" Систематизация основных грамматических закономерностей языка"
статья по русскому языку (4 класс) на тему
Систематизация основных грамматических закономерностей языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_moo.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Алтайская общеобразовательная школа №1»
«Систематизация основных грамматических закономерностей языка»
(выступление на МО начальных классов)
Подготовила и выступила:
учитель начальных классов
Иванченко Елена Александровна
2015 г.
На первом этапе обучения у обучающихся формируются практические навыки конструирования словосочетаний и предложений, закрепляются умения использования слабослышащими в самостоятельной речи ряда основных грамматических категорий и закономерностей.
На втором этапе происходит систематизация основных грамматических закономерностей, в ходе которой обучающиеся начинают осваивать соответствующие грамматические обобщения, на основе которых дается характеристика частей речи.
Практическое овладение грамматическими закономерностями обучающимися происходит в условиях комплексной работы, где понимание основных грамматических закономерностей отрабатывается на уроках развития речи, а систематизация и введение их в активную речь обучающихся осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя языка. Благодаря тому, что на уроках развития речи и на уроках формирования грамматического строя я обращаюсь к одним и тем же грамматическим закономерностям и конструкциям, обеспечивается их постоянное использование в речевом обиходе обучающихся.
Практическая направленность системы специального обучения языку предполагает широкое использование разнообразных грамматических упражнений, обеспечивающих автоматизацию речевых навыков.
Выделяет несколько типов упражнений в зависимости от объема образуемой структуры и использования и развития различных умственных действий. Определяя тип упражнения я соблюдаю принцип сравнения и противопоставления (контрастности) между сходными или отличающимися языковыми фактами: "упражнения на основе использования принципа противопоставления должны помочь овладению грамматическими закономерностями."
Таким образом, в начале работы по формированию грамматического строя языка предлагаются упражнения, позволяющие образовывать структуру на семантической основе: составление предложений по картинкам (по вопросу и данному слову) и составление предложений из данных слов (на уровне смыслового комбинирования). С 1 по 3 классы происходит постепенное усложнение этих упражнений.
Для образования у обучающихся устойчивых связей между словами используем упражнения на образование грамматической формы по контексту. Этот тип упражнений может варьироваться:
- дополнение предложения данными словами;
- дописывание окончания у контрольных слов;
- самостоятельное дополнение предложения.
Вышеприведенные типы упражнений мы рассматриваем как пропедевтическую основу для овладения структурой предложения и способами его грамматического оформления. В связи с этим выделяется следующий тип упражнений - составление предложений.
В начальных классах этот тип упражнений ориентирован как на наглядное, так и на словесное подкрепление. Исходя из этого выделяется несколько вариантов:
- составление предложения на наглядной и словесной основе;
- составление предложение на словесной основе;
- составление предложений по данному слову без вопроса;
- составление предложений по вопросной схеме;
- составление предложений на наглядной основе.
К числу упражнений конструктивного характера относятся и упражнения на образование словосочетаний:
- образование словосочетаний из данных слов;
- образование словосочетаний по данному слову и вопросу;
- самостоятельное образование словосочетаний.
Кроме приведенных типов упражнений я рекомендую включать в практическую работу обучающихся ряд заданий на выделение и определение грамматической формы и грамматических категорий. Выполнение этих заданий способствует также уточнению изученных грамматических понятий.
Задания включаются в упражнения всех типов в виде вопросов:
- определение и выделение грамматической формы по вопросам к словам, вставленным в предложения;
- определение и выделение грамматической формы по вопросам к дополненным предложениям или к предложениям, составленным по картинке;
- определение грамматической формы по вопросам или словосочетаниям, выделенным в контексте или в отдельных предложениях;
- выделение и определение грамматической формы из словосочетаний, предложений или контекста по данному вопросу.
Система грамматических упражнений и заданий к ним составляют сущность практической работы, осуществляемой на специфических уроках формирования грамматического строя речи.
