рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Планета знаний 5 часов в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку 4 класс Планета знаний 5 часов в неделю | 98.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный год: 2015-2016
Наименование учебного предмета: РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс: 4б
Количество часов: по учебному плану: всего часов в год 170; в неделю 5 часов
Планирование составлено на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа:4-й класс. Учебно-методический
комплект «Планета знаний»: «Русский язык», автор Л. Я. Желтовская, А.Б.Калинина [сборник]. — М.:Астрель, 2012. — 413, [3] с. — (Планета знаний).
Учебник: Я. Желтовская «Русский язык» Учебник для 4класса, – М., АСТ, Астрель, 2014 г;
Дополнительная литература:
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, Дидактический материал «Контрольные и диагностические работы» к учебнику «Русский язык» 4 класс. - М., АСТ, Астрель, 2015 г
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. «Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык». - М., АСТ, Астрель 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уровень рабочей программы – базовый.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Авторская программа курса «Русский язык» Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой. (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.4 класс. УМК «Планета знаний» Издание – М: АСТ: Астрель; Москва: 2013.)
- Учебный план МБОУ СОШ №1 села Чекмагуш на 2015/2016 учебный год.
Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
- социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
Программа по русскому языку для начальных классов является органичной частью курса русского языка и литературы средней общеобразовательной школы.
Содержание тем учебного курса
4 класс
Учебно-тематический план
ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) |
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (продолжение) |
РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… |
ФОРМЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, ИЛИ КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ |
ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ Итого: 170 часов. |
Содержание программы (170 часов)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи
как основе формирования речевых умений
Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняяречь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет*: извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности
(коммуникативно-речевые умения) Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;
— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Круг сведений о языке
как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш–м, к–х, л–я, н–ы, у–ц, и–ее, м–ле, щ–из, но–ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.).Общее представление о краткихприлагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол. Улубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис . Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение. Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство).Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация . Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):
— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
— сжато (краткий пересказ);
— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Составление текстов указанных выше жанров и тематики.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку к концу 4 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
• восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
• понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• внимание к мелодичности народной звучащей речи;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи. Учащиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Предметные
Учащиеся научатся:
• Знать/называть
• признаки изученных частей речи;
типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
названия и основные признаки: а) основных средств языка: слово, предложение, текст; б) значимых частей слов: корень, приставка, суффикс, окончание; в) частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; г) членов предложения главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды);
- правила написания слов (более сложной слоговой структуры): правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне, употребление разделительного твердого знака после приставок, мягкого знака после шипящих в именах существительных, не с глаголами, написание приставок и предлогов со словами, написание гласных и согласных в приставках;
- правила употребления знаков препинания в конце предложения.
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
- различать произношение и написание слов;
- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
- без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
- производить фонетический анализ слов и разбор слов по составу в интересах правописания слов;
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, предлоги), осмысливать их роль в предложении;
- устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении;
- производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели выказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
- грамотно, без пропусков, искажений букв, каллиграфически правильно списывать, писать под диктовку тексты в 60— 65 слов, включающие слова с изученными орфограммами, а также пунктограммы: употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложений, запятых при однородных членах предложения.
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
• применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
- практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
- осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- критически оценивать получаемую информацию.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
. адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учебно-методическое обеспечение
для обучающихся:
1. Л.Я. Желтовская учебник «Русский язык» 4 класс. - М., АСТ, Астрель 2014 г
- Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, «Контрольные и диагностические работы» к учебнику «Русский язык» 4 класс. - М., АСТ, Астрель, 2015 г.
для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 4 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний», М.: АСТ Астрель, 2013.
- Желтовская, Л. Я. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык» : метод.пособие / Л. Я. Желтовская. – М. : АСТ : Астрель, 2014.
- Желтовская, Л. Я. Русский язык : 4 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская. – М. : АСТ : Астрель, 2010.
Дидактический материал.
- КИМы по русскому языку 4 класс, Москва «ВАКО», 2015г.
