Урок "Правописание безударных окончаний глаголов" 4 класс
план-конспект урока (4 класс)

Домашенко Юрий Валерьевич

Вашему вниманию представлен урок русского языка в 4 классе на тему «Правописание безударных окончаний глаголов».

Раздел: части речи.

Цель урока: отработать умения учащихся правильно писать безударные окончания глаголов.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • Определять глагол как часть речи.
  • Повторить правило и алгоритм написания безударных окончаний глаголов.
  • Применять правило и алгоритм в ходе выполнения разноуровневых заданий.

Урок был разработан на основе УМК «Начальная школа XXI века». Тип урока – «Актуализация знаний и умений». Урок проходит в форме сюжетной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.61 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.76 МБ
Файл list_samootsenki.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: правописание безударных окончаний глаголов

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Цель урока: правильно писать безударные окончания глаголов

Планируемые результаты (предметные): определяют глагол как часть речи, определяют спряжение глагола, правильно пишут безударные личные окончания

Личностные результаты: сохраняют мотивацию к учебе, ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности, считаются с мнением другого человека.

Познавательные УУД: составляют и действуют по алгоритму, образцу, используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Регулятивные УУД: ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях выполнения учебной задачи

Коммуникативные УУД: строят устные высказывания, соблюдают орфографические нормы написания, осуществляют само- и взаимоконтроль, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Этапы урока (по структуре):

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: следовать по сюжету презентации!

Организационный момент

Учитель: здравствуйте, ребята. Меня зовут Юрий Валерьевич. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте сейчас посмотрим на своих соседей, улыбнемся им и подарим хорошее настроение. И это уже будет половиной нашего с вами успеха. Девочки, присаживайтесь. Теперь вы, мальчики, присаживайтесь. Не забывайте следить, чтобы ваши спинки были ровными.

Ученики: приветствуют учителя, друг друга, садятся за парты, делают записи в тетрадях.

Воспроизведение и коррекция знаний и умений учащихся

Учитель: ребята, сегодня у нас с вами будет не простой урок, а кулинарный. Вы любите готовить? Что вы можете приготовить? (слайд 1)

Ученики: отвечают на вопросы (да/нет)

Учитель: Сегодня мы будем готовить. И блюда у нас будут необычные. У них есть своё название. Чтобы его узнать, вам нужно выполнить следующее задание: (слайд 2) на доске вы видите слова «почта», «к», «готовим», «приличный», «слон», «для», «умная». Найдите в этом списке лишнее слово. Свой ответ объясните (спрашивает ученика, поднявшего руку).

Цель задания: идентифицировать глагол как часть речи

Ученики: лишнее слово – готовим. Потому что это глагол, и у него нет пары. И остальных частей речи пара есть (к – для/предлоги, почта – слон/существительные, умная – приличный/прилагательные)

Учитель: совершенно верно, ребята! Сегодня мы будем с вами готовить глаголы. Скажите, важно знать про блюдо, которое собираетесь готовить? А вы глаголы хорошо знаете? Давайте проверим. (слайд 3) Перед вами лежат уже приготовленные глаголы. Ваша задача – поставить в них ударения и в зависимости от его положения разделить их на две группы.

Цель задания: классифицировать глаголы по определённому признаку

Цветёт, рисуем, поёшь, летим, мечтает, строите.

Ученики работают индивидуально. Во время дальнейшего опроса таблица на слайде постепенно заполняется, ученики себя проверяют и выставляют баллы в листах самооценки.

Без ошибок – 2 балла

1 ошибка – 1 балл

2 ошибки – 0 баллов

С ударными личными окончаниями

Без ударных личных окончаний

Поёшь, цветёт, летим

Рисуем, мечтает, строите

Учитель: какие 2 группы получились?

Ученики: с ударными личными окончаниями, безударными личными окончаниями

Учитель: какие глаголы вошли в первую группу?

Ученики: поёшь, цветёт, летим. Это глаголы с ударными личными окончаниями

Учитель: как определить, какую писать букву в ударных личных окончаниях?

