Рабочая программа "Служу Отечеству пером"
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по основам детской журналистики для учащихся 4 класса "Звонкий голос детства"(организационно-деятельностная, профессионально-ориентированная). Данная программа обеспечивает условия для развития литературных и творческих способностей, свободного владения словом, языком, речью; способствует выработке гармоничного мировосприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluzhu_otechestvu_perom.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время система основного общего образования является первым и важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, создаются условия для становления их мировоззрения, отношения к себе и окружающим, закладываются основы умения учиться и организовывать свою деятельность. Эти направления развития личности являются приоритетными в Федеральном государственном стандарте нового поколения.
Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» разработана в соответствии с целевыми установками ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
При разработке Программы за основу взяты концептуальные положения психолого-педагогической науки и практики: положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о вхождении ребенка в мир культуры, развитии его высших психических функций - воображения и творчества через общение с живым словом; положения В.А. Сухомлинского о доброте и совести как категориях нравственного развития человека; идеи Н.Е. Щурковой, основанные на признании личности ребёнка высшей ценностью, способной строить свою жизнь на основах Истины, Добра и Красоты.
В Программе учтены этические принципы, записанные в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста».
Целью Программы является формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста через изучение основ детской журналистики.
Обучающие
- изучать основы журналистского мастерства;
- повышать речевую грамотность;
- обучать восприятию красоты окружающего мира через синтез слова и образа.
Воспитательные
- воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;
- воспи тывать любовь к красоте русской речи;
- воспитывать любовь к Родине;
- овладевать навыками работы в команде, объединённой единой целью;
- обучать этике общения.
Развивающие
- развивать стремление к самосовершенствованию через собственное литературное творчество;
- развивать эмоционально-смысловое восприятие мира посредством слова;
- формировать интерес к журналистике
Актуальность программы «Служу Отечеству пером» заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать её, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.
В ходе реализации Программы у детей формируются ключевые компетенции:
- ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, осознание своей роли и предназначения);
- общекультурная (знакомство с национальной и общечеловеческой культурой, с нравственно-этическими нормами жизни человека);
- учебно-познавательная (умение организовывать планирование собственной деятельности, давать оценку своей деятельности, задавать вопросы, работать с инструкциями, проектная деятельность);
- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми, работать в группе);
- социально-трудовая (получение первоначальных представлений о нравственном значении труда в жизни человека, профориентация);
- личностное самосовершенствование (нравственное, интеллектуальное, физическое саморазвитие).
Новизной Программы является то, что она вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики. Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей: литературой, изобразительным искусством, музыкой, природой, трудом, учат общению и дружелюбию.
Отличительной особенностью Программы «Служу Отечеству пером» является понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, ЧЕЛОВЕК и качество его груда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии.
Человек, в детстве усвоивший высокие понятия ДОБРА, КРАСОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЧЕСТНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ сделает их критериями обустройства своей будущей жизни.
Занятия проводятся один раз в неделю, 35 часов в год .. Форма обучения - групповая.
Типология Программы
- общеразвивающая
- организационно-деятельностная
- коммуникативно-поведенческая
- профессионально-ориентированная
Основополагающие принципы программы
- личностный
- принцип творчества
- принцип ответственности
- принцип справедливости
- принцип системности и последовательности
- принцип психологической комфортности
Изучая основы журналистики в 1 - 3-х классах, дети постигали красоту природы и красоту внутреннего мира человека, рассматривали добро, как основу жизни.
«Звонкий голос детства» - 4-я часть программы «Служу Отечеству пером».
Темы занятий, предложенные для изучения в четвёртом классе, побуждают детей к размышлению о значимости окружающего их мира, необходимости совершенствования себя, своего внутреннего мира, наполняя его красотой и добротворчеством.
Продолжая познавать окружающий мир, дети-юные журналисты стремятся выразить себя в творческой деятельности. И в этом им помогает всероссийская газета- журнал «Добрята». Публикации юных корреспондентов, служат образцом для приобретения писательских навыков, примером достойного поведения в социуме, а также помогают детям выбрать тему для творческой работы, подобрать заголовок, создать собственный «Уголок юного журналиста». Изречения мыслителей разных времен и народов на страницах журнала подвигают к размышлению и формированию мировоззрения.
Изучая курс «Звонкий голос детства», юные журналисты расширят знания о таких газетных жанрах, как заметка, отзыв, зарисовка. Дети научатся различать виды и особенности этих жанров. Вопросы-подсказки, опорные схемы, словесные заготовки помогут детям в написании работ более глубоких по содержанию и красивых по изложению.
На занятиях дети освоят новые для них газетные жанры: интервью и репортаж. Работа с этими газетными жанрами полезна не только для учебного процесса, но и для собственного воспитания и саморазвития. Ведь для того, чтобы взять интервью или сделать репортаж, нужно хорошо вникнуть в суть проблемы, раскрыть тему, чётко и грамотно сформулировать вопросы, а главное - выработать в себе необходимые качества характера: ответственность, мужество, внимательность, аккуратность, благодарность.
