Занимательные уроки русского языка во втором классе в условиях реализации ФГОС НОО.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Лебедева Софья Александровна

           Для успешного достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета на своих уроках применяю различные формы работы, в том числе и игровые.

       Обязательным условием во время проведения занятия является объяснение значения каждого подобранного или составленного слова.

Важно, чтобы результат работы стал достоянием всех участников учебного процесса (в данном случае – увлекательной игры), а не отдельных, более способных учеников. Приведены примеры применения заданий занимательного характера при изучении грамматики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lebedeva_s_a_1613.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

       

Занимательные уроки русского языка во втором классе

 в условиях реализации ФГОС НОО.

 

                                                                                                     Лебедева С.А.

                                                                                       учитель 2 «А» класса

                                                                                      ГБОУ Школа №1613

         Во втором классе изучается значительный объем знаний по грамматике. Вводятся понятия об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, а также некоторые сведения об этих частях речи (единственное и множественное число, род имен существительных). Таким образом, учащиеся получают первоначальное представление о грамматическом (формальном) значении слов, относящихся к разным частям речи. Кроме того, во 2 классе углубляются сведения о корне слова и однокоренных словах, о предложении и его видах (повествовательных, вопросительных, побудительных и восклицательных), о связи слов в предложении (словосочетаниях). В процессе изучения частей речи практикуется составление предложений, в которых есть существительные и глаголы. Таким образом, закладывается та основа, на которой формируется знание о соотношении подлежащего и сказуемого в предложении. Второклассники овладевают навыками письма, формируемыми на осознанном применении правил орфографии. Продолжается изучение правописания парных согласных на конце слова, гласных после шипящих, твердых и мягких согласных, при этом фиксируется внимание на различных способах обозначения мягкости. На протяжении 2 класса идет работа над правописанием безударных гласных в корне слова, разделительных ь и ъ, правописанием предлогов в сопоставлении с правописанием приставок. Таким образом, языковые явления, которые дети наблюдали в 1 классе, осмысливаются ими на более сложном материале, в новых условиях их проявления.

Особенности преподавания русского языка во втором классе:

Особое место отводится:

 активным формам познания: исследованию, наблюдению, обсуждению разных мнений и предложений, учебному диалогу;

 разнообразным и разноуровневым заданиям для учащихся (занимательного характера, олимпиадного характера; исследовательские практики);

 ознакомлению с основными источниками и способами хранения информации, первичным навыкам работы с информацией, умение работать с

информацией, представленной в разных форматах (рисунок, текст, схема, таблица, ребус, кроссворд), понимать информацию, анализировать и дополнять её.

           Для успешного достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета на своих уроках применяю различные формы работы, в том числе и игровые.

       Обязательным условием во время проведения занятия является объяснение значения каждого подобранного или составленного слова.

Важно, чтобы результат работы стал достоянием всех участников учебного процесса (в данном случае – увлекательной игры), а не отдельных, более способных учеников.

       Примеры применения заданий занимательного характера при изучении грамматики:

ФОНЕТИКА

                                                   КТО ВАЖНЕЕ?

      Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.

      - Мы, конечно, важнее! – закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет!

     - Ну, это мы еще посмотрим! – дружно возразили согласные. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

     - А вот и получится! Например,  М.

     - Разве только одно М, больше ничего!

     - И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

     - Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!

    -   ОЕИА,  - пролепетали гласные и смущенно умолкли.

    - Вот видите! А если мы скажем ФНТК, то всякий догадается, что это  ФОНЕТИКА.

   - Ну, хорошо. А вот попробуйте произнести без нас такие слова, как яма, ухо, окно, ёлка, если и сотни других.

  - Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и умолкли.

       

              А вы как думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?

ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВ

( задача-шутка)

        Превратите «волка» в «козу», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

        Ответ: Волк  -  полк  - пола  - поза – коза.

 

       Таким же образом превратите «реку» в «море»

       Ответ: Река  -  рука  - мука - муза – луза – лоза – поза – пора – гора – горе – море.

       Таким же образом превратите «ночь» в «день»

       Ответ: Ночь  -  ноль  - соль - соло – село – сено – сень – день.

       Превратите «тесто» в «булку»

       Ответ: Тесто  -  место  - месть -  масть – пасть – паста – каста – каска – качка – пачка – палка – балка – булка.

ЛОГОГРИФЫ

       Логогриф – это загадка, по условиям которой из загаданного слова путем добавления, отбрасывания или вставки нового звука (или слога) получается новое слово

  1. Я смерть и разрушенье сею,

  несу я гибель в дни войны.

                                                 но О прибавь – и я повею

                                                 покоем мирной тишины.

  1. Несет меня с трудом старик,

  но если Ю прибавить, вмиг

                                                 к нему придет на помощь тот,

                                                 кто без труда меня несет.

     

Ученики могут сами научиться составлять логогрифы и метаграммы, которые не обязательно должны иметь стихотворную форму. Для этого во время игры выбирается ведущий и загадывает какое-нибудь короткое слово (например, сон).

Затем он обращается к играющим: «Отгадайте, какое слово я задумал: если изменить в нем первую букву, получится великая русская река (Дон);

если изменить вторую букву получится близкий родственник (сын), а если изменить третью букву – получится рыба (сом). Слово, которое я задумал, означает состояние покоя (сон)».

      Тот, кто первым отгадает задачу, становится ведущим. Можно за каждое отдельное выполненное задание записывать баллы.

   

   

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во втором классе (урок- закрепление).

·        Развивать умения распознавать и проверять слова с парными согласными на конце слова;·        Воспитывать коллективизм, ум...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Урок русского языка во втором классе по ФГОС.

Тема:Родственные слова и формы слова. Урок с презентацией....

Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".

Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.            ( ...

Итоговая контрольная работа по русскому языку во втором классе:диктант,тесты.ФГОС.

Итоговая котрольная работа состоит из:1.Диктант.2.Итоговая проверочная работа по русскому языку.Вариант 1.3.Итоговая проверочная работа по русскому языку.Вариант 2.4.Рекомендации по оценке итоговой ра...

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики в условиях реализации ФГОС НОО»

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики условиях реализации ФГОС НОО»...