Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Местоимение».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Местоимение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_imya_sushchestvitelnoe._mestoimenie.docx | 673.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. МЕСТОИМЕНИЕ
Цель деятель- | Создать условия для актуализации знаний учащихся об изученных частях речи (признаках имен существительных, местоимений), их роли в речи, обучения умению различать имена существительные и местоимения и правильно употреблять их в речи, организации повторения правила написания слов с заглавной буквы |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm ЭОР http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/06/3b/38/4a/41/e2/7d/95/63/bc/8b/3a/e8/9e/2c/3d/html/content/index.html |
Оборудование | Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно-демонстрационный материал | Запись задач темы, элементов букв |
Основные понятия и термины | Части речи. Имя существительное. Местоимение. Признаки имен существительных и местоимений. Слово |
Педагогические технологии | личностно-ориентированного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ, в том числе сетевые и дистанционные |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | Технологии | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
I. Постановка учебной задачи | Формулирование учебных задач по названию темы | – Откройте учебник на стр. 53. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока. – Подумайте и скажите, какие вопросы будем рассматривать на уроке? – Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на следующие вопросы (на доске): • Какие части речи вы знаете? • Что обозначает и на какие вопросы отвечает каждая часть речи? • Что такое имя существительное? • Какие признаки имени существительного вы знаете? • Что такое местоимение? • Какие признаки местоимения вы знаете? | – «Части речи. Что такое части речи?». Ответы уча-щихся. Внимательно слушают | Фрон-тальная | П – извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника. Р – осознают и принимают учебную задачу. Л – осознают границы своего знания и «незнания» | Технология личностно-ориентированного обучения | |||
II. Минутка чисто-писания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать? Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. – Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных | – Заглавной и строчной букв Р, р. Выполняют задания | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия | Написание элементов букв | Технология личностно-ориентированного обучения | ||
III. Повторение изученного материала. 1. Работа по таблице (учебник, с. 53, упр. 89) | Работа над упражнением с целью актуализации знаний о частях речи | – Откройте учебник на с. 53, найдите упр. 89. Рассмотрите таблицу «Части речи и их значение». Ответьте на вопросы, опираясь на сведения из таблицы: 1. Какие части речи вы знаете? 2. Какие части речи вы еще знаете, но они | Выполняют задание. – Имя существительное, имя прилагательное, глагол, место- – Предлоги, частицы, союзы. | Фронтальная. Индивидуальная | П – используют различные способы поиска информации, речевые средства для решения познавательных задач; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, владеют логи- | Представление о частях речи и их значении | |||
| ЭОР | Если учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос, можно обратиться к учебнику к последнему вопросу в упр. 89: к каким частям речи относятся слова «в», «на», «о», «к»; слово «не»; слова «и», «а», «но»? 3. На какие вопросы отвечает имя существительное и что оно обозначает? Приведите примеры имен существительных. 4. На какие вопросы отвечает имя прилагательное и что оно обозначает? Приведите примеры имен прилагательных.
| – Отвечает на вопросы: кто? что? кого? чего? кому? чему?кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Обозначает предмет. Например: солнце, девочка. – Отвечает на вопросы: Например: красный, морозная, маленькие. – Отвечает на вопросы: что делает? что сделает? что делают? что сделают? что делают? что сделают? Обозначают действие пред-мета. Например: моет, смоет, цветут, зацветут. – Отвечает на вопросы имени существительного. Указывает на предмет, но не называет его. Например: она, ей, их, ты. | ческими действиями. Р – принимают К – слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения. Л – осознают границы своего знания и «незнания», проявляют интерес к изучению предмета | ИКТ в том числе сетевые, дистанционные | ||||
| 5. На какие вопросы отвечает глагол и что он обозначает? 6. На какие вопросы отвечает местоимение | ИКТ в том числе сетевые, дистанционные | |||||||
| 7. Что вы можете рассказать о предлогах, частицах, союзах? – Сегодня на уроке подробно рассмотрим имя существительное и местоимение | – Эти части речи не могут употребляться самостоятельно. Они не являются членами пред-ложения. Предлоги служат для связи слов в предложении, союзы – для связи простых предложений между собой. Внимательно слушают | |||||||
