Упражнения для развития логического мышления на уроках русского языка.
тест по русскому языку по теме
Упражнения и задания для уроков русского языка начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_myshleniya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения
для развития логического мышления на уроках русского языка.
- Выделение признаков предметов.
Русский язык
- Что можно сказать о форме, цвете, вкусе яблока, груши, арбуза, лимона, помидора?
- Сколько букв имеют слова: снег, морж, кит, метр? Сколько в них слогов?
- Сколько букв в словах: ручка, карандаш, парта, окно? Сколько слогов в этих словах?
- Назовите несколько признаком слов: стол, телевизор, ложка, стул, нож, радио.
- Укажите признаки слов: пенал, кнопка, фломастер.
3.Узнавание предметов по заданным признакам.
Русский язык
- Назовите предмет, про который можно сказать:
а) черная, четырехугольная, сделана из дерева;
б) белый, сладкий, твердый;
в) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;
г) желтый, продолговатый, кислый.
2) Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:
а) пушистый, ходит, мяукает;
б) гладкое, стеклянное, в него смотрят, оно отражает.
3) Кто или что может быть:
а) высоким или низким;
б) большим или маленьким;
в) холодным или горячим;
г) коротким или длинным;
д) твердым или жидким;
е) узким или широким.
4) Что описывается в следующих загадках?
а) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
б) Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
в) Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)
г) Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы.)
д) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
е) Без ног, без рук, а ворота открывает. (Ветер.)
ж) Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец.)
3.Формирование способности выделять существенные признаки предметов.
Школьникам предлагается ряд слов, из которых пять дается в скобках, а одно – перед ним. Ребята должны выделить слова, наиболее существенные для слова перед скобками.
1) Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Ответ: растение, земля.
2) Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).
Ответ: берег, вода.
3) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
Ответ: углы, сторона.
4) Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
Ответ: глаза, печать.
5) Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания).
Ответ: игроки, правила.
6) Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
Ответ: дерево, кустарник.
7) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Ответ: здание, улица.
8) Кольцо (диаметр, проба, круглость, печать, алмаз).
Ответ: диаметр, круглость.
9) Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты).
Ответ: голос, мелодия.
10) Больница (сад, врач, помещение, радио, больные).
Ответ: помещение, больные.
11) Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
Ответ: чувство, человек.
12) Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья).
Ответ: сражения, солдаты.
13) Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
Ответ: стадион, состязание.
4. Сравнение двух и более предметов.
Русский язык.
а) кошка, книга, крыша; б) печь, течь, речь; в) морж, нож, ковш; г) число, весло, кресло; д) мышь, брошь, рожь; е) колесо, полоса, яблоко; | 2) Назови общие признаки: а) яблока и арбуза; б) кошки и собаки; в) книги и тетради; г) вилки и ложки; д) стола и стула. |
3) Чем отличается: а) ручка от карандаша; б) книга от тетради; в) линейка от треугольника; г) сани от телеги; д) рассказ от стихотворения; е) существительное от глагола; ж) прилагательное от существительного. |
5. Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации.
Русский язык
1) Дан перечень слов: ваза, ухо, кот, гриб, ель, перо, стол. Слова размещаются в два столбика:
ухо | кот |
перо | гриб |
ваза | ель |
Задание. Выбери подпись к каждому столбику:
а) слова разделены по числу букв;
б) слова разделены по числу слогов;
в) слова разделены по родам.
Ответ: б.
2) Дан список слов: слово, кот, перо, книга, мел, мышь, кино, гриб. Слова размещаются в 2 столбика:
слово | кот |
перо | мел |
книга | мышь |
кино | гриб |
Задание. Выбери подпись для каждого столбику:
а) слова разделены по числу слогов;
б) слова разделены по числу букв;
в) слова разделены по родам.
Ответ: а.
5. Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации.
Русский язык
1) Дан перечень слов: ваза, рот, зуб, ток, роза, рука, перо, ель. Слова размещаются в 2 столбика:
ваза | рот |
роза | зуб |
рука | ток |
перо | ель |
Задание. Выбери подпись к каждому столбику:
а) слова разделены по числу букв;
б) слова разделены по числу слогов;
в) слова разделены по родам.
Ответ: а,б.
