Урок русского языка в 3 классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Урок-исследование 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам».

Цели:

- создать условия для полного осознания детьми различия между падежами,  падежными вопросами;

-  учить склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать  выводы,  применять полученные знания на практике;

- повторить и систематизировать знания об имени существительном;

- развивать орфографическую зоркость,  память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой;

- воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.     СЛАЙД 1

Откроем свои ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать». А чтобы много знать, надо хорошо потрудиться. Я желаю вам успеха в работе на уроке. Запишите в тетрадях аккуратно число, классная работа

  1. Минутка чистописания. Целеполагание   СЛАЙД 2

1. Аимяасуёщесатвиётеальноеё

2. - Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать, вы мне скажете сами, зачеркнув все буквы а и ё.

- Что у нас получилось? Какую часть речи будем продолжать зучать?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном? /Составление кластера/

- В нашем кластере осталось ещё что-то неоткрытое, неисследованное. Посмотрим, сможем ли мы разгадать ещё одну загадку русского языка сегодня?

- Для чего мы исследуем имя существительное?

III. Словарная работа    СЛАЙД 3

- А сейчас мы поиграем в игру «Четвёртое лишнее». Запишите словарные слова, выделите орфограммы, подчеркните лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор.

П..тухи, м..дведи, к.ртины, м..тро. /проверка на экране/

..рбуз, м..лина, п..м..дор, з..мл..ника. /для детей 1 уровня/ проверка на экране/

- Придумайте сами ещё одну группу существительных  и запишите. Проверка /для детей 2 и 3 уровня/

IV. Работа над новой темой.

1. Создание проблемной ситуации:    СЛАЙД 4

- Что объединяет эти слова?

-Докажите, что это имя сущ-е!

- Прочитайте слова на доске. На какие две группы можно их разбить?

Весна, грач, весны, грача, весне, грачу, весну, грача, весной, грачом, о весне, о граче. /на карточках/

- Это родственные слова?

- Чем они отличаются?

- Почему у них разные окончания?/ разные вопросы/

- Давайте поставим вопросы к каждому сущ-му и выделим окончания

- Сделайте вывод, как влияют вопросы на сущ-е?

- Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение окончаний сущ-х по вопросам?

-Так какая тема нашего исследования на уроке?

-Можем ли мы определить падеж сущ-х  в составленных группах? Почему?

- Как вы думаете, тогда цель нашего исследования какая?  /Узнать название падежей и  научиться правильно определять падежи сущ-х/

- Так давайте это узнаем!

2. Знакомство с падежами    СЛАЙДЫ  5 - 12

Я Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы КТО? и ЧТО?

Ни с кем не спутает никто.

А я – падеж родительный.

 Характер мой – общительный.

Кого? Чего? – и вот он я!

Возьмёте вы меня в друзья?

                                       

     Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать?

К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

      А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников – люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого назвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.

      А я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! – Чем?

 Творите! – С кем?

Я подскажу вам - нет проблем!

      А я – падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком, о чём я говорил?

Ах, да! Нужны предлоги

Без них мне нет дороги.

                                                       

                                                  Вот такие падежи.

А ты с ними подружи.

Будешь грамотно писать

И пятёрки получать.

- В русском языке принято изменение сущ-х по падежам называть склонением.

- Посмотрите на табличку-подсказку. Она будет вам помогать правильно определять падежи, т.е.СКЛОНЯТЬ имена сущ-е.

На письме название падежей принято обозначать сокращённо. /заглавная и строчная буквы/

- А теперь мы можем определить падежи существительных?

- Давайте попробуем!

- Падежи располагаются в определённом порядке  и чтобы легче было запомнить этот порядок,  существуют различные  шутливые  присказки. Одну из них я вам сейчас скажу. «Иван Рубит Дрова, Варвара Топит Печку».  СЛАЙД 13

А  про другие узнайте сами и на следующем уроке расскажите.

