Урок "Правописание безударных окончаний глаголов" 4 класс
план-конспект урока (4 класс)
Вашему вниманию представлен урок русского языка в 4 классе на тему «Правописание безударных окончаний глаголов».
Раздел: части речи.
Цель урока: отработать умения учащихся правильно писать безударные окончания глаголов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- Определять глагол как часть речи.
- Повторить правило и алгоритм написания безударных окончаний глаголов.
- Применять правило и алгоритм в ходе выполнения разноуровневых заданий.
Урок был разработан на основе УМК «Начальная школа XXI века». Тип урока – «Актуализация знаний и умений». Урок проходит в форме сюжетной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 26.61 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.76 МБ |
list_samootsenki.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: правописание безударных окончаний глаголов
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Цель урока: правильно писать безударные окончания глаголов
Планируемые результаты (предметные): определяют глагол как часть речи, определяют спряжение глагола, правильно пишут безударные личные окончания
Личностные результаты: сохраняют мотивацию к учебе, ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности, считаются с мнением другого человека.
Познавательные УУД: составляют и действуют по алгоритму, образцу, используют знаково-символические средства для решения учебной задачи
Регулятивные УУД: ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях выполнения учебной задачи
Коммуникативные УУД: строят устные высказывания, соблюдают орфографические нормы написания, осуществляют само- и взаимоконтроль, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Этапы урока (по структуре):
ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: следовать по сюжету презентации!
Организационный момент
Учитель: здравствуйте, ребята. Меня зовут Юрий Валерьевич. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте сейчас посмотрим на своих соседей, улыбнемся им и подарим хорошее настроение. И это уже будет половиной нашего с вами успеха. Девочки, присаживайтесь. Теперь вы, мальчики, присаживайтесь. Не забывайте следить, чтобы ваши спинки были ровными.
Ученики: приветствуют учителя, друг друга, садятся за парты, делают записи в тетрадях.
Воспроизведение и коррекция знаний и умений учащихся
Учитель: ребята, сегодня у нас с вами будет не простой урок, а кулинарный. Вы любите готовить? Что вы можете приготовить? (слайд 1)
Ученики: отвечают на вопросы (да/нет)
Учитель: Сегодня мы будем готовить. И блюда у нас будут необычные. У них есть своё название. Чтобы его узнать, вам нужно выполнить следующее задание: (слайд 2) на доске вы видите слова «почта», «к», «готовим», «приличный», «слон», «для», «умная». Найдите в этом списке лишнее слово. Свой ответ объясните (спрашивает ученика, поднявшего руку).
Цель задания: идентифицировать глагол как часть речи
Ученики: лишнее слово – готовим. Потому что это глагол, и у него нет пары. И остальных частей речи пара есть (к – для/предлоги, почта – слон/существительные, умная – приличный/прилагательные)
Учитель: совершенно верно, ребята! Сегодня мы будем с вами готовить глаголы. Скажите, важно знать про блюдо, которое собираетесь готовить? А вы глаголы хорошо знаете? Давайте проверим. (слайд 3) Перед вами лежат уже приготовленные глаголы. Ваша задача – поставить в них ударения и в зависимости от его положения разделить их на две группы.
Цель задания: классифицировать глаголы по определённому признаку
Цветёт, рисуем, поёшь, летим, мечтает, строите.
Ученики работают индивидуально. Во время дальнейшего опроса таблица на слайде постепенно заполняется, ученики себя проверяют и выставляют баллы в листах самооценки.
Без ошибок – 2 балла
1 ошибка – 1 балл
2 ошибки – 0 баллов
С ударными личными окончаниями | Без ударных личных окончаний |
Поёшь, цветёт, летим | Рисуем, мечтает, строите |
Учитель: какие 2 группы получились?
Ученики: с ударными личными окончаниями, безударными личными окончаниями
Учитель: какие глаголы вошли в первую группу?
Ученики: поёшь, цветёт, летим. Это глаголы с ударными личными окончаниями
Учитель: как определить, какую писать букву в ударных личных окончаниях?
Ученики: пишем, как слышим.
Учитель: а какая трудность возникает в написании безударных личных окончаний глаголов?
Ученики: в безударных личных окончаниях глаголов сразу не определишь, какую гласную писать И или Е
Постановка цели и задач урока, мотивация учащихся
Учитель: молодцы, ребята. То есть возникает проблема с ингредиентами. А теперь давайте вернёмся к глаголу нашего сегодняшнего урока – готовим. Скажите, пожалуйста, сможем ли мы определить его спряжение по окончанию? Почему?
