Буква Рр.Звуки[р ] [р, ]
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте по теме «Буква Р, звуки [р ] [ р’] разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Школа России». Горецкий В. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 частя, и Прописи к "Русской азбуке" 1,2,3,4 Горецкий В.Г., Федосова Н.А,). Данный урок является первым по данной теме. Урок обучения грамоте организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок (конспект с приложением) используется при изучении нового материала по обучению грамоте в 1 класс. Ресурс знакомит учащихся с буквой «Р», согласными звуками, формирует чувство гордости за свою Родину, расширяет знания детей об окружающем мире, знакомит с историей Родины, воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей России. Технологическая карта содержит подробное изложение хода урока. В ней отражены цели и задачи урока, формируемые УУД, метапредметные связи с уроком Окружающий мир. В технологической карте отражено детальное описание организации деятельности учителя и учащихся при работе с современным интерактивным оборудованием и программным обеспечением; пошаговые инструкции для учащихся при освоении и использования ими современного интерактивного оборудования и программного обеспечения; комментарии учителя, которыми он сопровождает свою деятельность и деятельность учащихся при работе с современным интерактивным оборудованием и программным обеспечением. Конспект предназначен для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_obucheniya_grad0.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта Обучение грамоте. Буква Р, звуки [р ] [ р’], УМК «Школа России»
Автор: Сауткина О.М.
Учитель начальных классов начальных классов ГБОУ Школа №1002 г Москвы
Методические рекомендации:
Методической особенностью урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.
Большим подспорьем для формирования всех видов УУД является электронное приложение к учебнику. Оно не только поддерживает позитивное эмоциональное отношение к учебному материалу, но и создает предпосылки для дальнейшего использования ИКТ в учебном процессе и самостоятельной учебной деятельности детей. Электронные ресурсы, имеющиеся в данном приложении, весьма разнообразны. Это не только таблицы и сюжетные картинки, которые можно использовать как современное средство наглядности, но и упражнения, игры, мультфильмы и звуковые схемы. Для формирования коммуникативных УУД широко использую работу в паре, группе.
В конце каждого урока, во время этапа рефлексии, дети учатся самостоятельно подводить итоги проделанной работы, оценивать результаты своих действий, делать вывод выполнена или не выполнена задача урока. Такой подход способствует развитию регулятивных УУД: контроль, коррекцию, оценку и саморегуляцию.
Применяемые приёмы, методы, средства позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.
Технологическая карта проекта урока
Предмет: Комбинированный урок Русский язык и Литературное чтение (Обучения грамоте)
Класс: 1
Наименование учебно-методического комплекта (УМК):УМК «Школа России»
Тема урока: Конспект урока «Буква Р, звуки [р ] [ р’]
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Место урока в системе уроков 13-й урок в Букварном периоде.
