Имя существительное. Местоимение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. МЕСТОИМЕНИЕ
Цель деятель- | Создать условия для актуализации знаний учащихся об изученных частях речи (признаках имен существительных, местоимений), их роли в речи, обучения умению различать имена существительные и местоимения и правильно употреблять их в речи, организации повторения правила написания слов с заглавной буквы |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Образовательные | 1. Учебник |
Оборудование | Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- | Запись задач темы, элементов букв |
Окончание табл.
Основные понятия и термины | Части речи. Имя существительное. Местоимение. Признаки имен существительных и местоимений. Слово |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые | Проме- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Постановка | Формулирование учебных задач | – Откройте учебник на стр. 53. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока. – Подумайте и скажите, какие вопросы будем рассматривать на уроке? – Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на следующие вопросы (на доске): • Какие части речи вы знаете? • Что обозначает и на какие вопросы отвечает каждая часть речи? • Что такое имя существительное? • Какие признаки имени существительного вы знаете? • Что такое местоимение? • Какие признаки местоимения вы знаете? | – «Части речи. Что такое части речи?». Ответы уча-щихся. Внимательно слушают | Фрон-тальная | П – извлекают Р – осознают Л – осознают границы своего знания и «незнания» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Минутка чисто-писания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта- | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые | – Заглавной Выполняют | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – осознают | Написание элементов букв |
III. Повторение 1. Работа | Работа над упражнением с целью актуализации знаний о частях речи | – Откройте учебник на с. 53, найдите упр. 89. Рассмотрите таблицу «Части речи и их значение». Ответьте на вопросы, опираясь на сведения из таблицы: 1. Какие части речи вы знаете? 2. Какие части речи вы еще знаете, но они | Выполняют – Имя существительное, имя прилагательное, глагол, место- – Предлоги, частицы, | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют различные способы поиска информации, речевые средства для ре- | Представ-ление |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Если учащиеся затрудняются ответить 3. На какие вопросы отвечает имя существительное и что оно обозначает? Приведите примеры имен существительных. 4. На какие вопросы отвечает имя прилагательное и что оно обозначает? Приведите примеры имен прилагательных. | – Отвечает – Отвечает Например: | ческими дейст- Р – принимают К – слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения. Л – осознают границы своего знания и «незнания», проявляют интерес к изучению предмета |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5. На какие вопросы отвечает глагол и что он обозначает? 6. На какие вопросы отвечает местоимение | морозная, – Отвечает Обозначают действие пред-мета. Например: моет, – Отвечает |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7. Что вы можете рассказать о предлогах, частицах, союзах? – Сегодня на уроке подробно рассмотрим имя | – Эти части Предлоги служат для связи слов в пред- Внимательно слушают | |||||
2. Работа | Упражнение в актуализации | – Откройте с. 54, найдите упр. 90. Прочитайте стихотворение К. Саконской. О чем стихотворение? Какие чувства вызывают у вас стихотворные строки? – Что обозначает словосочетание «осень – Определите предложения по интонации | Выполняют – Скоро осень. – Первое | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, обладают навыками смыслового | Объяснение значения словосочетания. Определение предложений |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
знаках | – Найдите обращения. – Найдите знакомые части речи. Объясните, | невосклицательное, по цели высказывания повество-вательное. Второе – Третье и четвертое предложения по интонации невосклицательные, по цели высказывания вопросительные. – Темные леса, птичьи голоса. – Клекот, осень, леса, | чтения текстов Р – принимают К – слушают | нации и цели высказывания, обращений. Определение частей речи. Списывание стихотворного текста |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
что?, обозна-чает предмет), журавлиный – прил. (отвечает на вопрос заплелось – | Л – проявляют |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
глаг. (отвечает на вопрос что сделало?, обозначает действие предмета), лесу – сущ. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Спишите. Проверьте написанное | признак Осуществляют самопроверку | |||||
3. Работа | Упражнение в актуализации | – Найдите упр. 91. Прочитайте стихотворные строчки И. Сурикова. – Запишите стихи по памяти. Проверьте написанное. – Укажите, какой частью речи выражено каждое слово во втором предложении, обозначьте члены предложения. – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте выполненное задание (демонстрируется на доске или с помощью интерактивной доски): | Выполняют Осуществляют взаимопро- | Индиви-дуальная. Парная | П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями, навыками построения рассуждений. Р – принимают | Списывание предложений. Определение частей речи, членов предло- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
К – излагают | ||||||
