Конспект урока в 4 классе по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Обобщениие . части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_1_urok_chr.doc61 КБ
Microsoft Office document icon urok_mat._ugol.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовила и провела:

учитель начальных классов  МБОУ «СОШ №22» Швецова В.А.

Дата проведения: 13.10.2012г.

Класс: 4 Д

Тема:  Обобщение знаний о частях речи.

Цели: 1.Закрепить  знания учащихся о названиях предметов, действий, признаков;

            2. Работать над  активизацией  словаря учащихся;

            3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.

            3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и

                окружающему миру.                  

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Оборудование: 1. Мультимедийный проектор, компьютер, экран;

                            2. Учебник для 4 класса, 1 часть, Т.Г.Рамзаева,  Москва- 2008г.

                            3. Презентация к уроку.

                            4. Карточки с заданиями.

                            5. Иллюстрация «Осень».

                                                     План урока

О р г а н и з а ц и о н н ы й   м о м е н т.

  1. Приветствие.

 (чтение стиха хором)    ( слайд 1)

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Гостям тоже - здравствуйте!

2. Создание психологического настроя.

-Наша матушка-земля сейчас в золотом наряде. Осенью бывает самое красивое явление природы  -  листопад. Давайте и в классе устроим листопад. Сядем за парты так тихо, как падает осенний листок.  (слайд 2)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

3. Минутка чистописания.

-Сегодня утром  Алена Ивановна передала мне письмо от ребят  своего  класса.

 Послушайте, что они пишут.

                                           Здравствуйте, ребята!

         Наш юбимый урок – русский язык. Недавно мы изучии состав сова.

А какой ваш юбимый урок? Жеаем вам успехов в учебе, счастья и испонения жеаний!

А ещё мы передаи вам сова, из которых можно составять разные предожения!

                                                                                             Ученики 4А касса.

-Ой, что это?

Что случилось с письмом?

(не хватает буквы Л)

Ах, эта буква Л! Проказница! Она постоянно сбегает!

Это всё потому, что некоторые дети неправильно её пишут:

то соединение забудут, то, наоборот, лишнее напишут.

То вообще с буквой  И  перепутают.  Вот буква Л и обижается.

Давайте вспомним, как пишутся соединения буквы Л с другими буквами

и вернём беглянку на место.

(Деди пишут в тетрадях:  лю, или, сл, ел, ла, оло, ал, ля)    

Как только дети написали, буква Л появляется в письме.

- Смотрите! Вот она! Вернулась! Наверное, вы хорошо её написали, раз она вернулась!

Теперь мы спокойно можем прочитать письмо.

(Дети читают)

Здравствуйте, ребята!

Наш любимый урок – русский язык. Недавно мы изучили состав слова.

А какой ваш любимый урок? Желаем вам успехов в учебе, счастья и исполнения желаний! А ещё мы передали вам слова, из которых можно составлять разные предложения!

                                                                              Ученики 4 А класса.

 4. Объявление темы  и  цели урока.

-Погодите, погодите!  А про какие слова пишут ребята?

 ( учитель ищет в конверте и достаёт карточки слов  - 23 штуки)

-Какие молодцы!  Эти слова помогут нам  сегодня.

Тема нашего урока так и звучит  «Обобщение знаний о частях речи»  (слайд 4)

Цель урока повторить и закрепить знания о частях речи: имени существительном, имени прилагательном и глаголе. (слайд  5)

5. Работа в тетрадях.

- Мы начинаем урок с записи числа и вида работы.

Я тетрадь свою открою и  наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь…

(Дети выделяют орфограммы)

- На полях поставьте отметку, которую бы вы хотели заработать сегодня  на уроке.

  Пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час!  (слайд 6)

6. Работа над словарными словами. (слайд 8)

Тест по изученным словам.

Дети заполняют карточку (слайд 9) .

Выполняют взаимопроверку в паре по ключу (слайд  33 ).

Оценивают, подводятся итоги  (слайд 34 ).

Ф И З М И Н У Т К А     Д Л Я      Г Л А З            

В о с п р о и з в е д е н и е   з н а н и й   по обобщающему материалу.

  1. Имя существительное.

