Конспект и презентация к уроку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме
«Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова»
Цель урока: формирование умения выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова
предметные:
- познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»;
наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.
метапредметные:
- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;
- выполнять задания в соответствии с планом (алгоритмом);
- сравнивать, анализировать, делать выводы;
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
личностные:
- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран, дидактические упражнения из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, карточки-сигналы для рефлексии.
Структура и ход урока:
1.Организационный момент. (Психологическая установка на урок) (1 мин.)
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок
3.Мотивация к учебной деятельности
(Проблемная ситуация)
СЛАЙД № 2
Посмотрите и скажите, кто изображён на этой картинке. (Мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка)
-Как назвать их одним словом? (Семья, родственники)
И о некоторых словах в русском языке тоже говорят, что они родственные. Как вы думаете, почему они получили такое название? (Дети высказывают свои предположения)
4. Постановка целей и задач урока
СЛАЙД № 3
Что мы должны узнать сегодня на уроке? (Ответы детей)
- Какие слова называются родственными?
- Что у них общего?
- Как найти родственные слова?
СЛАЙД № 4
5. Актуализация знаний.
Работа с учебником
а) Рубрика «Давай подумаем»
- Прочитай слова под картинками.
- Одинаковое ли значение у этих слов? (общее значения слов – место, где живут)
- Чем эти дома отличаются друг от друга? (Своим размером)
- Значит, домик – это…маленький дом, а домище - ….большой дом (каждое из этих слов имеет своё смысловое значение
- Слова дом, домик и домище – это три формы одного и того же слова?
(Нет, каждое слово имеет свою форму)
- Что их ещё объединяет? (Они имеют общую часть –дом-)
- Может кто-то знает, как называется эта часть слова? (ответы и предположения детей: корень)
6.Первичное усвоение новых знаний
б)- Послушайте сказку и проверьте свои предположения.
СЛАЙД № 5
СКАЗКА.
Много лет назад люди построили своё первое жилище и назвали его ДОМ. Стали люди жить в этом доме. Стали в этом доме появляться новые слова. Столько новых слов выросло, сколько веток на деревьях. Все они очень похожи друг на друга, но в каждом слове есть что-то своё.
Удивились люди: как от корня дерево выросло, так и от слова ДОМ образовались новые слова. Общую часть всех этих слов назвали корнем. Слова и деревья от корня растут.
-Как называется общая часть слов? (корнем)
Упражнение № 1. (Найди и назови общую часть (корень) в группах слов.(Фронтальная работа)
Рубрика «Тайны языка» (знакомит с понятиями «корень» и «родственные слова)
СЛАЙД № 6
Алгоритм
Однокоренные слова
1.Общая часть.
2. Близки по смыслу.
7.Первичная проверка понимания
СЛАЙД № 7
Списать в тетрадь однокоренные слова и выделить корень.
-все ли слова однокоренные?
-почему эти не однокоренные?
Проверка по интер.доске.
СЛАЙД № 9
-Все ли слова однокоренные?(гриб и грибы- форма одного слова)
Словарная работа
- Куда грибники складывали грибы? (в корзину)
- Как произносится это слово, а как пишется? (Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните опасное место)
Составьте и запишите предложение с новым словом.
8. Первичное закрепление
Упр.116
СЛАЙД № 10
- Какие слова родственные?
- Подберите к данным словам правильные родственные слова, запишите их в тетрадь, выделите корень.
*Гусь, гусыня, гусята, гусиный, гусёнок, гусятница, гуськом.
9. Рефлексия.
_-Что нового вы узнали на уроке?
-Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
-Молодцы! Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родственники
Цели и задачи урока Какие слова называются родственными? Что у них общего? Как найти родственные слова?
Прочитай слова под картинками
ДОМ домик домашний домохозяйка домовой домище бездомный домосед надомник
Однокоренные слова 1.Общая часть. 2.Близки по смыслу.
Из данных слов запишите в тетрадь однокоренные мороз Рябина заморозки рябинушка морж рябчик морозильник рябиновый заморозит рябинка
Родственники? Формы слова?
Словарная работа к о рзина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....
План-конспект урока "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
Урок "Русского языка" с использованием ЭОР (2 класс)...
Конспект урока русского языка во 2 классе « Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова». УМК «Школа 2100»
Урок открытия новых знаний + самоанализ...
Конспект урока. Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова
Конспект урока русского языка с ЭОР...
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина...