Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I.Организационный момент Психологический настрой.
|
| -Встали красиво. Дети, давайте поприветствуем наших гостей. Здравствуйте. Какой ряд тише сядет? Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Урок русского языка – Узнаем что-то новенькое наверняка. -Прежде чем приступить к работе, вспомнитеправила поведения ученика на уроке (покажите: руки на месте, палец к губам – тишина), правила техники безопасности на уроке, ведь мы будем иметь дело с ноутбуками, да и вообще, опасности нас подстерегают на каждом шагу. | Приветствуют гостей.
| Организуют свое рабочее место |
|
II. Актуализация опорных знаний.
| Интерактивная технология «Микрофон» | Микрофон. -Чтобы настроиться на плодотворную работу, предлагаю вспомнить правила на изученные орфограммы. Выходите, берите микрофон: -Как пишется первая буква в предложении? -Какие слова ещё пишутся с большой буквы? -Назовите парные согласные, сколько пар? -Что вы знаете о тройке звуков [ж],[ш],[ц] -Что вы знаете о тройке звуков [ч],[щ].[й] -Что такое корень слова? -Назовите главные члены предложения. -Антонимы – это… -Синонимы – это … Тихонечко садитесь. | Актуализируют полученные знания |
|
|
III.Минутка чистописания | Индивидуальная. Практический. Письмо | Теперь можно приступать к работе. Кто сегодня будет претендовать на образцовую работу. Сегодня у нас есть два молодца, посмотрите на их работы. Приятно взять в руки такие тетради. Молодцы, остальные стремитесь писать так же. Пропускайте 2 строки от показаЗапишите дату. Сегодня 20 октября.. Ниже запишите - классная работа. Чтобы не допустить ошибки.на какие орфограммы уделяем внимание? (двойной сс в слове классная и безударная гласная а в слове работа) Выполним минутку чистописания. Написание какой буквы мы будем отрабатывать сегодня, догадайтесь сами. Назовите одинаковый звук в словах Владимир, Евгений, Иван, Ярослав - [в]. Совершенно верно, это звук [в]. Сегодня мы вспомним правильное написание букв Вв (заглавной и строчной), обозначающий этот звук.(Слайд 1.) Вв Виктория велосипед верблюд(обратить внимание на написание парных согласных в конце слов) | Навыки калиграфичес кого письма |
|
|
IV. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | - Ребята, вспомните, чему мы учились на предыдущих уроках русского языка? -Ставить ударение в словах. Совершенно верно. Знаете, ребята, вчера со мной произошел интересный случай. Иду я со школы и слышу шум во дворе. Кругом никого нет. Оказывается, кто-то на заборе такой шум подняли. Кто это были, не скажу, сами угадайте. |
| Проявляют готовность к работе на уроке |
|
V.Словарная работа. Интегрированный материал (окружающий мир – русский язык)
| Работа у доски и в тетрадях. Практический. Письмо | Смотрите внимательно на интерактивную доску, кого вы увидите на картинках, называйте и запишите слова в тетради, комментируем орфограммы, определяем ударный слог: Слайд 2. Воробей, ворона, сорока, соловей –включить звукозапись.Соловей является символом, гордостью России. Его трели можно услышать в парках, в лесу , на берегу водоёмов. Назовите синонимы к слову соловей, как его ещё называют у нас на Руси? Пернатый, солист, певец, артист.Проверка написания слов по слайду. -Скажите, к какой группе животных относятсяворобей, ворона, сорока, соловей. -Это птицы. -По каким признакам вы определили, что это птицы? (перья, клюв) -Дели, всех ли записанных вами птиц я могла услышать вчера? -Нет. Соловей – перелётная птица. -Верно, с приходом осени перелётные птицы улетели в тёпле края. А после осени, какое наступит время года? (Зима) | Записывают слова: Воробей Ворона Сорока Соловей
