Разработка урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Устанина Елена Александровна

Разработка по русскому языку  в 4 классе  "Местоимение как часть речи"(учебник: В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий). Урок разработан в соответствии ФГОС НОО. Данный материал можно использовать на уроках русского языка в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie_kak_chast_rechi.doc191.5 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx383.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Устанина Елена Александровна

ОУ

МБОУ «Средняя школа №21»

Предмет

Русский язык

Тема урока

Местоимение как часть речи

Используемая образовательная технология

Технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология

Тип урока

ОНЗ

Цели учителя

Организовать учебную деятельность, направленную на развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания.

Создать условия для воспитания уважения к чужому мнению, доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Цели учебной деятельности

Осознавать местоимение как часть речи; научиться употреблять местоимение вместо имен существительных, научиться определять местоимение в речи.

Опорные знания

Имя существительное, речь, часть речи,

Новые знания

Местоимение как часть речи.

Задачи урока

  1. Создать мотивацию к учебной деятельности
  2. Организовать актуализацию знаний по теме
  3. Организовать постановку проблемы
  4. Организовать открытие новых знаний через наблюдение и диалог
  5. Организовать первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  7. Организовать включение в систему знаний и повторение
  8. Организовать рефлексию

Оборудование

Индивидуальные карточки, презентация к уроку


Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и личностные результаты

Мотивация

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других;

Актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме.

- Ребята, какое время года следует после зимы? А как называется первый месяц весны?

Назовите первый звук в слове «март».

Дайте характеристику этому звуку.

Какой буквой обозначается этот звук?

На минутке чистописания мы напишем букву М.

Слайд

Описание: C:\Documents and Settings\Александр\Рабочий стол\уроки для аттестации\98771264_large_0012.jpg

Москва, морозный, молчит, меня

 Напишите над словами, к какой части речи они относятся.

У какого слова вы затруднились определить часть речи?

Почему возникло это затруднение?

Чего мы не знаем?

Март

[м]

Меня

Мы не знаем к какой части речи относится это слово

Коммуникативные УУД-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные УУД-анализ, обобщение.

Личностные- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному матнриалу

Постановка проблемы

Сформулируйте тему нашего урока. Слайд

Цель: Изучить местоимение как часть речи Слайд

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Слайд

Местоимение как часть речи

Узнать что такое М.

Выяснить, какова роль М в речи.

Узнать особенности М,

Научиться  распознавать М в речи

Познавательные УУД- формулирование проблемы

Регулятивные УУД-определение и формулирование цели деятельности на уроке Коммуникативные УУД- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Решение проблемы

Слайд Прочитайте текст.          

Сова хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст?

Все ли в этом тексте вас устраивает?

Почему?

Как можно исправить этот недостаток?

Прочитайте, что получится, если мы исправим речевую ошибку.

( О сове)

Нет

В каждом предложении имеется слово «сова».

Заменить данное слово другим.)

Познавательные УУД- анализ, сравнение, аналогия, обобщение;  осознание и построение речевого высказывания

Какими словами вы заменили слово «сова»?

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?»

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

Какой мы можем сделать вывод: что такое местоимение? Слайд

Выясним, какова же роль местоимения в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?


Какой мы можем сделать вывод: Для чего же мы используем в речи местоимения? Слайд

Местоимение заменяет имя существительное. А что такое существительное?

Значит и местоимение обозначает предмет?

 Как вы думаете? Давайте выясним.

Сейчас вы будете работать в группах.

Обучающимся предлагается текст.
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

- Сделайте вывод: В чем же различие в значении местоимения и имени существительного? Слайд

Садитесь на свои места

А теперь ответьте на мои вопросы, слушайте внимательно.

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

А теперь давайте повторим все, что узнали:

Что такое местоимение?

Как называются местоимения Я,ты, мы, вы, он,она, оно, они? Слайд

Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 52.

Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом — «она», а в третьем предложении заменили словом — «у нее».

Эти слова мы употребили вместо имени существительного.

Местоимение –это часть речи,  которая употребляется вместо имени существительного.

Мы убрали повторы и сделали текст более грамотным.

Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов

Сущ. –это часть речи, к-рая обозначает предмет.

Предположения  детей

Куст, мальчик, конь.

Слово "он" не называет предмета.

Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Я

Мы

Ты, вы

Если этот человек не знаком нам,

Если он старше.

Он, она

Они

Все они указывают на лица

Местоимение -это часть речи. Которая не называет предмет, а только на него указывает.

Эти местоимения называются личными.

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?

Прочитайте текст.

Давайте его отредактируем.

На рыбалке.

     Однажды Коля пошел ловить рыбу. Коли не было дома целый день. Коле удалось поймать много рыбы.

 У кого, что получилось?

