Правописание Ь
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Разработка урока 2 класс УМК "Школа Росссии"
Презентация урока на моей странице на портале "Про школу.ru"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока русского языка "Правописание слов с ь" "Школа России" | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Правописание мягкого знака.
Цели для ученика: - учиться обозначать мягкость согласных специальной буквой; - отличать разделительный Ь и Ь – обозначающий мягкость; -использовать слова с мягким знаком в своей речи; - учиться аргументированно отвечать, доказывать своё мнение; - учиться работать в паре, группе. | Цели для учителя: - организовать работу по повторению и систематизации знаний детей о Ь; - организовать работу по формированию УУД; |
Формируемые УУД: - Личностные УУД: самоопределение, осознание социальной роли обучающегося, формирование мотивации к учебной деятельности, осознание важности получаемых знаний и приобретаемых умений, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование на здоровый образ жизни, формирование нравственно-этических качеств, поиск способов разрешения конфликтов, проявление самостоятельности, ответственности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - Общеучебные УУД: построение речевого высказывания в устной форме; умение ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного. - Логические УУД: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности. - Коммуникативные УУД: умение полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра. | |
Планируемые результаты: Предметные: учащиеся вспомнят особенности буквы «ь»; повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь; будут учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным, с разделительным Ь; будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения. Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности; формулировать свои проблемы. Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра. | |
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. | Форма урока: урок-игра. |
Опорные понятия, термины: «буква», «звук», «орфограмма», «предложение», обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь, разделительный Ь. | Новые понятия: нет |
Формы контроля - фронтальный опрос; - взаимопроверка; - контроль групповой работы. | Домашнее задание: (по выбору) 1. Творческое задание. Составить текст из 5-6 предложений, употребив в нём как можно больше слов с мягким знаком, который показывает мягкость согласных и разделительным Ь. 2. стр. 125, упр.204 |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайды презентации | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | Метапредметные | ||||
Орг. момент Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Здравствуйте, ребята! Меня зовут… Я рада провести урок в вашем классе. И для того, чтобы мы лучше понимали друг друга, и работа наша была успешной я предлагаю обсудить правила нашей работы на уроке. Вы любите детективы? Кто бывает главным героем? Сегодня два сыщика- колобка просят вас о помощи. | Обсуждают правила работы. Сыщики. | Правила работы на уроке: - говорить спокойно и ясно; - говорить только по делу; - не говорить всем сразу; -поднимать руку, если хотите ответить; - возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего; - обращаться друг к другу по имени; - помогать друг другу; - за каждый правильный ответ получать специальный жетон, которые обменяем сюрприз. | Регулятивные: -контролируют свои действия. Коммуникативные: -устанавливают отношения сотрудничества между учителем и учеником; - слушают и понимают речь других; -учатся самоорганизации. Познавательные: -построение речевого высказывания в устной форме. - анализ объектов с целью выделения признаков. -умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. Личностные: -формирование нравственно-этических качеств. | |
Постановка цели. Цели: - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить цели учебной деятельности. - в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака; | -Дело в том, что они получили странное письмо. «Эта буква – хитрый знак! Не назвать её никак! Он не произносится, Но часто в слово просится!» -Какая же это буква? Варианты ответов у нас получились разные и Колобки запутались. -Давайте поможем им разобраться, какая это буква, какую работу выполняет в словах. -Т.е. соберём досье. Имя: Отличительные признаки: Место в слове: Работа: | Варианты: ь или ъ | «Эта буква – хитрый знак! Не назвать её никак! Он не произносится, Но часто в слово просится!» Имя: Отличительные признаки: Место в слове: Работа: | Познавательные: -умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать Регулятивные: - определение и формулирование познавательной цели на уроке с помощью учителя. | |
Чистописание. Уточнение задач. Цели: - уточнить задачи урока; - в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака; | -Запишите узоры (в узорах скрыт ь) -Появляется запись в графе имя. -Теперь когда мы точно знаем о какой букве будем говорить, давайте ещё раз проговорим задачи нашего урока. | Записывают и отгадывают букву. -вспомним чем отличается Ь от остальных букв; -где может стоять в слове; - зачем он нужен в слове. | Уметь правильно писать изученные буквы и соединять их с другими буквами. Вырабатывать каллиграфический почерк. | Познавательные: -умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать Регулятивные: - определение и формулирование познавательной цели на уроке с помощью учителя. | |
Работа над темой урока. Цели: - определить особенности буквы «ь», его необходимость в словах; -тренировать правильное написание слов с мягким знаком на конце и в середине слова после согласных; | -При помощи мягкого знака измените слова. Угол-, стал-, был-, кон-, жар-. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга. Если верно поставьте + на полях рядом с заданием. (проверка с помощью образца) Посчитайте звуки в этих словах. Что можете сказать? Посчитайте буквы. Количество букв увеличилось или уменьшилось? Почему? А какой звук обозначает Ь? Запись в графе Отличительные признаки. - Подчеркните в словах мягкие согласные. Зачем же тогда нужен Ь? Запись в графе работа. -Давайте посмотрим верные ли мы сделали выводы? -Читаем правило на странице 124. | Взаимопроверка. Считают звуки. Количество звуков одинаковое. Никакой. Ь звука не обозначает Обозначает мягкость согласных. Читают правило. | Угол- уголь, стал- сталь, был- быль, кон- конь, жар- жарь. | Знать правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине слов после согласных. | Познавательные: -ориентировка в пространстве учебника; -осмысленное чтение материалов, размещённых в нём; -извлечение необходимой информации из прочитанных текстов. -осмысление лексического значения слов. -развитие наблюдательности, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; -умение анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; -создавать алгоритм деятельности; -выполнять необходимые преобразования; -строить логическую цепочку рассуждений; Личностные: -осознание и оценивание алгоритма своего действия; -перевод внешней речи на внутренний план. -стремление проявлять самостоятельность; -осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений. Коммуникативные: - умение слушать и слышать; -достаточно точно выражать свои мысли; -умение объяснять свои действия; -умение доказывать свое мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса. Регулятивные: -умение принимать и сохранять учебную задачу; -осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников; - оценивать свою деятельность. - стремиться к преодолению препятствий; |
