Урок "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. "
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цуканово-Бобрикская основная общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Открытый урок русского языка
Тема: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.
2 класс
Разработала и провела
учитель начальных классов
Ерастова Г.А.
11 декабря 2015 г.
Тема | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. |
Цель: Задачи: | Создать условия для осознания и осмысления информации о правописании слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Образовательные: - уточнить особенности буквы «ь»; - повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь; - учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком; -упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака; -способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком. Развивающие: Развивать орфографическую зоркость учащихся, речь, память, произвольное внимание, наблюдательность, воображение, умение анализировать, обобщать. Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, нравственно-этические качества личности, культуру поведения. |
Планируемые результаты | Личностные: осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; формировать положительную мотивации к учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения. Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности; формулировать свои проблемы. Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра. Предметные: учащиеся вспомнят особенности буквы «ь»; повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь; будут учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным; |
Основные понятия | «Буква», «звук», «орфограмма», «предложение», обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь. |
Ресурсы: -основные-дополнительные | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть-1, рабочая тетрадь; -смайлики для самопроверки; конверты и таблицы с заданиями; компьютер, интерактивная доска. |
Формы организации работы | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
I.Организацион- ный момент II. Мотивация к учебной деятельности | 1. Проверят готовность к уроку. 2. Создаёт эмоциональный настрой на урок. - Заливается звонок. Приглашает на урок. Мы у парты дружно встали, С выражением сказали: - Сколько любви к русскому языку в словах А. Шибаева! А какой он - русский язык? - Вы сказали, что красивый. А народная мудрость гласит: «Красиво писать - красоту творить». 3. Подводит к минутке чистописания - Откройте тетради. Мы напишем мягкий знак, нежно, капелькой , вот так ……(показ написания ь) 2.Целеполагание - С какими буквами в соединении вы записали букву мягкий знак? Что у них общего? - А какая буква лишняя? А может он и не нужен вовсе? - Я хочу вас ребята познакомить с сказкой. Вы послушайте её, а потом попробуем ответить на вопрос для чего нужен мягкий знак? В Азбуке было много жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто не хотел с ним дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало: Любо-дорого взглянуть Птичка – красненькая грудь! Дом родной мой – Сибирь. А зовут меня? (снегирь) Стали буквы составлять слово. Встали на нужные места и вышло: СНЕГИР. Решили помочь гласные. Пришла И получилось слово СНЕГИРИ, пришла Я- получилось СНЕГИРЯ. Решили позвать Ь получилось СНЕГИРЬ. С тех пор не обходятся буквы без Ь. - Кто может сказать, для чего в русском языке мягкий знак? А где можно встретить Ь в словах? ( в конце и в середине слова) - Сформулируйте тему урока.Итак, тема нашего урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. -дети, мы знакомы с этой темой, или она для нас совсем новая? - А что мы знаем о Ь - Так какая же цель нашего урока? | Приветствуют учителя. Проговаривают: «И в радости, и в грусти- Он всякий час со мной, Родной язык мой русский, Как Родина родной». Отвечают: -. Певучий, красивый, нежный, мудрый, богатый, интересный… Открывают тетради, пишут букву «ь» Ответы детей. Буквы я, и, ю, ё, е, Эти буквы обозначают мягкость согласного звука. Ответы детей. Ь обозначает мягкость согласного звука. Ь может быть с конце и в середине слова перед согласной. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным -знакома, о мягком знаке мы узнали в 1 классе. - у неё нет собственного звука, - но может влиять на звук, стоящий перед ней, - не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы. - повторение знаний, развитие умений обозначать мягкость согласного звука с помощью Ь | Уметь соотносить звуки и буквы. Знать буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Уметь правильно писать изученные буквы и соединять их с другими буквами. Вырабатывать каллиграфический почерк. Умение фиксировать свои знания | Регулятивные: -контролируют свои действия. Коммуникативные: -устанавливают отношения сотрудничества между учителем и учеником; - слушают и понимают речь других; -учатся самоорганизации. Личностные: -самоопределение; -осознание социальной роли обучающегося. Познавательные Общеучебные: построение речевого высказывания в устной форме. Логические УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков.. Познавательные: Логические УУД: -умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать Регулятивные: - определение и формулирование темы и познавательной цели на уроке с помощью учителя. |
