Развитие умения различать приставки и предлоги
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка, 2 класс | 1009.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход на уроке (русского языка)
тема «Развитие умения различать приставки и предлоги»
(«Школа 2100», 2 класс)
Выполнила: Акимова Светлана Геннадьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49»
Новокузнецк 2015
Урок русского языка во 2-м классе
Тема урока: «Развитие умения различать приставки и предлоги»
Цели урока
Образовательная
Способствовать овладению способом различать приставки и предлоги.
Развивающие:
Формировать умение различать собственное знание и незнание на примере правописания слов с приставками и предлогами.
Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний, умений
1. Чистописание
Образец написания буквы «о», коррекция каллиграфических ошибок обучающихся в написании буквы о и в соединениях её с другими буквами.
О о о оо оа ол ом ор оч по
Отнёс, донёс, обнёс.
- Спишите слова.
- Как можно назвать эти слова? (Однокоренные)
- С помощью какой части слова образованы эти однокоренные слова? (Приставки)
- Выделите приставки в словах.
Оценка каллиграфических умений.
- Посмотрите на свою работу. Подчеркните простым карандашом букву или соединение букв, которое у вас получилось правильно, красиво. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Посмотрите как получилось у него. Помоги соседу увидеть недостаток в написании буквы или соединения букв (если есть) и объясни, как его исправить.
2. Проверка задания (фронтально)
- Прочитайте слова. Какие выделили приставки? (от-, до-, об-)
- Какой гласный звук мы слышим в этих приставках? (Звук [а]).
- Почему мы написали букву о в этих приставках? (В русском языке таких приставок с гласным а не существует)
- Что вы знаете о правописании приставок? (Пишутся одинаково. Приставки со словами надо писать слитно)
- Назовите приставки, которые встречаются в словах русского языка. (По ответам ученика учитель выполняет на доске запись: по, про, до, у, с, от, пере …)
- Молодцы! Вы хорошо ответили на все вопросы! А что помогло вам в работе? (Знания)
3. Примените свои знания о правописании приставок.
Задание 1.
Прочитайте слова. Слова записаны на доске.
Д…стал, д…школьный, д…рожный (знак).
- Вы согласны, что все три слова начинаются с приставки до? (С приставки до начинаются слова достал и дошкольный, а в слове дорожный нет приставки)
-Как вы думаете, а почему оно здесь написано? (У этих слов одинаковый первый слог)
- Какая орфограмма в слове дорожный? (Безударный гласный в корне, который нельзя проверить ударением)
- Молодцы, ребята! Значит, чтобы не попасть в ловушку, надо быть очень внимательными и о чём всегда помнить? ( О частях слова. Безударные гласные могут быть в приставке, а могут быть в корне)
-Спишите слова, вставьте орфограммы, обозначьте графически.
Задание 2. (На карточке)
Вова Колесников узнал о том, что в древних русских книгах все слова писали без интервалов. И написал так:
ДобрыйдокторАйболитдобралсядообезьян.
Попробуйте разобраться, что здесь написано.
Дети выполняют задание на карточке. Фиксируют свой результат.
При проверке выясняется, что выполнили это задание по-разному.
- Почему выполнили задание не одинаково? Какой вопрос возник при выполнении этого задания? (В части добралсядообезьян: до есть такая приставка и предлог такой тоже есть.)
Дети фиксируют свое затруднение: подчеркивают на карточке часть, в которой мнения разошлись.
- Чего мы не знаем? (Как различить приставку и предлог)
- Какую учебную задачу поставим на уроке? (Научиться различать приставки и предлоги)
III. Открытие нового способа.
- Хотите сами открыть, как отличить приставку от предлога? (Хотим)
а) План действия для всех групп.
- Проведите наблюдение за группой слов, записанных на карточке:
Сделайте вывод, в каких случаях пишем приставку, а в каких – предлог. Своё решение подготовьтесь защищать перед классом.
Признаки, по которым будете наблюдать за словами:
определить по вопросу что называет слово,
что такое приставка, что – предлог,
подобрать слово - признак (или другое слово)
(План наблюдения записан на карточке)
(Выдать детям лист для оформления результатов групповой работы)
б) Распределение действий между членами группы.
- Решите в группе кто будет рассматривать слова с опорой на 1-й признак (определить по вопросу что называет слово), кто на 2-й признак (что такое приставка, что – предлог), кто рассмотрит слова с опорой на 3-й признак (подобрать слово - признак (или другое слово)), кто представит классу вывод группы после совместного обсуждения.
в) Повторение правил работы в группе.