2) Дан список слов: мода, крот, круг, мышь, коза, пора, плуг, плот. Слова размещаются в 2 столбика:
мода | крот |
мышь | круг |
коза | плуг |
пора | плот |
Задание. Выбери подпись для каждого столбику:
а) слова разделены по числу букв;
б) слова разделены по числу слогов;
в) слова разделены по родам.
Ответ: для столбика 1-а,в; для столбика 2-а,б,в.
5. Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации.
Русский язык
1) Школьникам даются слова, которые разбиты на 3 группы по родам:
мама | полотенце | клен |
сосна | окно | пень |
тень | небо | день |
соль | солнце | стул |
Задание. Вставь пропущенные слова в следующие предложения:
а) в первом столбике слова __________________рода;
б) во втором столбике слова _________________рода;
в) в третьем столбике слова __________________рода.
2) Учащимся предлагаются слова, которые разбиты на 3 группы, по числу слогов:
мышь | корова | сова |
конь | соловей | нора |
хор | голова | пара |
рост | перепел | рана |
Задание. Вставь слова в следующие предложения:
а) в первом столбике слова, имеющие __________________слог;
б) во втором столбике слова, имеющие _________________слога;
в) в третьем столбике слова, имеющие __________________слога.
6. Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Русский язык
1) Прочитай слова:
лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.
Назови ягоды. Назови фрукты.
2) Прочитай слова:
стол, чашка, стул, тарелка, чайник, шкаф, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.
Подчеркни название мебели одной чертой.
Подчеркни название посуды двумя чертами.
3) Прочитай слова:
мандарин, яблоко, картофель, сливы, лук, тыква, капуста, помидоры, апельсины.
Назови фрукты, назови овощи6
4) Назови учащихся вашего класса, чьи имена начинаются с буквы: «Б», «В», «К», «С».
Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Русский язык
1) Слова:
пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, мышь, пол.
Раздели их на группы по количеству слогов.
К какой группе отнесешь слова: соль, ручка, молоток, корень?
2) Существительные:
ель, гриб, сосна, дерево, земляника, гнездо, солнце, одуванчик, окно, брошь.
Раздели на группы по родам (мужской, женский, средний).
К какой группе отнесешь существительные: дверь, стекло, веревка, полотенце, стол?
3) Назови каждую группу слов одним словом:
а) Вера, Надежда, Любовь, Елена - ________________;
б) а,б,в,с,н- _____________________________________;
в) стол, диван, кресло, стул-______________________;
г) понедельник, воскресенье, среда, четверг-_________;
д) январь, март, май, июль-_______________________;
е) Москва, Баку, Кишинев, Минск-_________________;
ж) чашка, блюдце, стакан, кастрюля-_____________;
з) морковь, свекла, лук, картофель-_________________.
Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Русский язык
1) Продолжи начатое перечисление. Назови каждую группу слов:
а) грабли, лопата –это……………………………..;
б) стол, диван-это…………………………………..;
в) ботики, туфли-это……………………..……….;
г) прятки, жмурки-это……………...……………..;
д) ручка, карандаш-это……………….…..………..;
е) зима, осень-это……………………….………….;
ж) пальто, куртка-это……………………………;
з) Иван, Петр-это……………………….……..…..;
и) Петров, Сидоров-это………………..….………;
к) капуста, картофель-это……………………….;
л) апельсин, лимон-это……………………………;
м) клубника, смородина-это………………………;
н) а,я-это…………………………………………….;
о) м,с,б-это…………………………………….……;
п) коза, корова-это…………………………..…….;
р) заяц, волк-это………………….………….…….;
с) тарелка, ложка-это……………………………;
т) кубики, кукла-это……………………………….
7. Проверка умения классифицировать.
Русский язык
1) Прочитай буквы:
Е,Ё,Ж,З,И,К,Л,М,Н,О.
Теперь раздели эти буквы на 2 группы: гласные и согласные. На какой строчке классификация произведена правильно:
Е,Ё,И,К | Ж,З,Л,М,Н,О |
Е,Ё,И,О | Ж,З,К,Л,М,Н |
Е,Ё,Н,О | Ж,З,И,К,Л,М,Н |
И,Е,Ё | Ж,З,К,Л,М,Н,О |
- Дан перечень слов:
полотенце, пол, мыло, потолок, стена, рама, нож, каша, крыльцо.
Эти слова надо разделить на группы по родам.
Ученику предлагается отметить таблицу, в которой классификация проведена правильно.
