Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Местоимение».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Местоимение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass_imya_sushchestvitelnoe._mestoimenie.docx673.26 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. МЕСТОИМЕНИЕ

Цель деятель-
ности учителя

Создать условия для актуализации знаний учащихся об изученных частях речи (признаках имен существительных, местоимений), их роли в речи, обучения умению различать имена существительные и местоимения и правильно употреблять их в речи, организации повторения правила написания слов с заглавной буквы

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

ЭОР

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/9a/f7/66/f5/c7/cd/69/62/b3/0a/61/92/a4/71/1f/e6/html/content/index.html

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/32/3a/2d/7a/3c/94/fc/7e/cd/c7/03/09/b9/49/b6/21/html/content/index.html

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/06/3b/38/4a/41/e2/7d/95/63/bc/8b/3a/e8/9e/2c/3d/html/content/index.html

Оборудование

Интерактивная доска, проектор (по возможности)

Наглядно-демонстрационный материал

Запись задач темы, элементов букв

Основные понятия и термины

Части речи. Имя существительное. Местоимение. Признаки имен существительных и местоимений. Слово
с непроверяемым написанием

Педагогические технологии

личностно-ориентированного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ, в том числе сетевые и дистанционные

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

Технологии

1

2

3

4

5

6

7

I. Постановка учебной задачи

Формулирование учебных задач по названию темы

– Откройте учебник на стр. 53. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока.

– Подумайте и скажите, какие вопросы будем рассматривать на уроке?

– Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на следующие вопросы (на доске):

•  Какие части речи вы знаете?

•  Что обозначает и на какие вопросы отвечает каждая часть речи?

•  Что такое имя существительное?

•  Какие признаки имени существительного вы знаете?

•  Что такое местоимение?

•  Какие признаки местоимения вы знаете?

– «Части речи. Что такое части речи?».

Ответы уча-щихся.

Внимательно слушают

Фрон-тальная

П – извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.

Р – осознают и принимают учебную задачу.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

Технология личностно-ориентированного обучения

 II. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных

Заглавной и строчной букв Р, р.

Выполняют задания

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв

Технология личностно-ориентированного обучения

III. Повторение изученного материала.

1. Работа по таблице (учебник, с. 53, упр. 89)

Работа над упражнением с целью актуализации знаний о частях речи

– Откройте учебник на с. 53, найдите упр. 89. Рассмотрите таблицу «Части речи и их значение». Ответьте на вопросы, опираясь на сведения из таблицы:

1. Какие части речи вы знаете?

2. Какие части речи вы еще знаете, но они
не указаны в таблице?

Выполняют задание.

– Имя существительное, имя прилагательное, глагол, место-
имение.

– Предлоги, частицы, союзы.

Фронтальная.

Индивидуальная

П – используют различные способы поиска информации, речевые средства для решения познавательных задач; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, владеют логи-

Представление о частях речи и их значении

 

ЭОР

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/9a/f7/66/f5/c7/cd/69/62/b3/0a/61/92/a4/71/1f/e6/html/content/index.html

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/32/3a/2d/7a/3c/94/fc/7e/cd/c7/03/09/b9/49/b6/21/html/content/index.html

Если учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос, можно обратиться к учебнику к последнему вопросу в упр. 89: к каким частям речи относятся слова «в», «на», «о», «к»; слово «не»; слова «и», «а», «но»?

3. На какие вопросы отвечает имя существительное и что оно обозначает? Приведите примеры имен существительных.

4. На какие вопросы отвечает имя прилагательное и что оно обозначает? Приведите примеры имен прилагательных.

 

– Отвечает на вопросы: кто? что? кого? чего? кому? чему?кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Обозначает предмет. Например: солнце, девочка.

– Отвечает на вопросы: 
какой? какая? какое? какие? каких?
 Обозначает признак предмета.

Например: красный,

морозная, маленькие.

– Отвечает на вопросы: что делает? что сделает? что делают? что сделают? что делают? что сделают?

Обозначают действие пред-мета. Например: моет, смоет, цветут, зацветут.

– Отвечает на вопросы имени существительного. Указывает на предмет, но не называет его. Например: она, ей, их, ты.

ческими действиями.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, контролируют
и оценивают учебные действия
в соответствии
с поставленной задачей.

К – слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания», проявляют интерес к изучению предмета

ИКТ в том числе сетевые, дистанционные

 

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/06/3b/38/4a/41/e2/7d/95/63/bc/8b/3a/e8/9e/2c/3d/html/content/index.html

5. На какие вопросы отвечает глагол и что он обозначает?

6. На какие вопросы отвечает местоимение
и что оно обозначает?

ИКТ в том числе сетевые, дистанционные

 

7. Что вы можете рассказать о предлогах, частицах, союзах?

– Сегодня на уроке подробно рассмотрим имя существительное и местоимение

– Эти части речи не могут употребляться самостоятельно. Они не являются членами пред-ложения.

Предлоги служат для связи слов в предложении, союзы – для связи простых предложений между собой.

