Урок русского языка(4 класс)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
урок-исследование по теме «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 173.71 КБ |
методическая разработка урока | 20.61 КБ |
раздаточный материал к уроку | 13.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.найти и подчеркнуть грамматическую основу, дать устную характиристику предложения, 2.морфемный разбор слов(подснежники, зелеными) 3.морфологический разбор(раздвинут) Белые подснежники зелёными листьями раздвинут сухую траву.
-Кто автор произведения? -Как оно называется ? - Давайте же мы ____,плеска____, купа ____ , ны_____ , кувырка______ в ушате, в корыте, в лохани …
Подумай и Ответь на вопросы: 1.Как называются глаголы с – сь , - ся ? 2.Какое действие обозначают эти глаголы ? 3.В какую часть слова входит постфикс - сь,-ся ? 4.В чем особенность этого суффикса ?
бросит ? ся нравит ? ся удивит ? ся вернут ? ся
Вопрос – твой помощник! Что дела ть ? Что сдела ть ? броси ться нрави ться удиви ться верну ться Что делае т ? Что сделае т ? броси тся нрави тся удиви тся верну тся
-Составим схему графически: Н.ф . возвратный (- ся ) Что делать? --------------------------- ться 3-е лицо Что делает? ---------------------------- тся
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 4 класс.
Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.
Правописание глаголов с -тся, -ться»
Цели:
1.Создавать условия для групповой исследовательской работы при объяснении нового материала; совершенствовать умение находить информацию и вычленять главное, преобразовывать информацию из одной формы в другую(текст-схема-модель);
2.Развивать интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, систематизировать, устанавливать закономерности и делать выводы; развивать творческие способности; формировать умение разграничивать формы на -тся и -ться, правильно писать глаголы с сочетаниями -тся и ться;
3.Воспитывать интерес к родному языку, к предмету.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма: урок-исследование.
Технология: дифференцированная, мультимедиа.
Методы: эвристический, словесный, наглядный.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, презентация, карточки, задания для исследовательской и творческой работы в группах.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Языковая разминка.
(слайд №1)Работа в парах.
-Прочитайте слова. В какой они форме?(в начальной)(белый, раздвинуть, сухой, зеленый, листок, подснежник,трава)
-Классифицируйте их. На какие группы и по какому признаку можно разбить?(части речи)
-Что знаем о начальной форме сущ, прил, глагола?
-Измените форму этих слов, составьте из них предложение. Запишите его, выделите известные орфограммы.(Белые подснежники зелеными листьями раздвинут сухую траву.)Взаимопроверка- в парах.
(слайд№2)Работа с предложением на экране(с использованием интерактивных инструментов)
1уч-найти и подчеркнуть грамматическую основу, дать устную характиристику предложения,
2уч-морфемный разбор слов(подснежники, зелеными)
3уч(у доски)-морфологический разбор(раздвинут)
III.Актуализация знаний.
-Объявляется пресс-конференция, темой которой является часть речи, без которой не может обойтись текст-повествование.
-О какой части речи будем говорить?(о глаголе)
Работа в группах.(6 групп, по 4-5 человек, роли распределяются между членами группы-1 специалист, 1 эксперт, 1-курьер, 1-теоретик, 1-корреспондент)
Задание№1. У доски- специалисты(корреспонденты с помощью членов своей группы формулируют и задают вопросы специалистам по теме «Глагол», эксперты определяют самый интересный из всех вопросов, курьеры получают листы с таблицей оценивания работы в группе, при затруднении выполнения задания можно использовать помощь своей группы или другой)
Задание№2.-Вы уже много знаете о глаголе. Следующее задание под названием «Знатоки спряжения», которое принесет вам курьер и объяснит, как его выполнить,- покажет, как вы дружно и слаженно примените эти знания на практике.
(определить спряжение глаголов и записать безударное личное окончание глаголов)
(1гр-увид_шь, встреча_м, пропуска_те, пришива_т, приход_т
2гр-прогон_шь, ожива_т, перелета_м, соблюда_т, встрет_м
3гр-задерж_шь, виля_т, красне_те, чувству_шь, клон_т
4гр-пересмотр_шь, ла_т, достан_т, трепещ_т, тащ_т
5гр-обид_шь, задума_шь, убира_м, перескаж_шь, ход_т
6гр-потерп_шь, плещ_т, подним_т, умыва_т, заход_т)
IV.Определение темы и цели урока.
(слайд№3)(-Давайте же мы______, плеска______,купа________, ны_____, кувырка______ в ушате, в корыте, в лохани……)
-Кто автор произведения?
-Как оно называется?(К.Чуковский «Мойдодыр»)
-Назовите глаголы.
–Найдите среди них лишний.(нырять)
–По какому признаку лишний?(нет –ся на конце)
-Что общего у всех остальных глаголов?(есть –ся).
Работа в группах.
-Какие вопросы возникают?
-Что уже знаем?(постфикс, стоит после окончания)
-Приведите примеры с –ся.
Открытие опытно- исследовательской лаборатории русского языка.
Задание. Курьеры получают задание для исследования(2мин)
(карточки с заданиями для групп- образовать от данных глаголов глаголы с постфиксом, найти ответы на вопросы№1-4 на экране)
(1гр-играть, причесать,
2гр-мыть, строить,
3гр-купать, учить,
4гр-решать, лечить
5гр-закрыть, кормить,
6гр-кружить, ловить)
Ответы детей на вопросы:
1.Как называются глаголы с –сь, -ся?(возвратные)
2.Какое действие обозначают эти глаголы?(действие направлено на того, кто его совершает)
3.В какую часть слова входит постфикс -сь,-ся?(в основу)
4.В чем особенность этого суффикса?(стоит после окончания)
Историческая справка учителя. –Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом(местоимением) и писали его отдельно. Обозначал «себя», «сам».
V.Поиск решения. Работа с информацией.
Работа с учебником(стр83,упр 274, II часть задания.)
- Продолжаем исследование глаголов(два столбика)
-В какой форме ь пишется, а в какой не пишется?
-Что объединяет глаголы каждого столбика?(вопрос)
-На какой вопрос отвечают глаголы первого столбика? (что делать?)
-Второго столбика?(что делает?)
-Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика?
-Сделайте вывод(Слайды№5-6)
-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании глаголов на –тся и –ться?(задать вопрос и определить форму глагола)
Работа с правилом(стр84-правило№2)
-Какие 2 способа проверки запомнили?
-Составим схему графически(слайд №7)
Н.ф. возвратный(-ся)
Что делать? --------------------------- ться
3лицо
Что делает? ---------------------------- тся
-Приведите свои примеры таких глаголов.(устно)
VI.Первичное закрепление. Развитие орфографических умений.
Работа с учебником(стр84-85)
Упр.275(развивается умение писать возвратные глаголы с опорой на схему:первая часть задания с комментированием, вторая-самостоятельно-взаимопроверка)
Работа в группах. Упр276(проверяется умение образовывать формы глаголов-неопределенную и 3-е л, ед. ч. и мн.ч., писать глаголы с буквосочетаниями –тся, -ться, объяснять выбор написаний)
Творч.задание для групп.(Составь с двумя глаголами-возвратным в неопред. форме и в 3лице ед. или мн. числа два предложения и запиши их, выдели орфограммы)
Проверка(в группах-специалисты и эксперты)
VII.Итог урока.
1.-Запишите(или назовите) ключевые слова урока(возвратный, суффикс -ся, глаголы
с –тся, -ться)
2.Оцените свою работу в группе и работу каждого в группе в листах оценивания.
VIII.Домашнее задание.
Правило(с 84), схема, упр6,7, стр96
Предварительный просмотр:
Задание №1
1гр -увид_шь, встреча_м, пропуска_те, пришива_т, приход_т |
2гр -прогон_шь, ожива_т, перелета_м, соблюда_т, встрет_м |
3гр -задерж_шь, виля_т, красне_те, чувству_шь, клон_т |
4гр -пересмотр_шь, ла_т, достан_т, трепещ_т, тащ_т |
5гр -обид_шь, задума_шь, убира_м, перескаж_шь, ход_т |
6гр -потерп_шь, плещ_т, подним_т, умыва_т, заход_т |
Задание №2
1гр- играть, причесать, |
2гр- мыть, строить, |
3гр- купать, учить, |
4гр- решать, лечить |
5гр- закрыть, кормить, |
6гр- кружить, ловить |
Памятка
Н.ф. возвратный(-ся) Что делать? --------------------------- ться 3лицо Что делает? ---------------------------- тся |
Н.ф. возвратный(-ся) Что делать? --------------------------- ться 3лицо Что делает? ---------------------------- тся |
Н.ф. возвратный(-ся) Что делать? --------------------------- ться 3лицо Что делает? ---------------------------- тся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...