2. Работа по учебнику, с. 54, упр. 90 | Упражнение в актуализации знаний о типах предложений, о частях речи и их признаках | – Откройте с. 54, найдите упр. 90. Прочитайте стихотворение К. Саконской. О чем стихотворение? Какие чувства вызывают у вас стихотворные строки? – Что обозначает словосочетание «осень на носу»? – Определите предложения по интонации и цели высказывания. | Выполняют задания, отвечают на вопросы. – Скоро осень. – Первое предложение по интонации невосклицательное, по цели высказывания повествовательное. Второе – по интонации восклицательное, по цели высказывания повествовательное. Третье и четвертое предложения по интонации невосклицательные, по цели высказывания вопросительные. – Темные леса, птичьи голоса. – Клекот, осень, леса, голоса – сущ. (отвечает на вопрос | Фронтальная. Индивидуальная | П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, обладают навыками смыслового чтения текстов различных стилей Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения. | Объяснение значения словосочетания. Определение предложений по интонации и цели высказывания, обращений. Определение частей речи. Списывание стихотворного текста | Технология личностно-ориентированного обучения | ||
| – Найдите обращения. – Найдите знакомые части речи. Объясните, по каким признакам вы их определили. | Технология развития критического мышления | |||||||
| что?, обозна-чает предмет), журавлиный – прил. (отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета), на, в – предл. (служит для связи слов в предложении, не употребляется самостоятельно), носу – сущ. глаг. (отвечает на вопрос что сделало?, обозначает действие предмета), лесу – сущ. (отвечает на вопрос (в) чем? (где?), обозначает предмет), вы – мест. (отвечает на вопрос что?, указывает на предмет), заскучали, замолчали – глаг. (отвечают на вопрос что сделали?, обозначают действие предмета), темные – прил. (отвечает на вопрос какие?, обозначает признак предмета), птичьи – прил. (отвечает на вопрос чьи?, обозначает принадлежность к предмету). Осуществляют самопроверку | Л – проявляют | |||||||
| |||||||||
| – Спишите. Проверьте написанное | ||||||||
3. Работа по учебнику, с. 54, упр. 91 | Упражнение в актуализации знаний о частях речи, членах предложения | – Найдите упр. 91. Прочитайте стихотворные строчки И. Сурикова. – Запишите стихи по памяти. Проверьте написанное. – Укажите, какой частью речи выражено каждое слово во втором предложении, обозначьте члены предложения. – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте выполненное задание (демонстрируется на доске или с помощью интерактивной доски): | Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку | Индивидуальная. Парная | П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями, навыками построения рассуждений. Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия. К – излагают и аргументируют свою точку зрения | Списывание предложений. Определение частей речи, членов предложения | Технология личностно-ориентированного обучения | ||
4. Работа по учебнику, с. 55, упр. 93 | Упражнение в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. | – Перечислите признаки имени существительного. – Какие существительные мы относим к одушевленным? – А к неодушевленным? | – Постоянные признаки: род, склонение, одушевленное – Те, которые отвечают – Соответственно отвечают на вопросы: что? чего? чему? чем?(о) чем? и обозначают названия географических объектов, предметов быта и др. – О тракторе, который является помощником человека в выполнении различных работ. – «Стальной конь». («Машина-помощник».) – Четвертое предложение. – Трактором – имя существительное неодушевленное. Тракторист – имя существительное одушевленное. Выполняют задание. Осуществляют самопроверку. Выполняют упражнения физкультминутки | Фронтальная. Индивидуальная | П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, обладают навыками смыслового Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной | Знание признаков имени существительного (одушевленное или неодушевленное). Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных. Списывание предложения. Выполнение | |||
| – Найдите на с. 55 упр. 93. Прочитайте текст. О чем он? – Озаглавьте текст. – Найдите и прочитайте предложение, в котором два имени существительных: одно одушевленное, а другое неодушевленное. – Назовите одушевленное и неодушевленное имена существительные в четвертом предложении. | деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения. Л – проявляют познавательный интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания», находят выходы из спорных ситуаций | упражнений физкультминутки (четко следуя инструкции учителя) | ||||||
| Упражнения физкультминутки | – Выпишите предложение. Проверьте написанное. Физкультминутка Большая буква Если названные мною слова надо писать с большой буквы - поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок. | Здоровьесберегающие | ||||||
5. Словарная работа | Работа над словом с непроверяемым написанием | – Прочитайте слово, записанное на с. 55 прописными буквами, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. – Слово «трактор» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово в тетради. Проверьте – Запишите предложения с комментированием: На пашне рокотал гусеничный трактор. Он медленно тащил плуги. | – Трактор*. Отвечают на вопрос. – Безударная гласная в корне. – Выполняют задания. | Фронтальная. Индивидуальная | П – владеют логическими операциями. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск ее достижения. К – слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | Запись и запоминание словарного слова | |||