Проверьте правильность выполнения своей работы(проверка по эталону)СЛАЙД

Применить свои знания

Выполняют в парах

Ответы детей.

Познавательные УУД-анализ, сравнение , аналогия, обощение;осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД- учет разных мнений;уние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь проверим, насколько вы хорошо поняли тему урока.

Выпишите из текста песни местоимения, которые в ней встречаются.

Разрумяными блинами  

Мы Весну встречаем с вами  

 Чучело Зимы сжигаем,  

 В хороводе распеваем.  

 

 Здравствуй, милая Весна,  

 Мы с тобой соседствуем  

 Здравствуй, Красная Весна,  

 Мы тебя приветствуем!  

 Здравствуй, Красная Весна,  

 Мы тебя приветствуем!  

 

 Я пригрею посильней-  

 Побежит с горы ручей.  

 Поднимусь повыше я,  

 Здравствуй, Красная Весна!  

 Поднимусь повыше я,  

 Здравствуй, Красная Весна!

СЛАЙД

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки  в работе?

-Кто не смог справиться с заданием?

-В чем была трудность?

Выполняет ученик на доске.

        

Мы, с вами, я.

Познавательные УУД-анализ, сравнение , аналогия, обощение

Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других

Регулятивные- самоконтроль, оценка

Включение в систему знаний

А теперь вы будете работать самостоятельно.

На ветке висит яблоко, _такое сочное и сладкое на вид.

Щенка кормили молоком, чтобы _ здоровым рос.

Сидит белка на тележке, продает  _ орешки.

Вся земля в снегу,_ на лыжах бегу, _бежишь за мной.

(Фронтальная проверка)

Рефлексия

Какую цель мы сегодня ставили перед собой?

Какие задачи ставили перед собой?

СЛАЙД

Со всеми задачами мы справились на уроке?

СЛАЙД

Продолжите предложения

  • Сегодня я узнал…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я понял, что…

Если осталось время с.66 №3

Узнать что такое М.

Выяснить, какова роль М в речи.

Узнать особенности М,

Научиться  распознавать М в речи

Да!

Д/З

111№


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Чистописание

Слайд 3

Местоимение как часть речи ТЕМА УРОКА: Определяем тему урока

Слайд 4

Определяем цель урока Цель урока: Изучить местоимение как часть речи.

Слайд 5

ЗАДАЧИ: УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ; ВЫЯСНИТЬ КАКОВА РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЯ В РЕЧИ; УЗНАТЬ ОСОБЕННОСТИ МЕСТОИМЕНИЯ; НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ МЕСТОИМЕНИЕ В РЕЧИ.

Слайд 6

Прочитайте текст. Сова — хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 7

Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 8

Вывод: Местоимение –это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 9

Вывод: Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 10

Вывод: Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 11

Я и Мы , Ты и Вы , Он , Она , Оно , Они – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения Все местоимения. Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 12

Местоимение -это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает . Я , Мы , Ты и Вы , Он , Она , Оно , Они называются личными. Сравниваем свой вывод с авторским

Слайд 13

На рыбалке. Однажды Коля пошел ловить рыбу. Его не было дома целый день. Ему удалось поймать много рыбы. Применяем новые знания. Развиваем умения

Слайд 14

Физкультминутка Я пригрею посильней- Побежит с горы ручей. Поднимусь повыше я, Здравствуй, Красная Весна! Поднимусь повыше я, Здравствуй, Красная Весна!

Слайд 15

Мы, с вами, с тобой, тебя, я. Применяем новые знания. Развиваем умения

Слайд 16

ЗАДАЧИ: УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ; ВЫЯСНИТЬ КАКОВА РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЯ В РЕЧИ; УЗНАТЬ ОСОБЕННОСТИ МЕСТОИМЕНИЯ; НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ МЕСТОИМЕНИЕ В РЕЧИ.

Слайд 17

Продолжите предложения Сегодня я узнал… Теперь я могу… Я научился… Я понял, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Методическая разработка раздела учебной программы - раздел «Части речи. Имя существительное»

Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения и вышел на мировую и международную арену, став языком высокогуманной куль...

Методическая разработка раздела учебной программы Раздел «Части речи. Имя существительное»

Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый боль­шой: специально этому разделу в программах 2 – 4 классов отводится 212 час, т. е. почти ...

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Разработка урока " Общее представление о частях речи"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Технология построения урока: проблемно-диалогическая, проектно-исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, р...

Разработка урока"Имя прилагательное как часть речи" 4 класс

Имя прилагательное как часть речи (Значение и употребление в речи. Словообразование)Цели урока:Повторить и обобщить знания обучающихся о признаках имени прилагательного как части речи. пополнить ...

разработка урока "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

УМК: Школа РоссииЦель:Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу....