Правописание Ь
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Малышкина Анна Геннадьевна

Разработка урока 2 класс УМК "Школа Росссии" 

Презентация урока на моей странице на портале "Про школу.ru"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Правописание мягкого знака.

Цели для ученика:

- учиться обозначать мягкость согласных специальной буквой;

- отличать разделительный Ь и Ь – обозначающий мягкость;

-использовать слова с мягким знаком в своей речи;

- учиться аргументированно отвечать, доказывать своё мнение;

- учиться работать в паре, группе.

Цели для учителя:

- организовать работу по повторению и систематизации знаний детей о Ь;

- организовать работу по формированию УУД;

Формируемые УУД:        

- Личностные УУД: самоопределение, осознание социальной роли обучающегося, формирование мотивации к учебной деятельности, осознание важности получаемых знаний и приобретаемых умений, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование на здоровый образ жизни, формирование нравственно-этических качеств, поиск способов разрешения конфликтов, проявление самостоятельности, ответственности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по  коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- Общеучебные УУД: построение речевого высказывания в устной форме; умение ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного.

- Логические УУД: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности.

- Коммуникативные УУД: умение полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь  доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе,  развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся вспомнят особенности буквы «ь»;

повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

будут учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным, с разделительным Ь;

будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по  коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения.

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности; формулировать свои проблемы.

Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь  доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе,  развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Форма урока: урок-игра.

Опорные понятия, термины: «буква», «звук», «орфограмма», «предложение», обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь, разделительный Ь.

Новые понятия: нет

Формы контроля

- фронтальный опрос;

- взаимопроверка;

- контроль групповой работы.

Домашнее задание: (по выбору)

1. Творческое задание.

Составить текст из 5-6 предложений, употребив в нём как можно больше слов с мягким знаком, который показывает мягкость согласных и разделительным Ь.

2.  стр. 125, упр.204

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды презентации

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Метапредметные

Орг. момент

Цели: 

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут…

Я рада провести урок в вашем классе. И для того, чтобы мы лучше понимали друг друга, и работа наша была успешной я предлагаю обсудить правила нашей работы на уроке.

Вы любите детективы? Кто бывает главным героем?

Сегодня два сыщика- колобка просят вас о помощи.

Обсуждают правила работы.

Сыщики.

Правила работы на уроке:

- говорить спокойно и ясно;

- говорить только по делу;

- не говорить всем сразу;

-поднимать руку, если хотите ответить;

- возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего;

- обращаться друг к другу по имени;

- помогать друг другу;

- за каждый правильный ответ получать специальный жетон, которые обменяем сюрприз.

Регулятивные:

-контролируют свои действия. Коммуникативные: 

-устанавливают отношения сотрудничества между учителем и учеником;

- слушают и понимают речь других;

-учатся самоорганизации.

Познавательные:

-построение речевого высказывания в устной форме.

- анализ объектов с целью выделения признаков.

-умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Личностные:

-формирование нравственно-этических качеств.

Постановка цели.

Цели: 

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить цели учебной деятельности.

- в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

-Дело в том, что они получили странное письмо.

«Эта буква – хитрый знак!

Не назвать её никак!

Он не произносится,

Но часто в слово просится!»

-Какая же это буква?

Варианты ответов у нас получились разные и Колобки запутались. -Давайте поможем им разобраться, какая это буква, какую работу выполняет в словах.

-Т.е. соберём досье.

Имя:

Отличительные признаки:

Место в слове:

Работа:

Варианты: ь или ъ

«Эта буква – хитрый знак!

Не назвать её никак!

Он не произносится,

Но часто в слово просится!»

Имя:

Отличительные признаки:

Место в слове:

Работа:

Познавательные:

-умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать

Регулятивные:

- определение и формулирование  познавательной цели на уроке с помощью учителя.

Чистописание.

Уточнение задач.

Цели:

- уточнить задачи урока;

- в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

-Запишите узоры (в узорах скрыт ь)

-Появляется запись в графе имя.

-Теперь когда мы точно знаем о какой букве будем говорить, давайте ещё раз проговорим задачи нашего урока.

Записывают и отгадывают букву.

-вспомним чем отличается Ь от остальных букв;

-где может стоять в слове;

- зачем он нужен в слове.

Уметь правильно писать изученные буквы и соединять их с другими буквами.

Вырабатывать каллиграфический почерк.

Познавательные:

-умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать

Регулятивные:

- определение и формулирование  познавательной цели на уроке с помощью учителя.

Работа над темой урока.

Цели:

-  определить особенности буквы «ь», его необходимость в словах;

-тренировать правильное написание слов с мягким знаком на конце и в середине слова после согласных;

-При помощи мягкого знака измените слова.

Угол-, стал-, был-, кон-, жар-.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга. Если верно поставьте + на полях рядом с заданием.

(проверка с помощью образца)

Посчитайте звуки в этих словах. Что можете сказать?

Посчитайте буквы.

Количество букв увеличилось или уменьшилось? Почему?

А какой звук обозначает Ь?

Запись в графе Отличительные признаки.

- Подчеркните в словах мягкие согласные.

Зачем же тогда нужен Ь?

Запись в графе работа.

 -Давайте посмотрим верные ли мы сделали выводы?

-Читаем правило на странице 124.

Взаимопроверка.

Считают звуки. Количество звуков одинаковое.

Никакой. Ь звука не обозначает

Обозначает мягкость согласных.

Читают правило.

Угол- уголь,

стал- сталь,

был- быль,

кон- конь,

жар- жарь.

Знать правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине слов после согласных.

Познавательные:

-ориентировка в пространстве учебника;

-осмысленное чтение материалов, размещённых в нём;  

-извлечение необходимой информации из прочитанных текстов.