Цель: | Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке. |
Задачи: Образовательные: | • создать условия для ознакомления с новыми согласными звуками [р], [р’] и буквами «Р, р»; • обучение чтению слов с новой буквой; • продолжение работы по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха; • развитие воображения, памяти, мышления, • обогащение словарного запаса; • расширение кругозора; • воспитывать патриотизм и гражданственность воспитание любознательности, культуры труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах и группах. |
УУД: Предметные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: | Предметные: -формировать умение выделять звуки [р ] [ р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы «городе букв»; соотносить все изученные буквы со звуками. Регулятивные: -понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; -действовать по образцу и заданному правилу; - организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели Рефлексия способов и условий действия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками. - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках -Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. -Обосновывать и доказывать собственное мнение. Личностные: -проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству - Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ. - Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. |
Планируемые результаты: Предметные результаты: Предметные результаты в области ИКТ: Метапредметные результаты: Личностные результаты: | Различать строчную и заглавную буквы; осуществлять сравнение печатной и письменной букв Р.р; выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком[р], [р'];подбирать слова со звуками [р], [р'];использовать заглавную букву в именах собственных, грамотно оформлять предложение на письме, письменно отвечать на вопросы. Продолжат учиться работать на ноутбуках и с интерактивной доской Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать выполняемые действия, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своим действиям, формулировать учебную задачу; работать с информационными источниками; проводить анализ с выделением существенных признаков; делать умозаключения и выводы. выражение собственного мнения, овладение культурой общения и поведения. |
Основные понятия: | Звук, буква, слово, слоги. Печатная и письменная строчная и заглавная буквы Р.р; слого-звуковой анализ слов; звуки [р], [р']; предложение. |
Межпредметные связи: | На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром. |
Ресурсы:
дополнительные | учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого, электронное приложение к учебнику, Рабочее место учителя (компьютер + мультимедийный проектор+ интерактивная доска) Рабочее место ученика :ноутбуки |
Структура и содержание проекта урока
Дидактическая (этапы урока) | Планируемые результаты | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность | Деятельность |
1.Организационный момент | Положительный настрой | -Долгожданный дан звонок, Начинается урок! -Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики. Умницы! Молодцы! Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! | (садятся девочки) (Садятся мальчики) | Приветственное слово учителя |
2.Актуализация знаний | Формирование умения ориентировать ся в своей системе знаний: отличать новое от уже известного | Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! А когда мы утром встречаем кого-то, что говорим? Я предлагаю Вам подарить нашим гостям частичку нашего доброго утра. У вас на партах есть ромашки. Приложение1. Предлагаю в её серединке написать эту фразу. Давайте почитаем ее хором. Что мы прочитали? Какой знак в конце предложения? Какая схема подойдет? Сколько слов в нем? Так как мы ещё не научились быстро писать, то слово, в котором больше букв я изобразила смайликом, а короткое слово предлагаю вам написать самим. Посмотрите внимательно на это слово. | Доброе утро! Предложение. Восклицательный знак. Выбирают подходящую схему к предложению из нескольких предложенных. Сравнение количества букв в словах Это слово ДОБРОЕ – 6 букв | Мотивирует. Направляет Создаёт условия для частично-поисковой деятельности |
3. Постановка учебной задачи. | Постановка и формулирование проблемы. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя Формирование целевых установок учебной деятельности планировать решение учебной задачи | С какой проблемой мы столкнулись? Как ее решить? А что такое буква? Значит нам мало только научиться писать? Приложение 2 Кто готов решать задачу? | Не можем его написать, т. к. не умеем писать букву Р Научиться её писать. Это обозначение звука. Составляют план: 1.Учиться находить звук в словах 2.Определить характеристики звука 3. Учиться проводить фонетический разбор слов с буквой Р 4. Научиться писать букву, слоги и слова с ней. 5. Научится находить в тексте слова с Р. (СЛАЙД) | Направляет |
4.Физ. минутка | «Злая собака» Ребята, а какое животное лучше всех произносит звук, с которым мы сегодня знакомимся? Давайте вспомним, как рычит большая собака, а теперь как маленькая (присесть) Какой ряд сядет тише | Выполняют артикуляционное упражнение + смена положения тела | ||
5.Поиск решения проблемы-открытие нового знания. | Формирование умения удерживать учебную задачу, слушать и понимать речь других Предметные УУД: знания о буквах и звуках знаково-символическое моделирование Коммуникативные УУД: дети допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения; Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи. Личностные УУД: оценивание детьми своей деятельности и деятельности товарища. | Мы выполнили только 1 задачу…Что мы учились делать? У кого получилось? Понаблюдайте за язычком. Значит это согласный или гласный звук? Давайте найдем его на ленте звуков. Как вы думаете, нам понадобятся помощники на уроке? Они спрятались в загадках Рыбка приплыла из сказки, С золотистою окраской. Можешь ей желанье молвить Вдруг попробует исполнить? Бабка, старый дед и внучка, Мышка, кот, собака Жучка - Вместе все меня смогли Вытянуть из-под земли. Приложение 3 А кто знает авторов этих произведений? Приложение 4 А как вы понимаете А. С. Пушкин – русский писатель Русская народная сказка? Что общего у этих слов? Где встретилась буква? Давайте сами вспомним слова с буквой, обозначающей звуки [р ] [ р’] Но мы ещё не все выяснили про эти звуки. Давайте обратимся к нашим помощницам. Они предлагают нам собрать схему слов. Как вы думаете, чему мы будем учиться, выполняя это задание? Оформите схемы слов. Работа в парах. Необходимо договориться кто какую схему раскрашивает. Взаимопроверка. Как вы думаете, с чем мы сегодня будем работать? А вы помните, как следует себя вести во время работы за компьютером? Повторим правила ТБ на рабочем месте. СЛАЙД На рабочем столе находим папку «1 класс» В ней находим и двойным нажатием левой кнопки мыши запускаем программу «Обучение грамоте». Находим и щелчком открываем изучаемую букву. Заходим в раздел составление звуковых схем слов Путем перетягивания элементов схем составляем звуковую схему слова. Звуковой сигнал проконтролирует правильность выполнения работы.
