Открытый урок по русскому языку в 3 классе Тема: Различие падежей имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Емченко Татьяна Александровна

Тема урока:  «  Различие падежей имен существительных».

 Цель: совершенствование умения различать падежи имён существительных.

Задачи:

1.Образовательная: Закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже.

 2.Развивающая: развивать умение ставить падежные вопросы, распознавание падежа по вопросу, окончанию, предлогам, развивать речь, мышление, внимание.

 3.Воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку и  здоровому образу жизни.(правильному питанию)

Положительные результаты урока.

  Урок построен  в соответствии с программными требованиями, с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

 На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

 Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, развитию их мышления.

 В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы РКМ:

Ø     прием «Составление кластера»- учит принимать различные точки зрения на вопрос,  договариваться, находить общее решение

Ø     творческий прием «Поисковая работа» - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение

Ø     «Групповая дискуссия» - разбор, обсуждение какого-либо вопроса.

Ø     таблица “ Толстых ” и “ тонких ” вопросов

Ø      прием “рефлексивные вопросы”- являются важным механизмом взаимодействия в группе, позволяющим получить эмоциональный отклик

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:

1. Стадия вызова  установление связей падежей, вопросов и помощников , выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

2. Стадия осмысления – «Работа в группах»

Здесь формируются целый блок познавательных УД. Это:

·       общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

3. Стадия рефлексии – прием «Рефлексивные вопросы»

·       общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия

Методы  обучения и используемые приемы РКМ послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы РКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

     Постаралась, чтобы задания, которые   предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицами, цитатой) заставляли учащихся  мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План  открытого урока по русскому языку в 3 классе

Тема:    Различие  падежей  имён существительных. (слайд №1)

Девиз .Читаем  хором.

 Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний.

Цель урока: совершенствование умения различать падежи имён существительных. (слайд №2)

 Задачи урока:

 1.Образовательная: Закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже.

 2.Развивающая: развивать умение ставить падежные вопросы, распознавание падежа по вопросу, окончанию, предлогам, развивать речь, мышление, внимание.

 3.Воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку и  здоровому образу жизни.(правильному питанию)

Оборудование: компьютер, слайды презентации, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Психологический настрой. (для работы в группах)

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

И с друзьями поделитесь

Вы друг другу улыбнитесь.

-Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки и скажите ему:

Я желаю тебе добра;

Если тебе будет трудно, я помогу.

  1. Чистописание.

Назовите буквенную единицу алфавита, которая ассоциируется с понятием здоровье.

-запись заглавной и строчной буквы Зз ( слайд №3)

Здоровье дороже  богатства. ( слайд №4)

-Как вы понимаете эту пословицу?

- Назовите  пословицы о здоровье?  (дом. зад.)

  1. Сообщение темы урока.

 - Сегодня на уроке мы будем учиться  определять падежи  имен существительных и поговорим о ЗОЖ (правильном питании).

  ( запись числа в тетради) (слайд 5)

  1. - Сколько падежей в русском языке?

Из–за снежинок рассыпались падежные вопросы и помощники. (слайд №6) 

Подобрать к падежам вопросы. (Работа в группах). (слайд № 7)

Проверяем. (слайд №8)

В стихотворной форме ученики рассказывают падежи.

  1. Этап Учебно-познавательная деятельность.

Цель: усвоение содержания темы.

- Определить падеж имени существительного? (слайд №9)

Проверяем  (слайд №10)

-Как определить падеж имени существительного? Составляем постер в группах. Ученики выходят к доска с постером и объясняют.

(слайд 11)

- Просклонять существительные : зима, снег.(Работа в группах)

-Проверяем (слайд 12)

- Что происходит с существительными при склонении? (Изменяется окончание.

 Тонкие и толстые вопросы по теме. ( Работа в группах. Каждая группа задает по 2 вопроса друг другу)


Таблица " толстых " и " тонких " вопросов (слайд 13)

Толстые ?

Тонкие ?

   
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...?
    Что, если ... ?

   Что ?
   Когда ?

   Будет ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

  1. Физкультминутка

На английском языке.

  1. Ребята, вам пришло письмо от сказочного друга Карлсона. (слайд№14) Послушайте: (слайд15)

 « Здравствуйте рибята! Я пишу вам из  бальницы. У меня ухудшилось здоровье, болит  галова. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, воренье кока-колу. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров».

- Ребята, от чего же у Карлсона так ухудшилось здоровье?( потому что он не правильно питался). Мы конечно ему поможем, Что вы заметили в письме? ( написано с ошибками)

 Сначала  давайте исправим ошибки в письме Карлсона, так как он в русском языке не силен.

-Мы постараемся помочь  Карлсону в выборе продуктов питания.