Ученики: нет. Окончание в глаголе безударное.
Учитель: верно, ребята. Скажите, так какая у нас будет сегодня тема урока?
Ученики: правописание безударных окончаний глаголов. (слайд 4)
Учитель: эта тема для вас новая?
Ученики: нет.
Учитель: тогда какая будет цель нашего урока? (слайд 5)
Ученики: правильно писать безударные окончания глаголов
Учитель: какие задачи мы поставим перед собой на уроке, чтобы достичь этой цели?
Ученики: определять глагол, как часть речи, повторить алгоритм написания безударных окончаний глаголов, применять его при выполнении упражнений.
Актуализация знаний
Учитель: Верно. А теперь возвращаемся снова к нашему главному слову – готовим. Значит, для таких глаголов нам нужен другой рецепт. Кто-нибудь знает: как определиться с написанием безударных личных окончаний глаголов?
Ученики: да.
Учитель: Замечательно. Но рецепт у настоящего повара всегда должен быть не только в голове, но и под рукой. (слайд 6) Поэтому сейчас вы поработает в парах. На партах у вас лежат листочки алгоритма. Ваша задача – расположить их в правильном порядке.
Цель задания: воспроизвести алгоритм правописания безударного окончания глагола.
Какую букву Е или И написать в безударном личном окончании глагола? | |
2 | Узнай, это глагол-исключение или нет? |
1 | Поставь глагол в начальную форму |
5 | Напиши нужное окончание. |
3 | Определи спряжение |
4 | Поставь глагол в 3 лицо множественного числа |
Проверка осуществляется по эталонному ответу на слайде. Ученики выставляют баллы в листы самооценки.
Без ошибок – 2 балла
1 ошибка – 1 балл
2 и более ошибок – 0 баллов
Применение знаний и умений в новой ситуации
Учитель: (слайд 7) отлично, ребята! Рецепт у нас есть. Теперь приступаем к готовке. (слайд 8) У вас на столе лежат следующие карточки. Это блюда, которые нужно приготовить. Прочитайте задание. Всё ли вам понятно? Расскажите, как вы будете его выполнять?
Ученики: прочитаем словосочетания, определим по алгоритму, какое следует писать окончание в глаголах, определим по орфограммам, какие буквы следует писать в существительных, выпишем словосочетания с буквой и.
Цель задания: применять алгоритм при выполнении заданий.
Задание выполняется индивидуально. После завершения на доске появляется эталонный ответ, ученики проверяют себя и выставляют баллы в листы самооценки.
Слышишь свисток, чертишь по линейке, держишь в памяти, чистишь лимон, ходим в библиотеку, готовишь ужин. (слайд 9)
6 словосочетаний – 3 балла
5 словосочетаний – 2 балла
4 словосочетания – 1 балл
3 словосочетания и меньше – 0 баллов
Учитель: ребята, а почему во всех этих глаголах в окончании нужно писать букву и?
Ученики: эти глаголы относятся ко 2-му спряжению.
Учитель: верно, ребята. Вы отлично приготовили глаголы. (слайд 10) Подгорелых мало. Но теперь нам с вами нужно выполнить большой и очень важный заказ. Для этого придётся поработать в группах.
Класс разделяется на 4 группы. Каждой группе выдаётся лист с текстом, в котором пропущены глаголы. Задача учеников – поставить глаголы в правильную форму и расставить их на свои места.
Цель задания: закрепить умение писать окончания глаголов, отрабатывать умение работать в группе.
Расставьте глаголы по местам, употребив их в форме 1 лица множественного числа настоящего времени
|
Расставьте глаголы по местам, употребив их в форме 2 лица единственного числа будущего времени
|
Расставьте глаголы по местам, употребив их в форме 2 лица множественного числа настоящего времени
|
Расставьте глаголы по местам, употребив их в форме 3 лица множественного числа настоящего времени
|
Проверка по эталонным карточкам
1 критерий – расстановка слов 2 критерий – форма глагола
Без ошибок – 3 балла Без ошибок – 3 балла
1 ошибка – 2 балла 1 ошибка – 2 балла
2 ошибки – 1 балл 2 ошибки – 1 балл
3 ошибки – 0 баллов 3 ошибки – 0 баллов
Обобщение знаний. Рефлексия
Учитель: давайте, ребята, подведём итоги нашего урока. Какова была цель нашего урока? Можно ли сказать, что мы её достигли? Что мы делали для этого?
Ученики: называют тему и задачи урока.
