Конспект занятия по русскому языку как неродному "Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) с существительными в роде и числе".
план-конспект занятия (3 класс)
Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) с существительными в роде и числе.
Цели занятия:
1. Закрепление навыков согласования местоимений с именами существительными в роде и числе.
2. Активизация и обогащение словарного запаса.
3. Воспитание познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету.
4. Развитие орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_3-e.docx | 75.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) с существительными в роде и числе.
Цели занятия:
- Закрепление навыков согласования местоимений с именами существительными в роде и числе.
2. Активизация и обогащение словарного запаса.
3. Воспитание познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету.
4. Развитие орфографической зоркости.
Ход занятия:
I. Актуализация опорных знаний.
- Какая сегодня погода? (Хорошая, солнечная, тёплая, безветренная.)
- Как мы скажем про сегодняшний день, если у него те же признаки? Какой сегодня день? (День тёплый, солнечный, безветренный.)
- Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)
- Какое время года сейчас? (Зима.)
- Значит, погода какая? (Погода зимняя.)
- А как мы скажем про день? (День зимний.)
- Про небо? (Небо зимнеее.)
- Про дни? (Дни зимниее.)
- Что происходило с именами прилагательными? Вспомните алгоритм согласования прилагательных с существительными. (Ответы учащихся)
- Давайте проверим, как вы усвоили тему прошлого занятия.
- - Выполните письменные задания, опираясь на алгоритм, указанный в карточках.
А теперь внимание.
Важное испытание.
Вставьте окончания
В этих словосочетаниях.
далёк ___ звезда
моросящ ___ дождь
долгожданн ___гость
син ___ карандаш
зимн____ погода
син_____ небо
современн____ фильм
- Проверьте свою работу (дети по цепочке объясняют, какие окончания вставили, используя алгоритм).
- Оцените себя: всё верно – 1-2 ошибки – 3 ошибки -
- Кто легко справился с заданием?
- У кого возникли затруднения?
- Какие?
- А сейчас я предлагаю вам понаблюдать за словами – МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ,ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ.
- Что это за части речи? (Местоимения).
- Ребята, это чья ручка? (Показать ручку ученика).
- Это моя ручка.
- Ребята, это чей карандаш? (Показать карандаш ученика).
- Это мой карандаш.
- Ребята, это чьё потфолио? (Показать портфолио ученика).
- Это моё портфолио.
- Ребята, это чьи тетради? (Показать тетради ученика).
- Это мои тетради
- Что происходило с местоимениями?
- От чего это зависит?
II. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).
-Итак, местоимения, как и имена прилагательные, «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к именам существительным. То есть, местоимения (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) согласуются с именем существительным в роде и числе. Называется эта особенность СОГЛАСОВАНИЕ.
- Кто поможет мне сформулировать тему урока? (Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) с существительными в роде и числе.)
- Какие задачи мы поставим перед собой?
- - Научиться…
- - Сформулировать алгоритм …
- - Повторить…
- - Развивать…
-Так почему мы изменяли форму местоимений?
-Перед вами сочинение одного из учеников, незнакомых с темой «Согласование»
«Наступили каникулы. Я и моя родители поехали к бабушке и дедушке в гости. Моя дедушка очень обрадовался, а моя бабушка даже заплакала от неожиданности. Каникулы прошли весело. Мой настроение было великолепным!»
- Какие ошибки допущены?
- Ошибки в согласовании местоимения МОЙ с именем существительным.
- Чтобы исправить ошибки, допущенные в сочинении, надо знать как действовать. Нам нужен определённый алгоритм действий.
IV. Открытие нового знания.
- Какие будут предложения? Что нужно сделать, чтобы правильно согласовать местоимение с существительным? (Предположения детей)
Вывод. Действуй по следующему алгоритму:
1) - определи число и род имени существительного;
2) - подбери соответствующее местоимение к имени существительному: мужской род – МОЙ, ЧЕЙ?, женский род – МОЯ, ЧЬЯ?, средний род – МОЁ, ЧЬЁ?, множественное число – МОИ, ЧЬИ.
V. Первичное закрепление.
- Рассказ о своей семье.
- Расскажите о своей семье, используя местоимения МОЙ, МОЯ и т.д.
… семья состоит из:
… мама работает …
…папа работает …
…сестра учится, ходит…
…брат….
... близкие любят …
- Игра «Журналист».
- Используя местоимения ЧЕЙ,ЧЬЯ и т.д. задайте вопросы своим соседям по парте.
… мама работает …?:
… папа работает …?
…сестра ходит в школу?
…друг любит сладкое?
…подруга любит танцевать?….
- Это …. ручка?
- И т.д.
- А теперь, используя алгоритм и полученные знания, исправьте ошибки в сочинении. Будьте готовы привести свои доказательства.
«Наступили каникулы. Я и мои родители поехали к бабушке и дедушке в гости. Мой дедушка очень обрадовался, а моя бабушка даже заплакала от неожиданности. Каникулы прошли весело. Моё настроение было великолепным!»
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- - Выполните письменное задание, опираясь на алгоритм, указанный в карточке. Вставьте подходящие по смыслу местоимения.
(мой…) тётя Оля зашла в комнату и громко спросила : «Это (чей…) одежда лежит на полу? Убери сейчас же в шкаф!» Но (мой…) шкаф был переполнен! Я поняла, что (мой...) вещи придётся спрятать в другом месте. А (мой…) мама очень не любит, когда в доме беспорядок. А (чей…) мама это любит? Конечно же, ничья!
- Проверьте свою работу.
- Кто легко справился с заданием?
VIII. Рефлексия деятельности, итог занятия.
- Итак, мы провели большую работу по согласованию местоимений с существительными.
- Как согласуются местоимения с именами существительными?
- Где можно применить новые знания?
- Что получилось хорошо?
- Над чем ещё надо поработать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"
Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...
Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...
Конспект урока по русскому языку Тема: Род местоимений 3-го лица единственного числа. 3 класс.
Конспект урока по русскому языку Тема: Род местоимений 3-го лица единственного числа.Цели деятельности учителя: развитие умений определять род местоимений 3 лица в единственном числе....
Конспект урока по русскому языку: Склонение личных местоимений ед.и мн числа
Конспект урока по русскому языку: Склонение личных местоимений ед.и мн числа...
Конспект урока по русскому языку.Тема: «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема: «Род местоимений 3-го лица, единственного числа»Цели деятельности учителя: формирование умения определять род местоимений 3-го лица в единственном числе.формирование умения правильно...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...