открытый урок "Буква Д и звуки д и д'
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шнель Инна Александровна

 урок открытия нового знания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1_klass_nachalnaya_shkola_21_bukva_d.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

Шнель Инна Александровна

МКОУ «Глубоковская СОШ Завьяловского района»

Алтайского края

Открытый урок по программе

Начальная школа 21 века

1 класс (обучение грамоте)

Тема: Буква Д д, звуки [д] [д’]

Учитель: Шнель И.А.

2015

1 класс (обучение грамоте)

Буква Д д, звуки [д] [д’].

Познавательные:

общеучебные – построение речевого высказывания согласно учебной задаче; осознанность восприятия рассказа; совершенствование выразительности и техники чтения;

логические – использование логических действий.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
  • планировать свое действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение.

Ход занятия:

  1. Мотивация.

Сл.1

2.Актуализация знаний.

3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

Видеоролик.

Сл 2.

 Инсценированная физ.минутка.

4. Дифференциация звуков изолированно.

Сл.3 Тема урока.

5. Работа с лентой звуков.

6. Сравнительный анализ и характеристика звуков изолированно.

Сл.4.

7. Работа по развитию фонематического слуха

8. Дифференциация звуков в словах

9. Физ мин.

10. Д/игра

Сл. 5 Чтение слогов.

11. Звуковой анализ слов

12. Работа в парах

Сл.6.

Сл.7.

13. Индивидуальная работа на закрепление.

14. Физкультминутка.

15. Домашнее задание.

16. Рефлексия (подведение итогов урока)

Сл.8.

- Ребята, утро сегодня морозное и солнечное. День будет чудесный.

Я рада вас видеть.

-. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь.

- Я приехала к вам из села Глубокое.

Зовут меня Инна Александровна.

- Сейчас у нас урок обучения грамоте.

- Ребята, посмотрите на доску. Что перед вами? (Буквы).

- Разделите их на 2 группы. (Гласные и согласные).

- Что вы можете сказать о гласных звуках?

- А о согласных?

( Цветным мелом пометить на доске.)

- Все ли буквы вы изучили ? (Нет)

К нам в гости пришла новая буква. А какая вы догадаетесь,  отгадав мои загадки.

А что было! А что было!

Мама речку в дом пустила.

Речка весело журчала,

Мама в ней бельё стирала.

А потом, а потом

Я купался под дождём.

 (Душ)

Эта вежливая птица,

 Прежде чем войти, стучится.

 Но за дверью червячок

 Притаился и молчок.       (Дятел)

- Молодцы, верно!

 Это буква «Д».

Давайте найдём её в Алфавите.

На что похожа буква «Д» ?

Что бы вам хотелось  узнать об этой букве?

Видео ролик про букву Д.

Инсценировка  скороговорки:

Дятел дерево долбит,

День деньской кору дробит.

Откройте учебник Букваря страница 98. Урок 93.

Посмотрите на наш урок.

Наши помощники картинки: душ, дятел.

А какие новые звуки вам сегодня будут помогать, вы узнаете если:

- Выделите  первый звук в слове «Душ», «Дятел».

- В слове «Душ» ([д])

- В слове «дятел» ([д‘]).

- Это звуки, которые мы сегодня будем сравнивать.

Подумайте и назовите тему нашего урока.

- Давайте позовем звуки «д» и «дь».

При произношении [д] кончик языка не высовывается м\у зубами. Произносить его надо звонко, но не кричать. Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

  • Что мы можем сказать про эти звуки?

Какие они?

(Это звуки согласные, встречается преграда, звонкие (голосовые связки работают)).

  • «д» - твердый (спинка языка опущена).
  • «дь» - мягкий (спинка языка поднята).

- Попробуйте звуки поймать.

1. Кидаю мяч, а дети характеризуют звук Д или ДЬ.

(2 человека).

Приготовьте карточки.

2. Если услышите звук [дь],

Зеленую фишку поднимите,

А если услышите [д],

Синяя фишка поднимите.

Д - ДЬ

Да – Дя – Ни – Ди – Де  – Ду

- Звуки вы сейчас поймали, но,  а слоги не назвали.

Слушайте слоги и повторяйте за мной.