- Тематический контроль знаний учащихся Русский язык 4 класс Голубь В.Т.,2015г.
Интернет – ресурсы:
http://www.uchportal.ru (тематическое планирование)
http://www.bashmakov.su (контрольные работы, методические рекомендации, тематическое планирование)
http://www.1september.ru (нормы контрольных работ, характеристика УМК «Планета знаний»)
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (тематическое планирование)
№п/п | Тема урока | примечание | дата фактич. |
1 | Вспоминаем качества русской речи. | ||
2 | Произносим внятно, читаем выразительно. | ||
3 | Наблюдение над свойствами русского ударения | ||
4 | Актуализация сведений о нормах произношения и правописания гласных в словах | ||
5 | Актуализация сведений о нормах произношения и правописания гласных в словах | ||
6 | Актуализация сведений о нормах произношения и правописания согласных в словах | ||
7 | Актуализация сведений о нормах произношения и правописания согласных в словах. | ||
8 | Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм | ||
9 | Контрольное списывание №1 по теме «Соблюдаем произносительные нормы и правила письма» | ||
10 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение | ||
11 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение | ||
12 | Входной административный контрольный диктант | ||
13 | Уточняем смысл высказывания | ||
14 | Уточняем смысл высказывания. Словарный диктант. | ||
15 | Творческая работа с текстом | ||
16 | Выделяем этикетные слова и фразы | ||
17 | Употребляем знаки препинания | ||
18 | Контрольный диктант №1 по теме «В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация» | ||
19 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация» | ||
20 | Свободный диктант. | ||
21 | Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений | ||
22 | Обучающее изложение «В День рождения ёлочки» | ||
23 | Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений. | ||
24 | Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений. | ||
25 | Главные и второстепенные члены предложения | ||
26 | Части речи и члены предложения | ||
27 | Глагол как двигатель всей фразы | ||
28 | Неопределённая форма глаголов. Словарный диктант. | ||
29 | Времена глаголов. Изменение глаголов в форме прошедшего времени | ||
30 | Формы глаголов в настоящем и будущем времени | ||
31 | Глаголы 1 и 2 спряжения | ||
32 | Глаголы 1 и 2 спряжения | ||
33 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | ||
34 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | ||
35 | Мягкий знак после шипящих в глаголах. Словарный диктант. | ||
36 | Правописание безударных личных окончаний глагола | ||
37 | Правописание безударных личных окончаний глагола | ||
38 | Правописание безударных личных окончаний глагола. Контрольное списывание | ||
39 | Правописание безударных личных окончаний глагола | ||
40 | Урок-тренинг по теме «Формы изменения и правописание глаголов» | ||
41 | Урок-тренинг по теме «Формы изменения и правописание глаголов» | ||
42 | Правописание безударных личных окончаний глагола | ||
43 | Контрольный диктант №2 по теме «Формы изменения и правописание глаголов» | ||
44 | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глагола | ||
45 | Правописание безударных личных окончаний глагола\ | ||
46 | Урок-тренинг по теме «Формы изменения и правописание глаголов» | ||
47 | Обобщение сведений о формах времени глаголов | ||
48 | Выражение сказуемого глаголами настоящего времени | ||
49 | Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях | ||
50 | Используем второстепенные члены предложения. | ||
51 | Падежные формы склоняемых частей речи( повторение) | ||
52 | Падежные формы склоняемых частей речи | ||
53 | Падежные формы склоняемых частей речи | ||
54 | Синтаксический анализ предложений (обобщение) | ||
55 | Свободный диктант по теме « Выражение сказуемого разными формами времени глагола» | ||
56 | Закрепление изученного по теме: «Выражение сказуемого разными формами времени глагола» | ||
57 | Контрольный диктант №3 по теме «Личные окончания глаголов» | ||
58 | Закрепление изученного по теме: «Выражение сказуемого разными формами времени глагола» | ||
59 | Однородные подлежащие и сказуемые | ||
60 | Однородные подлежащие и сказуемые. | ||
61 | Однородные подлежащие и сказуемые. Словарный диктант. | ||
62 | Однородные второстепенные члены предложения | ||
63 | Однородные второстепенные члены предложения | ||
64 | Знаки препинания при однородных членах предложения | ||
65 | Решение общих пунктуационных задач | ||
66 | Знаки препинания при однородных членах предложения | ||
67 | Решение общих пунктуационных задач | ||
68 | Обозначение однородных членов предложения на письме. Словарный диктант. | ||
69 | Обозначение однородных членов предложения на письме. | ||
70 | Урок – тренинг. Осложнённое списывание «За букетами - в зимний лес». | ||
71 | Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с однородными членами». | ||
72 | Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Однородные члены предложения». | ||
73 | Сопоставление признаков разных типов текста | ||
