Разработка урока " Общее представление о частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технология построения урока: проблемно-диалогическая, проектно-исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 280.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
им. Героя Советского Союза В.Ф. Мируна
муниципального образования Тимашевский район
Работу выполнила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9
Ильенко Анжелика Евгеньевна
2016 год
Тема урока: Общее представление о частях речи.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Технология построения урока: проблемно-диалогическая, проектно-исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно–поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, ЭОР
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Общее представление о частях речи».
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие навыков сотрудничества с взрослым;
- формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:
- формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
- формирование умения кодировать и декодировать информацию; работать с различными видами информации (текстом, таблицей, рисунком, схемой);
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
- развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;
- развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
- формирование общего представления о частях речи;
- расширение словарного запаса учащихся;
- формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
- формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
- развитие умения составлять предложения из данных слов.
Сценарий урока
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности (1–2 мин) Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете? - А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам? -Чего вы ждете от этого урока? - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? - Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Во 2 классе учимся! Всё у нас получится! | - Для того, чтобы получать новые знания. - Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными… - Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас. - С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. Дети повторяют. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин) Цель – воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания. | Предметные: - называть предметы и их действия; - знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. | 1. -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка». - Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? - Разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? - ЧК и ЧН пишем с мягким знаком? - Слова глупый и умный – синонимы? - Жи и ши пишем с буквой И? - Подводник и водить – однокоренные слова? - Мы общаемся с помощью речи? - Наша речь состоит из слов? - Мы с вами уже все знаем о словах? 2. Затруднения в индивидуальной деятельности - Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав? Сегодня и на следующих уроках русского языка мы с вами продолжим знакомство с тайнами русского языка. - Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? «Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь» Как вы понимаете смысл фразеологизмов. Объясните. - Бежать, высунув язык. - Держать язык за зубами. - Как корова языком слизала. - Найти общий язык. Запишите по памяти один из фразеологических оборотов. Назовите словарное слово. Напишите слово, подчеркните в нем непроверяемую гласную. Слово язык – однозначное или многозначное? Объясните. На какие группы мы с вами можем разделить слова? - Слово – это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, ученые–филологи разделили все слова на большие группы - части речи. Кто догадался, какая тема нашего урока? Перед вами слова. Прочитайте. Лес, снежинка, зеленеет, солнышко, легкая, яркое, падает, светит, темный. На какие группы разделим слова? По какому признаку? Что мы должны сделать, чтобы разделить слова на группы? - Почему же вы допустили ошибки? - Как вы думаете, в чем трудность? Запишите слова. Сначала - слова, обозначающие предметы, затем признаки предметов, действия предметов. | Играть. Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!» Да Да Нет Да. Нет Нет. Да Нет. Да. Да Да. Нет Конечно, хотим. А как? У них разный язык. Откройте тетради, подготовьте ее к работе. (записывают число, классная работа) Дети объясняют. - очень быстро - молчать - быстро исчезло - договориться Записывают по памяти. Дети записывают слово. Учащиеся высказывают свои мнения. - Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы. Начало работы над проектом выхода из ситуации. - задать вопрос; - решить, что обозначают слова? - определить какую роль играют в русском языке? |
Постановка учебной задачи (2-3 мин) Цель – открытие нового способа действия. | Предметные: - определять части слова; - находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | Кто определит тему урока? Мы отправляемся в путешествие по стране ЧАСТИ РЕЧИ. Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться? | 1. Учиться правильно задавать вопрос к словам. 2. Узнавать значение слов. 3. Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.
