Методическая разработка «Как повысить грамотность своих учеников?»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

«Как повысить грамотность своих учеников?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1347449350.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как повысить грамотность своих учеников?» - этот вопрос  интересует многих учителей, родителей. Хочу поделиться с Вами  своими находками. Вы можете согласиться или нет, но надеюсь, что данная информация окажется для вас интересной.

Многие знакомы с методикой орфографического чтения Тоцкого. Тоцкий предлагает  педагогам и родителям организовать орфографическое чтение с ребёнком на каждом уроке. Меня эта методика очень заинтересовала. Первое время своей работы я применяла орфографическое чтение при работе со словарными словами на уроках русского языка, при чтении небольших фрагментов из текстов на уроках литературного чтения.  Потом решила попробовать применить методику орфографического чтения при изучении определённой темы орфографии. В результате моей педагогической деятельности у меня получилась орфографическая копилка слов и словосочетаний, сгруппированных по определённым темам.

Например, при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова» я применяю на уроках таблицу со следующими словами:

Непроизносимые согласные

    СН                   в, д, т, л        в, д, т, л

чудесный          сад                       радостный    солнце        пастбище

вкусный            обед        счастливый    сердце        местность

опасный            враг        звёздный       дождь        лестница

ужасный         запах        грустный       взгляд        тростник

ясный        взгляд        прелестный    улыбка        сердце

небесный        свод        поздний        вечер        хрустнул

интересный        рассказ        ненастный     погода        свистнул

прекрасный        вечер        честный        друг        чувство

блеснул        луч        известный    праздник        почувствовал

песня        прекрасная        яростный      ветер        возвращение

        местное        пастбище        солнце

            гигантский   тростник        праздник

Методика работы следующая:

Работать с данными словами желательно ежедневно, на каждом уроке русского языка, не менее 7-10 минут. Учитель вывешивает слова нужной тематики на доску ( у нас в классе слова представлены на ватмане по темам), орфограмма в этих словах выделена другим цветом, слова напечатаны в столбик.

Учитель показывает на слово и читает его орфографически верно, особенно чётко произнося ту орфограмму, с которой предстоит работать детям. Дети всем классом, хором, орфографически правильно повторяют за ним тоже слово. Такая же работа идёт и с остальными словами первого столбика данной таблицы.

Следующий этап работы учитель начинает с просьбы доказать написание выделенных букв. Дети подбирают проверочные слова. Вместе с учителем учащиеся выбирают  наиболее оптимальный вариант (при этом учитель напоминает, что у слова бывает несколько проверочных слов, но для удобства мы остановимся на каком-то одном).  После этого учитель предлагает детям поиграть в игру «Назови проверочное слово». Учитель снова произносит слова орфографически верно, а дети орфографически верно называют проверочное слово ( то слово, которое выбрали дети с учителем как наиболее оптимальный вариант). Надо заметить, что некоторые слова проверочных слов не имеют – они подлежат запоминанию – поэтому вместо проверочного слова дети говорят слово «запомни» ( это имеет место при работе с такими таблицами как «Трудности написания названий птиц» и др.).  Потом дети меняются с учителем ролями: дети произносят слова, а учитель проговаривает проверочные слова.

Работу над словами можно разнообразить: кто-то из учеников читает слово, остальные дети повторяют за ним; девочки читают, а мальчики повторяют; один ряд читает – остальные повторяют.

Главное в этой работе – следить за чётким орфографическим чтением. В случае нечёткого или неправильного произнесения слова, надо остановить ребёнка и попросить ещё раз произнести это слово правильно.

На эту работу уходит не более7-10 минут. Результат работы меня радует. Дети начинают чувствовать слово, успешно идёт развитие орфографической интуиции. Приблизительно через неделю ежедневной работы благодаря многократному орфографическому чтению,  дети знают правильное написание слов наизусть. Проверка успешного запоминания данных слов можно провести путём устного или письменного опроса: учитель называет слово орфоэпически, а ученик произносит или записывает это слово орфографически верно.

Неделю мы работаем со словами первого столбика, несмотря на то, что в таблице даются и другие слова с непроизносимыми согласными. Для других слов своя неделя, а методика работы такая же.

После этого работу можно усложнить, добавив к данным словам новые слова, чтобы получилось словосочетание (эти слова можно прописать в таблице вторым столбиком). Для образования словосочетаний имена прилагательные, стоящие в начальной форме, изменяем согласно форме главного слова. Методика работы со словами становится следующей:

- учитель читает словосочетание  орфографически правильно, дети повторяют (здесь можно добавить элемент игры – например, на очереди словосочетание «вкусный обед», а учитель читает другое, тем самым проверяет внимание детей – этот приём очень нравиться детям и они стараются не ошибаться);

- дети читают – учитель повторяет;

- учитель читает первое слово из словосочетания – дети добавляют второе слово из словосочетания;

- дети читают первое слово из словосочетания – учитель добавляет второе слово из словосочетания;

- учитель читает второе слово – дети добавляют первое;

- дети читают второе слово – учитель добавляет первое.

Напоминаю, что вся работа ведётся строго в орфографическом режиме – орфографическое чтение.

Такая работа со словами помогает задействовать у детей работу слуховой, зрительной памяти. Плюс  верное многократное проговаривание  слов – всё это способствует выработке навыку грамотного письма.

Итогом изучения данной таблицы считается написание проверочного диктанта, состоящего из словосочетаний.

Продолжением этой работы является включение данных словосочетаний в предложения, которые мы записываем под диктовку (1-2 предложения на уроке) и даём характеристику этих предложений, выписываем пары членов предложения.

Затем мы пишем тексты с предложениями, содержащими слова, словосочетания на отработанную орфограмму.

Таким образом, получается следующая модель:  слово – словосочетание – предложение – текст.

В новом учебном году мы решили завести папку по русскому языку для каждого ученика, где в файлах будут храниться данные печатные таблицы формата А-4. Туда же мы планирует вложить тетрадь в линейку под названием «Пишу без ошибок», в которой будем вести работу над  своими ошибками. А также таблицы с основными орфограммами и разборами начального звена.

Привожу варианты таблиц, которые мы используем в классе.

Парные

по глухости-звонкости согласные

сладкий       мёд        гладкий   лошадка

хрупкий       лёд        сладкий    ягодка

скользкий    пруд        редкий     рыбка

лёгкий          снег        робкий     улыбка

жидкий        мёд        вязкий      грядка

узкий           дорожка        снежный   сад

низкий        травка        гибкий     друг

близкий      беседка

мягкий       варежка

ловкий       подружка

Суффиксы глаголов

-я-           -и-          -а-            -е-

таять        строить        гнать        смотреть

веять        клеить        держать        видеть

сеять        красить        слышать        зависеть

лаять        жарить        дышать        вертеть

чуять        верить        обидеть

реять        готовить

блеять        чистить

лелеять         мыслить

затеять        портить

Дополнение к таблице «Суффиксы глаголов». Работа с этой таблицей идёт уже в третьем классе. В третьем столбике напечатаны глаголы-исключения с ударным суффиксом «а». Орфографическую ошибку в них допустить сложно. Работа идёт на перспективу - дети запоминают напечатанные слова с суффиксом «а». В 4 классе при изучении глаголов-исключений дети быстро вспоминают эти четыре глагола, оканчивающихся на  -ать.

Трудности написания названий птиц

-е-        -и-        -о-        -а-

клесты         синичка        скворцы        журавли

снегирь        пичужка        оляпка        малиновка

дятел        чижи        сорока        грачи

лебедь        стрижи        ворона

петух        свиристель        соловей        

тетерев        дрозды                

        сокол

        овсянка

        коростель

        поползень

        

        -я-

        трясогузка

Дополнение к таблице «Трудности написания названий птиц». В этой таблице встречаются слова, которые не имеют проверочных слов. Поэтому на этапе, когда учитель читает слово орфографически, а дети орфографически называют проверочное, для тех слов, которые проверить нельзя, дети произносят слово «запомни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка "Как повысить грамотность учеников"

В основе данной разработки лежит орфографическое чтение Тоцкого. Разработка таблиц по темам для орфографического чтения на уроках русского языка в начальной школе....

Методическая разработка по финансовой грамотности "ФинКвест"

Методическая разработка для занятий внеурочной деятельности по окружающему миру...

Методическая разработка по финансовой грамотности

МатематикаТема: "Счёт предметов. Закрепление",знакомство с понятиями "монета" и "купюра"....

Методическая разработка Игра-путешествие «Грамотные пешеходы»

Методическая разработка Игра-путешествие «Грамотные пешеходы»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Финансовой грамотности для 2 (3) класса по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить »

Важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета  доходов и расходов, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования сре...

Методическая разработка. Технология. Забавный осьминог своими руками.

Методическая разработка. Технология. Забавный осьминог своими руками....