Конспект АМО - урока по русскому языку по теме "Чему мы научились за год?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Волошина Елена Владимировна

Конспеки Активных Методов Обучения - урока в таблице

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_5_2_peredelannyy_urok_.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Автор урока

Волошина Елена Владимировна

Предмет

русский язык

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

1 класс

28 человек

Продолжительность урока (занятия)

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Чему мы научились за год

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется)

УМК «Школа 2100»

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Тип урока: Повторение изученного

Технологические особенности: урок строится как путешествие по сказкам, в которых необходимо помочь сказочным героям выполнить  определенные задания

Творческая тема: «В гостях у сказки»

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

В классе 28челове. 16 мальчиков и 12 девочек. Средний возраст 8 лет. Учащихся проявляют на уроках интеллектуальную активность, заинтересованность процессом и результатом учебной деятельности.  Умеют работать по плану, использовать  алгоритмы. Смена видов деятельности, близкая мотивация позволяют удерживать внимание обучающихся на уроках и  во внеурочной деятельности.. Работая в группах или парах, учащиеся помогают друг другу сравнивать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы. Трудности в учёбе испытывают 5 учащихся.  Слабая развитость личностных и регулятивных универсальных действий требует их индивидуального сопровождения. . Один ребёнок обучается по программе VII  вида.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Повторение и обобщение пропедевтического курса русского языка,

 знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

1. Закреплять умения правильно писать:

  • Буквосочетания жи-ши, чк, чн;
  • Слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова);
  1. Отрабатывать умения:
  •   Находить однокоренные слова, выделять в них корень;
  •   Образовывать слова;  
  • Выполнять звукобуквенный анализ слова.
  1. Развивать у детей любовь и интерес к русскому языку.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

1.Закрепят  знания в написании буквосочетаний жи-ши, чк-чн, словарных слов.

2.Актуализируют полученные умения правильно выполнять звукобуквенный анализ слова, находить однокоренные слова и выделять в них корень,

3. Актуализируют полученные знания образовывать новые слова.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

1.Действия находить однокоренные слова

2.Правило написании буквосочетаний жи-ши, чк-чн, словарных слов.

3.Выполнение звукобуквенного анализа слов.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация к уроку, конверты с заданиями для работы в группе.


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия

Организационный момент

2 мин

АМО "Сотрудники

Заимствованный, адаптированный

Метод индукции – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность

Этап урока: Инициация

Время проведения: 3 мин.

Название метода: «Сотрудники»

Происхождение метода: Адаптированный на основе игры «Ручеёк»

Цель: 

1.Создание благоприятного эмоционального начала урока

2. Снятие статического напряжения

3. Создание ситуации выбора и доверия на уроке для повышения его мотивации

Необходимые материалы: 

Возможно использование музыкального сопровождения

Предварительная подготовка: не  требуется

Технология проведения: 

Дети встают парами (как сидят за партами) у доски. Им предоставляется возможность, проходя через «ручеёк», выбрать одного из одноклассников для работы на уроке. Как только выбор будет сделан, ребята занимают  рабочие места за партами.

Примечание: 1.Ччтобы начало урока было организованным, нужно предусмотреть и договориться заранее с  детьми за какую парту они должны будут сесть: дети садятся за парту к тому, кто выбирал.

2. Если в классе нечётное количество детей, то 1 ученик окажется без пары, поэтому предусмотреть такой вариант и организовать работу «тройки»

Варианты проведения метода:

Дети встают парами (как сидят за партами) у доски. Им предоставляется возможность, проходя через «ручеёк», выбрать одного из одноклассников для работы на уроке. Как только выбор будет сделан, ребята занимают  рабочие места за партами.

У нас сегодня много гостей на уроке. Развернитесь и поприветствуйте их.

Желаю вам хорошего настроения. Садитесь пожалуйста на свои места.

( Слайд 1 )

Ребята, освоить родной язык – трудное дело, но нужное. Надо внимательно относится к своей речи, хорошо понимать все оттенки значения слова, в совершенстве владеть своим языком.

Сегодня я хочу начать урок со слов А. Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

- Личностные:

-мотивационная основа учебной деятельности;

-соблюдение норм поведения и правил при выполнении игрового задания;

-способность принять решение в социальном выборе

- Регулятивные, включая действия саморегуляции:

-помнить и удерживать инструкцию по времени

-способность тормозить свои импульсивные поведенческие реакции

- Коммуникативные:

-соблюдение норм общения во время игры;

Коммуникативная

владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия

- Социальная

способность осуществлять сознательный выбор

У ребят изначально складывается непринужденная обстановка.

