будущего текста. Составляют подробный план будущего коллективного текста | 28.01 | ||
96-97 | «Как устроен наш язык» Глагол в предложении (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 2 | Обобщают и систематизируют знания о синтаксической функции глаголов, об однородных членах предложения. Контролируют свою деятельность при использовании алгоритма списывания. Наблюдают за особенностями управления как вида связи слов в словосочетании | 29.01; 01.02 | ||
98 | «Правописание» Правописание глаголов. Словарный диктант № 8 | 1 | Обобщают и систематизируют знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов. Находят слова по заданному основанию. Контролируют свою деятельность при использовании алгоритма списывания текста с пропущенными буквами | 02.02 | ||
99 | «Правописание» Правописание глаголов. | 1 | Группируют слова по заданным основаниям. Обобщают и систематизируют знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов, и алгоритмах применения изученных правил | 03.02 | ||
100 | Контрольный диктант № 5 по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов» | 1 | Пишут под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки | 04.02 | ||
101 | «Правописание» Работа над ошибками по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов» | 1 | Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 05.02 | ||
102 | «Развитие речи» Работаем с текстом | 1 | Наблюдают за языковыми средствами, передающими речь героев текста. Различают диалог и монолог. Находят, анализируют, исправляют смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях | 08.02 | ||
103 | «Как устроен наш язык» Морфологический разбор глагола (Урок с применением ИКТ) | 1 | Обобщают и систематизируют знания о порядке проведения морфологического разбора. Устанавливают синтаксическую функцию глаголов в предложениях. Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам. Знакомятся с алгоритмом морфологического разбора глагола | 09.02 | ||
104 | «Развитие речи» Работаем с текстом (Урок с применением ИКТ) | 1 | Анализируют текст: определяют целевую установку текста, наблюдают за языковыми средствами. Высказывают предположение о возможных изменениях языкового оформления текста при изменении лица повествователя | 10.02 | ||
105 | «Как устроен наш язык» Наречие как часть речи | 1 | Знакомятся с наречием как частью речи. Наблюдают за морфологическими признаками и синтаксической функцией наречий. Понимают информацию, представленную в виде загадки | 11.02 | ||
106 | «Как устроен наш язык» Связь наречия с другими частями речи (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 | Наблюдают за функционированием наречий в составе словосочетаний и предложений. Обобщают результаты наблюдений. Анализируют особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Высказывают предположение о наиболее частотном значении наречий, аргументируют свой ответ | 12.02 | ||
107 | «Как устроен наш язык» Как образуются наречия | 1 | Обобщают и систематизируют знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдают за словообразованием наречий, определяют способ образования наречий | 15.02 | ||
108-109 | «Правописание» Правописание гласных на конце наречий (Урок с применением ИКТ) | 2 | Устанавливают связь написания гласных на конце наречий с приставками. Знакомятся с правилом написания гласных на конце наречий. Соблюдают алгоритм действий при выборе буквы. Контролируют собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами | 16.02; 17.02 | ||
110 | «Правописание» Правописание гласных на конце наречий. Словарный диктант № 9 | 1 | Контролируют собственные действия в соответствии с алгоритмом. Преобразовывают транскрипцию в буквенную запись. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 18.02 | ||
111 | «Развитие речи» Работаем с текстом | 1 | Анализируют содержание и языковые особенности текста. Включают в собственный текст образные слова и выражения. Обобщают и систематизируют знания о последовательности работы при написании мини-сочинений. Контролируют собственные действия в соответствии с алгоритмом написания мини-сочинений | 19.02 | ||
112 | Контрольное списывание № 3 по теме « Гласные на конце наречий» | 1 | Находят слова с изученной орфограммой. Фиксируют (графически обозначают) орфограмму в слове. Применяют правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 22.02 | ||
113 | «Как устроен наш язык» Морфологический разбор наречий | 1 | Обобщают и систематизируют знания о порядке проведения морфологического разбора. Находят в тексте словосочетания по заданному основанию. Обнаруживают избыточные пункты в общей схеме морфологического разбора наречий. Знакомятся с алгоритмом морфологического разбора наречий | 24.02 | ||