74 | Сопоставление признаков разных типов текста | ||
75 | Сопоставление признаков разных типов текста | ||
76 | Обучающее изложение «Переправа». | ||
77 | Работа над речевыми и орфографическими ошибками. Подготовка творческих проектов. | ||
78 | Презентация творческого проекта. | ||
79 | Слово как часть речи. | ||
80 | Роль частей речи в художественной речи. | ||
81 | Связь слов в предложениях. Употребление частей речи в разных формах. | ||
82 | Письмо и презентация творческих работ на зимние мотивы. | ||
83 | Изменение частей речи по числам и родам. (Повторение) | ||
84 | Изменение частей речи по числам и родам. (Повторение) | ||
85 | Имеют ли личные местоимения значение рода и числа? | ||
86 | Имеют ли личные местоимения значение рода и числа? | ||
87 | Глагол и его личные формы | ||
88 | Глагол и его личные формы. Словарный диктант. | ||
89 | Склонение и спряжение глаголов. | ||
90 | Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных | ||
91 | Склонение имён прилагательных (с ударными окончаниями) | ||
92 | Контрольный диктант №5 по теме «Склоняемые части речи» | ||
93 | Анализ работ. Имена существительные 1, 2 и 3 склонений | ||
94 | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений | ||
95 | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений | ||
96 | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений. Словарный диктант. | ||
97 | Проверка безударного окончания ударным. | ||
98 | Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений | ||
99 | Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений | ||
100 | Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений | ||
101 | Как выбрать окончание: е или и? | ||
102 | Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е(обобщение) | ||
103 | Выбор: [а] — а, о;[и] — и, е(обобщение) | ||
104 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | ||
105 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | ||
106 | Безударные падежные окончания имён существительных в множественном числе. | ||
107 | Гласные [и] — е, [а] — о в окончаниях родительного падежа | ||
108 | Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей | ||
109 | Безударные падежные окончания имён существительных ед. и мн. чисел. | ||
110 | Безударные падежные окончания имён существительных ед. и мн. чисел. | ||
111 | Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа | ||
112 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
113 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
114 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
115 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
116 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
117 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
118 | Осложненное списывание текста с его предварительным анализом. | ||
119 | Употребление и правописание падежных форм личных местоимений | ||
120 | Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. Словарный диктант. | ||
121 | Урок-тренинг по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи» | ||
122 | Изложение «Первые шаги весны» (краткое). | ||
123 | Анализ речевых и орфографических ошибок. Закрепление по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи» | ||
124 | Проверочная работа. (подготовка к контрольному диктанту). | ||
125 | Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи» | ||
126 | Анализ орфографических ошибок. Закрепление по теме «Правописание безударных падежных окончаний» | ||
127 | Мастерская слова. Сочинение-описание «Подснежник» | ||
128 | Анализ речевых и орфографических ошибок. Закрепление по теме «Правописание безударных падежных окончаний» | ||
129 | Закрепление по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи» | ||
130 | Части речи как словесные средства выражения в предложениях мыслей и чувств. | ||
131 | Части речи как члены предложения. Главные члены предложения | ||
132 | Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных | ||
133 | Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных | ||
134 | Систематизация сведений о частях речи | ||
135 | Частицы (закрепление) | ||
136 | Комплексная контрольная работа. | ||
137 | Работа над ошибками. Закрепление «Части речи». | ||
138 | Формы частей речи, или как изменяются части речи. Словарный диктант. | ||
139 | Правописание слов разных частей речи | ||
140 | Правописание слов разных частей речи | ||
141 | Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением | ||
142 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами-согласными | ||
143 | Проверочный словарный диктант. | ||
144 | Служебные части речи | ||
145 | Служебные части речи | ||
146 | Контрольный диктант № 8 по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте». | ||
147 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Служебные части» | ||
148 | Слово. Называть, обозначать, давать имя… | ||
149 | Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог. | ||
150 | Лексическое и грамматическое значение слова. | ||
151 | Правописание слов. | ||
152 | Правописание слов. | ||
153 | Правописание слов. | ||