- Сколько гласных в слове рыбка, репка? -А сколько согласных в слове рыбка, а в слове репка? -Сколько слогов? -Куда падает ударение? -Какой слог ударный? -Что вы заметили? - Ребята, а почему это у вас звуки, которые обозначены буквой Р на схемах получились разного цвета? -Какой вывод мы можем сделать? Оценивание работы соседа. Давайте попробуем составить слоги с мягкими, твердыми звуками. -Вы сказали, что этот звук согласный. Если он согласный, то, что еще мы можем узнать про него? Сегодня у меня для вас опять маленький секрет: Проверим, ребята. Прием «Наушники» - закрыть уши ладошками, произнести звук несколько раз. -Ребята, а есть у этого звука пара? Итак, давайте сделаем вывод, что мы узнали о звуке (работа по схеме) СЛАЙД Приложение 7 Наши гости рыбка и репка довольны тем, как вы выполнили их задание. Подскажите, а кто из наших героев является одушевленным. Где живут рыбы. На чем передвигаются по воде? (картинка) А как вы думаете, какая самая протяженная река в нашей стране? | Оценивают своё умение произносить звук. Язычок перекрывает выход воздуха Определяют характеристики звука Изображение на интерактивной доске А. С. Пушкин – русский писатель Русская народная сказка Россия Русь Учатся проводить фонетический разбор слов с буквой Р Вспоминают правила работы в паре. Приложение 5 Повторяют правила ТБ при работе за компьютером Приложение 6 Работают на ноутбуке: Рабочий стол – папка «1 класс»-«Обучение грамоте»-буква Р- схемы слов Щелчком открывают картинку. Путем перетягивания элементов схем составляют звуковую схему слова. (звуковые элементы, элемент ударения и деления на слоги) После успешного составления схемы переходят к следующей. После анализа возвращаются в раздел Буква Р Звук Р бывает мягким и твердым Ри ра ро ры ру Звонкий он или глухой. Определяют, какой звук – звонкий или глухой. Нет, этот звук непарный Дают характеристику звука по схеме Буква Р обозначает согласный звук Это звук звонкий, непарный. Может быть твердым [р ] и мягким [ р’] Рыбка. В реках, морях На паруснике Приложение 8 Волга | Направляет Мотивирует. Проводит инструктаж работы с компьютером. Консультирует. Помогает. Проводит параллель с ранее изученным материалом. |
6.Физкультминутка. | Мы отправляемся в виртуальное путешествие по Волге. Мимо больших старинных городов. Но есть условие: Это города нашей Родины. А какой город нам ближе всех Как мы называли в нашем проекте на уроке Окружающего мира? Как вы думаете, почему я вспомнила о нашем городе? Если бы мы с вами были учеными, которые составляют карты, то нам было бы необходимо уметь записать эти слова | Выполняют упражнение в соответствии с заданными условиями Череповец. Малая Родина В его названии тоже есть буква Р | ||
7.Знакомство с написанием буквы. | планирование, прогнозирование. Формирование умения ориентироваться в прописи. Выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Знакомство с алгоритмом написания строчной буквы р Формирование умения удерживать учебную задачу | Знакомство с буквой. - А какой значок нам поможет увидеть звук [р]? Кто сможет найти ее на клавиатуре ноутбука? - Печатная Р это или письменная? -А кто умеет писать печатными буквами? Письмо в воздухе -Молодцы! Откройте прописи Анализ написания элементов строчной буквы Р -Наша задача сегодня научиться писать строчную Р - Обратите внимание, на рамочку в правом вернем углу этой же страницы. -Из каких элементов состоит буква р? (показываю