Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению Служу Отечеству пером
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики "Я красивый мир творю" первая часть программы "Служу Отечеству пером" разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_krasivyi_mir_tvoryu.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
Чебаркульского городского округа
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор МОУ СОШ № 7
учителей начальных классов _______/ Ильиных И.В. приказ № ____
протокол № _____ «___»_______ 2012 г. от «___»_________ 2012 г.
от «___»________2012 г. _______/ Правосудова И.П
руководитель ШМО
__________/Дряхлова Л.И.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
Служу Отечеству пером
Ступень обучения начальное общее образование (1 – 4 классы)
Класс 1 «Б» класс
Количество часов 33 Уровень базовый
Учитель: Топанова Татьяна Михайловна
Программа разработана на основе: Методических рекомендаций к рабочей тетради «Я красивый мир творю» Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева, г. Томск «Твердыня» 2012 г. и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Служу Отечеству пером» Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева, г. Томск «Твердыня» 2012 г.
Служу Отечеству пером
Пояснительная записка
« Важнейшая задача воспитания –
научить ребенка видеть в красоте
окружающего мира духовное
благородство, доброту, сердечность
и на основе этого утверждать
прекрасное в самом себе»
(В.А. Сухомлинский)
В настоящее время система общего обязательного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. Совокупность этих требований отражена в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).
Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Я красивый мир творю» первая часть программы «Служу Отечеству пером» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики для учащихся начальных классов «Служу Отечеству пером» Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева, Томск: Твердыня, 2012 год
- Методическое пособие к рабочей тетради по основам детской журналистики «Я красивый мир творю» Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева, Томск: Твердыня, 2012 год
- Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева «Я красивый мир творю»: Рабочая тетрадь 1 класс, – Томск «Твердыня» 2012 год
Целью программы формировать у детей нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста через изучение основ детской журналистики.
Задачи
Обучающие:
- Изучать основы журналистского мастерства;
- Обучать написанию разножанровых текстов;
- Повышать речевую грамотность;
- Отрабатывать умения переводить устную речь в письменную;
- Обучать восприятию красоты окружающего мира через синтез слова и образа;
- Обучать основам редакторской правки;
- Знакомить с основами макетирования;
- Овладеть навыками работы в команде, объединенной единой целью;
- Обучать этике общения.
Воспитательные:
- Воспитывать красоту внутреннего мира ребенка через творчество;
- Воспитывать ответственность за свои слова и поступки;
- Воспитывать любовь к красоте русской речи;
- Воспитывать любовь к Родине.
Развивающие:
- Развивать нравственные качества;
- Развивать стремление к самосовершенствованию через собственное литературное творчество;
- Развивать эмоционально-смысловое восприятие мира посредством слова;
- Развивать речевую деятельность через ведение диалогов и монологов;
- Формировать интерес к журналистике;
- Развивать наблюдательность, внимание, воображение;
- Развивать коммуникативные компетенции.
Программа «Служу Отечеству пером» как конкретная форма осуществления социально-педагогической деятельности выполняет следующие функции:
- Образовательную;
- Социально-адаптационную;
- Профориентационную;
- Культурообразующую;
- Культурно-досуговую.
Программа направлена на создание условий для саморазвития младших школьников, формирования у них целостного взгляда на мир, развитие литературных и творческих способностей детей, свободного овладения словом, языком, речью.
Перечень нормативных документов, на основании которых
составлена рабочая программа
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России N 03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012г. №24/5135 «об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году
- Учебный план МОУСОШ №7 на 2012/2013 учебный год
- Авторская программа по предмету (указать конкретные выходные данные авторской программы в том случае, если рабочая программа учителя создана на основе авторской, а не примерной программы по курсу)
Актуальность программы «Служу Отечеству пером» заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.
В ходе реализации программы у детей формируются ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться:
- Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Программа предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует успешному вхождению ребенка в социум, а значит, отвечает интересам каждой отдельной личности и государства в целом.
Новизной программы является то, что она вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики. Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, его ознакомлению с различными сферами искусства: музыкой, словом, изобразительным искусством, природой, трудом, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей, учат общению и дружелюбию.
