Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок и картинкис фразеологизмами, царствами глаголов, плюс карточки с глаголами-исключениями и алгоритм определения спряжения глагола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmspr.doc | 32.5 КБ |
isklyucheniya.doc | 30.5 КБ |
plan_uroka.doc | 44 КБ |
Картинка для урока Царство 1 спряжения | 104 КБ |
Царство 2 спряжения | 980 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ И ПРАВОПИСАНИЯ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Предварительный просмотр:
ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, а ещё ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ. Ко второму же спряжению Мы относим без сомнения Все глаголы, что на –ИТЬ, Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
| ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, а ещё ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ. Ко второму же спряжению Мы относим без сомнения Все глаголы, что на –ИТЬ, Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ. | ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, а ещё ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ. Ко второму же спряжению Мы относим без сомнения Все глаголы, что на –ИТЬ, Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ. |
ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, а ещё ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ. Ко второму же спряжению Мы относим без сомнения Все глаголы, что на –ИТЬ, Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ. | ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, а ещё ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ. Ко второму же спряжению Мы относим без сомнения Все глаголы, что на –ИТЬ, Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ. | ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, а ещё ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ. Ко второму же спряжению Мы относим без сомнения Все глаголы, что на –ИТЬ, Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ. |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Определение спряжений глаголов.
Цели: совершенствовать умение учащихся определять спряжение глаголов и писать личные окончания глаголов.
Задачи:
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием;
- закрепить знания о глаголе.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающие:
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;
- воспитывать волевые качества
- создать условия для закрепления навыков правописания окончаний глаголов;
- способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления;
- способствовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- Целеполагание и мотивация.
Интересная часть речи
В русском языке живёт:
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Всё расскажет нам…(глагол)
- Актуализация знаний (повторений знаний о глаголе).
Визитная карточка глагола. Работа в парах.
Я глагол | часть | речи |
обозначаю | действие предмета | |
отвечаю на вопросы | что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д. | |
имею | начальную (неопределенную форму) | |
в предложении | чаще всего бываю сказуемым | |
имею грамматические признаки |
|
- Глагол – часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? И др.
- Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
- Глаголы изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее.
- Глаголы изменяются по числам: обозначают действие одного предмета, нескольких предметов.
- Глаголы изменяются по лицам (настоящее и будущее время).
- Глаголы изменяются по родам (прошедшее время).
- В предложении чаще всего бывают сказуемым.
- Постановка целей и задач урока.
Сказка о Глаголе.
Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, куда-то спешил, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение.
Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
-Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. - И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Вопрос к детям: Как вы думаете, что решили царевичи, кто кем будет править?(варианты ответов детей)
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение - всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью.
Вопрос к детям: Все ли подданные были согласны с таким указам царя? (варианты ответов)
Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.
Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители - в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.
В благодарность глаголы- исключения прислали письмо со стихотворением для лучшего их запоминания.
- Закрепление знаний.
Работа с учебником. Упражнение 151.
Расселите жителей по их царствам. На доске две картинки царств.
У доски по цепочке записываем глаголы, ставя их по заданию учебника в 3-ем лице единственном и множественном числе.
- Физкультминутка.
Если я называю глагол 1-го спряжения – приседаем, если глагол 2-го спряжения – делаем хлопок руками.
Живёшь, смотрят, поют, растёт, говорит,
- Творческое применение. Работа с фразеологизмами.
На доске картинки с фразеологизмами, записываем их в тетради, определяем спряжение глаголов. Подобрать синонимы (одним словом)
Считать ворон
Водить за нос
Делать из мухи слона
Вешать лапшу на уши
Уши развесить
Прикусить язык
Витать в облаках
- Подведение итогов.
Тренировались в определении спряжений и написании безударных окончаний глаголов. Познакомились с глаголами-исключениями.
- Домашнее задание. Упражнение 152. Для тех, кто любит сочинять – попробовать составить сказку, используя глаголы-исключения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Наречие как части речи» (Развивающая система обучения Л.В.Занкова) Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» Басырова Г. М
Этот урок знакомит учащихся с существенными признаками наречий и их ролью в нашей речи....
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"
Обобщающий урок по русскому языку по теме: "Русская азбука, или алфавит"...
Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».
Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.
Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...