а) | пол | каша | полотенце |
нож | рама | мыло | |
стена | крыльцо | ||
потолок |
б) | пол | полотенце | каша |
нож | мыло | стена | |
потолок | крыльцо | рама |
в) | каша | пол | потолок |
стена | нож | мыло | |
рама | крыльцо | полотенце |
г) | крыльцо | каша | нож |
мыло | стена | пол | |
рама | потолок |
Проверка умения классифицировать.
Русский язык
1) Прочитай слова: дверь, брошь, солнце, кино, март, марка, соловей, карандаш, колокол. Эти слова надо разделить по числу слогов. В какой из таблиц слова распределены на группы правильно?
а) | брошь | солнце | соловей |
дверь | марка | карандаш | |
март | колокол | ||
кино |
б) | соловей | кино | брошь |
марка | солнце | дверь | |
карандаш | март | ||
колокол |
в) | брошь | солнце | соловей |
дверь | кино | карандаш | |
март | марка | колокол |
г) | брошь | кино | соловей |
дверь | солнце | карандаш | |
марка | колокол |
Проверка умения классифицировать.
Русский язык
1) Прочитай слова: май, кон, кора, сор, рама, лапа, палка, корка, волна. Раздели эти слова по числу букв.
В какой из таблиц классификация произведена правильно?
а) | сор | лапа | корка |
кон | рама | палка | |
сор | кора | ||
волна |
б) | сор | лапа | корка |
кон | рама | палка | |
май | кора | волна |
в) | май | лапа | корка |
кон | рама | палка | |
сор | волна | ||
кора |
г) | май | лапа | корка |
кон | кора | палка | |
сор | рама | волна | |
кора |
8. Упражнения и игры для формирования умения выбирать основание для классификации.
Русский язык
1) Прочитай слова каждого столбика. Ответь: что послужило основанием для такого разделения слов?
кошка | окно | молоток |
брошь | яблоко | дом |
мышь | крыльцо | нож |
доска | ведро | цветок |
Из нескольких ответов на данный вопрос выбери правильный:
а) слова сгруппированы по числу букв в слове;
б) слова сгруппированы по родам;
в) слова сгруппированы по числу слогов в словах.
2) Слова: ландыш, одуванчик, малина, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика – раздели на группы двумя способами.
Ответ: основанием для классификации может быть взят род существительного. В этом случае в результате классификации получим следующие два столбика:
ландыш | малина |
одуванчик | смородина |
крыжовник | клубника |
колокольчик | гвоздика |
2-й вариант ответа: мы можем разделить эти названия на цветы и ягоды. В этом случае результат классификации будет выглядеть так:
ландыш | малина |
одуванчик | смородина |
колокольчик | крыжовник |
гвоздика | клубника |
Упражнения и игры для формирования умения выбирать основание для классификации.
Русский язык
- Чем похожи следующие слова:
утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан, диван.
Выбери правильный вариант ответа на данный вопрос:
а) в этих словах одинаковое количество букв;
б) эти слова все мужского рода;
в) эти слова все женского рода;
г) эти слова все состоят из двух слогов.
2) Ответь на вопрос, по какому признаку сделана следующая классификация растений?
ель | ландыш | шиповник |
клен | колокольчик | Смородина |
береза | гвоздика | орешник |
9. Упражнения для закрепления умения проводить классификацию.
Русский язык
1) Следует найти лишнее слово и обосновать свой выбор.
а) высота, белизна, береза, доброта, красота
б) вершина, клумба, радуга, глубина, стена
в) осина, береза, дерево, клен, рябина
г) Петров, Иванов, Тихонов, Сергей, Сидоров
д) злой, трусливый, раздражительный, смелый, лживый
е) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, предлог
Ответ: а) береза; б) глубина; в) дерево; г) Сергей; д) смелый; е) предлог.
По какому признаку можно объединить оставшиеся в строках слова?
2) Назови перечисленные предметы одним словом:
арбуз, вишня, клубника, смородина-это | ||
Германия, Франция, Испания, Италия-это | ||
карандаш, ручка, тетрадь, учебник-это | ||
щука, судак, карась, лещ-это |
3) Продолжи ряды слов и назови основание для классификации:
добрый, смелый | |
река, озеро | |
минута, час | |
носорог, слон | |
колодец, канал |
10. Формирование умения давать определение понятиям.