154 | Предложение. Текст. | ||
155 | Распространение мыслей в предложении и тексте. | ||
156 | Связи частей и предложений в тексте | ||
157 | Составление инструкции как разновидности текста-повествования. | ||
158 | Композиция (построение) текста. | ||
159 | Композиция (построение) текста. | ||
160 | Композиция (построение) текста. | ||
161 | Контрольный диктант по теме № 9 «Строим тексты, связывая их части и предложения». | ||
162 | Работа над ошибками. Описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | ||
163 | Анализ речевых и орфографических ошибок. Закрепление по теме «Строим тексты, связывая их части и предложения». | ||
164 | О роли языка в жизни человека | ||
165 | Административная контрольная работа | ||
166 | Работа над ошибками . Повторение правил составления текста письма. | ||
167 | Повторение по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи» | ||
168 | Повторение по теме «Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи» | ||
169 | Повторение по теме « Формы частей речи» | ||
170 | Повторение по теме: «Предложения с однородными членами» |
Приложения к рабочей программе
Система оценки достижения планируемых результатов
А. Оценка устных ответов.
Устный опрос является важным способом учёта знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
3) последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно 2, 3 классов, должен представлять собой связанное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, части слова, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определённые правила, умения объяснить их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений, и прежде всего при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Уже на начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) даёт полный и правильный ответ; 2) обнаруживает осознанное усвоение программного материала; 3) подтверждает ответ своим примерами; 4) самостоятельно и правильно применяет знания при проведении разборов слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употреблении знаков препинания; 5) отвечает связно, последовательно, без недостатков в речи.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и разборе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но: 1) отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя; 2) затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами; 3) допускает ошибки при работе с текстом и разборе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя; 4) излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающих их смысл, в разборе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя; речь прерывиста, не последовательна, с речевыми ошибками.
Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применять на практике. Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.
Б. Письменная проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Письменными проверочными и обучающими работами в 1-4 классах являются: диктант, словарный диктант, списывание текста, изложение, сочинение, грамматический разбор.
В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) в 1-4 классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.
Количество контрольных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений, навыков учащихся по отдельным существенным вопросам программы или в целом по небольшой теме. Тексты работ должны включать основные орфограммы, знаки препинания этой темы, а также обеспечить выявление прочности ранее приобретенных знаний, умений.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы:
2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Диктанты (с грамматическим заданием) | 4 | 10 | 10 |
Списывание текста | 3 | 3 | 2 |
Изложение | - | 1 | 2 |
Для диктантов (списывания) целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспитательный, познавательный характер, быть доступными по содержанию и структуре учащимся данного класса.
Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Если же в тексте встречаются слова на правила, которые не изучаются в данном классе, они записываются на доске; знаки препинания называются учителем. Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим:
- класс, в конце года 15-17 слов.
- класс, в конце I полугодия 25-30 слов; в конце года 35-45 слов.
- класс, в конце I полугодия 45-50 слов, в конце года 55-65 слов.
- класс, в конце I полугодия 65-70 слов, в конце года 75-80 слов.
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15-20 слов.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 3 классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2-х ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка «3» ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок, работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 ошибок; работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программы данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются: а) два исправления; б) две пунктуационные ошибки; в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножки дважды написано в конце «Ы.»; г) две негрубые ошибки.