Работа по теме урока II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности | 1.Словарная работа 1.Словарная работа Учитель предлагает задание для словарной работы. Учит?л?, т?трад?, п?л?то, м?двед?, м?рков?, дев?ч?ка, мал?чик. - Прочтите слова. - Какое слово оказалось лишним? - Почему? - Давайте вспомним это правило полностью. - Запишите только слова с «Ь» . Не забудьте подчеркнуть орфограмму - И конечно, у нас сегодня новое слово. Есть, ребята у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих, вот так кони у меня! - Что это за кони?(коньки) - Как напишем слово коньки? - Где мы можем узнать как пишется то или иное слово? ( словарь, спросить у взрослых) - Реализуем все возможности и сравним результат. ( находим слово в словаре, спрашиваем у взрослых) - Какую функцию выполняет здесь Ь? ( обозначение мягкости согласного на конце и в середине слова) Самопроверка по эталону. Самооценка - Сравним свой ответ с правилом учебника. - Прочтите как нам формулирует это правило Мудрая сова на с.125 учебника. - Правильно ли мы вспомнили правило? 2. Упражнение в обозначении мягкости согласного звука. - Предлагаю поупражняться в обозначении мягкости согласного звука. Выполнение заданий на интерактивной доске. - Назовите слова с Ь в середине слова. - Назовите слова с Ь на конце слова. - Какие трудности испытали? |
Называют лишнее слово, подтверждая свой ответ правилом. Запись слов в соответствии с заданием. Пытаются подобрать проверочные слова, приходят к выводу, что это словарное слово. Находят слово в словаре, спрашивают у взрослых. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют и оценивают свою работу. Читают правило на с. 125 в учебнике и запоминают его. Сравнивают, делают вывод. Выполняют задание на интерактивной доске. Фиксируют свои трудности. | Знать правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным. Уметь правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным. Знать особенности буквы «ь». | Коммуникативные: -формирование умения объяснять свой выбор. умение налаживать контакт с др. людьми Познавательные: общеучебные: -осмысление лексического значения слов. Личностные: -осознание и оценивание алгоритма своего действия; -перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные: логические: -развитие наблюдательности, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения Коммуникативные: - умение слушать и слышать; -достаточно точно выражать свои мысли; -умение объяснять свои действия; - способ написания. Регулятивные: -умение принимать и сохранять учебную задачу; -осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников; - оценивать свою деятельность. |
III. Локализация индивидуальных затруднений.
| 1. Работа в парах. - Ребята буква Ь не только обозначает мягкость согласных, но и творит настоящие чудеса. Он умеет превращать одни слова в другие. - Хотите узнать как? - Я вам дам волшебный карандаш, а вы допишите в словах Ь. ХОР- ХОРЬ УГОЛ-УГОЛЬ
МЕЛ- МЕЛЬ - Так в чём волшебство? (Мягкий знак поменял лексическое значение слов.) -У кого возникли затруднения? - Оцените не только свои знания, но и умение работать с другом. Самооценка. | Слушают объяснение учителя. Читают задание, в паре обсуждают, договариваются, создают алгоритм деятельности, аргументируют своё мнение. Выполняют задание, осуществляют проверку. Определяют и называют места и причины собственных затруднений при выполнении задания. | Уметь составлять новые слова, сопоставлять их лексическое значение, понимать или находить в словаре их лексическое значение, объяснять его. Уметь на письме обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слов при помощи буквы «ь». | Личностные: -поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация -иметь мотивацию к учебной деятельности, -осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений; -проявлять самостоятельность, ответственность; -стремиться к развитию мышления. Регулятивные: - стремиться к преодоле-нию препятствий; -умение принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: общеучебные: -создавать алгоритм деятельности; -выполнять необходимые преобразования; -строить логическую цепочку рассуждений; -работать со словарём. Коммуникативные: - умение слушать и слышать партнёра, контролировать, корректировать, оценивать его действия; - адекватно воспринимать оценку своей работы. |
Физкультминутка | Заинька маленький. Вышел заинька гулять Прыгать заинька горазд . Он подпрыгнул 6 раз. | Выполняют упражнение | Личностные: -ориентироваться на здоровый образ жизни. | |
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
; | - Запишите слова с Ь, которые запомнили. -Какие слова записали? - Почему в этих словах пишется Ь? - Разделите для переноса слово с Ь в середине слова. - Каким правилом воспользовались при переносе? -Запишите 2 своих слова с ь в середине и разделите для переноса. - Ребята, вспомните, пожалуйста, как мы поступаем, если у нас возникают какие-нибудь затруднения в написании слов? 1.ПОВТОРИ ЗАДАНИЕ 2. ОПРЕДЕЛИ И ПОВТОРИ ПРАВИЛО. 3.ИСПРАВЬ ОШИБКУ, ПРОГОВАРИВАЯ ПРАВИЛО. 4.ПОДБЕРИ И ЗАПИШИ СЛОВА НА ТО ЖЕ ПРАВИЛО. 5. ПРОВЕРЬ ПО ЭТАЛОНУ. Организует проговаривание плана действий. Организует определение способов и средств. | Записывают слова с ь. Делят слово в соответствии с правилом переноса слов с Ь в середине слова. Формулируют правило. Отвечают на вопросы учителя. Записывают, делят для переноса. Уточняют, какие знания необходимо научиться правильно применять. С помощью учителя ставят цель коррекционной деятельности. Вспоминают и проговаривают план действий. | Регулятивные: -умение корректировать и оценивать собственную деятельность. Регулятивные: -формулировать учебную задачу; осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; -уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: -уметь создавать алгоритм деятельности. Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других | |
V. Реализация построенного проекта | Выполнение заданий упражнения 130 в РТ 2. Проверка работы. Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу друг друга. - Почему в словах, что вы выписали, звуков меньше чем букв? | Выполняют задание. Проверяют работу друг друга. - Ь не имеет звука. | Уметь проводить звукобуквенный анализ слов; соотносить звуки и буквы в слове. Составлять предложение с заданным словом. Начало предложения писать с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. Находить и графически обозначать в предложении грамматическую основу.