Отличительной особенностью программы «Служу Отечеству пером» является понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек и качество его труда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии.
Человек, в детстве усвоивший высокие понятия добра, красоты, справедливости, честности, ответственности, сделает из критериями обустройства своей будущей жизни.
Основой программы является всероссийская увлекательно-познавательная газета-журнал «Добрята». Издание помогает детям в выработке целостного миропонимания, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному слову, творческому подходу к любому делу. Уникальность газеты-журнала в том, что она состоит из творческих работ детей.
Программа «Служу Отечеству пером» совместно с газетой-журналом «Добрята» дают большие возможности для раскрытия и воспитания нравственных качеств детей. Это работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте, любви к Родине. Мыслетворчество и рукотворчество, сочетающиеся в едином процессе формирования нравственной личности, способствуют выработке профессионального подхода к любому делу. Дети могут приобретать опыт писателя, читателя, оформителя, наборщика, корректора, редактора. По окончании каждого года обучения издается сборник творческих работ обучающихся.
Участие детей в целевых объединениях юных журналистов не только развивает их литературные способности, но и позволяет вести активную работу по внедрению здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения, способствует формированию активной гражданской позиции.
Место курса в учебном плане
Занятия проводятся один раз в неделю, 33 часа в 1 классе, 34 часа в 2-4 классах.
Принципы Программы:
- Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.
- Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
- Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
- Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.
- Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
- Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.
- Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
- Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
- Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.
Показатели освоения Программы:
- Интеллектуально-когнитивный компонент
Устойчивый интерес обучающихся к истории Родины, к народным традициям, культуре, родному языку.
- Эмоционально-чувственный компонент
Любовь к своему краю, своей семье, близким людям, глубокое переживание за родной город, страну, гордость за трудовые успехи народа, восхищение народным творчеством, уважительное отношение к другим народам, их обычаям и традициям.
- Деятельностно-практический
Сознательное участие ребенка в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях, жизни города, школы, класса.
Формы реализации Программы
- Праздники «Старт программы»,
- Занятия журналистских групп,
- Выпуск стенных газет, экскурсии,
- родительские собрания,
- выставки, творческие отчеты,
- выпуск творческого альбома «Я красивый мир творю»,
- работа с тетрадью по основам детской журналистики «Я красивый мир творю».
Организация работы по программе “Служу Отечеству пером” в 1-4 классах предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Я красивый мир творю»;
2 ступень – 2 класс «Дорогою добра»;
3 ступень – 3 класс «Радужный мир»;
4 ступень – 4 класс «Звонкий голос детства»
Содержание курса «Я красивый мир творю»
Цель курса: формировать у детей понятие красоты как основы миропонимания
Задачи:
- научить ребенка осознавать себя и мир единым целым,
- учить воспринимать красоту окружающего мира через синтез слова и образа,
- содействовать решению задач эстетического воспитания, развития воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного, развивать речевую деятельность через ведение монологов и диалогов,
- воспитывать красоту внутреннего мира ребенка через творчество,
- формировать представления детей о доброте, вызывать стремление совершать добрые поступки,
- учить детей заботе о других людях, сопереживанию, пониманию,
- воспитывать любовь к своей Родине, стремление сохранить и приумножить красоту родной земли,
- формировать опыт взаимоотношений в процессе игры, развивать коммуникативные навыки.
Мир и человек 8 часов
Красота окружающего мира, человека, результатов его труда. Профессия – журналист. Детские газеты и журналы. Учимся наблюдать за природой: видеть, слышать, чувствовать. Многообразие мира. Значимость творческих дел. «Словарик Добрых слов».
Я выражаю красоту 6 часов
Взаимосвязь мыслей, слов и деятельности человека. Влияние мыслей на человека. Мыслетворчество. Красноречие. Профессии и результат труда. Создание мини-журнала.
Внутренний мир человека 10 часов
Сердечные качества. Сердечное общение. Доброта – красота в действии. Дерево добра.
Красота художественного образа 6 часов
Образы и творческая деятельность людей. Образы в живописи, музыке, танцах. Красота художественного творчества.