на доске) -Запишите элементы этой буквы. Анализ написания строчной буквы р -Далее эти элементы нужно соединить. - Посмотрите на экран. Найдите раздел «Написание букв» Выберите «Письменная буква», Установите курсор на луче этапов написания на цифре 3 и щелчком по кнопке пуск запустите Ручки. Понаблюдайте за ручкой. - А теперь напишите пальчиком на ладошке. -Обведите по светлым линиям две буквы р. -Получилось? Чтобы все хорошо запомнили, напишем букву р со мной : я на доске, а вы в воздухе, на лодошке -Я напишу на доске под счет: раз-и, два-и. _ С помощью сигнальных карточек покажите, кто готов самостоятельно работать, а кому нужна помощь. | Ответы детей Самостоятельно запускают и просматривают демонстрацию написания строчной буквы Рабочий стол – папка «1 класс»-«Обучение грамоте»-буква Р- «Написание букв» - «Письменная буква» Следуя инструкции просматривают образец написания строчной буквы. При индивидуальной необходимости есть возможность просмотреть образец написания несколько раз. Прописывают букву в прописи. | Мотивирует. Направляет |
8.Применение новых знаний | учатся записывать слоги и сочетания, используя эталон в прописи | Чтение слогов и письмо слогов с изученной буквой приглашают вас прочитать слоги (слоги на доске) Но с твердым звуком[р]-громко, а с мягким [р’]тихо РА РО РИ РУ РЫ Сможем ли мы сейчас написать в ромашке слово – утро? | Записывают слоги. Сильные дети – слова второго столбика. Да! Записывают слово в ромашке. | Направляет, помогает. |
9.Организация работы по чтению и анализу текста | Формируем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. Формируем умение выделять звук в слове, находить слова с заданным звуком, ориентироваться в учебнике. Формируем умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции. | Работа по учебнику. Откройте учебники на страницу 64. Как называется рисунок к сказке? Что заметили в тексте? В каких частях слова находится эта буква? Чтение слов с выделенной буквой, работа с сигнальными карточками – ТВ. и Мяг. Понравилось, как прочитали текст, а кто тоже хочет научиться так хорошо читать? Найдите текст на следующей странице. Какая новая буква встретилась словах. Выполнили задачу? С каких слов мы начинали урок? | Хорошо читающий ученик читает отрывок из сказки. Иллюстрация. Остальные следят. Буква Р выделена жирным шрифтом. Начале и середине. Чтение текста КАКТУС хором Анализ текста. Россия, Русь | Направляет, помогает. |
10.Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ. | Формирование умения структурировать знания, умения выражать свои мысли. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование Формирование умения удерживать цель деятельности до получения её результата Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? - Что вы о ней узнали?(по ленте) - Что особенно запомнилось на уроке? Я запомнил …… Я научился… Мне было легко…. Мне было сложно… Какие слова написаны с заглавной буквы, почему? -Чему должны научится завтра? | Ответы детей Самооценка Ответы детей Россия, Русь Писать заглавную букву Р. | Благодарит детей за работу, отмечает тех, кто активно работал на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"
Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Федосова " От звука к букве".Буква и звук У
Презентация дляя занятия с дошкольниками...
Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»
Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....