| Личностные: - умение осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений; -стремление проявлять самостоятельность; -формирование этических качеств. Регулятивные: -умение корректировать и оценивать собственную деятельность; -умение работать по составленному алгоритму. Познавательные: :логические: -логически рассуждать; -строить осознанное речевое высказыва-ние в устной форме. Коммуникативные: -умение полно и чётко формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать и понимать речь других |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| 1. Самостоятельная работа Учитель предлагает задания для самопроверки. - Выполните самостоятельно упр. 204 (с. 125). 2. Проверка самостоятельной работы по эталону. - Какие слова записали? - В чём различие слов каждой пары? - В каких словах все согласные звуки мягкие? - Сравните с эталоном на доске. 3. Самооценка. Учитель организует самооценку. | Выполняют самостоятельную работу. Отвечают на вопросы учителя. Сверяют работу с эталоном на доске. | Уметь различать согласные звуки по твёрдости – мягкости, обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком и гласными буквами: «е, ё, ю, я, и». Различать множественное и единственное число имён существитель-ных. | Личностные: -стремление проявлять самостоятельность; -осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений. Регулятивные: -умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректировать и оценивать собственную деятельность. Познавательные: логические: -умение анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы. Коммуникативные: -умение доказывать свое мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса. |
VII. Включение в систему знаний и повторение.
| 1. Задание в паре Учитель предлагает ученикам задание для работы в паре. - Возьмите, пожалуйста, конверт Достаньте слова, составьте из этих слов предложение . Найдите и назовите слово на орфограмму, с которой мы сегодня работали. - Вспомните ранее изученные орфограммы. Объясните их. 2. Проверка задания. Учитель слушает, корректирует ответы учеников. | Читают задание, разбирают, обсуждают, договариваются. Доказывают своё мнение. Выполняют задание. Осуществляют проверку. Проговаривают орфограммы, которые встретились в предложении. В нашем пруду живёт окунь. Ученики читают своё предложение, называет слово с орфограммой, над которой сегодня работали. Ребята вспоминают ранее изученные орфограммы и объясняют их. | Составлять предложение из предоставленных слов. Начало предложения писать с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. Уметь доказывать раздельное написание предлогов со словами и применять это правило на письме.
Уметь находить безударные гласные в корне слов и подбирать проверочные слова к ним. | Регулятивные: -планировать и контролировать свои действия и деятельность одноклассника в соответствии с поставленной задачей; -оценивать результаты коллективной работы. Коммуникативные: -развивать мотивацию к учебной деятельности; -знать правила и развивать навыки сотрудничества, применять их на практике. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| 1.. Фиксация содержания, которое было уточнено и закреплено. - Прочитайте пословицу. Объясните, что значит «Повторять да учить - ум точить.» - Что мы повторили о Ь? - Назовите слова с ь. 2. Рефлексия учебной деятельности - За что бы вы хотели похвалить себя? - В чём испытали трудность? 3. Самооценка деятельности на уроке. - Оцените свою работу на уроке. 4. Домашнее задание 2. Выполнить упр. 205 на с.125. - Кому не понятно задание? У кого есть вопросы? - Ребята, спасибо вам за сотрудничество, за ваше старание. Молодцы! Желаю дальнейших успехов! Урок окончен!
| Читают пословицу. Высказывают своё мнение. Рассказывают, что знают, что смогли, в чём испытывали затруднение. Выражают своё отношение к уроку. | Личностные: -стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы. Регулятивные: - контролировать и корректировать собственную деятельность; -выделять и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить; -понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи. Познавательные: :общеучебные: - проявлять самостоятельность, ответственность; -стремиться к развитию мышления. Коммуникативные: -уметь полно и грамотно выражать свои мысли; -проявлять самостоятельность, ответственность; стремиться к развитию мышления. Личностные: - стремление к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-230515-1424712366.jpg)
Конспект урока русского языка «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным» 2 класс
Конспект разработан в соответствииис требованиями ФГОС, по образовательной программе "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/24/picture-477707-1527158147.jpg)
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным
Урок по русскому языку во 2 классе Школа России по Канакиной...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/01/picture-1017622-1519932206.jpg)
Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"
Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-60474-1634478207.jpg)
Презентация к уроку русского языка "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным".
Урок на тему: "Правописание слов с мягким знаком наконце и в середине перед согласным"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-821962-1475171803.jpg)
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. 2 класс
Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс...
Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.
Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.Тип урока: закрепление знаний.Оборудование: проектор, компьютер.Раздаточный материал: карточкиЦель: в со...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/23/picture-1506027-1705994400.jpg)
Конспект урока по русскому языку 2 класс .Тема «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»
Конспект урока по русскому языку 2 класс .Тема «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»...