- Угадайте, о чём идёт речь?

Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно

А безымянных нету.

-А где чаще всего встречаются имена существительные?  ( в словаре)

Вы только что работали с такими словами.

-На какие группы можно было бы разделить эти имена существительные?

( одушевлённые и неодушевлённые, по родам, по числам)

(Дети вспоминают слова и дают примеры.)

-А что ещё можно делать с  именами существительными?   (склонять)

Просклоняйте «по цепочке» существительное  «октябрь»

  1.  Глагол.

Интересная часть речи,

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет,

Чертит, пишет и поет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит.

Все расскажет нам …  глагол!

-Вот и пришла пора проверить как вы выполнили домашнее задание. Нужно было выучить наизусть стихотворение Елены Благининой. А в нём очень интересные глаголы. Откройте учебники на странице 42 прочитайте про себя это стихотворение. (читают)  А теперь хором!

Посмотрите на орфограммы в словах и знаки препинания.

( затем дети пишут текст самостоятельно в тетрадях,

а  1 ученик на доске  - только глаголы )

Определить время глаголов.  

 (работа у доски)

 Слыхать, опустел, полощет, улетает, улетел.

Ф И З М И Н У Т К А     Н А    В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь    (слайд 36)

Части речи назовём ,

и  немножко отдохнём.

-Называть части речи будем движениями:

= существительные – тянемся руки  вверх (это самые первые слова в жизни человечества)

= прилагательные – руки в стороны ( эти слова украшают и уточняют нашу речь)

= глаголы – приседаем  ( показываем действие)

письмо, письменный, писать,

гибкость, гибкий, загибать,

рисовать, рисунок, яркий,

пробежать, пробежка,  жаркий.

  1. Имя прилагательное

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-О каких словах идёт речь?  (именах прилагательных)

-Какие имена прилагательные вы сейчас слышали?

(письменный, гибкий, яркий, жаркий)  (слайд 37)

-О каких предметах можно так сказать?   ( стол, шланг, свет, день )

-Какого числа эти прилагательные?  Измените!

-Какого рода?   Измените!

О б о б щ е н и е    м а т е р и а л а.

Групповая работа.

  -Поработаем  исследователями.

-Вот теперь пригодятся карточки со словами, которые нам прислали ребята из 4 А класса.

1.Учитель вешает в разных местах класса таблички «Имя существительное»,

«Имя прилагательное», «Глагол».

  (Дети выходят к доске, разбирают слова.

Анализируя своё слово, дети выбирают группу.

Выбирается старший.)

 (окно, пена, заяц, курица, воздух, праздник, радость, учёба,

 весёлый, красивое, интересный, серая, прыгучий, большие, учебная,

 бегает, писать, читают, пришёл, поехал, покушал, пьёт, веселятся, научит).

Задание: вспомнить как можно больше о своей части речи.

2.Старшие в группах подводят итоги исследования, использую схемы-опоры.

(слайды 39-45 )

                 

   П р о в е р к а    у с в о е н и я    т е о р и и.  

Проверочная работа – тест «Части речи»  (слайды 47-56)

Самопроверка по ключу.  (слайд  57)

П о д в е д е н и е    и т о г о в. (слайд 59)

-Каждая часть речи выполняет свою роль.

И от этого наша речь становится правильной и ясной.

(хором)

Части речи все важны!

Части речи все нужны!

Д о м а ш н е е    з а д а н и е.  (слайд 58)

- Разгадать кроссворд.

(раздаются карточки № 3)

1

1. От существительного «привет» образуйте прилагательное мужского рода.

2. Запишите антоним к слову  «до свидание».

3. Запишите синоним к прилагательному «красивый, пригожий» в женском роде.

4. В каком ____ живёшь, такого обычая и держишься.

5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.

Для учителя.

Ответы:

1. Приветливый.

2. Здравствуйте.

3. Прекрасная.

4. Народ.

5. Коллектив



Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс:  4Б    

Автор учебника: М.И.Моро, М.А.Бантова

Страницы:  33 -  34

Тема урока: «Углы. Виды углов. Построение прямого угла»

Демонстрационный материал:  презентация

Цели урока:

1.Проверить уже полученные знания и умения учащихся о

 геометрических фигурах и их свойствах.

