Конспект урока русского языка для 2 класса "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мурашкина Светлана Викторовна

Данный конспект может заинтересовать учителей, работающих по программе "Перспективная начальная школа" под ред. Р.Г. Чураковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык Тема: Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ    

Цель: показать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи:

-обобщение знаний детей о шипящих звуках; формирование умения правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками;

-развитие речи, мышления, внимания, памяти; расширение кругозора; обогащение словарного запаса;

-воспитание интереса к урокам русского языка.

Формируемые УУД

Личностные:

проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

Регулятивные УУД:

определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

сопоставляет свою работу с образцом, оценивает ее по критериям, выработанным в классе;

оценивает действия, ориентируясь на его содержательные основания;

Коммуникативные УУД:

оформляет свою мысль в устной и письменной речи;

обосновывает высказанное суждение;

старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;

умеет задавать уточняющие вопросы.

Познавательные УУД:

сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

Планируемый результат

Предметные:

В результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с изученными буквосочетаниями, приводить примеры слов с данными сочетаниями.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Сценарий урока

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Чтобы грамотно писать.

I. Работа над каллиграфией.

Сегодня мы отправимся путешествовать в увлекательный мир русского языка, а отнесут нас туда облака знаний. А для чего мы с вами изучаем русский язык (ответы детей). ( У каждого ребенка на парте лежит облачко, на обратной стороне которого буквы ж, ш, ч, щ). Вы готовы? (Да). Звучит музыка.

     1 станция «Чистюлька». Ребята, послушайте внимательно загадку, не перебивайте, на загадку эту дружно отвечайте:

 Такие буквы  нелегко произнести,

Преграда – зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук,

Они все разные,

А называются они согласные.

- Правильно. Молодцы! Переверните облако знаний и назовите, какие буквы там написаны. (Дети называют). Откройте тетради, запишите красиво и аккуратно дату, словосочетание классная работа и те буквы, которые вы называли. Оцените себя. Над буквой, которая получилась у вас лучше всех, зажгите фонарик желтого цвета. Дайте характеристику звукам, которые эти буквы обозначают.

- Скажите, ребята, все ли слоги и слова пишутся так, как слышатся? (Нет, не все). Девиз нашего урока: «Пишут не пером, а умом». Запишите эту пословицу в тетрадь. Как вы понимаете эту пословицу? ( Когда пишешь, надо думать, как правильно написать). Какая изученная орфограмма встретилась в пословице (Безударный гласный в корне проверяемый ударением). Назовите проверочное слово (перья). Это родственное слово или его форма (Это форма мн. числа).                                                                    

II Постановка учебной задачи.

Нас ждет следующая станция «Познавай-ка», где нам предстоит определить тему урока и поставить перед собой задачи. Для этого поработаем в группах. Вспомним правила (работаем вместе, не перебиваем, помогаем).Отгадайте загадку, напишите отгадку.

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
А зовут её: (машина).

Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек.
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним вовек (ужи).

На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник).

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша (щука).

Работают в группах. Дают ответы, учитель фиксирует отгадки на доске, в отгадках пропущены буквы, учащиеся должны вставить их.

- Какие правила надо применить при написании этих слов? Это новая для нас тема? ( Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Проговорите правила. (Обратить внимание на условие – ударение).

Поставьте задачи, используя опорные карточки, которые на доске перед вами. Кто поможет?( Будем повторять, будем учиться).

Задачи есть, будем их решать, нас ждет следующая станция «Проверяй-ка». Поработаем с учебником. Найдите тему нашего урока. На какой странице? (с. 146). Найдите в учебнике плакат Летучей Мыши. Прочитайте, что там написано. (Обращать внимание на ударение). Приступим к выполнению упр.111. Один ученик  работает у доски. Помним о подсказке. Что нас просят сделать? Разделить слова на две группы и записать в два столбика. Ваши предложения, как мы поделим, на основании какого признака.(Под ударением и без ударения). Учитель прикрепляет карточки «под ударением» и «без ударения». Проверьте себя по образцу на доске, если надо исправьте. Кто выполнил так же? Молодцы!                                                                  

Нас ждет следующая станция «Физкультурная»

Если слышишь жи и ши -  Уч-ль называет: чашка, щука ,шило, жизнь  

Глубоко ты подыши.

Если слышишь чу и щу

Делай так, как покажу.

Если слышишь ча и ща

Приседаем мы, друзья.

III. Изучение нового материала.

Посмотрите,  на стенах нашего класса висят картинки. Каждый из вас сейчас должен выбрать картинку, где  в названии предмета встретятся сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, и вернуться за парту. Запишите ваши слова, поставьте в них ударение. Распределитесь на две группы, у кого ударное сочетание становятся у доски слева, у кого безударные – у доски справа.                                                                                                              

 - Что будем писать в этих сочетаниях под  ударением (жи-ши с и, ча-ща с а).  А если без ударения, ваши предложения. (Варианты обучающихся).  Возвращайтесь на места, будем знакомиться с алгоритмом.

Составление алгоритма написания сочетаний жи-ши, ча-ща ( у каждого листок с алгоритмом).

Поставь ударение

сочетание ударное                                                           сочетание безударное

                            ↙                                                                                               ↘

 жи-ши пиши с И, ча-ща пиши с А.                    определи часть слова, где находится сочетание

                                                                                        ↙                                        ↘

                                                                          в окончании                                в корне

                                                     жи-ши пиши с И, ча-ща пиши с А              подбери проверочное слово

                                                                                                                                обратись к словарю  А/Я

- Как думаете, почему в алгоритм я не включила написание сочетаний чу-щу?  (Звук у даже в безударной позиции нельзя спутать с другими. Он хорошо различим). Узнаем, правы ли мы, прочтем в учебнике на с. 151 плакат Летучей Мыши. (Читают).

IV Итог урока. Рефлексия. Станция «Закрепляй-ка»

На станции «Закрепляй-ка» возникла проблема. Перед вами алгоритм, который поможет вам при выполнении упр. 112 (устно) ,комментируем вслух, какую гласную надо писать, обосновываем свой выбор.

Возвращаемся на станцию «Школьная» Вам было все понятно сегодня? Что нового узнали? (Подсказка - алгоритм, правый столбик).  Молодцы,  ребята. На последней станции поднялся сильный ветер, который разбросал цветочные лепестки,  помогите  их собрать, составьте и запишите слова. Урок окончен. Вы хорошо потрудились сегодня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.

Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

конспект урока русского языка 2 класс сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок русского языка позволяет повторить сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в игровой форме. В конспекте даны ссылки на ЦОРы....

Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного

Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного...

Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'

Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...