|
Построение проекта выхода из затруднения (10 мин) ЭОР №1 Цель – открытие нового способа действия, построение проекта выхода из ситуации | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. | 1. Начиная с этого урока, мы будем изучать части речи. А что мы можем узнать? Просмотр фрагмента из электронного приложения. Что вы запомнили? Назовите слова обозначающие предметы. На какие вопросы отвечают? Что обозначают? (Откройте учебник и найдите, как мы будем называть слова, обозначающие предметы). Назовите слова обозначающие признаки предметов. На какие вопросы отвечают? Что обозначают? (эти слова мы будем называть …..) Назовите слова обозначающие действия предметов. На какие вопросы отвечают? Что обозначают? Анализ схемы-таблицы, составленной детьми. 2. Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а) подпишите части речи; б) докажите -на какой вопрос отвечает слово? -что обозначает слово? в) сделайте вывод Давайте сформулируем общее правило. Молодцы!!! Оцените свою работу в группах. Карточка 1. Прочитайте слова. 2. Определите, какие это части речи. 3. Докажите, пользуясь памяткой-таблицей Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – различие частей речи) | Дети вспоминают Дети в учебнике ищут ответ на вопрос. Запись в табличку. Затем дети формируют группы, выбирают лидера. Дети работают. Слова 1 группы: мороз, морозный, заморозил Слова 2 группы: рисунок, рисовать, нарисованный Слова 3 группы: зелень, зеленый, зазеленел Дети делают вывод. Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей. |
Физминутка ЭОР №2 | - Мы немного устали. Проведем физминутку. | Дети выполняют упражнения. | |
Первичное закрепление во внешней речи Цель – вербальное фиксирование нового знания. | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем» Ребята, как вы думаете, что же такое части речи? Что понимают под этим словом? Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Сведения о языке». Теперь применим полученные знания и выполним упражнение. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. Комментируем свой выбор. На дворе стоит суровый февраль трещат морозы дуют сильные ветры ребятишки не боятся зимы они построили горку и весело катаются Коллективно определяются границы предложений. Учитель отделяет одно предложение от другого вертикальной чертой (|). - Сколько здесь предложений? - Что можно сказать обо всех предложениях? - Найдите нераспространение предложение. - Охарактеризуйте остальные предложения по наличию второстепенных членов. Запишите предложения и подпишите части речи. | Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение. Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы. Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия (По цели высказывания предложения повествовательные, по интонации — невосклицательные; простые, так как каждое имеет одну основу). (По наличию второстепенных членов остальные предложения — распространенные). |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель - осмысление своих достижений. | Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная – высокий уровень, зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам. При выполнении пользуйтесь табличкой. Проверка. Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? В чем испытывали трудности? | Хотим. Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу. Затем проверяют работу по эталону. Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос. |
Рефлексия | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Над какой темой работали? Каким правилом пользовались? Где будем использовать полученные знания? Оцените свою работу и работу товарищей. В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Комментируется дом. задание. Какое открытие вы сегодня сделали? Что было трудным (интересным, легким)? -В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую. 3. Если не разобрались в теме – голубую. Части речи работают в предложении, каждая выполняет свою роль. И от этого наша речь становится правильной, грамотной и красивой. Я желаю вам всегда быть мудрыми и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания. Спасибо за работу. До новых встреч. | Работали над темой имя существительное. Дети еще раз повторяют правило. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее представление о частях речи»
Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний....
Урок русского языка по теме: "Общее представление о частях речи"
Данная разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи" (урок открытия новых знаний) и презентация к данному уроку может быть применена к любому УМК по русскому языку при изучении данн...
Презентация к уроку "Общее представление о частях речи" 2 класс УМК " Школа России"
Дать общее понятие о частях речи....
Урок русского языка во 2 классе по теме "Общее представление о частях речи" с использованием УЗ
На уроке русского языка используются учебные задания....
Конспект урока по русскому языку: «Общее представление о частях речи».
Формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Общее представление о частях речи
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Общее представление о частях речи...
Конспект урока русского языка 2 класс Общее представление о частях речи
В начальных классах у детей необходимо сформировать чёткое понятие «часть речи» на материале слов, которые составляют их словарный запас и слов, доступных их пониманию. Задачи уч...