114 | «Правописание» Мягкий знак на конце наречий после шипящих (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 | Обобщают знания о звуках русского языка. Наблюдают за написанием ь на конце наречий после шипящих. Формулируют на основе наблюдения выводы. Контролируют собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами | 25.02 | ||
115 | «Развитие речи» Текущее изложение | 1 | Объясняют смысл выражений. Подбирают синонимы. Выбирают из текста опорные слова и предложения. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 26.02 | ||
116-117 | «Правописание» Мягкий знак на конце наречий после шипящих (Урок с применением ИКТ) | 2 | Обобщают и систематизируют знания о написании ь на конце слов после шипящих. Обосновывают написание наречий. Контролируют правильность выполнения работы, находят ошибки, исправляют их, устанавливают причину ошибок | 29.02 | ||
118 | Контрольная работа № 4 по теме «Глагол. Морфологический разбор глагола» | 1 | Классифицируют глаголы по заданному основанию. Фиксируют глаголы как члены предложения. Определяют время глагола. Распространяют предложения. Выполняют морфологический разбор глагола | 01.03 | ||
119 | Работа над ошибками по теме «Глагол. Морфологический разбор глагола» | 1 | Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 02.03 | ||
120 | «Развитие речи» Работаем с текстом (Урок с применением ИКТ) | 1 | Оформляют диалог в письменном тексте. Формулируют вывод, заканчивают текст. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 03.03 | ||
121 | Контрольный диктант № 6 по теме «Гласные на конце наречий, ь на конце наречий после шипящих» (Урок с применением ИКТ) | 1 | Пишут под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки | 04.03 | ||
122 | «Правописание» Работа над ошибками по теме «Гласные на конце наречий, ь на конце наречий после шипящих» | 1 | Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Обобщают и систематизируют знания о частях речи. Классифицируют слова по частям речи, обнаруживают неизученные части речи. Знакомятся с именем числительным как частью речи. Опознают порядковые и количественные числительные в предложении. Находят в тексте слова по заданным грамматическим признакам | 07.03 | ||
123 | «Как устроен наш язык» Имя числительное (Урок с применением ИКТ) | 1 | Наблюдают за морфемным составом имен числительных, сравнивают числительные по составу. Знакомятся с простыми, сложными и составными числительными. Наблюдают за словообразованием имен числительных. Преобразовывают запись, выполненную с помощью чисел, в буквенную запись | 09.03 | ||
124 | «Как устроен наш язык» Изменение имен числительных | 1 | Наблюдают за изменением имен числительных, формулируют выводы. Находят в тексте слова по заданному основанию. Обобщают знания об одушевленности/неодушевленности имен существительных и о выборе формы имен прилагательных и имен числительных. Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам | 09.03 | ||
125 | «Развитие речи» Работаем с текстом | 1 | Анализируют текст. Осознают уместность использования в тексте образных языковых средств, слов с переносным значением. Сравнивают синонимы в синонимическом ряду по смысловым оттенкам. Сравнивают собственное выполнение задания с авторским вариантом | 10.03 | ||
126 | «Правописание» Слитное и раздельное написание числительных (Урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 | Наблюдают за правописание простых, сложных и составных числительных, формулируют выводы на основе наблюдения. Знакомятся с правилами употребления названий месяцев в сочетании с именами числительными в косвенных падежах. Используют информацию, представленную в виде таблицы, для выполнения практических задач | 11.03 | ||
127 | «Правописание» Правописание мягкого знака в именах числительных | 1 | Знают и применяют правило написания мягкого знака в числительных. Применяют правило правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных. Преобразовывают запись цифрами в буквенную запись. Фиксируют (графически обозначают) корень слова и окончание | 14.03 | ||
128 | «Правописание» Правописание числительных | 1 | Распределяют слова по заданным основаниям. Обосновывают написание слов. Преобразовывают запись цифрами в буквенную запись | 15.03 | ||
129 | «Развитие речи» Текст (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 | Анализируют текст. Выявляют особенности построения текста. Наблюдают за использование выделенных структурных компонентов текста. Обобщают и систематизируют знания о последовательности работы при создании текста | 16.03 | ||
130 | «Правописание» Повторяем правила правописания мягкого знака в словах (Урок с применением ИКТ) | 1 | Обобщают и систематизируют знания о написании ь в словах. Выбирают и группируют слова по заданным основаниям. Контролируют собственные действия при списывании текста | 17.03 | ||