Поэтому следующей важной проблемой является выяснение видов уроков по формированию грамматического строя речи.
Овладение обучающимися системой грамматических понятий, предусмотренных программой, происходит параллельно на уроках развития речи и на уроках формирования грамматического строя речи.
Уроки развития речи выполняют пропедевтическую функцию по отношению к урокам формирования грамматического строя: дети учатся распознавать грамматические значения и формы их выражения, усваивают ряд лексико-грамматических категорий слов (существительное, глагол и т.д.).
На уроках формирования грамматического строя речи в ходе организованных наблюдений за специально подобранным языковым материалом у обучающихся закрепляются практические навыки оперирования грамматическими закономерностями, происходит формирование элементарных грамматических обобщений. На этих уроках обучающиеся практически осваивают способы словосочетаемости и конструирования предложений.
В современной методике школы выделяют три типа уроков формирования грамматического строя языка:
- уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения);
- уроки закрепления практических грамматических умений и навыков;
- уроки повторения и контроля усвоения практических умений и навыков.
Поскольку совершенствование практического овладения грамматическими умениями и навыками происходит преимущественно на уроках закрепления, мы остановимся на методике проведения уроков этого типа.
Основное содержание уроков закрепления составляют тренировочные упражнения, позволяющие на практике закрепить теоретические знания обучающихся, получаемые на уроках развития речи и на уроках знакомства с новым материалом.
На каждом конкретном уроке обучающимся предлагается определённая система тренировочных упражнений, соответствующая задачам, решаемым на данном уроке. Система упражнений включает в себя систему заданий внутри каждого вида упражнений, например:
"Вставь слова, измени окончания. Поставь вопросы к этим словам и к глаголам" 3 класс;
"Составь два предложения из данных слов. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто? что сделала? что будет делать?" 2 класс.
При подборе видов упражнений и вариантов заданий к ним необходимо соблюдать их последовательное усложнение как внутри урока, так и во всей системе уроков закрепления в течение учебного года.
Другим требованием к подбору упражнений является учёт индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их общего и речевого развития.
Используемые виды упражнений и заданий также должны соответствовать грамматическому содержанию темы урока и обеспечивать автоматизацию речевых навыков обучающихся.
Правильный подбор тренировочных упражнений позволяет решать на уроках закрепления ряд задач развитие у обучающихся умений анализировать, сравнивать и устанавливать различия грамматических форм и категорий, конкретизировать в практической деятельности грамматические закономерности, делать обобщающие выводы.
Использование на уроках закрепления системы тренировочных упражнений создаёт условия для параллельного решения двух задач:
- образование грамматической структуры (формы слов, словосочетаний, предложений);
- анализ грамматической структуры (по содержанию и грамматическим показателям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имя прилагательное как часть речи и его основные грамматические признаки»
Урок русского языкаТема: «Имя прилагательное как часть речи и его основные грамматические признаки»Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»Задачи:формир...
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме «Повторение и систематизация основных орфограмм корня».
Повторение и систематизация основных орфограмм корня....
Основные грамматические правила за курс 2 класса в помощь родителям
Краткая информация по основным грамматическим правилам за курс 2 класса позволяет родителям оказать посильную помощь при выполнении домашних заданий и подготовке к тестовым и контрольным работам...
Урок систематизации знаний по русскому языку для учащихся 2 класса Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Урок систематизации знаний по русскому языку для учащихся 2 классаТема: Правописание безударных гласных в корне словаУчитель начальных классовКрыгина Елена НиколаевнаЦель: совершенствование учеб...
Конспект урока по теме "Систематизация знаний по русскому языку, математике, литературному чтению"
Конспект урока по теме "Систематизация знаний по русскому языку, математике, литературному чтению"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....
Технологическая карта логопедического занятия по теме: "Дифференциация слов-предметов. Основные грамматические категории имен существительных".
Конспект логопедического занятия для 3 класса....