Ученики: пишем, как слышим.

Учитель: а какая трудность возникает в написании безударных личных окончаний глаголов?

Ученики: в безударных личных окончаниях  глаголов сразу не определишь, какую гласную писать И или Е

Постановка цели и задач урока, мотивация учащихся

Учитель: молодцы, ребята. То есть возникает проблема с ингредиентами. А теперь давайте вернёмся к глаголу нашего сегодняшнего урока – готовим. Скажите, пожалуйста, сможем ли мы определить его спряжение по окончанию? Почему?

Ученики: нет. Окончание в глаголе безударное.

Учитель: верно, ребята. Скажите, так какая у нас будет сегодня тема урока?

Ученики: правописание безударных окончаний глаголов. (слайд 4)

Учитель: эта тема для вас новая?

Ученики: нет.

Учитель: тогда какая будет цель нашего урока? (слайд 5)

Ученики: правильно писать безударные окончания глаголов

Учитель: какие задачи мы поставим перед собой на уроке, чтобы достичь этой цели?

Ученики: определять глагол, как часть речи, повторить алгоритм написания безударных окончаний глаголов, применять его при выполнении упражнений.

Актуализация знаний

Учитель: Верно. А теперь возвращаемся снова к нашему главному слову – готовим. Значит, для таких глаголов нам нужен другой рецепт. Кто-нибудь знает: как определиться с написанием безударных личных окончаний глаголов?

Ученики: да.

Учитель: Замечательно. Но рецепт у настоящего повара всегда должен быть не только в голове, но и под рукой. (слайд 6) Поэтому сейчас вы поработает в парах. На партах у вас лежат листочки алгоритма. Ваша задача – расположить их в правильном порядке.

Цель задания: воспроизвести алгоритм правописания безударного окончания глагола.

Какую букву Е или И написать в безударном личном окончании глагола?

2

Узнай, это глагол-исключение или нет?

1

Поставь глагол в начальную форму

5

Напиши нужное окончание.

3

Определи спряжение

4

Поставь глагол в 3 лицо множественного числа

Проверка осуществляется по эталонному ответу на слайде. Ученики выставляют баллы в листы самооценки.

Без ошибок – 2 балла

1 ошибка – 1 балл

2 и более ошибок – 0 баллов

Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель: (слайд 7) отлично, ребята! Рецепт у нас есть. Теперь приступаем к готовке. (слайд 8) У вас на столе лежат следующие карточки. Это блюда, которые нужно приготовить. Прочитайте задание. Всё ли вам понятно? Расскажите, как вы будете его выполнять?

Ученики: прочитаем словосочетания, определим по алгоритму, какое следует писать окончание в глаголах, определим по орфограммам, какие буквы следует писать в существительных, выпишем словосочетания с буквой и.

Цель задания: применять алгоритм при выполнении заданий.

Задание выполняется индивидуально. После завершения на доске появляется эталонный ответ, ученики проверяют себя и выставляют баллы в листы самооценки.

        Слышишь свисток, чертишь по линейке, держишь в памяти, чистишь лимон, ходим в библиотеку, готовишь ужин. (слайд 9)

6 словосочетаний – 3 балла

5 словосочетаний – 2 балла

4 словосочетания – 1 балл

3 словосочетания и меньше – 0 баллов

Учитель: ребята, а почему во всех этих глаголах в окончании нужно писать букву и?

Ученики: эти глаголы относятся ко 2-му спряжению.

Учитель: верно, ребята. Вы отлично приготовили глаголы. (слайд 10) Подгорелых мало. Но теперь нам с вами нужно выполнить большой и очень важный заказ. Для этого придётся поработать в группах.

Класс разделяется на 4 группы. Каждой группе выдаётся лист с текстом, в котором пропущены глаголы. Задача учеников – поставить глаголы в правильную форму и расставить их на свои места.

Цель задания: закрепить умение писать окончания глаголов, отрабатывать умение работать в группе.