- Как вы думаете, что нужно хорошо знать, чтобы правильно определить падеж сущ-го? /падежные вопросы/

- Итак, что значит изменить существительные по падежам? /изменить их по вопросам/

-Что изменяется при этом у сущ-х?

- Как по-другому называется изменение сущ-х по падежам? /склонение/

- Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 90

-Узнали мы что-то нового из учебника?

- Значит, мы сами можем делать открытия и раскрывать тайны русского языка?

V. Физкультминутка        СЛАЙД  14

- Сейчас мы с вами отдохнём. Физминутка очень весёлая, но с хитрым заданием. Постарайтесь не только выполнять движения вместе со мной, но «услышать» имена существительные, которые повторяются. А хитрость заключается в том, что вы ещё должны определить, что происходит с этими существительными?

                                 /минусовка частушек Бабок-Ёжек/

Шла весной по льду свинья.

Ей попалась полынья.

Плюх!.. Торчит из полыньи

Только хвостик от свиньи.

Мы скорее к полынье,

Мы помочь хотим свинье.

Сами - чуть не в полынью,

Но спасли-таки свинью!..

Недовольны мы свиньёй:

Разве шутят с полыньёй?

Вспоминайте о свинье,

Чтоб не плавать в полынье!

VI. Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике.

  1. - Итак, кто же был очень внимательным и заметил, какие существительные повторялись в шутливой песенке и что с сущ-ми  происходило?       СЛАЙД  15

- Давайте сейчас просклоняем эти сущ-е на доске и в тетради и выделим окончания сущ-х. Воспользуемся не только вопросами, но и словами-помощниками,  которые дружат с падежами и тоже всегда придут на помощь в их определении. Записывать эти слова не нужно, мы будем их только проговаривать.  Запомните их.

И.п. – есть          кто? свинья,          что? полынья

Р.п. -   нет           кого? свиньи,       чего? полыньи

Д.п. – дать         кому? свинье,      чему? полынье

В.п. – вижу         кого? свинью,       что? полынью

Т.п. – доволен   кем? свиньёй,       чем? полыньёй

П.п. – думаю     о ком? о свинье,   о чём? о полынье

  1. Групповая работа  /разноуровневая/       СЛАЙД  16

1-й уровень - в парах /по сиреневым карточкам/

- Просклоняйте в тетради слова МАМА и ДОБРО

2-й уровень в парах  /по розовым  карточкам/

 -Спишите текст. В скобках напишите вопрос, на который отвечает каждое выделенное существительное,  определите падеж.

Вот и конец (…) зимы. Скоро прилетят  перелётные (…) птицы. Ребята готовят (…) скворцам птичьи домики. Они с удовольствием заботятся (…) о птицах.

3-й уровень  САМОСТОЯТЕЛЬНО/по жёлтым карточкам/

- Запишите пословицы в тетрадь и укажите падеж сущ-го МАТЬ.

Птица радуется весне, а дитя матери.

Гнев матери, что весенний снег, скоро растает.

Мать плачет, что река льётся.

Родную мать никем не заменишь.

При солнышке тепло, при матери добро.

С матерью беда не страшна.

- Кто желает, может расположить пословицы в тетради последовательно, начиная с И.п.

  1. Проверка

- 1-й уровень на экране  Самооценка /на полях/ СЛАЙД  17

- 2-й уровень на доске    Самооценка /на полях/

- 3-й уровень – взаимопроверка

VII. Физкультминутка для глаз             СЛАЙД  18

VIII. Итог урока. Завершение составления кластера      СЛАЙД  19

- Как называется изменение имён существительных по падежам?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите их с вопросами?

- Зачем нам надо знать название падежей и падежные вопросы?

- А теперь давайте проверим, что нового мы узнали, разгадали ли мы ещё одну загадку, исследуя  имя существительное. Как ещё изменяется эта часть речи? /кластер/

- Я открою вам тайну. Мы ещё не до конца исследовали имя существительное. На следующих уроках  узнаем об этой части речи ещё много нового.