(Задания и упражнения для формирования умения относить объекты к роду.)
1. Дана таблица с тремя столбиками:
Мебель | Посуда | Одежда |
Задание. Из перечня слов выпиши слова в соответствующие столбцы: стол, чашка, куртка, тарелка, диван, тумбочка, шапка, шкаф, кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.
2. Предлагается таблица с неозаглавленными столбцы.
Задание. Озаглавь столбца.
капуста | малина | яблоко |
огурец | смородина | апельсин |
лук | клубника | лимон |
чеснок | крыжовник | груша |
помидор | земляника | банан |
редис | черника | киви |
Формирование умения давать определение понятиям (Задания, направленные на формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий)
(ограничение и обобщение понятий).
1) Дано три понятия, находящиеся в отношении последовательного подчинения, например: растение – кустарник – орешник.
Школьники должны соотнести объемы данных понятий и пронумеровать слова. Самое узкое понятие, входящее в два других, получает номер 1, самое широкое – номер 3.
Например: орешник – 1, кустарник – 2, растение – 3.
После соответствующего объяснения ученики по образцу должны пронумеровать следующие строчки слов:
а) обувь, валенки, зимняя обувь;
б) растение, гладиолус, цветок;
в) мебель, стол, письменный стол;
г) житель России москвич, европеец;
д) лисички, грибы, съедобные грибы;
е) подросток, отличник, ученик.
2) Ученикам можно предложить и следующее задание: расположить по столбикам следующие слова:
а) одежда, шуба, зимняя одежда;
б) шапка, меховая шапка, головной убор;
в) посуда, чашка, кофейная чашка;
г) сапоги, обувь, резиновые сапоги;
д) мебель, полка, книжная полка;
е) письменные принадлежности, ручка, шариковая ручка;
ж) книга, учебник математики, учебник;
з) игрушка, матрешка, кукла.
Первую строчку располагает по столбцам взрослый (учитель или родитель). Остальные слова школьник размещает по столбцам по имеющемуся у него образцу.
Самое узкое понятие | Среднее понятие | Самое широкое понятие |
1 | 2 | 3 |
шуба | зимняя одежда | одежда |
Формирование умения давать определение понятиям (Игры и упражнения, закрепляющие навыки и умения по составлению определений.)
1) Детям дается задание, в котором предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:
Окончание – это часть слова, которая | ||
Приставка – это часть слова, которая | ||
Корень – это часть слова, которая | ||
Суффикс – это часть речи, которая | ||
Существительное – это часть речи, которая | ||
Прилагательное – это часть речи, которая | ||
Глагол – это часть речи, которая | ||
Формирование умения давать определение понятиям
(Игры и упражнения, закрепляющие навыки и умения по составлению определений.)
1) В следующих предложениях детям предлагается самостоятельно заполнить пропуски. В некоторых пропущены родовые понятия, в некоторых – видовые отличия, а в некоторых отсутствует само видовое понятие, которому дается определение.
А) Художник – это __________________, который________________.
Б) Учитель – это ____________________, который учит детей.
В) Строитель – это человек, который ------------------------------------ .
Г) ---- -------------- - это человек, который шьет одежду.
Д) Пекарь – это человек, который ____________________________.
Е) Сапожник – это человек, который _________________________.
Ж) ___________________________- это человек, который лечит людей.
З) Парикмахер – это человек, который ________________________.
2) Детям предлагается самостоятельно подобрать пропущенные слова в следующие предложения – определения.
а) _____________________- это человек, который водит машину.
б) Машинист – это человек, который ____________________________
в) _______________________- это человек, который играет на скрипке.
г) Боксер – это ________________, который занимается______________
д) Спортсмен – это человек, который _____________________________
е) Учитель – это _______________________, который _______________
ж) Художник –это ___________________, который _________________
з) Врач – это _______________________, который __________________
и) Почтальон – это __________________, который _________________
к) Строитель – это ________________, который ___________________
л) Четные числа – это _________________, которые ________________
м) Нечетные числа – это _______________, которые _______________
н) Однозначные числа – это ______________, которые______________
о) Двузначные числа – это _______________, которые _______________
п) Москвич – это _________________________города Москвы.
