Упражнения на развитие логических УУД
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Упражнения на развитие УУД29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица 1

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения в начальной школе

Классы

Извлекать информацию.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Преобразовывать информацию из одной формы в другую  и выбирать наиболее удобную для себя  форму

1 класс необхо-

димый уровень

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать предметы.

Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности

Подробно пе-ресказывать небольшие тексты, называть их тему

2 класс

необхо-димый уровень

(для 1 класса – это по-вышен-ный уровень

Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи.

Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям.

Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков.

Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках.

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Наблюдать и делать самостоятельные  выводы

Составлять простой план небольшого текста-повес-твования

3-4 классы–

необхо-димый уровень

(для 2 класса – это повышен-ный уровень)

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Сравнивать и группировать факты и явления.

Относить объекты к известным понятиям.

Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.

Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний.

Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

Повышен-ный уровень

3–4 класса

(для 5–6 класса – это необхо-димый уровень)

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта

Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.

Составлять сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

  1. Упражнения на анализ
  • На умение выделять существенные признаки

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Телефон (экран, кнопки, картинки, музыка, видео)

  • На последовательное исключение слов

Сиреневый, голубой, альбом, красное, желтый

Кот, лошадь, совы, снилось, лиса, собаки

Рассказ, приехал, пассажирское, лыжи

Маленький, удобный, диван, сидеть, лежать

  • На выделение звуков в слове

Янтарь, ежевика, юла

Танцевать, рисовать, сочинять

Хрупкий, легкий, воздушный

Скромность, смелость, доверчивость

  1. Упражнения на классификацию
  • На установление закономерности подбора слов

Клапан –флейта

Кастрюля –посуда

Футбол –спорт

Клубника –ягода

  • На замену словосочетания одним, близким по смыслу словом

Остаться без еды – голодать

Остаться без денег – обнищать

Остаться с носом – проиграть

Остаться у порога –выгнать

  • На составление и корректировку определений

Рассказ – (литературное) произведение

Соната – (музыкальное) произведение

Поэт – создатель (поэтического) произведения

Музыкант –создатель (музыкального) произведения

  1. Упражнения на обобщение
  • На установление смысловой связи между парами слов

Снег белый, малина (теплая, красная, сочная, сладкая)

Стул деревянный, дом (высокий, новый, кирпичный, серый)

Лед холодный, суп (горячий, вкусный, рыбный, свежий)

  • На нахождение общей части двух слов

У (…) от рок пи (…)атка рог х (…)ый лев

Мало (…)арь ток мог (…)орь як бор (…)но сук

Пос (…)икан пел кап (…)лость уста

  • На установление по степени их обобщенности

Обувь, зимняя обувь, валенки

Василек, цветок, полевой цветок

Домашнее животное, корова, животное

  1. Упражнения на сравнение
  • На умение найти лишнее слово

Сосна

Клен

Ясень

  • На сравнение согласных звуков

День, август

Доброта, честь

Море, песок

  • На сравнение слогов в слове

Порядочный, ласковый, преданный

Злой, трусливый, печальный

Морской, добродушный, верны

Таблица 2

Вопросы для заданий и упражнений по русскому языку для 2 класса

Классификация

Обобщение

Сравнение

1. Выделить корень и окончание слова.

2. Выписать имена существительные в 2 слога, в 3 слога.

3. Выписать только вопросительные и восклицательные предложения.

4. Выписать слова с непроизносимыми согласными СН, СЧ, ЧН

5. В именах прилагательных подчеркнуть мягкий согласный звук.

6. Подчеркнуть слова с парными согласными буквами и поставить в них знак ударения.

7. Подчеркнуть однородные члены предложения.

1. Выписать слова только с одинаковыми частями речи.

2. Продолжить ряд слов близких по значению.

3. Заменить имя существительное на имя прилагательное.

4. Записать распространенное предложение со словами.

5. Найти границы предложения и правильно определить знак препинания.

6. Написать НЕ с глаголами разной формы.

7. Озаглавить текст и составить к нему план.

1. Заполнить схемы слов и обозначить  их условными знаками.

2. Подобрать противоположные по смыслу слова.

3. Придумать и записать разные предложения со словом.

4. Выписать из текста слова с приставками и выделить их.

5. Выписать слова муж.рода и жен.рода с шипящими согласными на конце.