| – Объясните значение слов: «пашня», «гусеничный», «рокотал», «плуг». При необходимости педагог побуждает учащихся обращаться к толковому словарю. – Дома заучите правильное написание слова наизусть | – Пашня – вспаханное поле. Плуг – сельскохозяйственное орудие с широким металлическим | |||||||
6. Работа по учебнику, с. 55, упр. 95 | Упражнение в различении собственных и нарицательных имен существительных | – Какие имена существительные мы относим к нарицательным? к собственным? – Как пишутся собственные имена существительные? – Найдите упр. 95. Прочитайте. Подберите к нарицательным именам существительным собственные имена существительные. | – Имена существительные, которые обозначают географические названия, имена, фамилии, отчества людей, клички животных, называются собственными. Имена существительные, которые обозначают названия предметов быта, растений и др., называются нарицательными. – С заглавной буквы. – Девочка | Фронтальная. Индивидуальная | П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения. | Знание признаков имени существительного (нарицательное или собственное). Различение собственных и нарицательных имен существительных. Знание правила написания собственных имен существительных | |||
| – Запишите сочетания слов. Подчеркните заглавную букву в собственных именах существительных | Вороново, деревня Богатая, улица Садовая, корова Буренка, собака Жучка, коза Машка, кошка Мурка, конь Гнедой. Выполняют задания | Л – проявляют познавательный интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания», находят выходы из спорных ситуаций | ||||||
7. Работа по учебнику, с. 55, упр. 94 | Упражнение в распознавании числа имен существительных | – Найдите упр. 94. Прочитайте пары слов, – Докажите, что данные слова являются именами существительными. – Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе. – Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе. | Выполняют задания. – Зáмок – замóк, áтлас – атлáс, ирис – ирис. – Гвóздики – гвозди́ки, стрéлки – стрелки́. | Фронтальная. Индивидуальная | П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Р – принимают и сохраняют цели | Знание признаков имени существительного. Распознавание числа имен существительных | Проектные | ||
| – Составьте и запишите предложения с любой парой имен существительных. Зачитайте записанные предложения | Выполняют задания | и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия | Технология развития критического мышления | |||||
8. Работа | Упражнение в актуализации знаний о местоимении, замене имен существительных местоимениями или синонимами | – В чем сходство и различие в признаках местоимения и имени существительного как частей речи? – Откройте учебник на с. 56, найдите упр. 96. Прочитайте предложения. – Какое из выделенных имен существительных в каждой паре предложений надо заменить местоимением или существительным-синонимом? Почему? – Выполните письменное задание упражнения. – Проверьте написанное (демонстрируется на доске или при помощи интерактивной доски): | – Могут отвечать на одни и те же вопросы; местоимение указывает на предмет, но не называет его; имя существительное называет предмет. Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Осуществляют самопроверку | Фронтальная. Индивидуальная | П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия. К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения. Л – проявляют интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания», находят выходы из спорных ситуаций | Знание признаков местоимения. Замена имен существительных местоимениями или синонимами | |||
| В лесу ребята собирали грибы. Под елью дети нашли семейку лисичек. Птенец выпал из гнезда. Он лежал на дорожке и жалобно пищал. Из-за туч выглянуло солнышко. Оно светило ярче летнего. На пень вползла ящерица. Она захотела погреться на солнышке | ||||||||
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная | – Над какой темой работали на уроке? – Какие части речи вы знаете? С какой целью мы употребляем их в речи? Как найти в тексте имена существительные и местоимения? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 32, | Отвечают на вопросы | Фронтальная. Индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Технология личностно-ориентированного обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений"
Русский язык. 4 класс. УМК "Школа России" .Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений"...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...
Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор местоимений» 3 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять число, лицо и род местоимения и употреблять их в речи.Задачи урокаДидактические:Знать, что такое местоимение, его значени...
Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор местоимения», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Морфологический разбор местоимения» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ф...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о новой части речи - местоимении, ознакомление с его значением и употреблением в речи.Задач...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по родам» ( УМК" Школа России", 3 класс)
Тема урока «Изменение личных местоимений по родам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений изменять местоимения по родам; развитие орфографической зор...