 2.Научить правильно называть элементы угла – вершины и его стороны, правильно называть и обозначать угол, с помощью трех и одной букв;  научить распознавать острые, тупые и прямые углы, и  применять определения углов для их распознания (т.е. применять определение острого угла, тупого угла, прямого угла).

3. Совершенствовать умение работать с чертежными инструментами – линейкой, угольником и циркулем;

совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

совершенствовать навык самостоятельности в работе.

4. Оценить образно-логическое мышление учащихся с помощью  теста: “Выбери правильное определение.”

5. Развивать логическое мышление; развивать внимание учащихся, память, математическую речь.

5. Воспитывать аккуратность при построении чертежей и оформлении упражнений; воспитывать интерес к математике через занимательные задания, конструирование  и практические работы;

воспитывать бережное отношение к  экологии земли;

формировать бережное отношение к природе.

Примечание: классификация углов проводится через сравнение наиболее часто встречающимися в окружающем мире прямым углом:   угол, меньший прямого, является острым, большим прямого – тупым.

Оборудование урока:

1.Мультимедийное оборудование.

2. Чертежные инструменты:

а) угольник

б) циркуль

в) линейка

г) карандаш

3. Карточки с тестами № 1  «Линии» (выбери правильное определение)

4. Карточки № 2  с индивидуальными заданиями (дифференцируемый материал по 4-ем вариантам).

5. Карточки № 3 (со ступеньками)  «Диагностика настроения»

                                                        Х О Д    У Р О К А

1.Входжение в новый день:

Прекрасно всё на небе,

Прекрасно на земле.

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне.

2.Организация начала урока:

“Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях и горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, поля, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.                                                                                                                                                                                                                                                                          (М.Пришвин)

3.Матаматическая разминка:

(запись числа и вида работы, минутка чистописания 2 и 0)

-- Решить задачи устно.

-- На семью из трёх человек в сутки требуется 60 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на наш класс, если в  классе 23 ученика?

(60:3=20кг на каждого,   20х23=460 кг в сутки)

-- В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды вытечет из такого крана за 1 час, если в 1 литре 5 стаканов воды?

(60:6=10 стаканов за 1 час,    10:5=2 литра за 1 час)

-- Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

(250 000:10=25 000 видов на грани)

-- Решить в тетради столбиком:

(Как называется неизвестный компонент, как его найти?)

3234 - *** = 2484         (3234 – 2484=750)

(Столько жуков-короедов съедает за 1 день дятел.)

*** + 263 = 423                  (423-263=160)

(Столько в среднем съедает за день тли божья коровка.)

**** - 438 = 562                (438+562=1000)

(Столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.)

-- Молодцы!  

-- И зачем же мы выполняли все эти задания?

Мы хотим, чтоб птицы пели!

Чтобы были голубыми небеса!

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы белочка резвилась!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела.

Чтобы этого добиться,

Надо хорошо учиться!

3.Проверка домашнего задания

-Но не достаточно хорошо учиться только в школе, нужно ещё и дома повторять и закреплять знания полученные на уроках.

Проверим домашнее задание.

(работа по карточкам № 1)

 Тест  «Линии»

1.При названии какой линии имеет значение порядок букв?

  Варианты ответов:

  • отрезок,
  • луч,
  • ломаная,
  • прямая.

2. Прямая обозначается…

  Варианты ответов:

  • одной большой буквой,
  • двумя маленькими латинскими буквами,
  • двумя большими латинскими буквами или одной маленькой,
  • нет правильного ответа.

3.Луч- это…

    Варианты ответов:

  • часть прямой, не имеющая начала и конца;
  • часть прямой;
  • часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец;
  • часть прямой, имеющая начало и конец.

4. Отрезок- это…

    Варианты ответов:

  • часть прямой, не имеющая начала и конца;
  • часть прямой;
  • часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец;
  • часть прямой, имеющая начало и конец.

5. Длину можно измерить у…

Варианты ответов:

  • отрезка,
  • луча,  
  • прямой,
  • у всех линий.