  Чтоб здоровым быть,

Учтите вы, заранее,

Что всем необходимо

Полезное питание

  1. Игра «Идём в магазин» .Словарная работа  

Выбрать и записать полезные продукты питания  (овощи и  фрукты определить род имён существительных). (работа в группах) Назвать овощи  на русском, английском, казахском  языках (картинки)

1) Морковь, помидор, картофель,         2)огурец, яблоко, горох                                               (слайд №16),    записать словарные слова в словарик.

     В каком падеже стоят имена существительные?

- Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).
- Как называются остальные падежи? (Косвенными).
- Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам?(Склонение).
- Скажите, а почему вы выбрали для Карлсона фрукты и овощи?  ( в них много витаминов)

Без витаминов человек болеет. Известно более 25 видов витаминов. Сегодня мы   повторим витамины А, В, С, Д  и  в каких продуктах они содержатся. (слайд №17)

  1. (работа в группах по карточкам) Определить падеж имён существительных . Чтение каждой группы.

                 Витамин А                  1 группа

 Расскажу вам, не тая,                                  

Как полезен я, друзья!

Я в морковке, винограде,

В масле , перце и салате,

Съешь меня – и подрастёшь,

Будешь ты во всём хорош!.

Витамин В    2 группа                                      

-Рыба, хлеб, яйцо и сыр,

Банан, курица, кефир,

Дрожжи, курага, орехи,

Вот для нас секрет успеха!

  1. Работа с деформированным текстом.   (слайд №18)

          Составить предложения и подчеркнуть главные члены предложения

А) Витамины, с, организму, помогают, нашему, болезнями, бороться. (1 группа)

(Витамины помогают нашему организму бороться с болезнями.)

Б) Фрукты, перед, и, водой, овощи, люди , горячей, моют, едой. ( 2 группа)

(Фрукты и овощи перед едой люди моют горячей водой.)

  1. Творческое домашнее задание: придумать сказку о падежах и их помощниках.         (слайд №19)
  2. Рефлексия (слайд №20)

Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили?

-Что нового для себя узнали?

  1. Лестница успеха  (Смайлики) (слайд №21)
  2. Оценивание

Главное в жизни это здоровье  (слайд №22)  

С детства попробуйте это понять.

Главная ценность это здоровье!

 Его не купить, но легко потерять.

- Урок окончен. Всем спасибо.

                                     

                       

КГУ Полтавская СШ

Открытый урок

по русскому языку в 3 классе

Самоанализ урока по русскому языку

3 класс  Емченко Т.А.

    Урок – русского языка, который вы посмотрели,  входит в раздел   « Имя существительное». 

Тема урока:  «  Различие падежей имен существительных».

 Цель: совершенствование умения различать падежи имён существительных.

Задачи:

1.Образовательная: Закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже.

 2.Развивающая: развивать умение ставить падежные вопросы, распознавание падежа по вопросу, окончанию, предлогам, развивать речь, мышление, внимание.

 3.Воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку и  здоровому образу жизни.(правильному питанию)

Положительные результаты урока.

  Урок построен  в соответствии с программными требованиями, с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

 На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

 Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, развитию их мышления.

 В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы РКМ:

  • прием «Составление кластера»- учит принимать различные точки зрения на вопрос,  договариваться, находить общее решение
  • творческий прием «Поисковая работа» - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение
  • «Групповая дискуссия» - разбор, обсуждение какого-либо вопроса.
  • таблица “ Толстых ” и “ тонких ” вопросов
  •  прием “рефлексивные вопросы”- являются важным механизмом взаимодействия в группе, позволяющим получить эмоциональный отклик

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:

1. Стадия вызова  установление связей падежей, вопросов и помощников , выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

2. Стадия осмысления – «Работа в группах»

Здесь формируются целый блок познавательных УД. Это:

  • общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

3. Стадия рефлексии – прием «Рефлексивные вопросы»

  • общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия

Методы  обучения и используемые приемы РКМ послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы РКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

     Постаралась, чтобы задания, которые   предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицами, цитатой) заставляли учащихся  мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, для формирования интереса к предмету.

  Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

  • фронтальная(во время проверки раннее изученного материала)
  • групповая (во время систематизации имеющихся знаний, для развития сотрудничества среди учащихся).

 Способы взаимодействия  продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):  

 Урок прошёл в  темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое. (Придумать сказку о падежах)      

  Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

  Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
   Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"

Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Технологическая карта к открытому уроку русского языка 2 класс на тему "Единственное и множественное число имен существительных"

Технологическая карта к открытому уроку русского языка, разработана в соответствии с ФГОС, на основе материала по УК "Школа России"....

Открытый урок русского языка 2 класс "Повторение .Имя существительное."

открытый урок русского языка во 2 классе по теме " Повторение. Имя существительное"...