Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголов".
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Глаголы- исключения»
Цель: развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Задачи:
- познакомить с глаголами-исключениями
- формировать умения выбирать способ определения спряжения глагола;
- уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения;
- расширять знания детей по теме «Глагол»;
- развивать познавательную деятельность учащихся;
- развивать умение детей анализировать и делать выводы;
- формировать интерес к урокам русского языка.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Начинаем урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 5.
-Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать с пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
-Как вы понимаете ее смысл?
-Сегодня мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую
часть речи, которая выражает бесчисленные действия».
-Что это за часть речи? (Глагол)
II.Минутка чистописания.
- Запишем сегодняшнее число и слова «Классная работа»
ешь //ишь//
ет//ит//
ите//ете//
III. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос
- Что мы с вами записали? (окончания глаголов)
- Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать?)
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (сказуемым)
- Как изменяются глаголы? (по числам, по временам)
- Как определить число глагола? (по вопросу)
- Какие три времени имеет глагол? (настоящее, прошедшее, будущее)
- Как отличить одно время от другого? (по вопросам)
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по родам)
- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)
- А как называется изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)
- Как можно определить лицо и число глаголов? (по местоимению или по личному окончанию глаголов)
- Посмотрите свои работы по чистописанию, где встречаются такие соединения букв? (В безударных личных окончаниях глаголов)
- А что такое личные окончания глаголов (Окончания глаголов в разных лицах)
- Назовите тему, над которой мы работали на предыдущих уроках?
(Безударные личные окончания глаголов)
- Какую ошибку мы предупреждаем, работая по данной теме? (В безударном положении звук слышится нечётко и можно допустить ошибку)
- А как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?
(Ставим глаголы в неопределенную форму. Большинство глаголов на –ить являются глаголами второго спряжения, не на - ить – первого спряжения.)
2. Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме. Работа с фразеологизмами.
– Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме, укажите спряжение глаголов (запись в тетрадь).
Зарубить на носу, забегать вперёд, делать из мухи слона, сбить с толку, клевать носом, вставлять палки в колеса, держать язык за зубами, давать слово, проглотить язык, гонять лодыря
Проверка: запомнить, спешить, преувеличивать, запутать, дремать, мешать, молчать, обещать, молчать, бездельничать.
IV. Работа по теме урока
1.Наблюдение над глаголами-исключениями (термин вводится чуть позже).
– Прочитайте отрывок из сказки А. Пушкина. Найдите в нём глаголы с безударными личными окончаниями, выпишите их, поставьте в неопределённую форму, проверьте правописание окончаний. (Текст записан на доске.)
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
Видно, на море не тихо;
Смотрит – видит, дело лихо…
(Учащиеся самостоятельно выполняют работу в тетрадях, один ученик работает у доски.)
Проверка:
Подход – подходить (II)
Слыш – слышать (?)
Смотр – смотреть (?)
Вид – видеть (?)
- Какое несоответствие заметили? (Глаголы слышит, смотрит, видит имеют окончания II спряжения, хотя в неопределённой форме они оканчиваются на -ать, -еть.)
- Написание глагола поддается правилам? (Нет)
- Много ли таких слов русском языке? (не знаем)
- Давайте проспрягаем глаголы держать, гнать, дышать
- Поставьте их в форму 2 л. ед числа
- Какие окончания они имеют?
- А теперь в форму 3 лица мн.ч..
- Какие окончания у глаголов?
Н.ф. 2л.ед.ч. 3л.мн.ч.
держать держишь держат
гнать гонишь гонят
дышать дышишь дышат
-Что теперь вы скажите? (По этим окончаниям глаголы должны относиться ко 2 спряжению)
Вывод: Данные глаголы относятся и к 1 спр. и ко 2 спр.
-У нас опять противоречие, значит в русском языке есть глаголы, которые не подчиняются правилу. Прочитайте ещё раз эти глаголы. (Они на доске)
Глаголы, которые не подчиняются правилу. Называются «глаголы – исключения» Их нельзя проверить, надо запомнить
2. Выражение решения.
- Где можно получить информацию о глаголах?
- Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр.99
- Прочитайте самостоятельно правило.
- Какое открытие вы для себя сделали? (Глаголы- исключения смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, держать, гнать относятся ко II спряжению).
3. Грамматическая сказка о глаголах - исключениях.
- A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.
Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Пошли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, помоги нам.
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
4. Помощь в стихах.
- Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов- исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения.(У каждого на парте листок со стихотворением). Давайте прочитаем его ( на парте у каждого)
Ко второму же спряжению
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить
(Исключая, брить, стелить).
А ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -е спрягать нельзя!
- Что вы еще заметили? (глаголы брить, стелить относятся к I спр.)
-Да, глаголы брить и стелить хоть и оканчиваются на –ить, но относятся ко II спр. Это тоже глаголы – исключения
5. Таблица
«Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями»
II спр. | I спр. |
(кроме брить, стелить)
слышать, держать, дышать, гнать
смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть | Все остальные глаголы на –еть, -оть, -ать, -ять и др. |
V. Физкультминутка.
Мы спряжения к глаголу подбирали
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Вдаль глядишь? - Вот так!
-Ночью спишь? - Вот так!
-Как шалишь? - Вот так! (Надуть щеки)
-Как грозишь? - Вот так!
-А молчишь? - Вот так! (шепчем)
-Как сидишь? - Вот так!
-Назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке.
Живёшь - I спр.
идёшь - I спр.
бежишь – II спр
плывёшь - I спр.
летишь – II спр
глядишь– II спр
спишь– II спр
шалишь– II спр
грозишь– II спр
молчишь– II спр
сидишь – II спр
- В какой форме употреблены глаголы? (2 лицо, ед. число)
VI. Закрепление изученного материала
1.Образование новых слов.
-Образуйте новые слова в группах от слов-исключений. Запишите их.
Упр. 479 с.99
2. Работа с текстом
- А сейчас выполним упр. 481 (работа с текстом, морфологический разбор глагола)
3.Работа в парах
- Соберите разрезанные пословицы. Запишите их, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте спряжение глаголов, подчеркните глаголы- исключения.
1 .Воду в решете не удерж..шь.
2.Слыш..т звон, да не зна..т, где он.
3. Охотник слыш…т, как лес дыш…т.
4. Работа с сигнальными карточками.
Определи спряжение глаголов:
опаздать, готовить, держать, считать, схватывать, слышать, темнеть, гнать, летать, дышать
-Дома вы выполните упр.483. Давайте посмотрим, что здесь нужно сделать.
-Запишите домашнее задание с. 99 правило, упр .483
VII. Итог урока. (рефлексия)
- Какова была тема урока?
- С какой проблемой столкнулись?
- Назовите глаголы- исключения II спряжения.
- Почему эти глаголы являются исключениями?
- Ребята, кто хорошо усвоил новую тему и может ее объяснить товарищу, поставьте на наборное полотно - ! знак.
У кого остались вопросы по новой теме, требуется помощь учителя и обращение к учебнику поставьте -? Знак.
- Спасибо за работу. (Выставление оценок)
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 4 класс
Начальная школа 21 века. Презентация к уроку русского языка, проведённого в 4 классе, по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"....
Урок русского языка"Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Правописание безуданых личных окончаний глаголов...
Урок русского языка " Написание безударных личных окончаний глаголов"
Урок содержит разноуровневные задания....
Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов".
Презентация к уроку помогает детям лучше воспринять учебный материал...
План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»
План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса....
План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»
План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса...
Конспект урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности: формирование представлений о глаголах-исключениях; формирование умения находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжения; совершенствование умения определять спряжение ...