Конспект и презентация к уроку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гречникова Жанна Михайловна

конспект и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.94 КБ
Файл koren-chast_slova.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

                                           План-конспект урока по теме

                                     «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова»

Цель урока: формирование умения выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова

предметные:

- познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»;

  наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

метапредметные:

- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;

- выполнять задания в соответствии с планом (алгоритмом);

- сравнивать, анализировать, делать выводы;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

личностные:

- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран, дидактические упражнения из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, карточки-сигналы для рефлексии.

Структура и ход урока:

1.Организационный момент. (Психологическая установка на урок)                    (1 мин.)

Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок

3.Мотивация к учебной деятельности 

(Проблемная ситуация)

СЛАЙД № 2

Посмотрите и скажите, кто изображён на этой картинке.  (Мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка)

-Как назвать их одним словом? (Семья, родственники)

 И о некоторых словах в русском языке тоже говорят, что они родственные. Как вы думаете, почему они получили такое название? (Дети высказывают свои предположения)

4. Постановка целей и задач урока

СЛАЙД № 3

Что мы должны узнать сегодня на уроке? (Ответы детей)

  • Какие слова называются родственными?
  • Что у них общего?
  • Как найти родственные слова?

СЛАЙД № 4

5. Актуализация знаний.

Работа с учебником

а) Рубрика «Давай подумаем»

- Прочитай слова под картинками.

- Одинаковое ли значение у этих слов? (общее  значения слов – место, где живут)

- Чем эти дома отличаются друг от друга? (Своим размером)

 - Значит, домик – это…маленький дом, а домище - ….большой дом (каждое из этих слов имеет своё смысловое значение  

- Слова дом, домик и домище – это три формы одного и того же слова?

(Нет, каждое слово имеет свою форму)

- Что их ещё объединяет? (Они имеют общую часть –дом-)

- Может кто-то знает, как называется эта часть слова? (ответы и предположения детей: корень)

6.Первичное усвоение новых знаний

б)- Послушайте сказку и проверьте свои предположения.

СЛАЙД № 5

                                                    СКАЗКА.

Много лет назад люди построили своё первое жилище и назвали его  ДОМ. Стали люди жить в этом доме.  Стали в этом доме появляться  новые слова. Столько новых слов выросло, сколько веток на деревьях. Все они очень похожи друг на друга, но в каждом слове есть что-то своё.

Удивились люди: как от корня дерево выросло, так и от слова ДОМ образовались новые слова. Общую часть всех этих слов назвали корнем. Слова и деревья от корня растут.

-Как называется общая часть слов? (корнем)

Упражнение № 1. (Найди и назови общую часть (корень) в группах слов.(Фронтальная работа)

Рубрика «Тайны языка» (знакомит с понятиями «корень» и «родственные слова)

СЛАЙД № 6

Алгоритм

 Однокоренные слова

1.Общая часть.

2. Близки по смыслу.

7.Первичная проверка понимания

 

 СЛАЙД № 7

Списать в тетрадь однокоренные слова и выделить корень.

-все ли слова однокоренные?

-почему эти не однокоренные?

Проверка по интер.доске.

                 

СЛАЙД № 9

-Все ли слова однокоренные?(гриб и грибы- форма одного слова)

Словарная работа

- Куда грибники складывали грибы? (в корзину)

- Как произносится это слово, а как пишется? (Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните опасное место)

 Составьте и запишите предложение с новым словом.

8. Первичное закрепление

Упр.116

СЛАЙД № 10

- Какие слова родственные?

- Подберите к данным словам правильные родственные слова, запишите их в тетрадь, выделите корень.

*Гусь, гусыня, гусята, гусиный, гусёнок, гусятница, гуськом.

9. Рефлексия.

_-Что нового вы узнали на уроке?

 -Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

-Молодцы! Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Корень как часть слова»

Слайд 2

Родственники

Слайд 3

Цели и задачи урока Какие слова называются родственными? Что у них общего? Как найти родственные слова?

Слайд 4

Прочитай слова под картинками

Слайд 5

ДОМ домик домашний домохозяйка домовой домище бездомный домосед надомник

Слайд 6

Однокоренные слова 1.Общая часть. 2.Близки по смыслу.

Слайд 7

Из данных слов запишите в тетрадь однокоренные мороз Рябина заморозки рябинушка морж рябчик морозильник рябиновый заморозит рябинка

Слайд 8

Родственники? Формы слова?

Слайд 9

Словарная работа к о рзина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....