Обобщение 3 часа
Образ красоты. Красота космоса. Красота внутреннего мира человека. Вселенная добра.
Календарно-тематическое планирование
по программе «Я красивый мир творю»
Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева 1 класс, 33 часа
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся | Форма контроля |
Мир и человек 8 часов | |||||
Что такое красота | 1 ч | Формировать представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию Вызывать стремление совершать добрые поступки | Раскрашивание рисунка | ||
Человек – творец красоты | 1 ч | Изготовление поделок для «Творческого дерева» | |||
В стране журналистов | 1 ч | Раскрашивание рисунка | |||
Красоты природы | 2 ч | Творческая работа «Волшебница Осень» | |||
Красота мира | 2 ч | Раскрашивание рисунка | |||
Я выражаю красоту 6 часов | |||||
Красота мысли | 2 ч | Содействовать решению задач эстетического воспитания, развития воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного | Рисование красивой мысли | ||
Красота слова | 2 ч | Написание красивых слов на корабликах | |||
Красота труда | 2 ч | Создание мини-журнала «Чудо красоты» | |||
Внутренний мир человека 10 часов | |||||
Красота сердца | 2 ч | Развивать речь, воображение, наблюдательность Развивать речевую деятельность через ведение монологов и диалогов | Творческая работа «Сердечко на елку» | ||
Красота доброты | 2 ч | Коллективная работа «Солнце с ладошками» | |||
Красота дружбы | 2 ч | Творческая работа «Самолетик для друга» | |||
Красота любви | 2 ч | Словесный букет для мамы | |||
Красота радости | 2 ч | Творческая работа – создание коллективного панно | |||
Красота художественного образа 6 часов | |||||
Образы красоты | 2 ч | Формировать опыт взаимоотношений в процессе игры | Создание рисунков для выставки | ||
Красота музыки | 2 ч | Беседа «О чем рассказала музыка» | |||
Красота танца | 2 ч | Игра: Танцевальные движения | |||
Обобщение 3 часа | |||||
Занятие – праздник «Красота Вселенной» | 3 ч | Развивать коммуникативные навыки | Творческая работа «подарок красоте» |
В ходе реализации программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностный блок
- Развитие нравственных качеств детей,
- Развитие творческих и литературных способностей,
- развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами,
- Формирование межличностных отношений,
- Овладение трудовыми навыками, первоначальными конструкторскими, художественно-оформительскими навыками,
- Развитие трудового сознания, трудовой активности,
- Создание индивидуальных творческих альбомов.
Познавательный блок
- Знакомство с газетными жанрами,
- Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края,
- Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев,
- Знакомство с произведениями писателей, сверстников на нравственные, патриотические, экологические темы,
- Овладение первоначальными оформительскими навыками,
- Получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культурных ценностях,
- Получение знаний экологического содержания,
- Работа с историческими источниками,
- Проведение простейших наблюдений и опытов, анализ и интерпретация результатов своих наблюдений,
- Выявление закономерностей.
Регулятивный блок
- Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности,
- Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников,
- Подготовка и презентация выставок, сообщений,
- Подготовка и проведение викторин, конкурсов,
- Планирование и выполнение мини-проектов,
- Планирование и проведение мини-исследований.
Коммуникативный блок
- Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
- Отработка умения слушать и вступать в диалог,
- Обучение постановки вопросов,
- Обучение поиску и сбору информации,
- Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами,
- Участие в коллективных творческих делах,
- Доброжелательное сотрудничество со сверстниками и другими людьми,
- Обучение владению диалогической и монологической речью.