целепологание

3 мин

АМО «Поставь учебную задачу»

Заимствованный, адаптированный

Метод постановки учебной задачи

Этап урока: Вхождение в тему

Время проведения: 3 мин.

Название метода: «Поставь учебную задачу»

Происхождение метода: Авторский

Цель: 

-помочь второклассникам  сформулировать учебную задачу урока;

-выделять существенные признаки объекта по его модели;

-классифицировать и делать выводы

Необходимые материалы: 

Карточки с загадками, тетрадь

( Слайд 1 )

Ребята, освоить родной язык – трудное дело, но нужное. Надо внимательно относится к своей речи, хорошо понимать все оттенки значения слова, в совершенстве владеть своим языком.

Сегодня я хочу начать урок со слов А. Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

Мы с вами сделали первые шаги в изучении русского языка. Давайте сегодня вспомним, чему мы научились, что узнали.  Вместе с нами учились наши игрушки. Сегодня они к нам пришли на урок. (Слайд 2)

И, сними, мы отправимся в увлекательное путешествие. «Куда?»- спросите. На этот вопрос вы сможете ответить сами, если разгадаете

Ученик постепенно открывает лист, под  которым находятся задания которые дети будут выполнять. Как только кто-то в классе догадается о чём пойдёт речь на уроке и сможет сформулировать учебную задачу, то поднимает руку.

- Личностные

-познавательный интерес

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

-постановка учебной задачи

- Познавательные, включая общеучебные и логические

 -выделять существенные признаки, делать вывод

-понимать инструкцию

- Знаково-символические

-абстрагироваться от картинки к модели

- Коммуникативные

-оформить свою мысль в устной речи

- Информационная

- использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов;

-высказывать суждения по результатам сравнения;

- Учебно-познавательная

- умение формулировать предположения

Актуализация знаний и постановка проблемы

Подвиньте стульчики, сядьте прямо и удобно. Разверните тетрадь на искасок. Возьмите ручку. Я буду читать загадки, а кто это слово первым отгадает, тот будет работать у доски, а остальные в тетрадке. Задание_ отгадать загадку, записать отгадку, подчеркнуть непроверяемую  орфограмму, поставить ударение.

(Фронтальная работа.) (Слайд 3)

 Загадки:

  1. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

         Птица говорливая, самая болтливая.

         Верещунья белобока, а зовут её ... (Сорока)

  1. Круглое, румяное с дерева достану я,

         На тарелку положу, «Кушай, мамочка»,- скажу. (Яблоко)

  1. Не барашек и не кот, носит шубу целый год.

         Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

  1. Взяли в руки мы лозу

         И сплели её одну.

         Она туда, куда и мы –

         В лес по ягоды, грибы. (Корзина)

  1. На грядке девица, словно клубочек.

         Она нарядилась в сорок сорочек.

         Захочешь снять –

         Услышишь много хруста,

         Узнал ты, как её зовут? …  (Капуста)

  1. Отгадай загадку - кто мы:

          В ясный день сидим мы дома.

          Если дождь — у нас работа:

         Топать, шлепать по болотам. (Сапоги)

Какое слово отгадали? (Сказка). Молодцы! Справились с этим заданием хорошо. Отправляемся с игрушками в гости к сказкам.

5.На грядке девица, словно клубочек.

         Она нарядилась в сорок сорочек.

         Захочешь снять –

         Услышишь много хруста,

         Узнал ты, как её зовут? …  (Капуста)

6.Отгадай загадку - кто мы:

          В ясный день сидим мы дома.

          Если дождь — у нас работа:

         Топать, шлепать по болотам. (Сапоги)

Какое слово отгадали? (Сказка). Молодцы! Справились с этим заданием хорошо. Отправляемся с игрушками в гости к сказкам.

Формирование ожиданий обучающихся

5 мин

АМО«Дерево ожиданий»,

заимствованный, адаптированный

Цель: развивать познавательную самостоятельность

Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале урока ученикам раздаются заранее заготовленные листья. На них ученики пишут свои предположения  и по очереди помещают их на дерево. Предположений может быть несколько.