Негрубыми ошибками считаются следующие ошибки: а) повторение одной и той же буквы в слове; б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена; в) дважды написано одно и то же слово в предложении; г) недописанное слово.
При оценке текущих и итоговых проверочных и контрольных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, с доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:
Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок, при которых выставляют оценки | |||
В 2 классе | В 3 классе | В 4 классе | |
«5» | Нет | Нет | Нет |
«4» | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
«3» | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
«2» | 4 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки |
«1» | Больше, чем принято для выставления оценки «2» |
Задания для грамматического разбора (2-3задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания на практике письменной и устной речи.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется следующим:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил, и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ. Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса).
Объем словарных диктантов для 2 класса - 8-10 слов, для 3 класса -10-12 слов; для 4 класса- 12-15 слов.
Оценки за словарные диктанты в 2,3,4 классах выставляются в соответствии со следующими нормами:
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка «4» ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка «3» ставится, если допущены 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка «2» ставится, если допущены 3-5 ошибок;
В 1-4 классах проводятся также работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера -примерно один раз в 10-15 дней. В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце 3 класса и два изложения в 4 классе. Объем текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.
При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Оценка «5» ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускается 1-2 исправления).
Оценка «4» ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка «3» ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка «2» ставится, если в работе имеют значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущено более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений.
Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (3,4 класс).
В. Итоговая оценка знаний, умений и навыков.
Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Если в течение четверти ученик имел за их выполнение отрицательные отметки, ему не может быть выставлена за четверть положительная оценка по русскому языку. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика по всем показателям к моменту ее выставления, а не должна выводиться как средняя оценка из всех.
Контрольно – измерительные материалы по русскому языку.
Словарный диктант.
- Запиши слова в том порядке, в котором они встретятся тебе в словаре, вставляя пропущенные буквы.
Ап.тит, анте.на, хо.ей, юб.лей, во.зал, рю.зак, д.льфин, р.кета, к.лач, дят.л, лес.ница, чу.ство, воскр.сенье, праз.ник, изв.нение, сп.сибо, здра.ствуй, пожалу.ста, бл.годарить.
- Подчеркни орфограммы.
Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста
Запиши текст, выделяя границы предложений и ставя знаки препинания.
Подчеркни изученные орфограммы.
Из всех деревьев русского леса милее всего мне кудрявая берёзка хороши и чисты светлые берёзовые рощи
Много певчих птиц прилетает в берёзовую рощу грустно было бы жить без пернатых с раннего утра стучит дятел, поют голосистые дрозды, кукуют кукушки с ветки на ветку перелетают шустрые синички сквозь густую листву прорывается луч солнца солнечные зайчики играют на белых стволах берёз над вершинами деревьев плывут лёгкие облака.
Выполни разбор последнего предложения по членам предложения.
Свободный диктант №1
Весной и летом ёлочки не было, а осенью показалась. Раздвинула листья, сучки, травинки и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья.
И каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные «китайские фонарики». Клён роняет золотые звёзды. Ивы засыпают бронзовые рыбками.
И стоит ёлочка счастливая, нарядная и разноцветная.
- Озаглавь текст. Какой заголовок точнее отражает содержание всего текста? Выбери: « В осеннем лесу», «Подарки», «Ёлочка», «В день рождения ёлочки». Можешь дать свой заголовок.
- Найди во второй части текста словосочетание сущ. + прил. (ср.р., ед.ч., Р.п.) Запиши, выдели окончания.
Проверочная работа №3
Списывание текста с учебника.
Спиши текст, раскрывая скобки.
Божья коровка.
Почему этого жуч (?) кА с яркими пятныш(?)ками на спине называют бож(?)ей коровкой?
При опас(?)ности жучок выделя(е/и)т жгучую жидкост(?). В народе эту жидкость назвали молоч(?)ком. Поэтому и прозвали этих жуч(?)ков коровками.