IX. Домашнее задание 

Дома обязательно расскажите своим родителям о том, что нового узнали сегодня на уроке. Как вы думаете, они помнят падежи?

- Давайте проверим. Предложите им заполнить табличку, которая лежит у вас на партах. На следующем уроке мы с вами заполним такую же и сравним таблички.

  1. Выучить название падежей, слова-помощники, падежные вопросы
  2. Попробуйте составить порядок, алгоритм определения падежей сущ-х
  3. Выполнить задания на карточках в тетради.
  4.  Вам интересно знать, сколько падежей в других языках? Тогда вам задание – узнать это.

X.  Рефлексия        СЛАЙД  20

- Оцените свою работу и работу ребят на уроке

1.  Мне понравилось …

2. Мне удалось …

3. Я порадовался за …

4. Мне надо ещё поработать над…

- Оценки за работу я поставлю, когда проверю ваши тетради.    СЛАЙД  21

Чтобы видеть все вокруг,

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень занимательный.

Под листочек загляни,

Солнышку обрадуйся,

Всем вокруг ты помоги,

Руку другу протяни-

Вот и замечательно!

- Спасибо вам за работу, ребята!  СЛАЙД  22



Предварительный просмотр:

весна       грач      весны     грача   весне     грачу   весну      грача    весной    грачом      

о весне    

о граче      



Предварительный просмотр:

Вот и конец (чего?) зимы.

Скоро прилетят перелётные (кто?) птицы.

Ребята готовят (кому?) скворцам птичьи домики.

Они с удовольствием заботятся (о ком?)  о птицах.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

Уровень 1

  1. Просклонять существительные  март, кулики.
  2. Определить падеж имени существительного вода.        

Как с гуся вода. Выйти сухим из воды. Вилами по воде писано. Вывести на чистую воду. Не  разлить водой. Ловить рыбку в мутной воде.

  1. Узнать, сколько падежей в других языках.

Домашнее задание

Уровень 1

  1. Просклонять существительные  март, кулики.
  2. Определить падеж имени существительного вода.        

Как с гуся вода. Выйти сухим из воды. Вилами по воде писано. Вывести на чистую воду. Не  разлить водой. Ловить рыбку в мутной воде.

  1. Узнать, сколько падежей в других языках.

Домашнее задание

Уровень 1

  1. Просклонять существительные  март, кулики.
  2. Определить падеж имени существительного вода.        

Как с гуся вода. Выйти сухим из воды. Вилами по воде писано. Вывести на чистую воду. Не  разлить водой. Ловить рыбку в мутной воде.

  1. Узнать, сколько падежей в других языках.

Домашнее задание

Уровень 1

  1. Просклонять существительные  март, кулики.
  2. Определить падеж имени существительного вода.        

Как с гуся вода. Выйти сухим из воды. Вилами по воде писано. Вывести на чистую воду. Не  разлить водой. Ловить рыбку в мутной воде.

  1. Узнать, сколько падежей в других языках.

Домашнее задание

Уровень 2

  1. Просклонять существительные  март, кулики.
  2. Спишите текст, изменяя форму существительных в скобках. Определите падеж существительных.        

Все знают хитрую (лиса). Во многих сказках рассказывается о (лиса). Вот (лиса)  угощает (журавль). А вот она едет на (волк) без (хвост). (Волк) поверил (лиса) и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.

  1. Узнать, сколько падежей в других языках.

Домашнее задание

Уровень 2

  1. Просклонять существительные  март, кулики.
  2. Спишите текст, изменяя форму существительных в скобках. Определите падеж существительных.        

Все знают хитрую (лиса). Во многих сказках рассказывается о (лиса). Вот (лиса)  угощает (журавль). А вот она едет на (волк) без (хвост). (Волк) поверил (лиса) и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.

  1. Узнать, сколько падежей в других языках.

Домашнее задание

Уровень 2

  1. Просклонять существительные  март, кулики.
  2. Спишите текст, изменяя форму существительных в скобках. Определите падеж существительных.        