Расставьте глаголы по местам, употребив их в форме 1 лица множественного числа настоящего времени

  1. Взбиваем (1 спр – взбивать) яйца с сахаром
  2. Постепенно вводим (2 спр – вводить) муку и соль, чередуя с молоком.
  3. Аккуратно размешиваем (1 спр – размешивать) до однородной массы.
  4. Оставим (2 спр – оставить) на 20 минут.
  5. В тесто добавляем (1 спр – добавлять) растительное масло.
  6. Жарим (2 спр – жарить) блины на сильно разогретой сковороде.

Расставьте глаголы по местам, употребив их в форме 2 лица единственного числа будущего времени

  1. Соединишь (2 спр – соединить) 3 яйца с сахаром и солью.
  2. Тщательно перемешаешь (1 спр – перемешать) до появления пенистых пузырей.
  3. Добавишь (2 спр – добавить) дрожжи, масло, муку, молоко и воду, хорошо перемешаешь (1 спр – перемешать).
  4. Поставишь (2 спр – поставить) в теплое место на 40-50 минут.
  5. Не перемешивая выпекаешь (1 спр – выпекать) на обычной сковороде, предварительно смазав её маслом.

Расставьте глаголы по местам, употребив их в форме 2 лица множественного числа настоящего времени

  1. В миску с водой добавляете (1 спр – добавлять) яйцо, перемешиваете (1 спр – перемешивать).
  2. Вводите (2 спр – вводить) сахар, соль.
  3. Насыпаете (1 спр – насыпать) 2 стакана муки, взбиваете (1 спр – взбивать) миксером, после чего – немного растительного масла.
  4. Жарите (2 спр – жарить) блины на хорошо разогретой и смазанной растительным маслом сковороде, на огне чуть больше среднего.

Расставьте глаголы по местам, употребив их в форме 3 лица множественного числа настоящего времени

  1. Взбивают (1 спр – взбивать) яйца до появления лёгкой пены, добавив соль.
  2. Вводят (2 спр – вводить) стакан кипятка, перемешивают (1 спр – перемешивать), после чего – стакан кефира.
  3. Муку просеивают (1 спр – просеивать), смешав с содой.
  4. Насыпают (1 спр – насыпать) в миску, тщательно размешивая, чтобы не было комков. После чего – ложка сахара и немного растительного масла.
  5. Готовят (2 спр – готовить) на сковороде, смазанной маслом, тонкие блинчики.

Проверка по эталонным карточкам

1 критерий – расстановка слов        2 критерий – форма глагола

Без ошибок – 3 балла                        Без ошибок – 3 балла

1 ошибка – 2 балла                                1 ошибка – 2 балла

2 ошибки – 1 балл                                2 ошибки – 1 балл

3 ошибки – 0 баллов                        3 ошибки – 0 баллов

Обобщение знаний. Рефлексия

Учитель: давайте, ребята, подведём итоги нашего урока. Какова была цель нашего урока? Можно ли сказать, что мы её достигли? Что мы делали для этого?

Ученики: называют тему и задачи урока.

Учитель: Скажите, ребята, понравился ли вам наш кулинарный урок? Что у вас получилось? В чем вы испытывали затруднения? Хорошо ли вы знаниями подкрепились? Давайте посчитаем баллы в листах самооценки и поставим себе отметку (слайд 11).

17 – 16 баллов – Наелся до отвала!(5)

15 – 12 баллов  – Хорошо поел (4) .

11 – 9 баллов  – Перекусил (3).

8 и меньше баллов – Остался голодным (2).

Учитель: Кстати, ребята, обратите внимание на последнее задание, которое вы выполняли. Что это за тексты были перед вами?

Ученики: рецепт приготовления блинов.

Учитель: совершенно верно! И в конце нашего кулинарного урока я хочу каждому из вас подарить эти рецепты, чтобы вы смогли их вместе с родителями приготовить дома и порадовать себя.

На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо за работу! (слайд 12)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Добро пожаловать в наш ресторан!