Про добрых, безобидных людей в старину говорили, что они бож(?)и люди. А бож(?)я коровка на вид очень добродушный жучок. Поеда(е/и)т она тол(?)ко тлю.
Во втором предложении:
- Покажите графическую связь членов предложения;
- Укажи лицо и спряжение глагола;
- Укажи падеж имён существительных.
- Над глаголами укажи форму времени, выдели окончание.
Контрольный диктант №1
по теме «Формы изменения и правописания глаголов»
и его анализ.
Зима.
Побелели поля и пригорки. Тонким людом покрылась река. Деревья уснули, как в сказке. Ходит зима по горам, по долам, поглядывает по сторонам. Зайцу белую шубку подарила. Теперь его никто не заметит. А лисе рыжее платье оставила. Поведёт лиса в сторону пушистым хвостом – будто искры рассыплет по снегу.
- Выдели главные члены предложения в нераспространённом предложении.
- Во втором, третьем и четвёртом предложениях определи падежные формы имён существительных.
- Выпиши по два глагола I и II спряжения, укажи форму числа и лица.
Свободный диктант
и его анализ
Прочитай текст. Передай кратко его содержание по абзацам (свободный диктант)
Бывало, лежишь в ночном у костра, мечтаешь. Вдруг видишь, что стоит у костра старичок. А посмотришь внимательно – вовсе это не старичок, а обгоревший пень.
На опушке леса притаилась старушка. Смотрит, как костёр догорает. А на самом деле это только дерево.
Родная природа была моим первым учителем. Почти всех героев моих деревянных скульптур я позаимствовал у леса.
Творческое списывание
Составь предложения, письменно разбери их по членам предложения (кроме второго предложения).
- Среди стволов, метель, вдруг, деревьев, поднялась.
- Это, выбежали, на, пятнистые, дорогу, олени.
- Устремились, к кормушкам, они.
- Всю, помогают, люди, зиму, жителям, лесным.
Составь из предложений текст. Употреби глаголы в скобках в форме прошедшего времени.
Косматый великан (повести) себя странно. Он только (отмахиваться) от собаки, как будто (прикрывать) кого – то.
Я (проверить) капканы и (отправиться ) домой.
Медведица (броситься) в кусты, только треск (послышаться).
Вдруг лошадь (остановиться) словно (почуять) опасность. На дороге (стоять) огромный медведь.
Собака моя (залаять) и (наброситься) на зверя.
Тут я (заметить) двух медвежат. Под прикрытием матери они (пятиться) к лесу. Я (выстрелить) в воздух.
Осложненное списывание текста №1
с расстановкой знаков препинания
Спиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения, укажи какими, частями речи они выражены.
Зимой в лесу и на пустыре торчат из-под снега сухие стебельки с зонтиками метёлками листочками (.?!) Лежат на снегу золотистые колоски причудливые веточки (.?!) А ведь это настоящее богатство (.?!) Этот материал можно использовать для создания красивых букетов а также для изготовления необыкновенных «растительных» картин (.?!)
Проверочный диктант №2 по теме
«Предложения с однородными членами»
Этажи леса.
У птиц и зверей в лесу есть свои этажи. Мышки, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. Соловьи, тетерева вьют свои гнёзда прямо на земле. Дрозды устраивают гнёзда повыше, на кустарниках. Дятел, синицы, совы живут в дуплах деревьев. И на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.
Изложение №1 и его анализ
Переправа.
К берегу подошла большая медведица с медвежатами. Она возложила заботу о малышах на старшего, пестуна, и первая перебралась через реку.
На берегу, медведица оглянулась. Пестун переплывал реку один, а малыши метались на мелком песке, тревожно скулили. Мать дождалась старшего и влепила ему увесистую оплеуху.
Только тут пестун всё понял. Он сразу вернулся к малышам, загнал их в воду и поплыл с ними рядом, но чуть позади. Отстававших он слегка подталкивал носом.
Когда малыши выбрались на берег, мать облизала каждого. После чего все степенно двинулись мимо избушки в лес. Впереди шла медведица, за ней медвежата, и последним шёл пестун.
