"Изменение существительных по падежам (склонение)". 3-й класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель урока: сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов. Наблюдая за изменением окончаний в слове дело, учащиеся самостоятельно ставят падежные вопросы и выделяют окончания. В ходе работы ученики учатся изменять имена существительные по вопросам. Выполняя упражнение на закрепление, дети учатся ставить падежные вопросы и определять падеж имени существительного по алгоритму, изменять слово в тексте по смыслу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Изменение существительных по падежам (склонение)". 3-й класс | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изменение существительных по падежам (склонение)». 3-й класс
Цель урока: Сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием “Склонение”; способствовать формированию знаний об изменении имен существительных по падежам.
Развивающая: развивать мышление, внимание детей путем организации сравнения, анализа, обобщения.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.
Оборудование: учебники, карточки, рабочие тетради, компьютер, экран для демонстрации презентации.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
1. Несколько учеников выполняют работу на карточках.
(Приложение 1)
2. Орфографическая минутка.
- Записать слова, объяснить орфограммы.
Молодёжь, съезд, река, класс, ночь, ключ, дела.
- Что можете сказать об этих словах?
- Что такое имя существительное?
- Найдите лишнее слово. (дела – мн. ч., ср. р.)
III. Самоопределение к деятельности.
Работа с предложениями.
- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте предложения.
Карточка:
- У него дело из рук валиться.
- Без дела жить – только небо коптить.
- Делу время, потехе час.
- За правое дело стой смело.
- За делом и день пролетит незаметно.
- Пора поговорить о деле.
- Что заметили? (В каждом предложении повторяется слово дело.)
- Прочитайте первое предложение.
- Что это? (фразеологический оборот)
- Когда так говорим? (когда ничего не получается)
|
|
| дело |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 1
- Задайте вопрос к этому слову.
- Назовите окончание.
|
| что? | дело |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 2
- Прочитайте второе предложение.
- Что это?
- Объясните смысл этой пословицы.
|
| что? | дело |
|
|
| делa |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 3
- Задайте вопрос к этому слову?
- Назовите окончание.
|
| что? | дело |
|
| чего? | дела |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 4
- Прочитайте третье предложение.
- Что это?
- Объясните смысл этой пословицы.
Слайд 5
|
| что? | дело |
|
| чего? | дела |
|
|
| делу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Задайте вопрос к этому слову.
- Назовите окончание.
|
| что? | дело |
|
| чего? | дела |
|
| чему? | делу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 6
- Прочитайте четвертое предложение.
- Объясните смысл пословицы.
Слайд 7
|
| что? | дело |
|
| чего? | дела |
|
| чему? | делу |
|
|
| дело |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Задайте вопрос к этому слову.
- Назовите окончание.
Слайд 8
|
| что? | дело |
|
| чего? | дела |
|
| чему? | делу |
|
| что? | дело |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Прочитайте пятое предложение.
- Объясните смысл пословицы.
Слайд 9
|
| что? | дело |
|
| чего? | дела |
|
| чему? | делу |
|
| что? | дело |
|
|
| делом |
|
|
|
|
- Задайте вопрос.
- Назовите окончание.
|
| что? | дело |
|
| чего? | дела |
|
| чему? | делу |
|
| что? | дело |
|
| чем? | делом |
|
|
|
|
Слайд 10
- Прочитайте шестое предложение.
- Объясните смысл .
Слайд 11
|
| что? | дело |
|
| чего? | дела |
|
| чему? | делу |
|
| что? | дело |
|
| чем? | делом |
|
|
| о деле |
- Задайте вопрос.
- Назовите окончание.
Слайд 12
|
| что? | дело |
|
| чего? | дела |
|
| чему? | делу |
|
| что? | дело |
|
| чем? | делом |
|
| о чём? | о деле |
- Что можно сказать об этих словах?
(форма одного слова)
- Что мы с вами сделали с этим словом?
(Изменили по вопросам)
- Такое изменение по вопросам называется изменением по падежам.
- Кто знает, как называются падежи в русском языке?
(Выслушать ответы детей, открыть названия падежей)
Слайд 13
Именительный |
| что? | дело |
Родительный |
| чего? | дела |
Дательный |
| чему? | делу |
Винительный |
| что? | дело |
Творительный |
| чем? | делом |
Предложный |
| о чём? | о деле |
- Как вы думаете, что осталось закрытым?