Большое внимание при изучении детьми газетных жанров к четвёртом классе, отводится редактированию работ. Используя памятки редакторской правки, дети учатся анализировать, выделять главное, делать выводы, правильно оформлять работу. Такой вид деятельности
оказывает неоценимую помощь при обучении детей в среднем звене, где главной трудностью школьников является освоение больших объёмов текста по разным предметам.
Цель: создание условий для развития интереса к самосовершенствованию и самовыражению через собственное литературное творчество.
Задачи
Обучающие;
- Расширить знания об особенностях газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа
- закрепить умение писать зарисовки, заметки, отзывы
- учить писать интервью, репортажи;
- учить анализировать текст, определять его смысл и тему, подбирать заголовок;
- вырабатывать умение переводить устную речь в письменную;
- познакомить с основами редакторской правки;
- отрабатывать навыки макетирования газетной полосы;
- учить делать тематическую стенгазету;
- учить оформлять странички авторской книги;
- учить работать в команде.
Развивающие:
- развивать коммуникативные компетенции (речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);
- развивать информационные компетенции (отбор, обработка, оформление материала);
- развивать наблюдательность, воображение;
- развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать в тексте свои чувства;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества;
- воспитывать патриотические чувства;
- учить этике общения;
- формировать эстетический вкус.
Предполагаемый результат работы с группами 4-го года обучения
Дети будут знать:
- особенности газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;
- что такое макет газеты;
- о значении позитивной информации для сознания читателя;
- о пользе чтения для духовного роста человека.
Будут уметь:
- собирать информацию;
- писать материалы в основных газетных жанрах;
- передавать в тексте позитивные настроения;
- высказывать свои убеждения;
- размышлять на заданную тему;
- анализировать текст;
- макетировать газетные полосы;
- композиционно оформлять странички авторской книги;
- работать в команде.
Особенности занятий:
- использование рабочей тетради «Звонкий голос детства»;
- проведение хоровой речевой разминки, способствующей положительному эмоциональному настрою и введению в тему занятия;
- применение вопросно-ответной формы работы, побуждающей к размышлению;
- использование позитивных текстов;
- написание собственных творческих работ в изучаемых газетных жанрах;
- наблюдения на улице для описания восприятия природы;
- оформление страниц авторской книги;
- театрализация отдельных этапов занятия;
- музыкальное сопровождение занятий.
Примечание: на занятиях не обязательно использовать весь материал, данный в конспектах.
Необходимое оборудование:
- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Звонкий голос детства»;
папка журналиста;
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Оборудование и инструменты |
Этическая культура журналиста | 4 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши | ||
1. | Этика журналиста. | 1 | ||
2. 3. 4. | Тайны матрёшки. Читать- значит искать и находить. Книга мира. | 1 1 1 | ||
Создание авторской книги | 1 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши, куклы, клей | ||
5. | Оформление страниц авторской книги. | 1 | ||
Газетный жанр - зарисовка | 2 | |||
6. | Остановись, мгновенье, ты прекрасно! | 1 | ||
7. | Чудо красоты.. | 1 | ||
Газетный жанр - отзыв | 4 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», | ||
8. | Газетный жанр – отзыв. Вступительная часть. | 1 | ||
9. 10. 11. | Отзыв: основная и заключительная части. Письмо-отзыв другу. Прогулка по словесному саду. | 1 1 1 | ||
12. 13-14 15. | Подготовка и выпуск стенгазеты Музыка зимы. Зарисовка. Подготовка к выпуску новогодней стенгазеты. Выпуск стенгазеты. Газетный жанр - заметка | 4 1 2 1 3 | Рабочая тетрадь фломастеры, бумага (ватман) | |
16. | Заметка. Виды заметок. | 1 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши | |
17. | Информационный листок. | 1 | ||
18. | Художественная заметка. | 1 | ||
19. | Оформление Уголка журналиста. Газетный жанр - интервью | 1 5 | Рабочая тетрадь, карандаши «Добрята», карандаши | |
20. | Газетный жанр - интервью. | 1 | ||
21. | Правила успешного интервью. Интервью с прохожим. | 1 | Рабочая тетрадь, карандаши | |
22. | Редактирование интервью. | 1 | ||
23. | Интервью. Встреча с интересным человеком. | 1 | Карандаши, фломастеры, бумага (ватман) «Добрята», карандаши | |
24. | Редактирование интервью. Газетный жанр - репортаж | 1 3 | ||
25. | Газетный жанр - репортаж. | 1 | ||
26. | Репортаж с места события. | 1 | ||
27. | Редактирование репортажа. Подведение итогов | 1 4 | «Добрята», карандаши | |
28. | Подготовка к выпуску стенгазеты «Все жанры в гости к нам». | 1 | «Добрята», карандаши | |
29-30 | Выпуск стенгазеты «Все жанры в гости к нам». | 2 | «Добрята», фломастеры, бумага (ватман)карандаши | |
31. | Пресс-конференция «Газетные жанры». Создание авторской книги | 1 3 | «Добрята», карандаши | |
32,33-34- | Оформление авторской книги. | 3 | ||
35. | Праздник «Звонкий голос детства». | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Этическая культура журналиста (4 ч.)