Диктант по теме «Правописание безударных
падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Любимым лакомством на Руси были румяные кольца – бублики, баранки, сушки. Связки этих вкусных колечек везли, как гостинцы домой с базаров и ярмарок. Недаром в традицию вошло у нас чаепитие с бубликами и баранками. Для выпечки этих изделий тесто раскатывал в жгут, нарезали на маленькие куски, из них лепили колечки. После чего их бросали в чан с кипятком, затем вынимали, подсушивали и пекли. Сейчас в пекарне используют специальные машины.
Найди предложения с однородными сказуемыми, подчеркни их.
В этих предложениях укажи падеж склоняемых частей речи.
Осложненное списывание текста №2
Запиши текст, употребляя прилагательные в нужной форме.
У (знаменитая) гжели свой (уникальный) облик. Это (белый) фарфор с (синий) росписью.(Небесный) синеву перенесли (русский) умельцы на свои (чудесный) творенья.
Гжель – (древний) село в ( Московский) области. Своё название, как полагают, оно получило от слова «жгель» - жечь. Из (высококачественный) глина мастера создавали (гончарный) посуду и игрушки и расписывали их (синий) кобальтом. (Основной) мотивами росписи стали травы, злаки, птицы, (полевой) и (садовый) цветы. Их форма становилась довольно (условный) и (декоративный).
Произведи морфологический разбор прилагательных.
Подчеркни орфограммы в падежных окончаниях склоняемых частей речи.
Составь схему однородных членов предложения третьего предложения 2 части.
Изложение (краткое) № 2
Хрусть, хрусть…- захрустел снег под окном. Я проснулся. Кто-то подошёл к дому. Я привстал и стал ожидать стука в дверь. Снова послышалось: хрусть, хрусть… Кто-то отошёл от окна, так и не постучавшись.
Я поднялся, выглянул на улицу. Никого не было. Над тёмной колокольней светила луна.
Улёгся и стал задрёмывать. Вдруг – хрусть, хрусть – кто-то снова ходил вокруг дома. Подбежал к окну – и никого не увидел.
Всю ночь кто-то ходил вокруг дома, хрустел снегом, а в дверь не стучался. «Наверное, это хорь, - думал я.- Ладно, утром узнаю по следам, кто это».
Но утром никаких следов я не нашёл. Когда же увидел на дороге грачей, понял, что это ранняя весна ходила под окнами. Под её лёгкими шагами хрустел, проседал подтаявший за день снег.
Контрольный диктант №2 по теме
«Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи»
Ранним утром я возвращался со Светлого озера к себе в деревню. Дорога шла по просеке в сосновом лесу. Всё вокруг заросло пахучими травами.
Особенно много колосистой травы и цветов растёт у старых пней. Трухлявые пни разваливаются от лёгкого толчка ногой. Взлетает тёмным облачком коричневая пыль.
На поляне у опушки замечаю синие цветы. Они жались друг к другу и были похожи на маленькие озёра с синей водой.
Я осмотрелся. Местность была удивительно хороша!
В шестом предложении сделай разбор по членам предложения.
Выполни морфемный и морфологический разбор выделенного слова.
Контрольное списывание текста стихотворения «Мир»
В. Берестова
с учебника
Мир.
Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.
Подчеркни строи, в которых выражена основная мысль.
Укажи в тексте известные тебе части речи.
Проверочный словарный диктант
Запиши слова в таком порядке:
- Слова, имеющие корень и окончание;
- Слова, имеющие корень, суффикс и окончание.
Вставь недостающие буквы.
К..рабельный, яг..да, предс..дательский, юб..ляры, ч..моданный, к..рзина, кв..ртальный, к..стрюля, кр..стальный, т..атры, б..леты, б..лконный, сп..ктакли, инж..неры, ол..мпийские, компьют...рный, м..дали, с..лдатские, ш..нели, г..ройский, см..тана, м..лодия, п..зажный, тр..туары, през..денский, ап..льсиновый, см..родина.
