Занимательные уроки русского языка во втором классе в условиях реализации ФГОС НОО.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Для успешного достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета на своих уроках применяю различные формы работы, в том числе и игровые.
Обязательным условием во время проведения занятия является объяснение значения каждого подобранного или составленного слова.
Важно, чтобы результат работы стал достоянием всех участников учебного процесса (в данном случае – увлекательной игры), а не отдельных, более способных учеников. Приведены примеры применения заданий занимательного характера при изучении грамматики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lebedeva_s_a_1613.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные уроки русского языка во втором классе
в условиях реализации ФГОС НОО.
Лебедева С.А.
учитель 2 «А» класса
ГБОУ Школа №1613
Во втором классе изучается значительный объем знаний по грамматике. Вводятся понятия об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, а также некоторые сведения об этих частях речи (единственное и множественное число, род имен существительных). Таким образом, учащиеся получают первоначальное представление о грамматическом (формальном) значении слов, относящихся к разным частям речи. Кроме того, во 2 классе углубляются сведения о корне слова и однокоренных словах, о предложении и его видах (повествовательных, вопросительных, побудительных и восклицательных), о связи слов в предложении (словосочетаниях). В процессе изучения частей речи практикуется составление предложений, в которых есть существительные и глаголы. Таким образом, закладывается та основа, на которой формируется знание о соотношении подлежащего и сказуемого в предложении. Второклассники овладевают навыками письма, формируемыми на осознанном применении правил орфографии. Продолжается изучение правописания парных согласных на конце слова, гласных после шипящих, твердых и мягких согласных, при этом фиксируется внимание на различных способах обозначения мягкости. На протяжении 2 класса идет работа над правописанием безударных гласных в корне слова, разделительных ь и ъ, правописанием предлогов в сопоставлении с правописанием приставок. Таким образом, языковые явления, которые дети наблюдали в 1 классе, осмысливаются ими на более сложном материале, в новых условиях их проявления.
Особенности преподавания русского языка во втором классе:
Особое место отводится:
активным формам познания: исследованию, наблюдению, обсуждению разных мнений и предложений, учебному диалогу;
разнообразным и разноуровневым заданиям для учащихся (занимательного характера, олимпиадного характера; исследовательские практики);
ознакомлению с основными источниками и способами хранения информации, первичным навыкам работы с информацией, умение работать с
информацией, представленной в разных форматах (рисунок, текст, схема, таблица, ребус, кроссворд), понимать информацию, анализировать и дополнять её.
Для успешного достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета на своих уроках применяю различные формы работы, в том числе и игровые.
Обязательным условием во время проведения занятия является объяснение значения каждого подобранного или составленного слова.
Важно, чтобы результат работы стал достоянием всех участников учебного процесса (в данном случае – увлекательной игры), а не отдельных, более способных учеников.
Примеры применения заданий занимательного характера при изучении грамматики:
ФОНЕТИКА
КТО ВАЖНЕЕ?
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.
- Мы, конечно, важнее! – закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет!
- Ну, это мы еще посмотрим! – дружно возразили согласные. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
- А вот и получится! Например, М.
- Разве только одно М, больше ничего!
- И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
- Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!
- О…Е…И…А, - пролепетали гласные и смущенно умолкли.
- Вот видите! А если мы скажем ФНТК, то всякий догадается, что это ФОНЕТИКА.
- Ну, хорошо. А вот попробуйте произнести без нас такие слова, как яма, ухо, окно, ёлка, если и сотни других.
- Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и умолкли.
А вы как думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?
ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВ
( задача-шутка)
Превратите «волка» в «козу», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.
Ответ: Волк - полк - пола - поза – коза.
Таким же образом превратите «реку» в «море»
Ответ: Река - рука - мука - муза – луза – лоза – поза – пора – гора – горе – море.
Таким же образом превратите «ночь» в «день»
Ответ: Ночь - ноль - соль - соло – село – сено – сень – день.
Превратите «тесто» в «булку»
Ответ: Тесто - место - месть - масть – пасть – паста – каста – каска – качка – пачка – палка – балка – булка.
ЛОГОГРИФЫ
Логогриф – это загадка, по условиям которой из загаданного слова путем добавления, отбрасывания или вставки нового звука (или слога) получается новое слово
- Я смерть и разрушенье сею,
несу я гибель в дни войны.
но О прибавь – и я повею
покоем мирной тишины.
- Несет меня с трудом старик,
но если Ю прибавить, вмиг
к нему придет на помощь тот,
кто без труда меня несет.
Ученики могут сами научиться составлять логогрифы и метаграммы, которые не обязательно должны иметь стихотворную форму. Для этого во время игры выбирается ведущий и загадывает какое-нибудь короткое слово (например, сон).
Затем он обращается к играющим: «Отгадайте, какое слово я задумал: если изменить в нем первую букву, получится великая русская река (Дон);
если изменить вторую букву получится близкий родственник (сын), а если изменить третью букву – получится рыба (сом). Слово, которое я задумал, означает состояние покоя (сон)».
Тот, кто первым отгадает задачу, становится ведущим. Можно за каждое отдельное выполненное задание записывать баллы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во втором классе (урок- закрепление).
· Развивать умения распознавать и проверять слова с парными согласными на конце слова;· Воспитывать коллективизм, ум...
План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа
ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте) и русс...
Урок русского языка во втором классе по ФГОС.
Тема:Родственные слова и формы слова. Урок с презентацией....
Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка во втором классе в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление на МО учителей начальной школы...
Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".
Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. ( ...
Итоговая контрольная работа по русскому языку во втором классе:диктант,тесты.ФГОС.
Итоговая котрольная работа состоит из:1.Диктант.2.Итоговая проверочная работа по русскому языку.Вариант 1.3.Итоговая проверочная работа по русскому языку.Вариант 2.4.Рекомендации по оценке итоговой ра...
Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики в условиях реализации ФГОС НОО»
Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики условиях реализации ФГОС НОО»...