Самопроверка по ключу. Молодцы!

Ф И З М И Н У Т К А      Д В И Г А Т Е Л Ь Н А Я

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишка.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

4. Актуализация знаний.

(определение раздела математики)

-- Как вы думаете, почему я просила вас дома повторить тему «Линии»?

(читают хором по слайду)

Удивительная страна - Геометрия!

Фигуры и линии в ней живут,

Меряют, чертят и узнают:

Периметр, площадь, длину, ширину,

Диаметр, радиус и высоту!

Скорей собирай своих знаний багаж!

Готовь поскорее свой карандаш!

-- Но не только карандаши должны лежать на ваших партах.

-- Что ещё вы приготовили для урока?

(проверка готовности к уроку)

  • линейка
  • треугольник
  • циркуль
  • простой карандаш
  • резинка

 (актуализация знаний)

(работа по слайдам)

-- Что вы видите на экране?    (угол)

-- Как образовался угол?     (из двух лучей, вышедших из 1 точки)

-- Как называется эта точка теперь?    (вершина угла)

-- Как теперь называются лучи?     (стороны угла)

                  Точка: «От вершины по лучу

    Словно с горки покачу.

       Только луч теперь – она.

      Он зовётся «сторона»».     

-- Как дать углу имя?     (обозначить вершину угла латинской буквой

                                         или как в треугольнике – тремя буквами, но

                                         средняя буква должна обозначать вершину

                                         угла)

-- Какие бывают углы?     (острые, прямые, и тупые)

-- Как различать углы?     (при помощи прямоугольного треугольника)

(практическая работа на карточках № 2)

Алгоритм

1.  начертить угол

2.  дать  название

3.  написать основное свойство

(взаимная проверка по слайдам и оценивание)

Ф И З М И Н У Т К А     Д Л Я     П А Л Ь Ч И К О В  

Это пальчик – дедушка (сгибают мизинцы),

Этот пальчик-бабушка (сгибают безымянные пальцы),

Этот пальчик-папа (сгибают средние пальцы),

Этот пальчик – мама (сгибают указательные пальцы),

Этот пальчик – я.(сгибают большие пальцы)

Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши).

5. Работа над новым материалом.

-- Какой угол было проще всего строить по треугольнику?

                                                 (прямой угол)

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ  №1

-- А если я усложню вам задачу и попрошу вас построить

прямой угол без треугольника?

-- Что вы будете делать?

( по клеточкам: 1 луч горизонтально, 2 луч вертикально)

( если лист нелинованный, то сложить его 2 раза, получится даже 4 прямых угла)

( обвести любой предмет, имеющий прямой угол, например…)

(по угольнику)

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ  №2

-- Я хочу предложить вам построить прямой угол при других инструментов.

-- Отгадайте каких.

Кто я, если прямота главная моя черта?  (линейка)

Мой циркач, циркач лихой, чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу, уцепился и ни шагу. (циркуль)

 -- Чтобы безопасно пользоваться такими инструментами, нужно помнить

                                                  правила безопасности:

  • Нельзя подносить циркуль к лицу, на конце есть игла, можно уколоться.
  • Нельзя передавать циркуль иглой вперёд, можно уколоть своего товарища.
  • На рабочем столе должен быть порядок.

− Что же надо нам сделать?     (построить прямой угол)

 -  Поставьте перед собой цель.

   ( Я должен научиться строить прямой угол пользуясь линейкой и циркулем)

− Сформулируйте тему урока.

 (Построение прямого угла при помощи циркуля и линейки)

 «Открытие» новых знаний

Решение проблемы с помощью практической работы.

(дети работают на доске, делают попытки построения)

(когда решение проблемы найдено, составляется алгоритм)

Алгоритм построения прямого угла

1.начерти прямую линию

2.на ней поставь две точки А и В

3. проведи две окружности, чтобы точки А и В стали центрами окружностей

4.точки пересечения окружностей обозначь буквами С и D

5.через полученные точки С и D проведи прямую линию

6.точку пересечения двух прямых линий обозначь буквой О

-- Назовите углы которые получились.