ДУ-ДУ-ДУ! ДУ-ДУ-ДУ! – А я по лесу иду!

ДИ-ДИ-ДИ! ДИ-ДИ-ДИ! – В круг на танец,
Выходи!

Презентация.

- Ребята Буква Д запуталась,  в каком слоге у неё звук. Твердый,  а в каком мягкий, поможем ей. 

(Два ученика делят слоги.

Остальные читают слоги по слайду.)

  • Слог ДЯ? ( Мягкому)
  • Слог ДУ? (Твердому)

Дети делят слоги в два столбика.

Твердый гномик               Мягкий гномик

Да                                        Дя

                                     

Ду                                      Дю

                                 

Прочитаем слова 1 столбика, 2-го.

Справились ли ребята с заданием?

Назовите гласные в первом столбике.

Во втором. Что можно о них сказать?

Какой вывод можно сделать?

- Ребята, вы такие молодцы!

Повернитесь друг к другу, поработаем в парах.

- А сейчас давайте с вами проведём фонетический анализ слова: дятел.

Сколько в слове слогов? Дя - тел

Какой слог ударный?

- Произнесите слово «Дятел», позовите его.

- Какой звук больше всего слышим, какой звук тянется? (Звук [а], ударный)

Дятел    

[д’] – согл, мягкий, звонкий

[а] – гласный, ударный

[т’] – согл, мягкий                                                        

[и] - гласный

[л] – согласный, твердый

Душ (самостоятельно)

[д] – согл, тв

[у] – гласн, ударный

[ш] -  согл, ТВ

В слове ДУШ, 1 слог – душ, потому что 1 гласный звук [у].

Ребята, что мы сейчас учились делать?

Вывод.

Работа с учебником.

 Читающий ученик. Хоровое чтение текста стр.99.

Чтение вслух.

Сколько предложений в тексте? Почему?

Сколько раз в первом предложении встретилась

буква Д. В каких словах?

Как звали девочек?

Посмотрите на рисунки, можно ли догадаться где Надя, а где Лида?

Чему мы учимся, когда работаем с учебником?

 

Работа с карточками.

Обведите букву- Д в кружок.

Я хочу  с вами поиграть в игру, но вы должны быть очень внимательны, выполняйте задание только в том случае, если услышите слово «пожалуйста».

  • Поднимите руки вверх, пожалуйста!
  • Опустите!
  • Опустите, пожалуйста!
  • Коснитесь рукой носа!
  • Коснитесь, пожалуйста, рукой носа!
  • Встаньте пожалуйста!

Хлопните в ладоши!

Хлопните пожалуйста в ладоши!

Сядьте правильно,  пожалуйста!

Дежурные соберите,  пожалуйста,  карточки.

Хорошо уметь  читать быстро и правильно?

А что, для этого нужно делать? (тренироваться читать)

Дома обязательно почитайте изученные слоги, слова, попробуйте разгадать кроссворд .

Ребята поднимите руки, кто сегодня работал очень хорошо?

Поднимите, кому было трудно?

Что было трудно?

Продолжим предложения: Обратиться к доске – мел.

Я  знаю  (букву д, звуки)

Я  запомнил  (скороговорку)

Я смог (прочитать слоги)

Наш урок подходит к завершению.

Буква  «Д» вами довольна, вы добрые, добросовестные, добродушные.  На память об уроке буква «Д» дарит   вам  закладку.  И просит сфотографироваться.

Спасибо всем за работу. Звёзды в дневник получают все. 

Урок закончен.  


Да Дя До Дё Ду           Дю Дэ  Де  Ды Ди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия Автоматизация звука Л с применением ИКТ

Логопедическое занятие на этапе автоматизации звука "л" с применением ИКТ. В конспекте вставлены образцы красочных слайдов...

Методическая разработка с использованием мнемотехники, (к открытому занятию "Праздник для звука Р") 1 класс 7 вид

Конспект  открытого логопедического занятия для учащихся 1 класса (7 вида). Тема: Праздник для звука «Р» Цели: •     закрепление правильного произношения звука «р» в связной р...

Открытый урок с презентацией "Звук и буква Фф.

Урок по обучению грамоте. УМК "Перспектива" Л.Ф.Климанова. Звук и буква Фф. Урок разработан по ФГОС...