6. Выписать имя прилагательное и выделить его окончание.

7. Выписать глагол и указать его лицо.

Задания и упражнения на классификацию:

  1. В словосочетаниях выделить корень и окончание слова.
  • Морозная зима, пошел снежок, маленькая кормушка, сорвал подберезовик, елочные игрушки, достала шишку, белоснежный листок.
  1. Из текста  выписать имена существительные в 2 слога, в 3 слога.
  • На дворе глубокая зима. Стоят сильные морозы. Гулять нельзя. Дети сидят дома. Они стали играть в школу. Старший брат учит маленькую Свету.
  1. Из текста выписать только вопросительные и восклицательные предложения.
  • Стоит прекрасный денек(.)Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок(.) Что это за птица пролетела(?) Красавица(!)Какая яркая грудка с галстуком(!) Может она ищет корм(?) Она села на ветку и стала стучать по дереву(.)
  1. Из текста выписать слова с непроизносимыми согласными СН, СЧ, ЧН и подобрать к ним проверочные слова.
  • В конце сентября стояла чудесная погода. В субботу ребята отправились на озеро рыбачить. Берега его поросли осинником. По краям рос блеклый тростник. Солнце садилось. Лучи мягко освещали окрестность и гладь воды.
  1. В именах прилагательных подчеркнуть мягкий согласный звук.
  • Школа новенькая, строгий учитель, синие краски, резиновый мячик, качели высокие, хрустальная вазочка, шарики блестящие.
  1. В тексте подчеркнуть слова с парными согласными буквами в корне и поставить в них знак ударения.
  • Пони любят все детишки. Это маленькая лошадка. У пони короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть. А какой добрый взгляд! Малышка бежит по дорожке и тянет тележку. У пони легкий бег.
  1. В тексте подчеркнуть как члены предложения однородные члены предложения.
  • Он узнавал слова в походе, в крестьянской избушке, на ярмарке, на корабле, в рыбацкой артели. Она любила танцевать вальс, рисовать пейзажи. У него были зеленые, красные, синие тетради.

Задания и упражнения на обобщение :

  1. Из текста выписать слова только с одинаковыми частями речи.
  • Летом Коля подобрал в лесу вороненка. Птенец выпал из гнезда. Он плохо летал. Мальчик принес птицу домой. Он устроил ему загородку из планок. Каждый день мальчик кормил вороненка. Птица привыкла к мальчику.
  1. Продолжить ряд слов близких по значению.
  • Жара, …                                        Хлеб, …

Стужа, …                                Гнездо, …

  1. Заменить имя существительное на имя прилагательное.
  • Лесник-…                                Пища-…

Малыш-…                                Утро-…

  1. Записать распространенное предложение со словами.
  • Молоко, вкусное, якорь, тяжелый, орел, быстрый, усы, короткие, лошадь, коричневая, шоколад, горький.
  1. Найти границы предложения и правильно определить знак препинания.
  • Журавушка подрос за лето стал он стройный и красивый пришла осень птицы улетели в жаркие страны журавушка улетал вместе со всеми в последний раз шагал он по родному болоту вот журавли собрались в стаю пора лететь!
  1. Написать НЕ с глаголами разной формы.
  • Строить, рисовать, кушать, мыть, придумывать, дружить, спешить, вытирать, сшить, убрать, написать, печатать, мастерить.
  1. Озаглавить текст и составить к нему план.
  • Где ночуют птицы? Они ищут ночлег в укромном месте. Большая синица любит проводить ночь под крышей. Щебетунья-ласточка спит в гнездышке. Скворец уснул в своей квартире. Вороны и галки ночуют в садике, в роще. Они летят в зелень всей стаей. Облюбуют высокое дерево, сидят на вершине и жмутся друг к дружке. Потом затихают голоса. Наступает ночная тишина.