Внимательно слушают

2. Работа по учебнику, с. 54, упр. 90

Упражнение в актуализации знаний о типах предложений, о частях речи и их признаках

– Откройте с. 54, найдите упр. 90. Прочитайте стихотворение К. Саконской. О чем стихотворение? Какие чувства вызывают у вас стихотворные строки?

– Что обозначает словосочетание «осень на носу»?

– Определите предложения по интонации и цели высказывания.

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

– Скоро осень.

– Первое предложение по интонации невосклицательное, по цели высказывания повествовательное.

Второе – по интонации восклицательное, по цели высказывания повествовательное.

Третье и четвертое предложения по интонации невосклицательные, по цели высказывания вопросительные.

– Темные леса, птичьи голоса.

– Клекот, осень, леса, голоса – сущ. (отвечает на вопрос

Фронтальная.

Индивидуальная

П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, обладают навыками смыслового

чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами; владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Объяснение значения словосочетания.

Определение предложений по интонации и цели высказывания, обращений.

Определение частей речи. Списывание стихотворного текста

Технология личностно-ориентированного обучения

 

– Найдите обращения.

– Найдите знакомые части речи. Объясните, по каким признакам вы их определили.

Технология развития критического мышления

 

что?, обозна-чает предмет), журавлиный – прил. (отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета), на, в – предл. (служит для связи слов в предложении, не употребляется самостоятельно), носу – сущ.
(отвечает на вопрос
(на) чем? (где?), обозначает предмет), паутины – сущ.
(отвечает на вопрос
чего?, обозначает предмет), заплелось –

глаг. (отвечает на вопрос что сделало?, обозначает действие предмета), лесу – сущ. (отвечает на вопрос (в) чем? (где?), обозначает предмет), вы – мест. (отвечает на вопрос что?, указывает на предмет), заскучали, замолчали – глаг. (отвечают на вопрос что сделали?, обозначают действие предмета), темные – прил. (отвечает на вопрос какие?, обозначает признак предмета), птичьи – прил. (отвечает на вопрос чьи?, обозначает принадлежность к предмету).

Осуществляют самопроверку

Л – проявляют
познавательный интерес к предмету, осознают гра-ницы своего знания и «незнания», находят выходы из спорных ситуаций

 

 

– Спишите. Проверьте написанное

3. Работа по учебнику, с. 54, упр. 91

Упражнение в актуализации знаний о частях речи, членах предложения

– Найдите упр. 91. Прочитайте стихотворные строчки И. Сурикова.

– Запишите стихи по памяти. Проверьте написанное.

– Укажите, какой частью речи выражено каждое слово во втором предложении, обозначьте члены предложения.

– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте выполненное задание (демонстрируется на доске или с помощью интерактивной доски):

Выполняют задания.

Осуществляют взаимопроверку

Индивидуальная.

Парная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями, навыками построения рассуждений.

Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия.

К – излагают и аргументируют свою точку зрения

Списывание предложений.

Определение частей речи, членов предложения

Технология личностно-ориентированного обучения

4. Работа по учебнику, с. 55, упр. 93

Упражнение в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

– Перечислите признаки имени существительного.

– Какие существительные мы относим к одушевленным?

– А к неодушевленным?

– Постоянные признаки: род, склонение, одушевленное
(неодушевленное), нарицательное (собственное).
Непостоянные признаки: число, падеж.

– Те, которые отвечают
на вопросы:
кто? кого? кому? кем? (о) ком? и обозначают названия зверей и птиц, людей.

– Соответственно отвечают на вопросы: что? чего?

чему? чем?(о) чем? и обозначают названия географических объектов, предметов быта и др.

– О тракторе, который является помощником человека в выполнении различных работ.

– «Стальной конь». («Машина-помощник».)

– Четвертое предложение.

– Трактором – имя существительное неодушевленное. Тракторист – имя существительное одушевленное.

Выполняют задание. Осуществляют самопроверку.

Выполняют упражнения физкультминутки

Фронтальная.

Индивидуальная

П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, обладают навыками смыслового
чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами учебной деятельности; владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной

Знание признаков имени существительного (одушевленное или неодушевленное).

Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных. Списывание предложения.

Выполнение

 

– Найдите на с. 55 упр. 93. Прочитайте текст. О чем он?

– Озаглавьте текст.

– Найдите и прочитайте предложение, в котором два имени существительных: одно одушевленное, а другое неодушевленное.

– Назовите одушевленное и неодушевленное имена существительные в четвертом предложении.

деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – проявляют познавательный интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания», находят выходы из спорных ситуаций

упражнений физкультминутки (четко следуя инструкции учителя)

 

Упражнения физкультминутки

– Выпишите предложение. Проверьте написанное.

Физкультминутка

Большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы - поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик,  котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

Здоровьесберегающие

5. Словарная работа

Работа над словом с непроверяемым написанием

– Прочитайте слово, записанное на с. 55 прописными буквами, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания?