4. Работа | Упражнение в различении одушевленных | – Перечислите признаки имени существитель- – Какие существительные мы относим к оду- – А к неодушевленным? | – Постоянные признаки: род, склонение, – Те, которые отвечают – Соответст-венно отвечают на вопро-сы: что? чего? | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, обладают навыками смыслового Р – принимают | Знание признаков имени существительного (оду-шевленное или неодушев-ленное). Различение одушевленных и не-одушевленных имен существительных. Списывание предложения. Выпол- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Найдите на с. 55 упр. 93. Прочитайте текст. – Озаглавьте текст. – Найдите и прочитайте предложение, в котором два имени существительных: одно одушевленное, а другое неодушевленное. – Назовите одушевленное и неодушевленное имена существительные в четвертом предло- | чему? чем? – О тракторе, который является помощником человека – «Стальной конь». («Маши-на-помощ- – Четвертое предложение. – Трактором – имя существительное неоду-шевленное. Тракторист – имя существи- | деятельности, К – слушают свер-стников и взрослого, излагают Л – проявляют | упражнений физкультминутки |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Упражнения физкульт- | – Выпишите предложение. Проверьте напи- Физкультминутка | тельное оду-шевленное. Выполняют Выполняют упражнения физкульт- | ||||
5. Словарная работа | Работа над словом | – Прочитайте слово, записанное на с. 55 про-писными буквами, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. – Слово «трактор» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово в тетради. Проверьте – Запишите предложения с комментированием: На пашне рокотал гусеничный трактор. Он медленно тащил плуги. | – Трактор*. Отвечают – Безударная гласная – Выполняют задания. | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют Р – принимают К – слушают | Запись |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Объясните значение слов: «пашня», «гусеничный», «рокотал», «плуг». При необходимости педагог побуждает уча-щихся обращаться к толковому словарю. – Дома заучите правильное написание слова | – Пашня – |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6. Работа | Упражнение в различении собственных и нарицательных имен существительных | – Какие имена существительные мы относим – Как пишутся собственные имена существи- – Найдите упр. 95. Прочитайте. Подберите к нарицательным именам существительным собственные имена существительные. | – Имена существительные, которые обозна-чают географические названия, имена, фамилии, отчества людей, клички животных, – С заглавной буквы. – Девочка | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Р – принимают К – слушают свер-стников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения. | Знание признаков имени существительного (нарицательное или собственное). Различение собственных Знание правила написания собственных имен су-ществительных |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Запишите сочетания слов. Подчеркните | Вороново, деревня Богатая, улица Садовая, корова Буренка, собака Жучка, коза Машка, кошка Мурка, конь Гнедой. Выполняют | Л – проявляют | ||||
7. Работа | Упражнение в распознавании числа имен существи- | – Найдите упр. 94. Прочитайте пары слов, – Докажите, что данные слова являются именами существительными. – Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе. – Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе. | Выполняют – Зáмок – замóк, áтлас – атлáс, ирис – ирис. – Гвóздики – гвозди́ки, стрéлки – | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Р – принимают | Знание признаков имени существитель- Распознавание числа имен |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Составьте и запишите предложения с любой парой имен существительных. Зачитайте записанные предложения | Выполняют | и задачи учебной деятельности, | ||||
8. Работа | Упражнение в актуализации | – В чем сходство и различие в признаках – Откройте учебник на с. 56, найдите упр. 96. Прочитайте предложения. – Какое из выделенных имен существительных в каждой паре предложений надо заменить – Выполните письменное задание упражнения. – Проверьте написанное (демонстрируется на доске или при помощи интерактивной доски): | – Могут отвечать на одни Выполняют Отвечают Выполняют Осуществляют самопроверку | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируют-ся на страницах учебника, владеют логическими операциями. Р – принимают К – слушают свер-стников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения. Л – проявляют | Знание признаков место-имения. Замена имен существительных местоимениями или сино-нимами |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В лесу ребята собирали грибы. Под елью дети нашли семейку лисичек. Птенец выпал из гнезда. Он лежал на дорожке и жалобно пищал. Из-за туч выглянуло солнышко. Оно светило ярче летнего. На пень вползла ящерица. Она захотела погреться на солнышке | ницы своего знания и «незнания», | |||||
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная | – Над какой темой работали на уроке? – Какие части речи вы знаете? С какой целью мы употребляем их в речи? Как найти в тексте имена существительные и местоимения? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 32, | Отвечают | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
Окончание табл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Употребление личных местоимений для замены имён существительных в тексте.
Конспект урока составлен по учебнику "Русский язык 3 класс ч. 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с."...
Проверочная работа 2 класс Местоимения, глагол to be, мн.число существительных
Проверочная работа 2 класс по теме: местоимения, глагол to be, мн.число сущ-х....
Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Местоимение».
Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Местоимение»....
Проверочная работа по местоимениям и существительным.
Проверочная работа по местоимениям и существительным. Программа "Перспектива"...
Конспект занятия по русскому языку как неродному "Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) с существительными в роде и числе".
Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) с существительными в роде и числе. Цели занятия:1. Закрепление навыков согласования местоимений с именами существительными в ро...
Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...
Подлежащее, выраженное существительным и личным местоимением , урок татарского языка в 4 классе
Подлежащее, выраженное существительным и личным местоимением , урок татарского языка в 4 классе...