Ребята, посмотрите на свои листочки. Запишите на светлых сторонах, что вы ожидаете от урока, чему хотите научиться, а на тёмных то, чего опасаетесь, чего боитесь, что может не получиться. (Учащиеся записывают на листочках ответы и прикрепляют на нарисованное дерево).

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков исторических личностей.

- Коммуникативная

-умение осуществлять продуктивное взаимодействие

  - Социальная

- развитие навыков сотрудничества

-умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

-управлять проявлениями своих эмоций

Учитель заранее узнает опасения детей, пробелы.

Фаза 2 «Работа над темой»

Организация деятельности по достижении цели

АМО «Дерево ожиданий"

заимствованный, адаптированный

Цель: развивать познавательную самостоятельность

Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале урока ученикам раздаются заранее заготовленные листья. На них ученики пишут свои предположения  и по очереди помещают их на дерево. Предположений может быть несколько.

Учащимся заранее раздаются вырезанные из бумаги карточки в форме листиков. На них им предлагается более четко определить, что они ожидают от урока, чего опасаются.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков исторических личностей.

Коммуникативная

-умение осуществлять продуктивное взаимодействие

  - Социальная

- развитие навыков сотрудничества

-умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

-управлять проявлениями своих эмоций

Проработка содержания темы

20 минут

АМО «Ульи»

заимствованный, адаптированный

Доска делится на три части – три улья, в которых фиксируются результаты деятельности учащихся. Важно: со стороны учителя отслеживать честное отношение ко всем участникам процесса.

( Слайд 4)

1.Итак, обезьянка задаёт вам загадку.

( Слайд 5)

Что за сказка отгадайте,

Быстро руки поднимайте.

Баба с дедом в ней живут,

Мыши удалые.

Даже куры здесь несут

Яйца золотые… (Курочка Ряба)

Перед вами лежит конверт. Вам необходимо найти карточку с изображением сказки «Курочка ряба». (Групповая работа)

Задание: Вставить в тексте пропущенные буквосочетания.

Один ученик работает у доски (в тексте на доске вставляет буквы), остальные на карточках самостоятельно.

Ж_ли-были дед да баба. Была у них Куро__а Ряба. Снесла куро__а яи__о. Не простое яи__о, золотое.

Проверим  как Петя справился с этим заданием.

(Ученик читает, остальные проверяют и вспоминают на какое правило).

 Молодцы! Справились с этим заданием просто отлично.

Задание: Помогите  Буратино найти золотой ключик, который спрятан под листком одной из  кувшинок. Для этого надо выполнить звукобуквенный анализ слова КЛЮЧИК.

Найдите в конверте слово КЛЮЧИК. Достаньте его.

1команда- берёт красный карандаш выделят гласные;

2команда- берёт синий карандаши выделят твёрдые согласные;

3команда- берёт зелёный карандаш выделят мягкие согласные

-берёт простой карандаш делит слово на слоги и ставит ударение.

(Работа по карточке в группах по 9 человека. Затем идет коллективное обсуждение с выбором верного листочка кувшинки. Ученик отодвигает его, если задание выполнено верно – там ключик, который можно переместить к Буратино)

Молодцы! Справились с этим заданием просто здорово.

Познавательные: находить и извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, карта, иллюстрации, словари, Интернет).

Анализировать, сравнивать различные факты.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные: сотрудничать в поиске и сборе информации, совместном решении проблемы.

Уметь точно выражать свои мысли, выполнять различные роли в группе, уметь договариваться.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

- Учебно-познавательная

-контролировать свои учебные действия

- сопоставлять свою оценку с оценкой одноклассника

- Коммуникативная

-умение осуществлять продуктивное взаимодействие

- Социальная

-развитие навыков сотрудничества

-умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Вырабатывает самостоятельность, теперь в роли учителя сам ученик, что дает ученику быть ответственней, свободней, уверенней.

Ребята работают в группах, можно сильных учеников посадить со слабыми, а результат групповой, придаст уверенности в себе слабому ученику.

3.Отправляемся дальше путешествовать по сказкам.

(Слайд 7)

Зайка Тиша задаёт вам следующую загадку.

(Слайд 8)

Стал он каждому дружком

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком

Очень просто и недлинно

Он зовется... (Чипполино)

Задание: Помогите Чиполлино найти лишнее слово. Как называются оставшиеся слова? Выделите корень в этих словах.