Задания и упражнения на сравнение:

  1. Заполнить схемы слов и обозначить  их условными знаками.
  • Телефон, веревка, яблоко, енот, коньки, территория, троллейбус.
  1. Подобрать противоположные по смыслу слова и составить с ними словосочетания.
  • Нелегкая-…, огромный-…, древний-…,  нижний-…, глубокий-…, теплый-…, веселый-…, задумчивый-…, тихий-…, быстрый-…
  1. Придумать и записать разные предложения со словом.
  • Играть…

Строить…

  1. Выписать из текста слова с приставками и выделить их.
  • Скатился колобок с окошка на завалинку. Покатился он по дорожке. Пошли грибники по грибы, а напали они на ягоды. Корабль отчалил от пристани. До города путники добрались поздно ночью. С крыши сбросили остатки снега. Закатилось солнце за дальний  лес. Катюша забежала за подружкой.
  1. Выписать слова муж.рода и жен.рода с шипящими согласными на конце.
  • Возьми нож и заточи карандаш. Машина въехала в гараж. Врач оказал больному помощь. Сторож закрыл ворота. Дорога вилась через рожь. Стояла тихая звездная ночь. В лесной тиши распустился ландыш. Скрипач играл вальс. Спорт любят пожилые люди и молодежь.
  1. Выписать имя прилагательное и выделить его окончание.
  • Жаркий июльский день угасает. Косой солнечный луч золотит вершину сосны. Синяя дымка тумана окутала дальний лес. Потянул легкий ветерок. Мягкие луга покрылись росой. Полевые цветы закрыли голубые, желтые, розовые глазки. Вокруг разлит сладкий запах меда.
  1. Выписать глагол и указать его лицо.
  • Угасает день. Смолкают голоса птиц. Птичка подняла головку, раскрыла клюв. Легко и свободно полились звуки соловьиной песни. Метель заметает дорожки. Ты сидишь в тепле и готовишь уроки. Встретим весну с радостной песней птиц.

Для развития логического мышления можно использовать разные виды диктантов:

Таблица 3

Диктанты для развития логического мышления

Название диктанта

Методика

Текст

1.Предупредительный диктант

Используется в целях отработки приёмов применения правила, направлен на овладение учащимися алгоритмом действий и проводится после изучения той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся, т.е. его цель – предупредить появление ошибок.

В(е,и)сной птицы прил(е,и)тают (с) з(и)мовок. (В) пути их ждут трудности и беды. (В) сыром мраке туманов они т(е,и)ряют д(а,о)рогу, разб(е,и)ваются (об) острые скалы. М(а,о)рские бури л(о,а)мают их пер(ь,), сб(и,е)вают крыл(ь,-)я.

2.Комментированный диктант

Предполагает объяснение орфограмм непосредственно в процессе письма.

Полетел по лесу комарик, устал, захотел пить. Увидел он цветок. У цветка стебелек зеленый, наверху – маленькие белые колокольчики, внизу – крупные багровые реснички. Не стал комарик пить росу – это хищная росянка.

3.Выборочный диктант

Требует записи не всего текста диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию.

Часто слезы вызывает крапива у детишек. А ведь это полезное  и вкусное растение. Из молодой крапивы варят борщ, готовят салат, а в старину делали крепкие нитки и ткали холст. В некоторых странах видов делают сети.

4.Самодиктант или письмо по памяти

Учащиеся запоминают текст, воспринятый на слух, и затем записывают его самостоятельно, диктуя себе.

Рожь попала к нам в страну из Афганистана. Долгое время рожь считалась сорняком. Никто ее не сеял. Рожь сама появилась на пшенияном поле и жила среди золотистых колосков. Часто урожай пшеницы снимали пополам с рожью.

5.Диктант «Проверяю себя».

В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых  они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово.

Белка всю зиму живет  на растительной пище. Ест заготовленные с осени грибы. Лущит орешки. А весной любит полакомиться мясным. Белка отыскивает птичьи гнезда на ветвях и дуплах деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления с помощью логических пятиминуток.

     Вместе с другими педагогами нашей школы я работаю в рамках ГЭП по теме: «Учебно-методическое и управленческое сопровождение компетентностно-ориентированного образовани...

Использование логических пятиминуток в учебном процессе для развития логического мышления учащихся.

"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравн...

Упражнения для развития логического мышления на уроках русского языка.

Упражнения и задания для уроков русского языка начальной школы....

Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.

Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти.    ...

«Развитие логического мышления, внимания через тренинги и упражнения»

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов....

«Развитие логического мышления, внимания через тренинги и упражнения»

В данном материале описано применение различных тренингов и упражнений для развития логического мышления у детей младшего школьного возраста....

Развитие логического мышления на уроках русского языка через систему специально подобранных упражнений.

В данной работе раскрыты:-теоретические основы проблемы развития логического мышления               младших школьников; - сос...