р) Существительное – это _______________, которая _______________
с) Прилагательное – это _______________, которая _________________
т) Глагол – это ________________________, которая _______________
Формирование умения давать определение понятиям
( Проверка умения давать определение.)
(Русский язык)
1) Вставь в определение нужное слово. Проверь полученное определение.
Квадрат – это _________________, у которого все стороны равны.
Слова для справок: прямоугольник, четырехугольник.
- Вставь в определение нужное слово. Проверь полученное определение.
Остров – это часть суши, ________________________________________________
Слова для справок:
- которая с трех сторон омывается водой;
- которая со всех сторон омывается водой.
Нестандартные задания.
(Русский язык)
Задание 1. Это задание можно предлагать даже учащимся 1 класса с конца третьей четверти.
Инструкция ребенку: Дан ряд слов – сон, сын, сад, рок, рот, дом, дым, дал, вал, выл, вол, рыл.
Распредели слова на три равные группы, запиши каждую группу в отдельный столбик.
. Результат будет выглядеть так:
сон | сын | сад |
рот | рыл | рак |
дом | дым | дал |
вол | выл | вал |
Задание 2. Это задание требует рассмотрения языковых объектов одновременно с разных точек зрения, по различным признакам.
Инструкция ребенку: Дан ряд слов – молния, зима, ухожу, огурец, вода, играю, радио.
Прочитай эти слова, выпиши те, которые можно разделить двояко: по слогам и для переноса. Затем напиши их в 2 столбика: в левом столбике раздели слова по слогам, а в правом столбике – для переноса.
Результат работы ребенка: сначала выписывает слова:
мол-ни-я, у-хо-жу, о-гу-рец, и-гра-ю, ра-ди-о
мол-ни-я | мол-ния |
у-хо-жу | ухо-жу |
о-гу-рец | огу-рец |
и-гра-ю | иг-раю |
ра-ди-о | ра-дио |
Нестандартные задания.
(Русский язык)
Задание 1. «Поиск»
Ребятам предлагается поработать со словарем и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова: барабан, сахар, молоток, молоко, около, вечер, берег. С большим интересом дети ищут слова, в которых встречаются три, четыре, пять гласных. В игре дети быстрее запоминают редкие, ранее им не встречавшиеся слова: караван, бурундук, переезд и так далее. Кроме слов с одинаковыми гласными можно предложить поиск слов с неповторяющимися гласными: двумя, тремя, пятью и так далее. Так легче воспринимаются трудные для написания существительные: правительство, революция, клавесин и другие.
Задание 2. «Зашифрованное слово».
Инструкция ребенку: Из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное слово (ав-то-мо-биль).
Возможны и другие варианты заданий, когда из первого слова берется первый слог, из второго – второй, из третьего – третий.
Слова: урожай, почемучка, садовник.
Ответ: у-че-ник.
Задание 3. Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово.
а) автомобиль, тормоз | ав-тор |
б) колос, рота, ваза | ко-ро-ва |
в) молоко, нерест, таракан | мо-не-та |
г) кора, лото, боксер | ко-ло-бок |
д) баран, рана, банщик | ба-ра-бан |
Нестандартные задания.
(Русский язык)
Задание 1. Из каждого слова взять только вторые слоги, составить новое слово.
а) соловей, Которосль | ло-то |
б) змея, рама | я-ма |
в) пуговица, молоток, лава | го-ло-ва |
г) укор, бузина, тина | кор-зи-на |
д) поворот, пороша, канава | во-ро-на |
Задание 2. Из каждого слова взять последние слоги, составить новое слово.
а) мебель, ружье | бель-ё |
б) соломка, пора, мель | ка-ра-мель |
в) лиса, бельмо, буклет | са-мо-лет |
г) пуловер, пальто, билет | вер-то-лет |
д) молоко, реле, лассо | ко-ле-со |
е) смола, слеза, берет | ла-за-рет |
Эту игру можно усложнить. Дети самостоятельно должны почувствовать «спрятанное» слово. Не нужно им указывать, какой слог от данных слов нужно взять, чтобы составить новое слово.
Задание 3.
