Падежные окончания имен существительных в родительном падеже
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Добреева Виктория Александровна

Русский язык 4 класс, ШКОЛА РОССИИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных; формировать умение определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: Учебник. «Русский язык. 4 класс». В. П. Канакина, В. Г.Горецкий; мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайды презентации, карточки с заданиями, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

(Запись числа в тетрадях)

  1. Актуализация опорных знаний.

(Деления класса для разноплановых заданий.)

- У каждого на парте лежать маршрутные листы, посмотрите на 1-е задание…

- у кого под цифрой  1 – написано ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА, выполняйте ее самостоятельно, а мы тем временем выполним следующее задание…

1.Коллективная работа

-Прочитайте стихотворение.

      Дверца узкая под крыша-

      Не для белка, не для мышь,

      Не для вешнего жилец,

      Говорливого скворец.

- Что вас удивило? (Слова в предложении не связаны друг с другом.)

- Как связываются слова в предложении? (При помощи предлогов, окончаний.)

- Исправьте текст, запишите.

(Один ученик работает у доски. Самопроверка.)

-Укажите падеж имен существительных.

2. Индивидуальная работа по карточкам

- Спишите. Укажите падеж имен существительных в предложения из басен И.А. Крылова.

1) Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 2) Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись.3) Поклажа бы для них казалась и легка, да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а щука тянет в воду.

  1. Самоопределение к деятельности

(На доске записана тема: «Правописание окончаний имен существительных в … падеже». Часть темы закрыта. На интерактивной доске появляются таблицы, сведения о падеже.)

Слайд 1

- Обратите внимание на слайд. (Чтение информации.)

Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?

От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме

Значение: указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет; на материал, из которого сделан предмет; место совершения действия

Роль в предложении: второстепенный член

1-е склонение:

-и,

2-е склонение:

-а,

3-е склонение:

- На какой падеж указывают сведения в табличках?(На родительный.)

(На доске открывается перевернутая карточка в теме.)

- В каком пункте содержатся сведения, которые еще нами недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (В последнем.)

- В чем состоит трудность при определении падежных окончаний существительных? (Падежные окончания бывают ударные и безударные.)

- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1. 2 и 3го склонения в родительном падеже.)

  1. Работа по теме
  1. Наблюдение над правописанием окончаний имен существительных в родительном падеже

(Работа в группах.)

(На доске вывешены карточки заданий для трех групп.)

(Деление класса на группы и подгруппы.)

- На карточках некоторые слова зашифрованы. Чтобы разгадать слова, вернитесь к стихотворению С.Я. Маршака и найдите слова, соответствующие характеристикам. (Белка, Скворец(Жилец), Мышь.)

- Запишите все слова в родительном падеже, определите их склонение, выделите и сравните окончания. (В тетрадь.)

Первая группа: белка, земля, вода.

Вторая группа: поле, скворец(жилец), окно.

Третья группа: степь, тетрадь, мышь

-Какая группа готова?!

- Сделайте вывод. (Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -и, -ы, 2-го склонения  -а,-я, 3-го склонения – -и ) (Проверка.)

Слайд 2

Родительный

падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

белки

поля

степи

земли

скворца(жильца)

тетради

воды

окна

мышь

(На слайде результаты исследования.)

- Заполните в своих маршрутных листах табличку.

- В написание окончаний каких слов вы не сомневались?

-Почему? (Земля, скворца (жильца), степи – в эих словах окончания ударные.)

- А как поступить, если окончание безударное? (Существует два способа проверки:1)определить падеж склонение существительного и вспомнить ударные окончания существительного этого склонения в том же падеже, 2) подобрать существительное в том же падеже с ударным окончанием(«Слово-ключ»).)

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока
  1. Работа по учебнику

Упр.193(с. 108)

– Прочитайте.

– Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения «А что у вас?».)

(Комментированное письмо.)

- Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют одинаковые окончания –и? (1-го и 2-го склонения.)

- От чего зависит выбор окончаний –и или –ы? (После мягкого согласного пишется –и, после твердого –ы.)

(Выполнение морфологического разбора.)

(Самопроверка.)

Упр.194(с. 108)

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

(Работа в группах.)

- Какие слова выписали?

- Какую профессию считаете самой важной?

- Объясните значение слова инженер? (Слово инженер пришло в русский язык из французского языка. Первоначальное значение этого слова в языке – остроумный, одаренный.)

- Обратите внимание на форму множественного числа этого слова, составьте с ним предложение, запишите.

Упр.195(с. 108)

-Составьте из слов предложение. Запишите.

- Выполните задание из учебника.

(Выполнение синтаксического разбора.)

(На доске карточки, из которых надо составить предложение.)

Пословицей можно подвести итог урока.

  1. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам заполнить анкету в своих маршрутных листах и оценить свою работу на уроке.

  1. Подведение итогов урока

– Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имен существительных в родительном падеже?

– У каких существительных окончания в родительном падеже одинаковые?

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже

Технологическая карта  к уроку русского языка "Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже"...

Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»

Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах  Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...

Русский язык 4 класс. «Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»

Урок проведен на семинаре в 4 В классе МБОУ СОШ № 6 по програме Школа России...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"

Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"

Презентация к открытому уроку русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...