Развитие логического мышления с помощью логических пятиминуток.
статья по теме

 

       Вместе с другими педагогами нашей школы я работаю в рамках ГЭП по теме: «Учебно-методическое и управленческое сопровождение компетентностно-ориентированного образования». Результатом работы экспериментальной площадки стало создание «логических пятиминуток», используемых на уроках в начальной школе. "Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать. В качестве предмета "логических пятиминуток" выступает группа учебно-логических умений:

  • анализ и синтез;
  • сравнение;
  • обобщение и классификация;
  • определение понятий;
  • доказательство и опровержение.

      Логические пятиминутки, включаемые в план урока, помогают целенаправленно развивать логическое мышление младших школьников. Ниже приведены примеры таких «логических пятиминуток».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskaya_pyatiminutki_dlya_sayta.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

       Вместе с другими педагогами нашей школы я работаю в рамках ГЭП по теме: «Учебно-методическое и управленческое сопровождение компетентностно-ориентированного образования». Результатом работы экспериментальной площадки стало создание «логических пятиминуток», используемых на уроках в начальной школе. "Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать. В качестве предмета "логических пятиминуток" выступает группа учебно-логических умений:

  • анализ и синтез;
  • сравнение;
  • обобщение и классификация;
  • определение понятий;
  • доказательство и опровержение.

      Логические пятиминутки, включаемые в план урока, помогают целенаправленно развивать логическое мышление младших школьников. Ниже приведены примеры таких «логических пятиминуток».

Логическая пятиминутка №1.

 

Цель: Способствовать овладению на уровне первоначального применения функциональных знаний умения 3.1.1. Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.

      На доске рисунки:  рука ребёнка, дверная ручка и шариковая ручка.

Ребята, подберите к каждой загадке свою иллюстрацию:

  1. В белом поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И на много-много лет

Оставляет он свой след.

  1. Каждого перед домом встречает,

Все за неё хватаются.

  1. У пяти братьев одна работа.

      Ребята, разделитесь на три группы. Давайте проанализируем каждый свой объект и назовём его составные части. Расскажите, что у вас получилось?

Первая группа установила, что «объект» рука человека состоит из ладони и пяти пальцев. Верно.

Вторая группа установила, что «объект» ручка двери состоит из самой ручки и шурупов для её крепления к двери. Молодцы.

Третья группа установила, что «объект» ручка для письма состоит из двух частей корпуса и стержня. Правильно.

      Таким образом, каждый объект, который вы сегодня анализировали, обладает своим, только ему присущим составом. Если мы хотим правильно и всесторонне изучить какой-либо объект, то должны точно его определить. От того, как мы определили объект анализа, будет зависеть, какие у него составные части и существенные признаки.

Логическая пятиминутка №2.

Цель: Способствовать овладению на уровне первоначального применения функциональных знаний умения 3.1.2. Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точки зрения, с которых будут определяться существенные признаки объекта.

      Ребята, прочитайте слово, записанное на доске: «цветок».

Сейчас вы представите себя в роли учителей. Для этого разобьёмся на группы. Выберите, кто хочет быть учителем: русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.

 Каждый «учитель» должен придумать для своих учеников задание, в котором бы можно было использовать написанное на доске слово. При составлении задания помните, какой предмет вы «ведёте».

      Посмотрим, что получилось у каждой группы.

«Учителя» русского языка предложили задание: разобрать слово «цветок», как часть речи, указать склонение, падеж, род, число слова.

«Учителя» математики придумали задание: посчитать, сколько всего букв в слове, сколько разных букв, сколько одинаковых букв, сколько гласных, сколько согласных.

«Учителя» литературного чтения предложили вспомнить названия прочитанных произведений, в которых встречалось слово «цветок» («Аленький цветочек» Аксаков, «Цветик-семицветик» Катаев и др.).

«Учителя» окружающего мира придумали задание: рассказать о частях цветка, привести примеры цветов нашего края, экзотических цветов, рассказать о мерах ухода за комнатными цветами.

      После выполнения заданий вы увидели, что одно и тоже слово каждый учитель рассматривал с точки зрения знания своего предмета. Поэтому и все задания получились настолько разными. В зависимости от того, с какой точки зрения вы рассматриваете объект, вы и будете определять различные признаки этого объекта.

Логическая пятиминутка №3.