( Дети записывают однокоренные слова, выделяют корень самостоятельно. Проверка. Один ученик выделяет корень у доски)

луковица

лук

луковый

лукошк

луковка

Молодцы! Справились с этим заданием хорошо.

4.Ребята, а дракончик вам прислал письмо из страны сказок. Прослушайте его.

(Слайд 9)

Задание: возьмите в конверте карточку на которой написано ДРАКОНЧИК  и составьте как можно больше слов и запишите. (Групповая работа).

(Работа по карточке в  3 группах по 9 человека. Затем идет коллективная поверка, один ученик читает, остальные вычёркивают слова в своей карточке.)

Молодцы!

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Проверка оценивания

5 мин

АМО «Дерево ожиданий"

Заимствованный, адаптированный

Цель: развивать познавательную самостоятельность

Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале урока ученикам раздаются заранее заготовленные листья. На них ученики пишут свои предположения  и по очереди помещают их на дерево. Предположений может быть несколько.

Давайте посмотрим, что же получилось у нас на уроке. Оправдались ли ваши ожидания и опасения. Забираем листочки и анализируем. Чьи мнения совпали с подученными результатами?

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков исторических личностей.

Систематизируются цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

рефлексия

5 мин

АМО "Рамашка»

Заимствованный, адаптированный

Цель: эффективное подведение итогов урока.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 мин.

Необходимые материалы: доска, мел, 3 цветка из цветной бумаги – ромашка.

дети отрывают лепестки ромашки, по кругу в группе передают разноцветные лепестки и отвечают на вопросы, относящиеся к уроку, к целям.

чем мы занимались сегодня на уроке? Какие задания вам понравились больше всего?

Регулятивные: саморегуляция, оценка и самооценка.

Познавательные: понимание и адекватная оценка полученной информации.

- Коммуникативная

-владение способами межличностного взаимодействия

Рефлексия  способствует к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению

этап позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить особое внимание на следующем уроке.


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Использование технологии АМО на уроке – путь, который поможет учителю и учащимся ощутить удовлетворение и успех на уроке.

Урок  соответствует требованиям ФГОС.

Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

Цель и задачи урока реализованы,  запланированные результаты достигнуты.

Дети  показали прочное усвоение знаний в написании буквосочетаний жи-ши, чк-чн, словарных слов. Показалли умения правильно выполнять звукобуквенный анализ слова, находить однокоренные слова и выделять в них корень, образовывать новые слова.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

Желание учащихся заполнить ульи отражается на нравственном развитии детей. Чувство локтя при работе парами, доверие снижали напряжённость при интеллектуальной деятельности. Всё это способствует духовно-нравственному развитию ребёнка.

    Самостоятельная работа на уроке (парная, индивидуальная, коллективная) предполагает планирование, контроль и оценку. На уроке учащиеся были настойчивы в достижении поставленной цели. Рефлексия показала, что. в основном, учащиеся адекватно оценили величину своей успешности.

  Приоритет позитивных воздействий над негативными, приоритет  динамических АМО понижает утомляемость школьников.

Здоровьесберегающий эффект происходит за счет передвижения учащихся  к ульям.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока

Методическая ценность  урока/занятия

Запланированные цели и  задачи урока выполнены. Урок может быть использован в практике

учителей с соответствующими корректировками.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Карточки  для каждой рабочей группы,  «Ульи» из бумаги, рабочая тетрадь к учебнику, самоклеющиеся кружки красного, желтого и зеленого цвета, рисунок «Дерево предсказаний», листья дерева, вырезанные из бумаги (распечатать на зеленых листах), ромашки с из бумаги,интерактивная доска, медиапроектор, компьютер, презентации

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Используемые ресурсы:

  1. Картинки для кроссворда:
  1. Картинки сказочных героев:

       http://xenomorph.ru/uploads/posts/2008-01/1200892412_00.jpg

  1. Загадки о сказочных героях:

Буратино: http://antropov-evgeniy.narod.ru/detym/Detskie_zagadki/500O_skazochnyh_geroyah.htm

Примечания автора/ов

Все учащиеся вовлечены в образовательный процесс. Их активность высокая.

Для применения АМО выбрана групповая форма работы с учащимися. Роль учителя из наставника превращается в советника, равноправного участника. Учащиеся стали коммуникабельнее, спокойнее, увереннее в себе.

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...