Падежные окончания имен существительных в родительном падеже
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Русский язык 4 класс, ШКОЛА РОССИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_okonchaniy_imen_sushchestvitelnyh_v_roditelnom_padezhe.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.
Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных; формировать умение определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: Учебник. «Русский язык. 4 класс». В. П. Канакина, В. Г.Горецкий; мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайды презентации, карточки с заданиями, раздаточный материал.
Ход урока.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
(Запись числа в тетрадях)
- Актуализация опорных знаний.
(Деления класса для разноплановых заданий.)
- У каждого на парте лежать маршрутные листы, посмотрите на 1-е задание…
- у кого под цифрой 1 – написано ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА, выполняйте ее самостоятельно, а мы тем временем выполним следующее задание…
1.Коллективная работа
-Прочитайте стихотворение.
Дверца узкая под крыша-
Не для белка, не для мышь,
Не для вешнего жилец,
Говорливого скворец.
- Что вас удивило? (Слова в предложении не связаны друг с другом.)
- Как связываются слова в предложении? (При помощи предлогов, окончаний.)
- Исправьте текст, запишите.
(Один ученик работает у доски. Самопроверка.)
-Укажите падеж имен существительных.
2. Индивидуальная работа по карточкам
- Спишите. Укажите падеж имен существительных в предложения из басен И.А. Крылова.
1) Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 2) Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись.3) Поклажа бы для них казалась и легка, да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а щука тянет в воду.
- Самоопределение к деятельности
(На доске записана тема: «Правописание окончаний имен существительных в … падеже». Часть темы закрыта. На интерактивной доске появляются таблицы, сведения о падеже.)
Слайд 1
- Обратите внимание на слайд. (Чтение информации.)
Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?
От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме
Значение: указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет; на материал, из которого сделан предмет; место совершения действия
Роль в предложении: второстепенный член
1-е склонение: | -и, | -ы |
2-е склонение: | -а, | -я |
3-е склонение: | -и |
- На какой падеж указывают сведения в табличках?(На родительный.)
(На доске открывается перевернутая карточка в теме.)
- В каком пункте содержатся сведения, которые еще нами недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (В последнем.)
- В чем состоит трудность при определении падежных окончаний существительных? (Падежные окончания бывают ударные и безударные.)
- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1. 2 и 3го склонения в родительном падеже.)
- Работа по теме
- Наблюдение над правописанием окончаний имен существительных в родительном падеже
(Работа в группах.)
(На доске вывешены карточки заданий для трех групп.)
(Деление класса на группы и подгруппы.)
- На карточках некоторые слова зашифрованы. Чтобы разгадать слова, вернитесь к стихотворению С.Я. Маршака и найдите слова, соответствующие характеристикам. (Белка, Скворец(Жилец), Мышь.)
- Запишите все слова в родительном падеже, определите их склонение, выделите и сравните окончания. (В тетрадь.)
Первая группа: белка, земля, вода.
Вторая группа: поле, скворец(жилец), окно.
Третья группа: степь, тетрадь, мышь
-Какая группа готова?!
- Сделайте вывод. (Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -и, -ы, 2-го склонения – -а,-я, 3-го склонения – -и ) (Проверка.)
Слайд 2
Родительный падеж | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
белки | поля | степи | |
земли | скворца(жильца) | тетради | |
воды | окна | мышь |
(На слайде результаты исследования.)
- Заполните в своих маршрутных листах табличку.
- В написание окончаний каких слов вы не сомневались?
-Почему? (Земля, скворца (жильца), степи – в эих словах окончания ударные.)
- А как поступить, если окончание безударное? (Существует два способа проверки:1)определить падеж склонение существительного и вспомнить ударные окончания существительного этого склонения в том же падеже, 2) подобрать существительное в том же падеже с ударным окончанием(«Слово-ключ»).)
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме урока
- Работа по учебнику
Упр.193(с. 108)
– Прочитайте.
– Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения «А что у вас?».)
(Комментированное письмо.)
- Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют одинаковые окончания –и? (1-го и 2-го склонения.)
- От чего зависит выбор окончаний –и или –ы? (После мягкого согласного пишется –и, после твердого –ы.)
(Выполнение морфологического разбора.)
(Самопроверка.)
Упр.194(с. 108)
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
(Работа в группах.)
- Какие слова выписали?
- Какую профессию считаете самой важной?
- Объясните значение слова инженер? (Слово инженер пришло в русский язык из французского языка. Первоначальное значение этого слова в языке – остроумный, одаренный.)
- Обратите внимание на форму множественного числа этого слова, составьте с ним предложение, запишите.
Упр.195(с. 108)
-Составьте из слов предложение. Запишите.
- Выполните задание из учебника.
(Выполнение синтаксического разбора.)
(На доске карточки, из которых надо составить предложение.)
Пословицей можно подвести итог урока.
- Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам заполнить анкету в своих маршрутных листах и оценить свою работу на уроке.
- Подведение итогов урока
– Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имен существительных в родительном падеже?
– У каких существительных окончания в родительном падеже одинаковые?
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже
Технологическая карта к уроку русского языка "Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже"...
Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»
Цель: формирование умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...
Конспект урока русского языка по теме "Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже".
Конспект урока....
Русский язык 4 класс. «Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»
Урок проведен на семинаре в 4 В классе МБОУ СОШ № 6 по програме Школа России...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"
Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"
Презентация к открытому уроку русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...