Буква К, к
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Звуки [к] и [к']. Буквы К, к
Задачи: учить распознавать звуки [к] и [к'] и соответствующую . писать буквы К, к; упражнять в чтении слов с изученными буквами; развивать орфографическую зоркость, чувство юмора; прививать интерес к работе со словом.
Формируемые УУД: распознавать звуки [к] и [к'] и соответствующую букву; правильно писать буквы К, к; читать слова с изученными буквами; работать в парах.
Ход уроков
I. Организационный момент
- Что вы видели сегодня по дороге в школу?
- Что вас волнует?
- Что вас радует?
Если вам радостно, поделитесь своей радостью с другими, она увеличится. Если вас что-то очень волнует, расскажите ой проблеме. Вместе можно быстрее найти решение, а самое главное — когда беду делят на всех, она становится меньше.
II. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Свеча»
(Каждый ученик получает полоску бумаги длиной 7—10 см и шириной 2—3 см.)
— Представьте, что это свеча, подуйте на неё.
(Глубокий вдох. Ровный, интенсивный выдох. Это упражнение позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха: если выдох ровный, полоска бумаги находится в одном положении.)
2. Работа над дикцией
(Повторяя за учителем стихотворение, учащиеся сопровождают чтение соответствующей мимикой, жестами.)
Тра-та-та, тра-та-та,
Открывались ворота,
А оттуда из ворот
Вышел маленький народ.
Один дядя вот такой,
Другой дядя вот такой,
Третий дядя вот такой,
А четвёртый дядя вот такой. Д. Хармс
III. Актуализация знаний
(На доске записаны буквы.) а, м, о, с, у, н, и, л, ы, т, э.
- Назовите каждую букву.
- На какие две группы их можно разделить? (Буквы, которые обозначают гласные звуки, и буквы, которые обозначают с гласные звуки.)
- Какие буквы обозначают гласные звуки? Согласные звуки?
- Как определить, гласный звук или согласный?
IV. Мотивационно-целевой этап
— Отгадайте загадки.
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (Кошка.)
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски.)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста.)
- Произнесите слова-отгадки ещё раз.
- Что вы заметили? (Все слова начинаются со звука [к] или [к'])
- Что вы можете рассказать об этих звуках?
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуках [к], [к'] и научиться писать соответствующие буквы.)
V. Работа по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 86)
- Что изображено на «волшебном» рисунке? (Карандаши.)
- Произнесите первый звук этого слова.
- Дайте характеристику этого звука. (Согласный, твёрдый, глухой.)
- Какой буквой обозначается этот звук? Найдите эту букву на «волшебном» рисунке.
- На что ещё похожа буква к?
- Кто изображён на рисунке слева? (Клоун.)
- Кто из вас видел клоуна?
- Где вы его видели?
- Что он делал?
— Что надето на голове у клоуна?
(Звуко-буквенный анализ слов клоун, кепка.)
- Как произносится первый согласный звук в словах карандаши, клоуне (Твёрдо.)
- Как произносится первый согласный звук в слове кепка! (Мягко.)
- Какой можно сделать вывод? (Звуки [к] и [к'] парные по твёрдости-мягкости.)
- Что делает клоун? (Жонглирует шариками, на которых записаны слоги.)
- Прочитайте слоги. Составьте с ними слова.
- Составьте слоги из букв, данных в рамке, и прочитайте слоги, записанные рядом.
- Что вы заметили? (Перед буквой и произносится мягкий звук [к'], а перед остальными буквами — твёрдый звук [к].)
- Прочитайте пары слов в столбиках.
- Чем они похожи и чем отличаются?
(Желательно для осмысления значения слов составить с каждым из них предложение.)
- Прочитайте предложения под рисунком.
- С какой интонацией нужно читать последнее предложение? (С вопросительной.)
(Если позволяет время, можно рассказать о клоунах Ю. Никулине и О. Попове, показать фрагменты их выступлений.)
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 34)
- Какие слова зашифрованы с помощью рисунков? (Крот, кит.)
- Составьте звуковые схемы этих слов.
- Почему буква к написана синим и зелёным цветом? (Потому что она обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки.)
- Рассмотрите письменную строчную букву к в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- Откуда начинают писать букву к?
- Обведите образец.
(Написание элементов письменной строчной буквы к сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием Предварительно учитель показывает образец написания на доске на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы, слоги, слова и предложения. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
- Какие предметы нарисованы внизу страницы?
- В названиях каких предметов есть твёрдый звук [к], мягкий звук [к']? (В словах рак и краб есть твёрдый звук [к], а в слове ракушки — и твёрдый звук [к], и мягкий звук [к'].)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 87)
- Рассмотрите рисунок вверху страницы. Кто на нём изображён?
- Что они делают?
- С помощью рисунка догадайтесь, какое слово зашифровано в схеме. {Тарелки.)
- Прочитайте пары слов.
- Чем второе слово каждой пары отличается от первого?
- Составьте слова со слогом ки. (Утки, санки, кино, киты.) (Чтение текста «Цирк» в парах.)
- Кто выступал в цирке?
- Что делали звери?
- Прочитайте самое длинное слово в тексте по слогам.
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 35)
- Кто изображён на рисунке в левом верхнем углу страницы? (Клоун.)
- Составьте звуковую схему слова клоун.
- Сколько слогов в этом слове?
- Назовите ударный слог.
- Раскрасьте рисунок.
- Рассмотрите письменную прописную букву К в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- Откуда нужно начинать писать букву К?
- Обведите образец.
(Написание элементов письменной прописной буквы К сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и слоги, дописывают предложения. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
- Прочитайте предложения, написанные печатными буквами.
- Спишите последнее предложение.
- Проверьте себя.
- Обведите слоги, написанные ниже, допишите слова.
VIII. Рефлексивно-оценочный этап
- Назовите слова, в которых есть твёрдый звук [к], мягкий звук [к'].
- Оцените свою работу на уроке.
- Кому нужна помощь учителя?
IX. Подведение итогов уроков
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему вы учились?
- Какие задания вам было интересно выполнять?
- Какие затруднения вы испытывали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.
Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...