Урок русского языка в 3 классе "Изменение имён существительных по падежам (склонение)".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цели. 1.Познакомить учащихся с изменением окончаний имён существи-
тельных в зависимости от вопроса.
2. Отрабатывать умения склонять имена существительные.
Развивать орфографическую зоркость.
3. Воспитывать любовь к Родине, природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_3_klasse-1.doc | 38 КБ |
prezentatsiya_-3_klass.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Изменение имён существительных по падежам (склонение).
Цели. 1.Познакомить учащихся с изменением окончаний имён существи-
тельных в зависимости от вопроса.
2. Отрабатывать умения склонять имена существительные.
Развивать орфографическую зоркость.
3. Воспитывать любовь к Родине, природе.
Оборудование: две карточки (тучка, солнышко), презентация, карточки - па-дежи, карточкис заданием (просклонять слово медведь)
Ход урока
1. Организация детей к уроку.
-У вас на партах две карточки (солнышко и тучка), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
2.Проверка домашнего задания. Слайд №2. Упр. №431. Прочитайте наизусть стихотворение «Берёза» С. Есенина.
-Определи род имён существительных, найди существительное во множественном числе.
3.Минута красивого письма. –Что обозначает буква Ч? (Она обозначает звук, согласный, всегда мягкий, глухой)
Ч ч ч ч Ч ч ч ч ч
Ча че чу чк чн
чувство речка четверг
Человек без Родины, что соловей без песни.
-Как вы понимаете это предложение? Что это за предложение? (Пословица)
-Какие орфограммы вы встретили?
-Найдите имена существительные. -Какие они? (Есть одушевлённые и неодушевлённые.) Обозначьте число.
5. Словарная работа. Запись под диктовку.
Город, завод, воробей, памятник, магазин, ворона, трамвай, улица.
Работа в парах. Оценивание.
-Встаньте, у кого нет ошибок. Молодцы, садитесь.
-Встаньте, у кого 1-2 ошибки. Молодцы, садитесь.
-Встаньте, у кого 3 и более ошибок.
-Какое пожелание? (Учите слова.)
4.Сообщение темы и целей урока. Речь пойдёт об имени существительном.
5. Работа над новой темой. Создание проблемной ситуации.
-Ребята, немецкий мальчик Матиас прислал письмо из Германии.
-Послушай те письмо и подумайте всё ли правильно в письме?.(Слайд № 3)
В письме допущены ошибки, мы их услышали. В конце урока мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопрос: «Что не знал
Матиас о русском языке?»
6.Чтение стихотворения вслух.(Слайд №4)
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Убежит в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там сидит и в темноте
Вспоминает о коте.
(А.Грачев)
-О ком это стихотворение?
-Найдите в стихотворении слово, которое изменяется?(Кот)
_Проговорим все формы этого слова(Кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте)
-Найдите слова, с которыми связано слово кот.(Слова подчёркнуты. Слайд №5).
-Ставим вопросы от этих слов к существительному кот и записываем их в тетрадь.
7.Самопроверка.(Слайд №6)
ждет (кто?) кот
вырываясь (от кого?) от кота
не приблизится (к кому?) к коту
видя (кого?) кота
не встретиться (с кем?) с котом
вспоминает (о ком?) о коте
-Выделяем ту часть слова, которая изменяется (окончание).(Слайд №7)
-Для чего изменились окончания? (Для связи слов в предложении)
7. Вывод. (Слайд №8)
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам.
Кот, кота, коту, котом, о коте – формы одного и того же слова. Такие формы называются падежными. В русском языке 6 падежей.(Слайд №9)
:ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ (есть) кто? что?
РОДИТЕЛЬНЫЙ (нет) кого? чего?
ДАТЕЛЬНЫЙ (дать) кому? чему?
ВИНИТЕЛЬНЫЙ (винить) кого? что?
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ (творить) кем? чем?
ПРЕДЛОЖНЫЙ (думать) о ком? о чем?
8.Сказка о падежах.
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
9.Физкультминутка. (Слайд №10)
10.Закрепление нового материала. (Слайд №11).
На экране медведь.
Самые большие из медведей – это бурые аляскинские медведи. Некоторые самцы весят 680 кг, а высота их на задних лапах может достигать 3 метров. Это очень большой медведь. Живёт в Северной Америки.
Итак, имена существительные изменяются по падежам или склоняются.
1.Работа по учебнику стр.31 №432 .
-Прочитайте текст, вставляя слово медведь.
Запись на карточки формы слова медведь.
2.Работа по карточкам. (Просклонять слово медведь.)
12.Решение проблемной ситуации.
-Давайте , ребята, вернёмся к письму Матиаса.
-Прочитайте.
–Что не знал Матиас о русском языке? (Он не знал падежи.)
Исправляем ошибки в письме. (Слайд №12)
Чтение текста, который получился.(Слайды №13, 14)
13.Рефлексия. (Слайд №15)
14.Итог урока. Оценки за урок.
-Как чувствовали себя на уроке? Понравился ли вам урок?
-Покажите это с помощью карточек (солнце и тучка).
15. Сценка «Ленительный падеж»
Стихотворение «Ленительный падеж».
1.Спросили Лежебокина:
-А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
2.Давным давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
3.Ответил он рассерженно:
-В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые изменяют имена.
4. Ведь я падеж Творительный
Наверно не учу:
А тем более творить
Я не хочу.
5. Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
6. Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
7.А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
8.Да переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
9.-Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, просительный!
(Г. Граубин)
-Хотите быть похожими на Лежебокина? (Нет.)
-Значит учите дома падежи.
16.Д/З: выучить падежи, правило, упр.№433.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка Тема. Изменение имён прилагательных по падежам.
Урок рсского языка в 4 классе. ОС "Школа 2100..." +презентация к уроку....
Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.
Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....
Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)
Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании о...
Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...
Конспект урока русского языка "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения"
Цель урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.Планируемые результаты: Предметные: закрепить навык правопис...
Открытый урок по русскому языку«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»
Цель урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении ...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...