Слайд 3

Какое слово лишнее? «почта» «к» «готовим» «приличный» «слон» «для» «умная»

Слайд 4

«Цветёт» Разложите по тарелочкам! «Рисуем» «Поёшь» «Летим» «Мечтает» «Строите»

Слайд 5

Об этом важно помнить! Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме (Что делать? Что сделать?)

Слайд 6

Правописание безударных окончаний глаголов

Слайд 7

Цель урока: правильно писать безударные окончания глаголов Задачи урока: Определять глагол как часть речи 2. Повторить алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов 3. Применять алгоритм при выполнении заданий

Слайд 8

Ох-ох-ох…

Слайд 9

Какую букву Е или И написать в безударном личном окончании глагола? 1 Поставь глагол в начальную форму 2 Узнай, это глагол-исключение или нет? 3 Определи спряжение 4 Напиши нужное окончание.

Слайд 10

Начинаем готовить!

Слайд 11

«Слышишь свисток» «Чертишь по линейке» «Держишь в памяти» «Чистишь лимон» «Ходим в библиотеку» «Готовишь ужин» Кушать подано! II спр .

Слайд 12

У нас особый заказ! Работаем вместе!

Слайд 13

5 – Наелся! 4 – Хорошо поел. 3 - Перекусил 2 – Остался голодным…

Слайд 14

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Лист самооценки ______________________________________________________

Русский язык   4 класс

Баллы

Определял(а) тему, цель и задачи урока – 1 балл

Не определял(а) тему, цель и задачи урока – 0 баллов

Задание на актуализацию знаний о глаголах

Без ошибок – 2 балла

1 ошибка – 1 балл

2 ошибки – 0 баллов

Составление алгоритма (1 критерий – выполнение задания)

Без ошибок – 2 балла

1 ошибка – 1 балл

2 ошибки – 0 баллов

Составление алгоритма (2 критерий – работа в паре)

Я помогал партнёру в выборе правильных решений, с уважением выслушивал одноклассника(цу) – 1 балл

Я не работал с партнёром – 0 баллов

Применение алгоритма. Задание 1

6 словосочетаний – 3 балла

5 словосочетаний – 2 балла

4 словосочетания – 1 балл

3 словосочетания и меньше – 0 баллов

Применение алгоритма. Задание 2 (1-й критерий – расстановка слов)

Без ошибок – 3 балла

1 ошибка – 2 балла

2 ошибки – 1 балл

3 ошибки и больше – 0 баллов

Применение алгоритма. Задание 2 (2-й критерий – формы глаголов)

Без ошибок – 3 балла

1 ошибка – 2 балла

2 ошибки – 1 балл

3 ошибки и больше – 0 баллов

Применение алгоритма. Задание 2 (3-й критерий – работа в группе)

Я помогал своей группе в выборе правильных решений, с уважением выслушивал своих одноклассников – 1 балл

Я не принимал участие в работе группы – 0 баллов

Итого

Критерии:        16 – 15 баллов – 5                 10 – 8 баллов - 3

14 – 11 баллов  – 4                   7 и меньше баллов – 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по русскому языку по теме: Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода. 4 класс.

Поурочная разработка по русскому языку. На этом уроке обучающиеся учатся различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода. Развивают орфографическую зоркость. Работают в паре и по груп...

урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...

Урок русского языка в 3 кл. (ПНШ) "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения".

Урок разработан в форме технологической карты с развитием УУД, с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили....

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Конспект урока по русскому языку: "Безударные окончания" 4 класс

quot;Безударные окончания" 4 класс УМК "Школа 2100"...

Презентация к уроку русского языка: "Правописание безударных окончаний" 4 класс

Презентация к уроку русского языка: "Правописание безударных окончаний" 4 класс...

Технологическая урока русского языка "Способы определения 1 и 2 спряжения с безударным окончаниям", 4 класс УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 15.04.2022Школа: 3Класс: 4Урок: 1Время: 08:30–09:10 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна АлексеевнаМ...