Конспект занятия по русскому языку как неродному "Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) с существительными в роде и числе".
план-конспект занятия (3 класс)

Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ)  с существительными в роде и числе.

Цели занятия:

1. Закрепление навыков согласования местоимений с именами существительными в роде и числе.

2. Активизация и обогащение словарного запаса.

3. Воспитание познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету.

4. Развитие орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_3-e.docx75.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ)  с существительными в роде и числе.

Цели занятия:

  1. Закрепление навыков согласования местоимений с именами существительными в роде и числе.

2. Активизация и обогащение словарного запаса.

3. Воспитание познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету.

4. Развитие орфографической зоркости.

Ход занятия:

I.  Актуализация опорных знаний.

- Какая сегодня погода? (Хорошая, солнечная, тёплая, безветренная.)

- Как мы скажем про сегодняшний день, если у него те же признаки?  Какой сегодня день? (День тёплый, солнечный, безветренный.) 

- Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

- Какое время года сейчас? (Зима.)

- Значит, погода какая? (Погода зимняя.)

- А как мы скажем про день? (День зимний.)

- Про небо? (Небо зимнеее.)

- Про дни? (Дни зимниее.)

- Что происходило с именами прилагательными?  Вспомните алгоритм согласования прилагательных с существительными. (Ответы учащихся)

- Давайте проверим, как вы усвоили тему прошлого занятия.

  • - Выполните письменные задания, опираясь на алгоритм, указанный в карточках.

А теперь внимание.

Важное испытание.

Вставьте окончания

В этих словосочетаниях.

далёк ___ звезда

моросящ ___ дождь

долгожданн ___гость

син ___ карандаш

зимн____ погода

син_____ небо

современн____ фильм

- Проверьте свою работу (дети по цепочке объясняют, какие окончания вставили, используя алгоритм).

- Оцените себя: всё верно –       1-2 ошибки –      3 ошибки -

-  Кто легко справился с заданием?

- У кого возникли затруднения?

- Какие?

 - А сейчас я предлагаю вам понаблюдать за словами – МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ,ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ.

- Что это за части речи? (Местоимения).

 - Ребята, это чья ручка? (Показать ручку ученика).

 - Это моя ручка.

- Ребята, это чей карандаш? (Показать карандаш ученика).

 - Это мой карандаш.

- Ребята, это чьё потфолио? (Показать портфолио ученика).

 - Это моё портфолио.

- Ребята, это чьи тетради? (Показать тетради ученика).

 - Это мои тетради

- Что происходило с местоимениями?  

- От чего это зависит?

II.   Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).

 -Итак, местоимения, как и имена прилагательные, «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к именам существительным. То есть, местоимения (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ)  согласуются с именем существительным в роде и числе. Называется эта особенность СОГЛАСОВАНИЕ.

- Кто поможет мне сформулировать тему урока? (Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ)  с существительными в роде и числе.)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

  • - Научиться…
  • - Сформулировать алгоритм …
  • - Повторить…
  • - Развивать…

-Так почему мы изменяли форму местоимений?

-Перед вами сочинение одного из учеников, незнакомых с темой «Согласование»

 «Наступили каникулы. Я и моя родители поехали к бабушке и дедушке в гости. Моя дедушка очень обрадовался, а моя бабушка даже заплакала от неожиданности. Каникулы прошли весело. Мой настроение было великолепным!»

- Какие ошибки допущены?

 - Ошибки в согласовании местоимения МОЙ с именем существительным.

- Чтобы исправить ошибки, допущенные в сочинении, надо знать как действовать. Нам нужен определённый алгоритм действий. 

IV. Открытие нового знания.

- Какие будут предложения? Что нужно сделать, чтобы правильно согласовать местоимение с существительным? (Предположения детей)

Вывод. Действуй по следующему алгоритму:

1) - определи число и род имени существительного;

2) - подбери соответствующее местоимение к имени существительному: мужской род – МОЙ, ЧЕЙ?, женский род – МОЯ, ЧЬЯ?, средний род – МОЁ, ЧЬЁ?, множественное число – МОИ, ЧЬИ.

V. Первичное закрепление.

  • Рассказ о своей семье.

- Расскажите о своей семье, используя местоимения МОЙ, МОЯ и т.д.

… семья состоит из:

… мама работает …

…папа работает …

…сестра учится, ходит…

…брат….

... близкие любят …

  • Игра «Журналист».

- Используя местоимения ЧЕЙ,ЧЬЯ и т.д. задайте вопросы своим соседям по парте.

… мама работает …?:

… папа работает …?

…сестра ходит в школу?

…друг любит сладкое?

…подруга любит танцевать?….

- Это …. ручка?

- И т.д.

  • А теперь, используя алгоритм и полученные знания, исправьте ошибки в сочинении. Будьте готовы привести свои доказательства.

«Наступили каникулы. Я и мои родители поехали к бабушке и дедушке в гости. Мой дедушка очень обрадовался, а моя бабушка даже заплакала от неожиданности. Каникулы прошли весело. Моё настроение было великолепным!»

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • - Выполните письменное задание, опираясь на алгоритм, указанный в карточке. Вставьте подходящие по смыслу местоимения.

(мой…) тётя Оля зашла в комнату и громко спросила : «Это (чей…) одежда лежит на полу? Убери сейчас же в шкаф!» Но (мой…) шкаф был переполнен! Я поняла, что  (мой...) вещи придётся спрятать в другом месте. А (мой…) мама очень не любит, когда в доме беспорядок. А (чей…) мама это любит? Конечно же, ничья!

 - Проверьте свою работу.

-  Кто легко справился с заданием?

VIII. Рефлексия деятельности, итог занятия.

 - Итак, мы провели большую работу по согласованию местоимений с существительными.

- Как согласуются местоимения с именами существительными?

- Где можно применить новые знания?

- Что получилось хорошо?

- Над чем ещё надо поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...

Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные  местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...

Конспект урока по русскому языку Тема: Род местоимений 3-го лица единственного числа. 3 класс.

Конспект урока по русскому языку Тема: Род местоимений 3-го лица единственного числа.Цели деятельности учителя: развитие умений определять род местоимений 3 лица в единственном числе....

Конспект урока по русскому языку: Склонение личных местоимений ед.и мн числа

Конспект урока по русскому языку: Склонение личных местоимений ед.и мн числа...

Конспект урока по русскому языку.Тема: «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: «Род местоимений 3-го лица, единственного числа»Цели деятельности учителя: формирование умения определять род местоимений 3-го лица в единственном числе.формирование умения правильно...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...