131 | Диагностическая работа № 3 | 1 | Выполняют задания тестового характера по всему курсу начальной школы. Применяют орфографические правила; контролируют свои действия, проверяют написанное | 18.03 | ||
132 | «Как устроен наш язык» Связь слов в предложении. Словосочетание. Словарный диктант № 10 | 1 | Знакомятся с подчинительной связью как основой словосочетания. Различают словосочетания и не словосочетания. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 21.03 | ||
133 | «Как устроен наш язык» Словосочетание | 1 | Обобщают и систематизируют знания об однородных членах предложения и о фразеологизмах. Сравнивают словосочетания с сочетаниями слов, связанных сочинительной связью, и с фразеологизмами. Различают словосочетания и фразеологизмы | 22.03 | ||
134 | «Как устроен наш язык» Слово. Словосочетание. Предложение | 1 | Сравнивают слова, словосочетания и предложения. Понимают информацию, представленную в виде рисунка. Соблюдают порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, формулируют и доказывают свой ответ | 23.03 | ||
135 | «Развитие речи» Текст | 1 | Анализируют текст. Наблюдают за образностью и метафоричностью предложенного текста. Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, высказывают собственную точку зрения, доказывают ее. Обобщают и систематизируют знания о тексте-рассуждении | 24.03 | ||
136 | «Правописание» Правописание слов в словосочетаниях | 1 | Составляют словосочетания по заданной модели. Различают порядковые и количественные числительные. Включают в предложение словосочетание по заданной модели. Контролируют правильность выполнения работы, находят ошибки, исправляют их, устанавливают причину ошибок | 25.03 | ||
4 четверть (35 уроков) | ||||||
137 | «Как устроен наш язык» Связь слов в словосочетании. согласование | 1 | Обобщают и систематизируют знания о связи имен прилагательных с именами существительными. Наблюдают за словосочетаниями с типом связи согласование. Знакомятся с алгоритмом нахождения словосочетания с согласованием | 04.04 | ||
138 | «Правописание» Правописание слов в словосочетаниях (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 | Обобщают и систематизируют знания о несклоняемых именах существительных. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре) | 05.04 | ||
139 | «Как устроен наш язык» Связь слов в словосочетании. Управление (Урок с применением ИКТ) | 1 | Наблюдают за словосочетаниями с типом связи управление. Анализируют различия в способах связи слов в словосочетании. Различают словосочетания с типом связи управление и словосочетания с типом связи согласование. Знакомятся с алгоритмом нахождения словосочетания с типом связи управление. Анализируют представленные модели словосочетаний и выбирают соответствующие заданным условиям | 06.04 | ||
140 | «Правописание» Правописание слов в словосочетаниях | 1 | Обобщают и систематизируют знания о правописании личных окончаний глаголов. Находят словосочетания по заданному основанию. Устанавливают тип орфограммы в слове. Обосновывают написание слов. Соблюдают порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием | 07.04 | ||
141 | «Развитие речи» Текст | 1 | Наблюдают за текстом. Определяют целевую установку текста. Соотносят авторский замысел и его реализацию в тексте. Осознают роль начала для дальнейшего развития текста. Обсуждают возможные варианты начала текстов различных типов | 08.04 | ||
142 | «Как устроен наш язык» Связь слов в словосочетании. Примыкание | 1 | Наблюдают за словосочетаниями с различными типами связи. Опознают словосочетания, не удовлетворяющие поставленным условиям. Обнаруживают закономерность: неизменяемость формы зависимого слова при изменении главного. Знакомятся с примыканием как типом подчинительной связи и с алгоритмом нахождения словосочетания с примыканием. Составляют словосочетания по указанным моделям. Находят словосочетания с изученными типами связи. Устанавливают тип связи и доказывают свой ответ | 11.04 | ||
143 | «Правописание» Правописание слов в словосочетаниях (Урок с применением ИКТ) | 1 | Составляют словосочетания в соответствии с поставленным условием. Контролируют свою деятельность при написании суффиксов наречий. Фиксируют (графически обозначают) приставку | 12.04 | ||
144 | Контрольный диктант №7 по теме «Правописание слов в словосочетаниях» | 1 | Пишут под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки | 13.04 | ||
145 | Работа над ошибками по теме «Правописание слов в словосочетаниях» | 1 | Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 14.04 | ||
146 | Контрольная работа № 5 по теме «Словосочетание. Слово и предложение, связь слов в словосочетании» | 1 | Выписывают словосочетания из предложенного ряда. Устанавливают связь слов в предложении. Находят глаголы и глагольные словосочетания. Составляют предложения по заданному словосочетанию | 15.04 | ||
147 | «Правописание» Работа над ошибками по теме «Словосочетание. Слово и предложение, связь слов в словосочетании» | 1 | Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Выписывают словосочетания из предложенного ряда. Устанавливают связь слов в предложении. Находят глаголы и глагольные словосочетания. Составляют предложения по заданному словосочетанию | 18.04 | ||
148 | «Как устроен наш язык» Словосочетание в предложении | 1 | Наблюдают за функционированием словосочетаний в предложении. Принимают участие в обсуждении, высказывают свою точку зрения о роли словосочетаний при построении распространенного предложения. Включают в предложения второстепенные члены. Обобщают и систематизируют знания о признаках распространенного предложения | 19.04 | ||
149 | «Развитие речи» Текст | 1 | Анализируют текст. Выявляют смысловые и структурные особенности текста. Обобщают и систематизируют знания о тексте-рассуждении. Обнаруживают и анализируют смысловые, логические и грамматические ошибки, указывают пути их устранения | 20.04 | ||
150 | «Как устроен наш язык» Сложное предложение | 1 | Обобщают и систематизируют знания о предложении. Наблюдают за предложениями с несколькими грамматическими основами. Знакомятся с понятиями «сложное предложение», «сложносочиненное предложение», «сложноподчиненное предложение». Соблюдают порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Знакомятся с алгоритмом различения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений | 21.04 | ||
151 | Контрольное списывание № 4 по теме « Правописание слов в словосочетаниях» | 1 | Списывают текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки | 22.04 | ||
152 | «Как устроен наш язык» Как связаны части сложносочиненного предложения | 1 | Находят предложения по заданному основанию. Наблюдают за союзами и, а, или в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Соотносят схемы и сложные предложения. Упорядочивают предложения в соответствии с последовательностью схем. Знакомятся с сочинительными союзами зато, однако, да, наблюдают за синонимией союзов | 25.04 | ||
153 | «Правописание» Знаки препинания в сложном предложении (Урок с применением ИКТ) | 1 | Фиксируют (графически обозначают) грамматические основы предложений. Наблюдают за средством разделения частей сложного предложения. Знакомятся с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочиненного предложения. Обобщают и систематизируют знания о знаках препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах | 26.04 | ||
154 | «Правописание» Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | Обосновывают постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами. Составляют предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему | 27.04 | ||
155 | «Развитие речи» Текст | 1 | Анализируют текст. Выявляют смысловые и структурные особенности текста. Наблюдают за использованием фразеологизмов в тексте. Обобщают и систематизируют знания о последовательности работы при создании собственного текста | 28.04 | ||
156 | «Как устроен наш язык» Как связаны части сложноподчиненного предложения (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 | Наблюдают за особенностями сложноподчиненного предложения. Принимают участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирают правильное и обосновывают сделанный выбор. Подтверждают собственный вывод примерами. Соотносят предложения и их схемы | 29.04 | ||
157 | «Как устроен наш язык» Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение | 1 | Наблюдают за возможным местом придаточной части в сложноподчиненном предложении. Анализируют вариант ответа на проблемный вопрос, оценивают его и высказывают собственную точку зрения | 02.05 | ||
158 | «Правописание» Учимся ставить запятые между частями сложного предложения (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 | Наблюдают за постановкой запятой в сложноподчиненном предложении. Формулируют на основе наблюдения выводы и обосновывают их примерами. Контролируют собственные действия при списывании предложений с пропущенными знаками препинания. Обосновывают постановку знаков препинания в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами | 03.05 | ||
159 | Комплексная итоговая контрольная работа № 6 | 1 | Устанавливают степень сложности задания и определяют для себя возможность\невозможность его выполнения. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 04.05 | ||
160 | «Правописание» Работа над ошибками | 1 | Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Контролируют свою работу. Работают по алгоритму. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 05.05 | ||
161 | «Правописание» Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | Контролируют собственные действия при списывании предложений с пропущенными буквами и знаками препинания. Обосновывают написание слов и постановку знаков препинания. Находят в тексте предложения по заданному основанию. | 06.05 | ||
162 | «Развитие речи» Текст | 1 | Анализируют текст. Выявляют смысловые и структурные особенности текста. Определяют авторскую целевую установку текста. Обобщают и систематизируют знания о последовательности работы при создании собственного текста. Применяют орфографические правила | 10.05 | ||
163 | «Как устроен наш язык» Сложное предложение (Урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 | Соотносят сложные предложения и их схемы. Контролируют правильность выполнения работы, находят ошибки, исправляют их, устанавливают причины ошибок. Наблюдают за частями сложного предложения, содержащими однородные члены. Анализируют сложные предложения, осложненные однородными членами | 11.05 | ||
164 | «Правописание» Учимся ставить запятые между частями сложного предложения (Урок с применением ИКТ) | 1 | Обобщают и систематизируют знания о постановке знаков препинания между частями сложного предложения. Фиксируют (графически обозначают) грамматические основы предложений | 12.05 | ||
165 | Контрольный диктант № 8 по теме «Знаки препинания в сложном предложении» | 1 | Пишут под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки | 13.05 | ||
166 | «Правописание» Работа над ошибками по теме «Знаки препинания в сложном предложении» | 1 | Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 16.05 | ||
167 | «Развитие речи» Текст | 1 | Анализируют тексты с использованием языковой игры. Составляют коллективный текст с учетом заданных условий. Находят. Анализируют, исправляют смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложении | 17.05 | ||
168 | «Развитие речи» Итоговое изложение | 1 | Признаки текста; алгоритм написания изложения. Подбирают заголовок к тексту, составляют его план и письменно пересказывают. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 18.05 | ||
169 | Повторение. Фонетика. Состав слова. Части речи. Словарный диктант № 11 | 1 | Фонетика. Состав слова. Части речи. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 19.05 | ||
170 | Повторение Морфология. Синтаксис. | 1 | Морфология. Синтаксис. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное | 20.05 |
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
- Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Романова В.Ю. Русский язык: 4 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Литература для учителя
- Блинова И. В. [и др.]. Начальная школа. Наука без скуки [Электронный ресурс] – Волгоград: Учитель, 2011.
- Завьялова Н. А. Начальная школа. Русский язык. Демонстрационные таблицы [Электронный ресурс] – Волгоград: Учитель, 2010.
- Зубарева Л. В., Плешакова Е. П.. Русский язык. 1–4 классы [Электронный ресурс] – Волгоград: Учитель, 2010.
- Иванов С.В., Кузнецова М. И.. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык:Оценка достижения планируемых результатов обучения: 2-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2014
Литература для обучающихся
- Арефьева Л. П. [и др.] Русский язык. 1–4 классы: развитие творческих способностей учащихся. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Дьяченко Г. Т. Русский язык. 3-4 классы: задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Лисицина Т. В. Русский язык. 1–4 классы: активные формы и методы обучения. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Росланова О. В. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1–4 классах. – Волгоград: Учитель, 2006
- Шевченко Г. Н. Русский язык. 1–4 классы: тесты для обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2010.
Адреса сайтов
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.uroki.ru
Материально-техническое обеспечение
Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета, ЭОР
Диски:
- «Русский язык 4 класс»
- «Русский язык. Основные правила и понятия 1-4 класс»
- «Начальная школа. Русский язык. 3-4 классы (карточки)» Серии «Дидактический и раздаточный материал»
- «Начальная школа. Русский язык. Демонстрационные таблицы»
- «Русский язык 1-4 классы»,
Традиционные и инновационные средства обучения, компьютерные, информационнокоммуникационные средства
- Комплекты таблиц:
- Русский язык 1-4 класс – 9 комплектов (113 шт.)
Учебнопрактическое оборудование
1. Доска магнитная
2. Компьютер
3. Принтер
Оборудование (мебель)
ученический стол – 9 шт.
ученический стул – 16 шт.
стол учительский – 1 шт.
стул мягкий – 1 шт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...