Надпиши части речи.
Предупредительный диктант №1
Звери и зверята.
Звери по-разному воспитывают своих детёнышей.
Бельчат мать бросает, как только у них откроются глазки, и они начнут вылезать из гнезда. Рано приходится заботиться о себе молодым зайчатам.
О волчатах заботятся и мать, и отец. Пока волчата маленькие, мать от них ни на шаг не отходит. Пищу ей приносит волк-отец. Осень, зиму волки бродят всей семьёй. Только в два года волчата становятся взрослыми.
Бурая медведица буквально пасёт своих малышей. Учит их добывать пищу, наказывает шлепками в случае провинности, а во время опасности становится грозной защитницей. Самец же терпеть не может своих деток и бывает для них опасен.
Контрольный диктант №3
по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте»
В живой комнате.
Счастливый жучок праздновал своё рождение. Вечером он лежал уставший на лепёшечке большого жёлтого цветка и не мог пошевелить даже усиками. Цветок был из узких лепестков, мягкий и тёплый.
Жук смотрел на необъятное небо. Вдруг цветок зашевелился. Жук крепко вцепился лапками в лепестки. Вокруг вырастали жёлтые стены. Они становились выше, небо – уже. Стало темно. Жук уснул.
Ранним утром жук проснулся в тёмном мешке. Он попробовал влезть по мягкой стене. Подъём не получился. Лапки проваливались между гладкими ленточками. Грустный сидел жучок на дне закрытого цветка. Вдруг он почувствовал движение. Жёлтые стены медленно опускались. Цветок опять стал лепёшечкой. Жук увидел солнце.
Предупредительный диктант №2
К месту глухариной охоты мы направляемся ночью. Мы идём без дороги. Ноги по колено входят в жидкий, зернистый, холодный снег. При каждом шаге громко хлюпает вода.
Порою ветки деревьев хлещут меня по лицу.
Но где мы? Куда мы идём? Я не знаю.
Озаглавь текст.
Выпиши по одному слову с проверяемыми орфограммами разного типа. Рядом покажи свой способ проверки.
Контрольный диктант №4 по теме
«Выражаем мысли и чувства в предложении и тексте»
О подвигах.
Вовка мечтал о подвигах. Он даже купил записную книжку, хотел записывать свои подвиги. Но записная книжка была пустой.
Грустный шагал Вовка домой. Недавно прошёл ливень. По улице мчались потоки мутной воды. Вовка шагнул к тротуару, но неожиданно упал в воду. Под водой оказалась яма.
Выбрался Вовка, отряхнулся. Видит – улицу переходит мужчина с чемоданом. Вовка предупредил его об опасности. Потом помог женщине с коляской. Вовка давно продрог. Хотелось, есть, спать. Он несколько раз пытался уйти, но на улице раздавались шаги, и он возвращался.
Вовка сердился. Вместо того, чтобы совершать подвиги, он потратил зря столько времени.
Изложение текста повествовательного характера №3
Стайка воробьёв расположилась на крышке умывальника, который повесили на столбе возле метеорологической площадки. Из крана капля за каплей вытекала вода и бесшумно падала в густую траву.
Вдруг один из воробьёв, уцепившись за краник, стал ловить клювом падающие капли и жадно глотать. Напившись, вспорхнул и улетел. На его место с крышки умывальника тут же слетел второй воробей. За ним – третий.
И так, по очереди, потихоньку чирикая, как будто поторапливая друг друга, утоляли жажду истомившиеся птицы.
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №1
_________/ Р.И.Мустафина / ______ / Н.В.Габдулхаликова/ ___________/ Р.Г.Амирханов/
Протокол №1 от 28.08.2015 Приказ № 28 от 29.08.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
для обучающихся 4 Б класса муниципального бюджетного образовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №1 села Чекмагуш
муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан
на 2015-2016 учебный год
«Принято»
на заседании Разработала:
Педагогического совета Хабирова Аида Фаязовна,
учитель первой категории
Протокол № 1 от 28.08.2015
с. Чекмагуш
2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...