Этика журналиста. Внешний и внутренний мир человека. Значение чтения. Мир - источник знаний. Целостное восприятие мира.
Создание авторской книги (4 ч.)
Создание и оформление авторской книги: рукописный и компьютерный варианты.
Газетный жанр - зарисовка (3 ч.)
Определение газетного жанра - зарисовки. Работа по памятке. Наблюдения на улице. Работа со словарём. Написание зарисовки.
Газетный жанр - отзыв (4 ч.)
Определение газетного жанра - отзыва. Работа по памятке. Отзыв на увиденное, прочитанное. Написание отзыва. Письмо-отзыв другу.
Подготовка и выпуск стенгазеты (5 ч.)
Газета - итог творческой журналистской деятельности. Подбор, распределение материала. Макетирование тематических страниц.
Газетный жанр - заметка (3 ч.)
Определение газетного жанра - заметки. Работа по памятке. Виды информационной и художественной заметок, их особенности. Написание заметок.
Оформление Уголка журналиста (1 час)
Подбор материала. Изготовление рисунков-декораций. Изготовление букв по трафарету.
Газетный жанр - интервью (5 ч.)
Определение газетного жанра - интервью. Работа по памятке. Виды интервью. Правила ведения интервью с прохожим. Встреча с интересным человеком. Написание интервью. Редактирование интервью.
Газетный жанр - репортаж (3 ч.)
Определение газетного жанра - репортажа. Работа по памятке. Особенности репортажа. Репортаж с места события. Написание репортажа. Редактирование репортажа.
Подведение итогов (3 ч.)
Основные газетные жанры. Их особенность. Вручение авторских книг.
Планируемые образовательные результаты
Интегрированным результатом реализации программы будет сформированность нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста, показателем чего станут следующие знания, умения, навыки, компетенции.
Обучающиеся будут иметь:
- твердые убеждения о значении нравственной системы ценностей;
- целостное мировоззрение;
- ассоциативное и творческое мышление;
- высокий уровень речевого развития;
- высокую культуру общения со взрослыми и сверстниками;
- основы гражданского самосознания.
Будут знать:
- нравственно-этические нормы поведения;
- основы журналистского мастерства;
- какое значение имеет газета в деле формирования положительных человеческих качеств;
- как и где собрать нужную информацию.
Будут уметь:
- видеть красоту мира и выражать её в творческих работах;
- писать материалы в изучаемых газетных жанрах;
- использовать мультимедийные технологии в оформлении творческих работ;
- выпускать школьную газету, работать в пресс-центре;
- готовить собственные материалы для творческого сборника;
- выступать в роли консультантов по вопросам организации и выпуска классной и школьной газеты.
В ходе реализации Программы у обучающихся формируются универсальные учебные действия, которые конкретизируются через следующие группы результатов.
Личностные результаты;
развитие нравственных качеств,
формирование межличностных отношений;
развитие трудовых навыков.
Метапредметные результаты
- знакомство с основами журналистской деятельности;
- овладение первоначальными оформительскими навыками;
- развитие творческих и литературных способностей;
- знакомство с произведениями писателей и сверстников на нравственные, патриотические, экологические темы;
- получение знаний о Родине и родном крае;
- получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культуре, культурных ценностях;
- знакомство с произведениями русских композиторов, художников и творчеством народных умельцев;
- работа со словарями.
Предметные результаты:
- знакомство с газетными жанрами;
- написание творческих работ в основных газетных жанрах;
- овладение журналистскими терминами;
- публикации в газете-журнале «Добрята»;
- выпуск стенгазет;
- издание информационных листков;
- выпуск классных и школьных газет.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Всероссийская увлекательно-познавательная полноцветная газета-журнал «Добрята»
Т. В. Горчакова «Служу Отечеству пером». Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики для начальных классов. - Томск: Твердыня, 2013.
«Звонкий голос детства». Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. – Томск: Твердыня, 2014.
«Звонкий голос детства» Методическое пособие к рабочей тетради по основам детской журналистики. - Томск: Твердыня, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...
Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе программы «Служу Отечеству пером»
Выступление на методическом объединении...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению Служу Отечеству пером
Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики "Я красивый мир творю" первая часть программы "Служу Отечеству пером" разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Конц...
Образовательная программа по основам детской журналистики "Служу Отечеству пером"
Занятия с детьми по программе «Служу Отечеству пером» в первом и втором классах были направлены на развитие у детей чувства красоты и осознания высоких нравственных ценностей, необходимых человеку в ...
Рабочая программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» для учащихся 1 класса
Рабочая программа по основам детской журналистики «Золотое перышко» для 1 класса. Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического т...
Рабочая программа курса по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» 4 класс
Рабочая программа курса «Служу Отечеству пером» для 4 класса. Темы занятий, предложенные для изучения в четвёртом классе, побуждает детей к размышлению о значимости окружающего их мира, необходимости ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Служу Отечеству пером" (1-4)
Программа по патриотическому воспитанию "Служу Отечеству пером" ( 1- 4 классы)...