– Это орфограмма. Назовите ее.

– Слово «трактор» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.

– Запишите это слово в тетради. Проверьте
написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить.

– Запишите предложения с комментированием:

На пашне рокотал гусеничный трактор. Он медленно тащил плуги.

– Трактор*.

Отвечают на вопрос.

– Безударная гласная в корне.

– Выполняют задания.

Фронтальная.

Индивидуальная

П – владеют логическими операциями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск ее достижения.

К – слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Запись и запоминание словарного слова

 

– Объясните значение слов: «пашня», «гусеничный», «рокотал», «плуг».

При необходимости педагог побуждает учащихся обращаться к толковому словарю.

– Дома заучите правильное написание слова наизусть

– Пашня – вспаханное поле. Плуг – сельскохозяйственное орудие с широким металлическим
лемехом для вспашки земли. Рокотал – издавал однообразный раскатистый звук, приглушенный гул, грохот. Гусеничный (трактор) – трактор у которого на колесах широкая цепь для повышения проходимости машины

 6. Работа по учебнику, с. 55, упр. 95

Упражнение в различении собственных и нарицательных имен существительных

– Какие имена существительные мы относим к нарицательным? к собственным?

– Как пишутся собственные имена существительные?

– Найдите упр. 95. Прочитайте. Подберите к нарицательным именам существительным собственные имена существительные.

– Имена существительные, которые обозначают географические названия, имена, фамилии, отчества людей, клички животных, называются собственными. Имена существительные, которые обозначают названия предметов быта, растений и др., называются нарицательными.

– С заглавной буквы.

– Девочка
Рита, мальчик Сева, город Алушта, озеро Глубокое, село

Фронтальная.

Индивидуальная

П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Знание признаков имени существительного (нарицательное или собственное).

Различение собственных и нарицательных имен существительных.

Знание правила написания собственных имен существительных

 

– Запишите сочетания слов. Подчеркните заглавную букву в собственных именах существительных

Вороново, деревня Богатая, улица Садовая, корова Буренка, собака Жучка, коза Машка, кошка Мурка, конь Гнедой.

Выполняют задания

Л – проявляют познавательный интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания», находят выходы из спорных ситуаций

7. Работа по учебнику, с. 55, упр. 94

Упражнение в распознавании числа имен существительных

– Найдите упр. 94. Прочитайте пары слов,
обращая внимание на ударение. Объясните
лексическое значение слов.

– Докажите, что данные слова являются именами существительными.

– Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе.

– Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.

Выполняют задания.

– Зáмок – замóк, áтлас – атлáс, ирис – ирис.

– Гвóздики – гвозди́ки, стрéлки – стрелки́.

Фронтальная.

Индивидуальная

П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Р – принимают и сохраняют цели

Знание признаков имени существительного.

Распознавание числа имен существительных

Проектные

 

– Составьте и запишите предложения с любой парой имен существительных. Зачитайте записанные предложения

Выполняют задания

и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия

Технология развития критического мышления

8. Работа
по учебнику, с. 56, упр. 96

Упражнение в актуализации знаний о местоимении, замене имен существительных местоимениями или синонимами

– В чем сходство и различие в признаках местоимения и имени существительного как частей речи?

– Откройте учебник на с. 56, найдите упр. 96. Прочитайте предложения.

– Какое из выделенных имен существительных в каждой паре предложений надо заменить местоимением или существительным-синонимом? Почему?

– Выполните письменное задание упражнения.

– Проверьте написанное (демонстрируется на доске или при помощи интерактивной доски):

– Могут отвечать на одни и те же вопросы; местоимение указывает на предмет, но не называет его; имя существительное называет предмет.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Осуществляют самопроверку

Фронтальная.

Индивидуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия.

К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – проявляют интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания», находят выходы из спорных ситуаций

Знание признаков местоимения. Замена имен существительных местоимениями или синонимами

 

В лесу ребята собирали грибы. Под елью дети нашли семейку лисичек. Птенец выпал из гнезда. Он лежал на дорожке и жалобно пищал. Из-за туч выглянуло солнышко. Оно светило ярче летнего. На пень вползла ящерица. Она захотела погреться на солнышке

IV. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Какие части речи вы знаете? С какой целью мы употребляем их в речи? Как найти в тексте имена существительные и местоимения?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 32,
упр. 74

Отвечают на вопросы

Фронтальная.

Индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся

к приобретению новых знаний

Технология личностно-ориентированного обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений"

Русский язык. 4 класс.  УМК "Школа России" .Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений"...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор местоимений» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять число, лицо и род местоимения и употреблять их в речи.Задачи урокаДидактические:Знать, что такое местоимение, его значени...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор местоимения», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Морфологический разбор местоимения» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ф...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о новой части речи - местоимении, ознакомление с его значением и употреблением в речи.Задач...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по родам» ( УМК" Школа России", 3 класс)

Тема урока «Изменение личных местоимений по родам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений изменять местоимения по родам; развитие орфографической зор...