Предполагаемый результат работы
с учащимися первых классов
Дети будут иметь представление:
- О разнообразии и красоте окружающего мира,
- Об основных качествах внутреннего мира человека,
- О смысловом значении слов,
- О взаимосвязи мыслей, слов и поступков,
- О влиянии изобразительного искусства, музыки и танца на физическое и духовное здоровье человека,
- О том, кто такой журналист,
- О детских периодических изданиях,
Дети будут знать:
- Название курса занятий – «Я красивый мир творю»,
- Влияние красоты на развитие внутреннего мира человека,
- Что в основе деятельности человека лежит творчество,
- О том, что добрые поступки делают человека лучше
Будут уметь:
- Использовать в своей речи монологи, диалоги, и описания,
- Находить в тексте нужные слова,
- Употреблять вежливые слова, выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок, танцевальных движений, пользоваться рабочей тетрадью «Я красивый мир творю»
- Пользоваться «Словариком добрых слов»,
- Творить красоту
Механизм контроля и отслеживания результатов
1 год обучения
Задачи | Показатель | Содержание | Способ диагностики | Механизм отслеживания |
Знакомство с понятием красоты как основы жизни | Понимание, знание | Беседы, знакомство с детским литературным творчеством, наблюдения, посещение выставок, игровая деятельность | Высказывания детей, рукотворчество, работа со словарем, с рабочей тетрадью | Активное наблюдение за детьми, выставки творческих работ, праздники |
Выражение восприятия красоты через словотворчество | Знания, умения | Наблюдения, размышления, беседы, работа со словарем и рабочей тетрадью | Речевая деятельность: монологи и диалоги. | Наблюдение за речевой деятельностью, анализ работы в словарике |
Воспитание красоты внутреннего мира через творческую деятельность | Умения, мастерство | Рисование, изготовление поделок | Выставки. Отзывы родителей | Активное наблюдение, выставка детских работ |
Побуждение к совершению добрых дел | Осознание | Беседы, обсуждение газетных заметок, примеры из жизни | Рассказы детей, создание «Дерева добрых дел» цветами | Организация коллективных добрых дел |
Знакомство с детскими газетами, журналами | Знание | Основные понятия: журналист, газета, журнал, заголовок | Изготовление мини-журнала «Чудо красоты» | Выставка журналов для родителей |
Через развитие интереса к значению слова формировать понимание его употребления | Способность правильно употреблять слова | Концентрация внимания, развитие наблюдательности, чувства, интереса к теме | Опросник: «Слова, которые меня радуют», работа в словарике | Активное наблюдение. Анализ работы в словарике |
Диагностический инструментарий
- метод наблюдения;
- метод изучения продуктов детского творчества;
- метод анкетирования;
- мониторинг нравственно-патриотического воспитания;
- мониторинг уровня проявления воспитанности младшего школьника.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника (по методике М.И.Шиловой)
Основные показатели нравственной воспитанности школьника:
* отношение к обществу, патриотизм;
* отношение к умственному труду;
* отношение к физическому труду;
* отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);
* саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
* Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
* Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
* Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
* Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Отношение к обществу
Патриотизм
1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
Любознательность
5. Познавательная активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.
8. Организованность в учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
Отношение к физическому труду
Трудолюбие
9. Инициативность и творчество в труде
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает
11. Бережное отношение к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12. Осознание значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
Доброта и отзывчивость
13. Уважительное отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен
15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен
Отношение к себе
Самодисциплина
17. Самообладание и сила воли
3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает
19. Организованность и пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет
20. Требовательность к себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Приложение 1.
Анкета для родителей обучающихся «Патриотическое воспитание».
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
3. Посещаете ли вы вместе с детьми достопримечательности нашего города? Если не, то почему?
Приложение 2.
Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живёт, школы.
* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
* Расширяйте собственный кругозор.
* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
* Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Книгопечатная продукция
- Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева Служу Отечеству пером. Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики для учащихся начальных классов. 1 – 4 классы. Томск «Твердыня» 2012 год
Рабочие тетради
- Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева «Я красивый мир творю»: Рабочая тетрадь 1 класс, – Томск «Твердыня» 2012 год
Методические пособия
- Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева «Я красивый мир творю»: 1 класс, – Томск «Твердыня» 2012 год
Технические средства обучения
- Классная доска
- Магнитная доска
- Персональный компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»
Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для 1 класса "Нам птицы просигналили подъём!"
Эта аторская программа составлена для занятий с учащимися 1 класса. Цель программы: формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом. Деятельность программы предполагает включе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс
Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....