Все знают хитрую (лиса). Во многих сказках рассказывается о (лиса). Вот (лиса)  угощает (журавль). А вот она едет на (волк) без (хвост). (Волк) поверил (лиса) и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.

  1. Узнать, сколько падежей в других языках.

Домашнее задание

Уровень 3

  1. Просклонять существительные  март, кулики.
  2. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки и предлоги. Определите падеж существительных.

(На)р..совал  (в)ал..боме, был  (на)уж..не,  (до)ехал (до)д..ревни,  (у)б..жал  (под)кр..вать,  (вы)рос  (под)б..рёзой, (при)ш..л  (с)т..варищем,  (рас)сказал  (о)компьютере, (под)..ехал  (к)м..тро,  (об)вести  (вокруг)пальца,  (про)к..тить (с)в..т..рком,  (пере)б..жал  (через)д..рогу.

  1. Узнать, сколько падежей в других языках.

Домашнее задание

Уровень 3

  1. Просклонять существительные  март, кулики.
  2. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки и предлоги. Определите падеж существительных.

(На)р..совал  (в)ал..боме, был  (на)уж..не,  (до)ехал (до)д..ревни,  (у)б..жал  (под)кр..вать,  (вы)рос  (под)б..рёзой, (при)ш..л  (с)т..варищем,  (рас)сказал  (о)компьютере, (под)..ехал  (к)м..тро,  (об)вести  (вокруг)пальца,  (про)к..тить (с)в..т..рком,  (пере)б..жал  (через)д..рогу.

  1. Узнать, сколько падежей в других языках.

Домашнее задание

Уровень 3

  1. Просклонять существительные  март, кулики.
  2. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки и предлоги. Определите падеж существительных.

(На)р..совал  (в)ал..боме, был  (на)уж..не,  (до)ехал (до)д..ревни,  (у)б..жал  (под)кр..вать,  (вы)рос  (под)б..рёзой, (при)ш..л  (с)т..варищем,  (рас)сказал  (о)компьютере, (под)..ехал  (к)м..тро,  (об)вести  (вокруг)пальца,  (про)к..тить (с)в..т..рком,  (пере)б..жал  (через)д..рогу.

  1. Узнать, сколько падежей в других языках.


Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЧАСТЬ РЕЧИ

КТО?  ЧТО?

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п. 

И.п.     Р.п.           Д.п.     В.п.

Т.п.     П.п. 

 ЧТО?       ЧЕГО?

ЧЕМУ?       ЧТО?

ЧЕМ?        О ЧЁМ?



Предварительный просмотр:

                                                                                                       

                                                                                                                                       

   

   

                                                             

                                                       



Предварительный просмотр:

Падежи

Вопросы

Слова-помощники

Предлоги

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Падежи

Вопросы

Слова-помощники

Предлоги

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Просклоняйте в тетради /измените по падежам/

существительные  МАМА и ДОБРО

Просклоняйте в тетради /измените по падежам/

существительные  МАМА и ДОБРО

Просклоняйте в тетради /измените по падежам/

существительные  МАМА и ДОБРО

Просклоняйте в тетради /измените по падежам/

существительные  МАМА и ДОБРО

Просклоняйте в тетради /измените по падежам/

существительные  МАМА и ДОБРО



Предварительный просмотр:

 Запишите пословицы  в тетрадь  и укажите падеж существительного мать.

Мать плачет, что река льётся.

Птица радуется весне, а дитя матери.

Гнев матери, что весенний снег, скоро растает.

Родную мать никем не заменишь.

При солнышке тепло, при матери добро.

                                                    С матерью беда не страшна.

Запишите пословицы  в тетрадь  и укажите падеж существительного мать.

Мать плачет, что река льётся.

Птица радуется весне, а дитя матери.

Гнев матери, что весенний снег, скоро растает.

Родную мать никем не заменишь.

При солнышке тепло, при матери добро.