(Вопросы, которые мы задаём к одушевлённым предметам)
Именительный | кто? | что? | дело |
Родительный | кого? | чего? | дела |
Дательный | кому? | чему? | делу |
Винительный | Кого? | что? | дело |
Творительный | кем? | чем? | делом |
Предложный | о ком? | о чём? | о деле |
Слайд 14
Сообщение темы и целей урока.
- Кто может сказать тему нашего урока?
- Мы с вами будем учиться изменять существительные по падежам. Это называется склонением существительных.
Слайд 15 Тема: Изменение имён существительных по падежам.
(склонение)
- Я раздаю опорные схемы, которые помогут вам запомнить название падежей, вопросы и слова-помощники.
(Приложение 2)
Слайд 16
И.п |
| кто? | что? |
Р.п. | нет | кого? | чего? |
Д.п. | дать | кому? | чему? |
В.п. | вижу | кого? | что? |
Т.п. | горжусь | кем? | чем? |
П.п. | думаю | о ком? | о чём? |
V. Работа по теме.
Упражнение в склонении существительных.
- Отгадайте загадку.
Рыжая хищница
В курятник пришла,
Всех кур перечла,
С собой унесла. (лиса)
- Что можете сказать об этом слове?
(сущ., одуш., ед.ч., ж.р.)
- Просклонять слово лиса. (Коллективная работа. Один ученик у доски)
Физкультминутка.
Первичное закрепление.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Просклонять слово зима. (Один ученик на закрытой доске. Остальные в тетради.) Оказать индивидуальную помощь. (Проверка.)
Вывод.
- Какой вывод вы можете сделать?
- Что значит изменить по падежам?
Вывод учебник с. 20
Упражнение в умении задавать вопросы.
- Каждый из вас сейчас проверит, насколько хорошо он умеет задавать вопросы к существительным.
- Прочитайте предложения на карточках, которые я вам раздала.
- Что вы заметили? (повторяется слово весна)
- В скобках вы должны написать вопросы к слову весна. Указать над словом падеж. Опорная схема вам поможет.
Карточка: В скобках ставьте нужные вопросы к слову “весна”. Укажите над словом падеж.
Скоро наступит (____________) весна. Каждая былинка чувствует приход (_______________) весны. Всякая букашка рада (_____________) весне. Мальчик написал песню (______________) о весне.
Проверка.
Итог урока.
- Что узнали?
- Чему научились на уроке?
- Впереди нас ждет трудная, но интересная работа. Мы будем склонять существительные, определять падеж и учиться писать безударные окончания имен существительных.
Приложение 1
I вар
Вставьте пропущенные буквы. Обозначить род.
Ланды.., кирпи.., помо.., товари.., молодёж.., скрипа.., ве.., пла.., гра.. .
II вар
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте род существительных.
К..лючий ё.., л..тучая мы.., пр..стой к..ранда.., з..л..той клю.., д..р..гая ве.., т..жёлый бага.., х..лодный ду.., н..чная глу.., р..дная ре.. .
III вар
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте род существительных.
Охотник н..чевал в домике л..сника. В полно.. он услышал жалобный пла.. . Охотник накинул пла.. и вышел во двор. Прямо перед его гл..зами м..лькнула л..тучая мы.. .
Приложение 2
Падеж | Вспомогательное слово | Вопрос |
Именительный |
| Кто? Что? |
Родительный | нет | Кого? Чего? |
Дательный | дать | Кому? Чему? |
Винительный | вижу | Кого? Что? |
Творительный | горжусь | Кем? Чем? |
Предложный | думаю | О ком? О чём? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"
Урок-исследование...
урок русского языка в 3 классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"
урок русского языка в 3 классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"...
презентация к уроку русского языка в 3 классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"
презентация к уроку русского языка в 3 классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"...
Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса
Аннотация-Конспект урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...
Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса
Аннотация-Конспект урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...
Урок русского языка в 3 классе "Изменение имён существительных по падежам (склонение)".
Цели. 1.Познакомить учащихся с изменением окончаний имён существи- тельных в зависимости от вопроса....
Урок по русскому языку для 3 класса на тему:"Изменение имен существительных по падежам (склонение)"
Урок интересен своими разнообразными видами деятельности на уроке. И отвечает всем параметрам ФГОС....