-осмысление лексического значения слов.

-развитие наблюдательности, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;

-умение анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы;

-создавать алгоритм деятельности;

-выполнять необходимые преобразования;

-строить логическую цепочку рассуждений;

Личностные:

-осознание и оценивание алгоритма своего действия;

-перевод внешней речи на внутренний план.

-стремление проявлять самостоятельность;

-осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать;

-достаточно точно выражать свои мысли;

-умение объяснять свои действия;

-умение доказывать свое мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса.

Регулятивные:

-умение принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

- оценивать свою деятельность.

- стремиться к преодолению препятствий;

Физминутка

Цель:

-укреплять здоровье детей, воспитывать потребность в ведении здорового образа жизни;

-развивать внимание

Игра «Где стоит Ь»

Я буду произносить слова. Если будет звучать слово с мягким знаком на конце после согласной, вы хлопаете в ладоши; если с мягким знаком в середине слова между согласными – приседаете; если произнесу слово без мягкого знака – топаете ногами.

Тень, школьник, палка, соль, пилка, борьба, мель, зверьки, мелки, звать, пальчик, зорька, карась.

Где в слове может стоять мягкий знак?

Запись в графе «Место в слове»

Где может стоять Ь?

Выполняют задание.

Делают вывод о месте Ь в слове.

Личностные:

-ориентироваться  на здоровый образ жизни;

Работа над темой урока.

Цель:

- определить отличие разделительного Ь;

- вспомнить гласные буквы, перед которыми они стоят;

Пока мы с вами отдыхали Колобки нашли ещё факты о нашей букве, посмотрите.

Отгадываем ребусы, отгадки записываем в тетрадь. (с комментарием)

Семья, кисть, пальцы.

Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?        

Подчеркните букву, предшествующую Ь и следующую за ней.

 После какой буквы стоит в этом слове ь?

Перед какой буквой? Перед какими ещё буквами может стоять разделительный мягкий знак.

Схема

Разделительный мягкий знак.

 - семья

 - кисть

 - пальцы

Знать правило написания слов с разделительным мягким знаком.

Личностные:

-поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

-иметь мотивацию к учебной деятельности,

-осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений;

-проявлять самостоятельность, ответственность;

-стремиться к развитию мышления.

Регулятивные:

- стремиться к преодолению препятствий;

-умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

-создавать алгоритм деятельности;

-выполнять необходимые преобразования;

-строить логическую цепочку рассуждений;

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать партнёра, контролировать, корректировать, оценивать его действия;

- адекватно воспринимать оценку своей работы.

Закрепление.

Цель:

- обобщить полученные знания;

- учиться применять их на практике;

- развивать речь.

Давайте прочитаем личное дело Ь делаем выводы.

- Как это досье нам поможет в учёбе?

- Запишите: первый ряд - слова с мягким знаком в конце слова, второй ряд – в середине слова, третий – с разделительным знаком.

Хлопья, деньки, декабрь, пеньки, зелень, календарь, деревья, сосульки, веселье.

Если времени мало не делаем.

Работа в группах:

1. Есть, ребята, у меня

    Два серебряных коня.

    Езжу сразу на обоих!

    Что за кони у меня?

2. Зимой спит,

Летом - ульи ворошит.

3. Летом вырастают,

Осенью опадают.

Отгадайте загадки, характеризуйте букву, используя наше досье, придумайте и запишите предложение с вашим словом.

Поможет правильно писать слова с Ь.

Взаимопроверка по образцу.

Коньки

Медведь

Листья

Имя: мягкий знак

Отличительные признаки: не обозначает звук

Место в слове: может стоять в середине или конце слова

Работа: - обозначает мягкость согласных

- разделяет согласные и гласные е, ё, ю, я, и.

Знать особенности буквы «ь».

Уметь на письме обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слов при помощи буквы «ь», писать слова с разделительным Ь.

Коммуникативные:

-развивать мотивацию к учебной деятельности;

-знать правила  и развивать навыки сотрудничества, применять их на практике.

Итог урока

Цель:

- соотнесение цели урока и его результатов;

Давайте вспомним какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока.

Ответили ли мы на них?

Читаем досье мягкого знака.

Посчитайте свои жетоны.

Тем ребятам у кого жетонов больше Колобки вручают свидетельства юных детективов.

Отвечают на вопросы используя досье.

Регулятивные:

-планировать и контролировать свои действия и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей;

-оценивать результаты коллективной работы.

Дом. задание

Цель:

- настроить детей на самостоятельную домашнюю работу;

Выдаю на листочках.

По выбору.

1. Творческое задание.

Составить текст из 5-6 предложений, употребив в нём как можно больше слов с мягким знаком, который показывает мягкость согласных и разделительным Ь.

2.  стр. 125, упр.204

Прочитываем разбираем.

Прочитывают задание, выбирают д.з. для себя.

Личностные:  

-стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы.

Рефлексия

Цель:

-самооценка работы на уроке;

Мне очень понравилась ваша работа, но нам с Колобками хочется узнать понравился ли урок вам.

Рисуем смайлики на заготовленных листочках.

-если тебе многое удалось на уроке, понравилось работать;

- если удалось не всё;

- если многое не удалось, но в следующий раз всё получится.

Рисуют смайлы.

Личностные:  

-стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы.

Регулятивные:

- контролировать

и корректировать собственную деятельность;

-выделять и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

-понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Диктант с грамматическим заданием по теме«Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.» 3 класс ПНШ

3класс Программа «Перспективная начальная школа»Диктант с грамматическим заданиемпо теме «Правописание падежных окончаний имён  существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.»...

Обобщение знаний. Правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц.

Урок посвящен повторению орфограмм на правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц. Урок сопровождается презентацией и допол.материалом...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...