а) пластинка, картинка, павлин | плас-ти-на |
б) пастух, плотина, лагерь | пас-ти-ла |
в) сапоги, парашют, фантазия | са-ра-фан |
г) косари, заморозки, лётчик | са-мо-лёт |
д) мука, рагу, диван | ка-ра-ван |
е) обруч, кара | руч-ка |
ж) мавританка, зола, улей | мав-зо-лей |
з) карта, путина, налёт | кар-ти-на |
и) метка, ропот, пора, липа, теннис | мет-ро-по-ли-тен |
к) вода, дорога, проба, невод | во-до-про-вод |
л) молоко, олово, раскол | ко-ло-кол |
Нестандартные задания.
(Русский язык)
Задание 1. Игра «Слова» может быть организована и следующим образом: предложите ребенку записать в скобках слово, чтобы оно было окончанием первого слова и началом второго:
1) го( ) ник
2) по( )в
3) пе( )ол
4) со( )ун
5) бал ( )еда
6) кипа ( )унок
7) от ( )на
8) ком( )та
9) на( )дух
10) у( )од
11) му( )т
12) са( )он
13) с( )ник
14) за( )т
15) во( )а
16) хо( )инок
Ответ: 1) род; 2) рука; 3) сок; 4) кол; 5) бес; 6) рис; 7) вес; 8) пас; 9) воз; 10) гол; 11) сор; 12) рай; 13) лед; 14) бор; 15) рот; 16)бот.
Нестандартные задания.
(Русский язык)
Задание 1. «Выбывание слов».
Учитель на доске, пишет следующие слова:
строить, бежать, видит, решал, рисовал, пишет.
Дети сначала должны найти единственное слово, с которого следует начать игру:
- «бежать» - единственный глагол в неопределенной форме (если работа идет на доске, каждое разобранное слово стирается, а в тетради разобранное слово можно просто зачеркивать);
- «рисовали» - только этот глагол имеет множественное число;
- «решил» - из оставшихся, только этот глагол в прошедшем времени, остальные в настоящем;
- «пишет» - глагол 1-ого спряжения, остальные 2-го спряжения.
После этого разбора на доске или в тетради остаются только два глагола: строит и видит.
Ребенок должен сравнить их и сделать вывод о том, что оба эти глагола 2-го спряжения. Но глагол «видит» является глаголом – исключением, поэтому зачеркиваем или стираем его. Остается глагол «строит».
Аналогично можно построить игру на выбывание с прилагательными:
известный, честный, опасность, веселый, красивая, грустный:
- «опасность» - это существительное, а все остальные прилагательные (стираем или зачеркиваем это слово);
- «красивая» - единственное прилагательное женского рода;
- «веселый» - прилагательное не содержит непроизносимой согласной;
- на доске или в тетради остаются 3 слова с одинаковой орфограммой: известный, честный, грустный. Но из них можно выделить прилагательное «известный», так как оно имеет приставку, а два других приставки не имеют.
Нестандартные задания.
(Русский язык)
Задание 1. «Родственные слова».
Попробуйте объяснить «родство» следующих слов:
директор-диктант
перчатка-наперсток
пятница-пятерка
цирк-циркуль
огород-город.
Задание 2. «Синонимы».
Задание. Подобрать синонимы к словам:
родник - | лекарь - |
алфавит - | стюардесса - |
свойство - | ложь - |
истина - | храбрость - |
фартук - | буря - |
Задание 3. «Омонимы».
Задание. Записать в скобках слово, которое бы означало то же, что и слова за скобками.
битва | ( ) | ругань |
родник | ( ) | отмычка |
крупное животное | ( ) | шахматная фигура |
небесное светило | ( ) | вращение в гимнастике |
рыба | ( ) | наклонная поверхность |
овощ | ( ) | стрелковое оружие |
Путеводитель | ( ) | экскурсовод |
Ответ: брань, ключ, конь, солнце, скат, лук, гид.
Формирование логического мышления
на уроках русского языка.
тесты
для учащихся и учителей
Формирование логического мышления на уроках русского языка. (тесты для учащихся и учителей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках русского языка
информационный материал к уроку русского языка...
Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах
Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...
Развитие логического мышления на уроках русского языка через систему специально подобранных упражнений.
В данной работе раскрыты:-теоретические основы проблемы развития логического мышления младших школьников; - сос...
Развитие логического мышления на уроках русского языка
Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности пр...
Развитие логического мышления на уроках русского языка
Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают п...
Статья по теме"Развитие логического мышления на уроках русского языка и литературы"
Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, ...
Развитие логического мышления на уроках русского языка
Развитие логического мышления на уроках русского языка....