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

      Ребята, сегодня вы будете учиться определять свойства объектов.

Попробуем составить словесные  портреты ваших одноклассников. Выберем трёх человек для составления портрета. Каждый ряд попробует составить описание одного человека, указывая существенные признаки, по которым можно будет узнать этого человека. Для составления описания воспользуйтесь текстом-опорой:

      «Это … (девочка, мальчик). У … (него, неё) … (высокий, средний, низкий) рост. Он (она обладает … (светлыми, тёмными, рыжими) волосами … (большой, средней, короткой) длины. Глаза … (серого, голубого, зелёного, карего) цвета. Одет(а) в ……….. .»

        Прочитайте составленный рассказ, попробуйте угадать, о каком из детей идёт речь.

      У каждого из рассмотренных вами объектов было много различных, свойственных только им признаков. Объекты различались по высоте, цвету волос и глаз, длине волос, цвету одежды и т.д. Услышав описание объекта, его признаки, вы соединили их воедино и смогли безошибочно определить этот объект.

Логическая пятиминутка №4.

Цель: Способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение 3.1.8. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порождён или изменён, и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.

      Сегодня вам пригодятся знания, полученные на уроках окружающего мира. Рассмотрите предложения в этих двух столбцах. Одно из предложений отображает причину происходящего явления, а другое является его следствием. Соедините причину со следствием и назовите их в правильном порядке:

  • Солнце находится высоко над линией                    

горизонта. Его лучи попадают на

землю под прямым углом.                                            

  • Солнце низко находится над линией

горизонта. Его лучи скользят по

поверхности земли.    

  • Солнце занимает среднюю точку по

Отношению к линии горизонта. Угол

Наклона лучей составляет 45 °.

  • Земля слабо нагревается солнцем. Зима.

  • Земля умеренно прогрета солнцем. Весна или осень.

  • Земля сильно нагревается солнцем. Лето.


      Теперь вы видите, что между объектами существуют причинно-следственные связи. Причина вызывает изменения в объекте, происходящие с объектом изменения – это следствие из причины.            

Логическая пятиминутка №5.

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.6. Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порождённые существованием компонентов один после другого.

      Ребята, из уроков окружающего мира вы знаете, что в природе всё происходит в определённой последовательности. Сегодня вы будете использовать результаты своих наблюдений о выращивании растения из семени. Вы наблюдали за посаженным растением в течение четырёх недель и зарисовывали результаты своих наблюдений. Сейчас расположите рисунки в заданной последовательности:

  • 1-ая неделя
  • 2-ая неделя
  • 3-я неделя
  • 4-ая неделя.

      Прокомментируйте, что у вас получилось.

      К концу первой недели из семени начал расти корешок. На второй неделе кверху растёт росток, и появляются два первых семядольных листа. К концу третьей недели на растении заметны первые настоящие листья. По истечении четвёртой недели растение прибавило в высоте и количество листьев увеличилось.

      Итак, установив временные отношения компонентов объекта (в данном случае растения), вы установили связи, порождённые существованием компонентов один после другого. И убедились в том, что в каждый период времени объект обладает разными свойствами. Поэтому, при глубоком и всестороннем изучении объекта необходимо учитывать временные связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических пятиминуток в учебном процессе для развития логического мышления учащихся.

"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравн...

Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы коррекционно-развивающих заданий.

«Развитие логического мышления учащихся начальных   классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики».Условия возникновения проблемы, становления опыта: отсутствие в ...

«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».

Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэто...

Развитие логического мышления младшего школьника с помощью настольных игр

«Развитие логического мышления младшего школьника с помощью настольных игр»  Прокопьева Антонина Ивановна, воспитатель группы продлённого дня, ГБОУ СОШ №139 с углублённым изучением математик...

Презентация с аннотацией к открытому уроку по развитию логического мышления в 1 классе Логические задачи-шутки,задачи-загадки на уроках математики в начальных классах

Цель  презентации: развитие аналитического мышления,анализ,сравнение,сопоставление,обобщение,классификация,развитие внимания,памяти,логического мышления,познавательной активности учащихся на урок...

Комбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей

Нестандартные математические задачи, в отличие от задач повышенной сложности, имеют условие, в котором учащимся довольно сложно выделить математический аппарат, который необходим для ее решения, как п...