                                                    С матерью беда не страшна.

Запишите пословицы  в тетрадь  и укажите падеж существительного мать.

Мать плачет, что река льётся.

Птица радуется весне, а дитя матери.

Гнев матери, что весенний снег, скоро растает.

Родную мать никем не заменишь.

При солнышке тепло, при матери добро.

                                                    С матерью беда не страшна.

Запишите пословицы  в тетрадь  и укажите падеж существительного мать.

Мать плачет, что река льётся.

Птица радуется весне, а дитя матери.

Гнев матери, что весенний снег, скоро растает.

Родную мать никем не заменишь.

При солнышке тепло, при матери добро.

                                                    С матерью беда не страшна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Минутка чистописания

Слайд 3

Словарная работа П.. тухи , м.. дведи , к . ртины , м.. тро .. рбуз , м.. лина , п..м.. дор , з ..мл.. ника е е а е а а о и е я

Слайд 4

Изменение имени существительного по падежам Узнать названия падежей и научиться правильно определять падеж имени существительного

Слайд 5

У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей. Они проходят чередой, За слово в бой готов любой!

Слайд 6

Именительный падеж 6 Я – именительный падеж , И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащие зовут. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто .

Слайд 7

Родительный падеж 7 А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? – и вот он я! Возьмёте вы меня в друзья?

Слайд 8

Дательный падеж Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать .

Слайд 9

Винительный падеж 9 А я – винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников – люблю, Для них «пятерки» я ловлю . Кого назвать, во что играть, Готов ребятам подсказать.

Слайд 10

Творительный падеж А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите! – Чем? Творите ! – С кем? Я подскажу вам - нет проблем !

Слайд 11

Предложный падеж 11 А я – падеж предложный . Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком, о чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. .

Слайд 12

Вот такие падежи. А ты с ними подружи, Будешь грамотно писать И пятерки получать. 12 Склонение

Слайд 13

И.п. - И ван Р.п. - Р убит Д.п. - Д рова, В.п. - В арвара Т.п. - Т опит П.п. - П ечку

Слайд 14

Физминутка

Слайд 15

Тихон ХОБОТОВ. СВИНЬЯ В ПОЛЫНЬЕ Шла весной по льду свинья. Ей попалась полынья. Плюх!.. Торчит из полыньи Только хвостик от свиньи. Мы скорее к полынье, Мы помочь хотим свинье. Сами - чуть не в полынью, Но спасли-таки свинью!.. Недовольны мы свиньёй: Разве шутят с полыньёй? Вспоминайте о свинье, Чтоб не плавать в полынье!

Слайд 17

И. п. Р .п. Д .п. В .п. Т .п. П .п. Кто? что? Мама, добро Кого? Кому? Кого? Кем? О Ком? Мамы, Маме , Маму , Мамой, О Маме, чего? чему? что? чем? О чём? добра добру добро добром О добре

Слайд 20

Сегодня на уроке: Мне понравилось… Мне удалось… Я порадовался за… Мне надо ещё поработать над…

Слайд 21

Чтобы видеть всё вокруг, Надо быть внимательным. Окружающий нас мир Очень занимательный. Под листочек загляни, Солнышку обрадуйся, Всем вокруг ты помоги, Руку другу протяни- Вот и замечательно!

Слайд 22

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Части речи Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам

Части речи. Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам...

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

урок русского языка в 3 классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"

урок русского языка в 3 классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"...

презентация к уроку русского языка в 3 классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"

презентация к уроку русского языка в 3 классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"...

Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам.

1ФИО (полностью)Заводова Ирина Владимировна2Место работыВолгоград МОУ СОШ № 833Должностьучитель начальных классов4Предметрусский язык5Класс3 класс6Тема и номер урока в темеОбщее понятие о склонении. И...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: «Изменение существительных по падежам»

Технологическая карта поможет учителю начальных классов в проведении урока по русскому языку с целью формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных....

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...