- Ребята, вы будете работать без меня, чтобы у вас всё получилось, как надо работать? (Дружно, помогать друг другу)
- Как надо работать, чтобы не мешать другим группам? (Работать тихо)
- О чём надо помнить, чтобы работа шла слаженно? (Надо уважать мнение друг друга)
г) Работа в группах.
д) Предъявление результатов работы. (У слов – действий есть приставка. Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово. У слов – предметов есть предлоги. Предлог – это отдельное слово. Между предлогом и словом – предметом можно поставить слово – признак)
Одна из групп представляет свой вариант выполнения задания, остальные группы слушают, дополняют, задают вопросы по теме.
Оценка графических моделей. Листы от каждой группы помещаются на доску. Дети сравнивают, оценивают у кого точнее с помощью сигнальных карточек.
е) Общие выводы. Составление алгоритма действий.
(Опираясь на графические модели, составленные в группах, ведётся работа по составлению общего алгоритма действий)
- Какой был первый признак в вашем наблюдении? (Задали вопрос и узнали, что называет слово)
- Чего нет у слов, которые называют действия? (Нет предлогов, есть только приставка)
- Что есть у слов, которые называют предметы? (Есть предлоги)
- Что можно вставить между предлогом и словом – предметом? (Можно вставить другое слово)
(По ходу ответов составляется алгоритм)
- А как мы можем узнать, правильный ли мы сделали вывод? (Прочитать правило в учебнике)
- Откройте учебник, прочитайте авторский вывод и сравните его с выводом, который вы сделали? Читают.
(Наш вывод совпал с авторским выводом. Только в учебнике мы не прочитали о том, что у слов – действий есть только приставки. Мы можем дополнить правило)
-Молодцы, ребята. А что помогло вам успешно справиться с заданиями? (Мы были внимательны, работали дружно)
- Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём.
ж) физминутка (САНПиН. Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма)
IV. Первичное закрепление.
1. Работа в парах.
Выполняют задание из учебника:
- читают предложение;
- пользуясь составленным алгоритмом раскрывают скобки;
- списывают предложения.
Взаимопроверка. Оценивание работ.
- Возникли ли вопросы, затруднения?
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Карточка с заданием.
Исправь ошибки.
Оценивание работ.
V. Итог урока.
1. - Посмотрите на карточку с письмом Вовы Колесникова. С какой трудностью столкнулись при выполнении задания? (добралсядообезьян: до есть такая приставка и предлог такой тоже есть. Как их различить, когда надо писать слитно, а когда раздельно)
- Изменились ли ваши знания? (Да, мы теперь знаем, что в слове добрался приставка до, пишется слитно, т.к. это слово - действие; до обезьян пишем раздельно. До - это предлог, т.к. можно подобрать слово – признак: до шустрых обезьян)
- Как вы будете различать приставку и предлог? (Действовать по алгоритму)
2. Рефлексия.
- Какую учебную задачу ставили перед собой?
- Удалось ли её решить?
- Возникли ли затруднения, вопросы?
- Что получилось удачно?
- Где мне это пригодится?
- Как оцените свою работу?
3. Самооценка
VI. Домашнее задание.
Упражнения на выбор:
- из дидактического материала
- карточка с заданием.
Попробуй разобраться, что здесь написано.
Поплылапонебуполнаялуна.
Зашёлзаяцзадругомёжиком.
Срывалветерсдеревьевсухиелистья.
Спиши правильно. Выдели приставки, подчеркни пробел
между предлогами и соседними словами.
1. Правило из учебника:
2. СанПиН. Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
3. Упражнение из учебника:
Упражнение из «Дидактического материала».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Развитие умения различать приставки и предлоги"
Программа "Школа 2100". Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использовалась технология проблемного диалога. Цели урока - 1)развитие умения различать сходные приставки и п...
Развитие умения различать приставки и предлоги.
Использование ЭОР помогают повысить мотивацию обучающихся, создать проблемную ситуацию на уроке. Обучающиеся вовлечены в процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмен...
Урок по теме: "Развитие умения различать приставки и предлоги" (технология проблемного диалога)
Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.Цели урока.Предметные: · развитие умения различать сходные приставки и ...
Урок русского языка 2 класс Тема. Развитие умения различать приставки и предлоги.
Урок русского языка по программе Школа 2100 Тип урока. Открытие новых знаний...
Развитие умения различать приставки и предлоги. Урок для 2 класса.
Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога....
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Развитие умения различать приставки и предлоги"
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «А» классе Тема: Развитие умения различать приставки и предлоги.Цель: Развитие умения различать сходные приставки и предлоги; развитие...
Урок русского языка во 2 классе («Школа 2100») Тема: «Развитие умения различать приставки и предлоги»
Цели: 1. Учить различать приставки и предлоги на письме. 2. Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимание, мышление, самоконтроль; развивать умение работать в группах, по алго...