(L COB, L BOD, L AOC, L AOD )

-- Назовите эти углы по-другому.  (2 и 3 способ)

Ф И З М И Н У Т К А     Д Л Я     Г Л А З

6. Закрепления полученных знаний.

-- Выполните чертёж в тетради, пользуясь этим алгоритмом.

(практическая самостоятельная работа в тетрадях)

-- Поднимите руки у кого получилось. Молодцы!

-- Оцените свою работу.

7. Подведение итогов урока.

-- Что нового вы сегодня узнали?

(узнали, что можно построить прямой угол разными способами)

-- Чему вы научились на уроке?

(строить прямой угол с помощью линейки и циркуля)

-- Сколько способов построения прямого угла вы теперь знаете?

(пять)

-- А ещё мы обозначали точки в чертежах латинскими буквами.

А на латинском языке слово  “Логос” – наука, а  “Эко” - “дом». Получается, это наука о доме. Но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе.

-- В родном доме я тоже желаю вам чувствовать себя отлично, но не забывать выполнять домашнюю работу.

8. Задание на дом:

стр. 34, № 158. (чтение условия задачи)

-- Выберите задание по своему усмотрению:

1. выполнить решение задачи

2. составить краткую запись и решить задачу

3. составить краткую запись, решить задачу и сделать чертёж

9.Диагностика настроения на конец урока.

-- Встаньте, пожалуйста, те,

  • кто устал от сегодняшнего урока;
  • кому было трудно;
  • а кто был уверен в себе;
  • у кого осталось отличное настроение.

-- Возьмите последнюю карточку № 3.

И поставьте себя на ту ступеньку, где вы себя сейчас чувствуете.

 Ф.И.  ____________________________                                    

                         ТЕСТ  «ЛИНИИ»

1.При названии какой линии имеет значение порядок букв?

  • отрезок
  • луч
  • ломаная
  • прямая

2. Прямая обозначается…  

  • одной большой буквой
  • двумя маленькими латинскими буквами
  • двумя большими латинскими буквами или одной маленькой
  • нет правильного ответа

3.Луч- это…

  • часть прямой, не имеющая начала и конца
  • часть прямой
  • часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец
  • часть прямой, имеющая начало и конец

4. Отрезок- это…

  • часть прямой, не имеющая начала и конца
  • часть прямой
  • часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец
  • часть прямой, имеющая начало и конец

5. Длину можно измерить у…

  • отрезка
  • луча  
  • прямой
  • у всех линий

                                            ОЦЕНКА:

   

 Ф.И. _____________________________                                        

                           ТЕСТ   «ЛИНИИ»

1.При названии какой линии имеет значение порядок букв?

  • отрезок
  • луч
  • ломаная
  • прямая

2. Прямая обозначается…  

  • одной большой буквой
  • двумя маленькими латинскими

буквами

  • двумя большими латинскими буквами или одной маленькой
  • нет правильного ответа

3.Луч- это…

  • часть прямой, не имеющая начала и конца
  • часть прямой
  • часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец
  • часть прямой, имеющая начало и конец

4. Отрезок- это…

  • часть прямой, не имеющая начала и конца
  • часть прямой
  • часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец
  • часть прямой, имеющая начало и конец

5. Длину можно измерить у…

  • отрезка
  • луча
  • прямой
  • у всех линий

                                           ОЦЕНКА:

Приложение 1       (тест для проверки домашнего задания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изложения по русскому языку 2 класс

Конспект урока русского языка во 2 классе. Развитие речи. Изложение. Деформированный текст. Конспект урока с презентацией...

План- конспект урока по предмету "Русский язык" (2 класс) по теме "От слова к тексту"

Данный материал  - план- конспект урока русского языка по 2 классе по теме "От слова к тексту"...

Конспект урока-игры по русскому языку в 4 классе «Склонение имён прилагательных»

Данный урок учитель может провести при закреплении знаний учащихся по теме: «Склонение имён прилагательных». Он поможет учителю  обогатить словарный запас учеников, проверить знания детей по изуч...

конспект урока +МТО по русскому языку 1 класс "Русский алфавит или азбука"

конспект урока +МТО по русскому языку 1 класс "Русский алфавит или азбука"...