Учитель: Скажите, ребята, понравился ли вам наш кулинарный урок? Что у вас получилось? В чем вы испытывали затруднения? Хорошо ли вы знаниями подкрепились? Давайте посчитаем баллы в листах самооценки и поставим себе отметку (слайд 11).
17 – 16 баллов – Наелся до отвала!(5)
15 – 12 баллов – Хорошо поел (4) .
11 – 9 баллов – Перекусил (3).
8 и меньше баллов – Остался голодным (2).
Учитель: Кстати, ребята, обратите внимание на последнее задание, которое вы выполняли. Что это за тексты были перед вами?
Ученики: рецепт приготовления блинов.
Учитель: совершенно верно! И в конце нашего кулинарного урока я хочу каждому из вас подарить эти рецепты, чтобы вы смогли их вместе с родителями приготовить дома и порадовать себя.
На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо за работу! (слайд 12)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добро пожаловать в наш ресторан!
Какое слово лишнее? «почта» «к» «готовим» «приличный» «слон» «для» «умная»
«Цветёт» Разложите по тарелочкам! «Рисуем» «Поёшь» «Летим» «Мечтает» «Строите»
Об этом важно помнить! Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме (Что делать? Что сделать?)
Правописание безударных окончаний глаголов
Цель урока: правильно писать безударные окончания глаголов Задачи урока: Определять глагол как часть речи 2. Повторить алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов 3. Применять алгоритм при выполнении заданий
Ох-ох-ох…
Какую букву Е или И написать в безударном личном окончании глагола? 1 Поставь глагол в начальную форму 2 Узнай, это глагол-исключение или нет? 3 Определи спряжение 4 Напиши нужное окончание.
Начинаем готовить!
«Слышишь свисток» «Чертишь по линейке» «Держишь в памяти» «Чистишь лимон» «Ходим в библиотеку» «Готовишь ужин» Кушать подано! II спр .
У нас особый заказ! Работаем вместе!
5 – Наелся! 4 – Хорошо поел. 3 - Перекусил 2 – Остался голодным…
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Лист самооценки ______________________________________________________
Русский язык 4 класс | Баллы |
Определял(а) тему, цель и задачи урока – 1 балл Не определял(а) тему, цель и задачи урока – 0 баллов | |
Задание на актуализацию знаний о глаголах Без ошибок – 2 балла 1 ошибка – 1 балл 2 ошибки – 0 баллов | |
Составление алгоритма (1 критерий – выполнение задания) Без ошибок – 2 балла 1 ошибка – 1 балл 2 ошибки – 0 баллов | |
Составление алгоритма (2 критерий – работа в паре) Я помогал партнёру в выборе правильных решений, с уважением выслушивал одноклассника(цу) – 1 балл Я не работал с партнёром – 0 баллов | |
Применение алгоритма. Задание 1 6 словосочетаний – 3 балла 5 словосочетаний – 2 балла 4 словосочетания – 1 балл 3 словосочетания и меньше – 0 баллов | |
Применение алгоритма. Задание 2 (1-й критерий – расстановка слов) Без ошибок – 3 балла 1 ошибка – 2 балла 2 ошибки – 1 балл 3 ошибки и больше – 0 баллов | |
Применение алгоритма. Задание 2 (2-й критерий – формы глаголов) Без ошибок – 3 балла 1 ошибка – 2 балла 2 ошибки – 1 балл 3 ошибки и больше – 0 баллов | |
Применение алгоритма. Задание 2 (3-й критерий – работа в группе) Я помогал своей группе в выборе правильных решений, с уважением выслушивал своих одноклассников – 1 балл Я не принимал участие в работе группы – 0 баллов | |
Итого | |
Критерии: 16 – 15 баллов – 5 10 – 8 баллов - 3 14 – 11 баллов – 4 7 и меньше баллов – 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка по русскому языку по теме: Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода. 4 класс.
Поурочная разработка по русскому языку. На этом уроке обучающиеся учатся различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода. Развивают орфографическую зоркость. Работают в паре и по груп...
урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"
Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...
Урок русского языка в 3 кл. (ПНШ) "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения".
Урок разработан в форме технологической карты с развитием УУД, с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили....
Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...
Конспект урока по русскому языку: "Безударные окончания" 4 класс
quot;Безударные окончания" 4 класс УМК "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка: "Правописание безударных окончаний" 4 класс
Презентация к уроку русского языка: "Правописание безударных окончаний" 4 класс...
Технологическая урока русского языка "Способы определения 1 и 2 спряжения с безударным окончаниям", 4 класс УМК "Школа России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 15.04.2022Школа: 3Класс: 4Урок: 1Время: 08:30–09:10 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна АлексеевнаМ...