Образование слов с помощью суффиксов и приставок
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №66
Сценарий урока
русского языка во 2 классе
Образование слов с помощью суффиксов и приставок
Учитель начальных классов
Оганесян Рая Васильевна
Цели и задачи урока
Предметные: - уточнить представлений о понятиях «суффикс», «приставка», «окончание»; формирование представления о суффиксе и приставке как о значимых частях основы слова; развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; закрепить знания о правописании предлогов и приставок. Метапредметные: - формировать УУД: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, развитие самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи; развивать умение применять знания в нестандартной ситуации; развивать орфографическую зоркость; развивать мыслительные операции; совершенствовать навыки каллиграфии. Личностные: - формировать навыки сотрудничества, навыки и умения работы в микрогруппе; развивать коммуникативные качества личности, вести учебный диалог; воспитание организованности, самодисциплины, любознательности, настойчивости, познавательного интереса.
Тип урок: комбинированный. Форма урока: урок – деловая игра.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть автор: С.В. Иванов Москва «Вентана - Граф» 2011г., карточки с зашифрованными словарными словами, карточка с моделью слова, карточки с заданиями для 3 и 5 геймов.
Педагогические технологии: игровая технология, элементы технологии проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.
Методы обучения: по характеру учебно - познавательной деятельности: частично поисковые, исследовательские и проблемные; по источнику изложения учебного материала: словесные и практические; по степени осознанности восприятия учебного материала: активные, интерактивные
- Организация начала урока.
Я спешу сказать Вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья бодрого.
Я спешу сказать Вам – «Благости!»
Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам – «Радости!
Удач, успехов и везения!
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения. Ребята, мне приятно видеть ваши доброжелательные лица, искрящиеся глаза думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
В качестве эпиграфа к уроку я выбрала высказывание Семена Данилова:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Эпиграф записан на доске.
Откройте тетради и запишите дату и «Классная работа» (образец показан на доске)
- Каллиграфическая минутка (чистописание)
Следующий этап урока - чистописание. Для аккуратного письма необходима подготовка руки, т.е. пальчиковая гимнастика.
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
На доске записано: от к за для про с по кроме
Посмотрите на доску. Прочитайте. Как вы думаете, что я записала? На какие две группы их можно разделить? Сравните предлоги и приставки.
Запишите на первую строку приставки, которые могут быть предлогами, чередуя их до конца строки.
Учитель демонстрирует на доске образец написания. На доске - от за про с .
На второй строке запишите слова, которые могут быть только предлогами, чередуя их до конца строки.
Учитель демонстрирует на доске образец написания. На доске - к для кроме.
- Словарная работа На доске записаны слова – в.тер, п.беда, Р.ссия, д.ревня, п.года, д.кабрь, р.бята, Р.дина, т.варищ, с.годня.
Девочки выписывают слова с непроверяемой безударной гласной о, а мальчики с непроверяемой безударной гласной е. Бездарную гласную подчеркните.
Сейчас расшифруйте словарные слова, поставьте ударение и выделите орфограммы. На доске – ОРГОД, АРНОД, СОВТАБУ.
Молодцы! Запишите в своих тетрадях город, народ, автобус.
- Повторение ранее пройденного материала. Что вы знаете о предлогах? О приставках? (с примерами) Каким было домашнее задание? (списать тест, раскрыв скобочки) Возникли ли у вас трудности при выполнении домашней работы? Какие? Один из учеников читает тест, остальные учащиеся проверяют себя и читающего.
5. Основная часть урока. Для того, чтобы настроиться на урок, мы прослушаем стихотворение о словообразовании. Пожалуйста, Яна.
Слово делится на части, ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей делать слово из частей
На конце любого слова окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть с другим словом держит связь.
Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она,
И при помощи приставки образуются слова.
После корня он стоит, перед окончанием
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначу уголком, называю суффиксом.
Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен урок? Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока.
Тема урока: Образование слов с помощью суффиксов и приставок. На уроке мы вспомним все, что знаем о частях слова, их значении, будем учиться правильно писать и употреблять приставки и суффиксы. Как иначе называются части слова? Морфемы. А разбор слова по составу? Морфемный разбор.
Ученик-скептик: Я считаю, что в русском языке нет необходимости в таком огромном количестве разнообразных приставок и суффиксов. Тем более что из-за них страдает грамотность учащихся. Например, в слове сделать произносим звук [з], а по правилам орфографии надо писать приставку с -. Разве нельзя сказать просто – надо делать, будем делать?
Ребята, у скептика свое мнение. А кто же это такой – скептик? Найдем значение этого слова в толковом словаре учебника. Ребята, вы согласны с мнением скептика? Чтобы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны, что благодаря ним наша речь становится ярче и богаче, мы с вами разделимся на команды:
1 команда – «Приставка»
2 команда – «Суффикс»
3 команда – «Окончание»
Начинаем игру. 1 гейм – «Один за всех…» защита названия команды. Разгадайте шараду.
Мой корень в «просьбе» заключен
В ней он озвучен и смягчен;
Приставка – в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа.
Каждая команда расскажет про свою часть слова по вопросам: что это такое, для чего служит и где пишется?
2 гейм – «Подберите однокоренные слова». Напомните, ребята, что такое корень? Какие слова являются родственными? Сейчас каждая команда должна образовать в течение одной минуты как можно больше слов. За каждое слово команда получит балл.
1 команда с корнем – золот -
2 команда с корнем – лес -
3 команда с корнем – сад -
При помощи, каких частей слова вы образовали однокоренные слова?
Физкультминутка.
Ходит Суффикс по дорожке | ходьба на месте 3-4 сек. |
3 гейм «Третий лишний» Найдите в каждой группе слов лишнее, т.е. отличающееся от других слов группы по своему составу, оставшиеся слова разобрать по составу. Задание выполняется в микрогруппах (командах).
а) забег, закон, заплыв
б) кофейник, чайник, веник
в) победить, подумать, погрустить
4 гейм – «Это все мы проходили» Откройте учебники на странице 153 прочитайте задание к упражнению 3. В паре с товарищем образуйте слова по заданной модели, выделите части слова и укажите способ его образования.
5 гейм «Поиграем». Ваша задача заключается в том, что бы образовать новые слова, так как это показано в образце.
Слон – слониха, кот – … , тигр – …, - Какой суффикс в названиях животных? | Кошка – котенок, мышь – …, корова – …, лиса – …, медведь – …, лошадь – …. Выделите суффикс. |
6 гейм – «Аукцион»
А теперь аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто много знает,
Тот награды получает.
Карточка с моделью слова на доске:
Ребята каждой команде необходимо за две минуты подобрать как можно больше слов к данной схеме. За каждое слово команда получит балл.
7. Подведение итогов. Вот, ребята, и подошел к концу наш урок, а вместе с ним и игра. Какие части слова выполняют одинаковую функцию? Какую функцию? Скептик, смогли мы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны?
Вывод (скептик): Чем больше приставок и суффиксов мы будем знать, тем грамотней будем писать, тем богаче и ярче будет наш язык.
Шарада на десерт.
Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, весь же – в дневнике я и в журнале.
Оценивание деятельности учащихся. Подсчет баллов. Награждение команд. Домашнее задание - написать как можно больше слов (но не менее 5-6) по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Образование слов при помощи суффиксов
Фронтальное занятие для учащихся 2-3 классов с тяжелыми нарушениями речи....
Открытый урок "Образование слов при помощи суффиксов"
Открытый урок по русскому языку во 2 классе...
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».
Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....
Урок русского языка во 2 классе. Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
Урок русского языка в начальной школе....
Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов
Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых знаний.Задачи:...
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...