Физминутка Цель: -укреплять здоровье детей, воспитывать потребность в ведении здорового образа жизни; -развивать внимание | Игра «Где стоит Ь» Я буду произносить слова. Если будет звучать слово с мягким знаком на конце после согласной, вы хлопаете в ладоши; если с мягким знаком в середине слова между согласными – приседаете; если произнесу слово без мягкого знака – топаете ногами. Тень, школьник, палка, соль, пилка, борьба, мель, зверьки, мелки, звать, пальчик, зорька, карась. Где в слове может стоять мягкий знак? Запись в графе «Место в слове» Где может стоять Ь? | Выполняют задание. Делают вывод о месте Ь в слове. | Личностные: -ориентироваться на здоровый образ жизни; | ||
Работа над темой урока. Цель: - определить отличие разделительного Ь; - вспомнить гласные буквы, перед которыми они стоят; | Пока мы с вами отдыхали Колобки нашли ещё факты о нашей букве, посмотрите. Отгадываем ребусы, отгадки записываем в тетрадь. (с комментарием) Семья, кисть, пальцы. Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? Подчеркните букву, предшествующую Ь и следующую за ней. После какой буквы стоит в этом слове ь? Перед какой буквой? Перед какими ещё буквами может стоять разделительный мягкий знак. Схема | Разделительный мягкий знак. | - семья - кисть - пальцы | Знать правило написания слов с разделительным мягким знаком. | Личностные: -поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация -иметь мотивацию к учебной деятельности, -осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений; -проявлять самостоятельность, ответственность; -стремиться к развитию мышления. Регулятивные: - стремиться к преодолению препятствий; -умение принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: -создавать алгоритм деятельности; -выполнять необходимые преобразования; -строить логическую цепочку рассуждений; Коммуникативные: - умение слушать и слышать партнёра, контролировать, корректировать, оценивать его действия; - адекватно воспринимать оценку своей работы. |
Закрепление. Цель: - обобщить полученные знания; - учиться применять их на практике; - развивать речь. | Давайте прочитаем личное дело Ь делаем выводы. - Как это досье нам поможет в учёбе? - Запишите: первый ряд - слова с мягким знаком в конце слова, второй ряд – в середине слова, третий – с разделительным знаком. Хлопья, деньки, декабрь, пеньки, зелень, календарь, деревья, сосульки, веселье. Если времени мало не делаем. Работа в группах: 1. Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? 2. Зимой спит, Летом - ульи ворошит. 3. Летом вырастают, Осенью опадают. Отгадайте загадки, характеризуйте букву, используя наше досье, придумайте и запишите предложение с вашим словом. | Поможет правильно писать слова с Ь. Взаимопроверка по образцу. Коньки Медведь Листья | Имя: мягкий знак Отличительные признаки: не обозначает звук Место в слове: может стоять в середине или конце слова Работа: - обозначает мягкость согласных - разделяет согласные и гласные е, ё, ю, я, и. | Знать особенности буквы «ь». Уметь на письме обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слов при помощи буквы «ь», писать слова с разделительным Ь. | Коммуникативные: -развивать мотивацию к учебной деятельности; -знать правила и развивать навыки сотрудничества, применять их на практике. |
Итог урока Цель: - соотнесение цели урока и его результатов; | Давайте вспомним какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока. Ответили ли мы на них? Читаем досье мягкого знака. Посчитайте свои жетоны. Тем ребятам у кого жетонов больше Колобки вручают свидетельства юных детективов. | Отвечают на вопросы используя досье. | Регулятивные: -планировать и контролировать свои действия и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; -оценивать результаты коллективной работы. | ||
Дом. задание Цель: - настроить детей на самостоятельную домашнюю работу; | Выдаю на листочках. По выбору. 1. Творческое задание. Составить текст из 5-6 предложений, употребив в нём как можно больше слов с мягким знаком, который показывает мягкость согласных и разделительным Ь. 2. стр. 125, упр.204 Прочитываем разбираем. | Прочитывают задание, выбирают д.з. для себя. | Личностные: -стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы. | ||
Рефлексия Цель: -самооценка работы на уроке; | Мне очень понравилась ваша работа, но нам с Колобками хочется узнать понравился ли урок вам. Рисуем смайлики на заготовленных листочках. -если тебе многое удалось на уроке, понравилось работать; - если удалось не всё; - если многое не удалось, но в следующий раз всё получится. | Рисуют смайлы. | Личностные: -стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы. Регулятивные: - контролировать и корректировать собственную деятельность; -выделять и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить; -понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.
КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...
Карточки на правописание орфоргамм: 1.Правописание жи-щи в существительных; 2. Правописание мягкого знака в конце слов; 3. Правописание мягкого знака в разных частях речи; 4. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм...
Диктант с грамматическим заданием по теме«Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.» 3 класс ПНШ
3класс Программа «Перспективная начальная школа»Диктант с грамматическим заданиемпо теме «Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.»...
Обобщение знаний. Правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц.
Урок посвящен повторению орфограмм на правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц. Урок сопровождается презентацией и допол.материалом...
Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)
Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...
Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...