Словарные Самооценка | Вырабатывают каллиграфический почерк, проверяют знания написания словарных слов | Правильное написание |
VI. Целеполагание.Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя, беседа Фронтальная. Прогнозирование цели урока | -Ну что ж, дети, вы узнали, кто устроил шум на заборе. И решила я узнать, из-за чего спор у птиц вышел. Оказывается, они тоже ходят в лесную школу. А учитель у них – Мудрая Сова, дала им такое задание. Написать предложение: Пушистый снежок укрыл землю. Слайд 3. А слово землю не помещается на строке. Что же им делать? Что нужно знать? -Можно перенести слово с одной строки на другую. -Так может быть.вы сможете определить тему нашего урока? Чему мы будем сегодня учиться? Тема урока «Перенос слов» – на интерактивной доске. | Слушают учителя и отвечают на вопрос Выводят тему урока: Перенос слов. Цель: узнать правила переноса. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
|
VII.Физминутка для глаз |
| Физкультминутка для глаз- Встали, потянитесь, прогоните лень, соедините лопаточки. А сейчас, вспомните мамино варенье – ваше любимое, можете облизнуться – работа языком. Но варенье любят и осы, вот прилетела оса и села вам на нос, не шевелитесь, а то ужалит, следите за её передвижением глазами, оса полетела и села вам на левое ухо, теперь на правое, на лоб, на подбородок. Осторожно – улетает к окну, можете расслабиться, опасность миновала. |
|
|
|
VIII. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с презентацией. | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседаПрактический. Письмо | И сейчас, ребята, вы постараетесь сами открыть и сформулировать правила переноса слов. Работайте и формулируйте правила. -На каждом слайде «зашифровано» правило. План работы такой: 1.Отгадать загадку. 2. Прочитай слова. 3.Обрати внимание на выделенные буквы. 4. Сформулируй правило переноса слов. Записать слова, разделив их для переноса. Проверка написания слов по слайду. Слайд 4. Загадка: Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Кни – га) 1.Слова переносятся по слогам.
Слайд 5. Загадка: Он стоит в углу у стенки. Ох, огромный он на вид, Но он вовсе не наказан. Мама вещи в нём хранит. (Шкаф) 2.Слова,в которых один слог не переносятся. Слайд 6. Загадка: Закружилась на полу И гудит она — У-у… Чем верчу ее быстрей — Тем кружится веселей. (Юла) Загадка: Шелестя, шурша травой, Проползает шнур живой, Вот он встал и зашипел. Подходи, кто очень смел! (Змея) 3.Одну букву нельзя оставлять на строке, одну букву нельзя переносить на другую строку.
Слайд 7. Загадка: Люблю я, подбоченясь, Забраться на поднос, То кланяюсь учтиво, То задираю нос. (Чай – ник) 4. Буква й никогда не переносится на другую строку.
Слайд 8. Загадка: Если громко плачет мальчик, Значит он поранил… (Паль – чик) 5. Букву ь нельзя отрывать от согласного и переносить на другую строку.
Слайд 9. Загадка: Плещет тёплая волна В берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: Что за море в комнате? (Ван – на) 6. При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. | Читают, Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, выполняют задания
Переносим по слогам
Слог, состоящий из 1 гласной
1 букву не оставляют и не переносят
Й и ь не отделяются.
Знак переноса ставится между удвоенными согласными | Расширяют свои знания о языке. Сравнивают слова по возможности переноса с одной строки на другую | Беседа по вопросам |
IX.Физминутка |
| Я буду называть слова. Если слово можно перенести – вы хлопните руками один раз, а если нельзя – вы приседайте: аист, медведь, лиса, кот, цапля, мышь, волк, жук, коза, петух, лошадь. | Выполняют задание | Выдвигают критерии группировки слов | Упражнение |
X.Первичная проверка знаний. 1Работа с компьютером
| Индивидуальная работа | А сейчас попробуем на практике применить полученные знания о переносе слов. Предлагаю включить ноутбуки и поупражняться сначала на экране, ведь если и будем ошибаться, то легко можем исправиться. А в тетради, как говорится, что написано пером – не вырубишь и топором. Открывайте девятую тему, выбирайте упражнение с обезьянками. Прочитывайте слова, которые нельзя перенести вполголоса. Отключайте ноутбуки. | Обобщают изученное , выполняют письменное задание
| Распознают слова, которые нельзя переносить, упражняются в переносе слов. | Беседа по вопросам, письмо |
2.Работа по учебнику.Перенос слов с одной строки на другую – правило (с. 71 у. 107) 2.Выполнение упражнения – проверка полученных знаний с.71 у.108 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. Письмо, беседа | Теперь можно поработать и в тетрадях. Откройте учебникис.71. Прочитаем вполголоса правила переноса слов. Теперь проверим наши знания, выполним упр. 108. Прочитайте, назовите слова, которые нельзя перенести, запишите остальные слова, деля их для переноса. Комментированное письмо. Молодцы, справились с заданием. Вставайте, отдохните.
| Работают с компьютером | Находят необходимый материал |
|
Х. Физминутка |
| Музыкальная физминутка. После физминутки учитель выходит за дверь, заносит телеграмму. | Отдых |
|
|
XI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении. Путешествие с выполнением интегрированных заданий. |
| -Дети, посмотрите нам телеграмма. (показывает детям, читает адрес) -Кто же нам прислал эту телеграмму? (Чтение телеграммы). Дети, как хорошо, что мы на внеклассном чтении знакомились с этими героями. Кто помнит, как называется произведение, героями которого являются Мальвина и Буратино? («Золотой ключик или Приключения Буратино») А кто написал эту повесть-сказку? (Алексей Николаевич Толстой) -Ребята, вот где проявление настоящей дружбы. Видите, как Мальвина беспокоится о своём друге. Сама не может помочь, так она обратилась к нам за помощью. Эта героиня уже обращалась к вам за помощью, и опять она пришла к нам за помощью, значит, Мальвина считает Вас своими надёжными друзьями. Кстати, вы готовы им помочь? А вам разве не страшно встречаться с Карабасом Барабасом? Ну и правильно, ведь мы вместе – дружная семья, мы никого и никогда не дадим в обиду. Чтобы вам не так было страшно, садитесь парами.Только давайте помнить, ведём себя дисциплинированно, слаженно и работаем очень быстро. Вы готовы? Тогда не теряем ни минуты, спешим на помощь.(открывается картина на всю доску) 0й! Как много препятствий на нашем пути! Нам нужно перейти дорогу. Где будем переходить? (По зебре) А какой должен загореться свет, чтобы начать движение? (Выходит ученик, «зажигает» (прикрепляет) зелёный свет). Посмотрите, дальше река. Как же мы сможем перебраться на другой берег? Предлагайте варианты. (Лодки нет, есть доски, можем построить мост) Чтобы быстрее дело спорилось, давайте разделимся на две группы. Поворачивайтесь друг к другу. | Беседа с учителем. Выполнение интегрированных заданий |
|
|
Работа в группах |
| (раскладываю »доски» со словами): Юля, град, , чайка, пальма. Рая, Мальвина, мир, суббота ) -Перед вами доски. Для строительства моста можно использовать только те доски, на обратной стороне которых записаны слова, которые нельзя перенести. Какая группа раньше справится с заданием? Кто будет себя вести шумно, отстраняется от строительных работ. (Дети выполняют задание в группах) Несите нужные доски. Если вы не против, я построю мост, потому что на воде опасно, а вы садитесь на свои места по парам и, чтобы мост был прочнее, запишите слова, которые у вас остались в тетрадях, с красной строки, делите их для переноса. Взаимопроверка. | Выполняют задание, делают записи | Распознают слова, которые нельзя переносить |
|
Работа в парах Интегрированный материал (математика – русский язык)
|
| Следующее препятствие – болото. Вы знаете, что представляет собою болото? Не переживайте, дети, болото можно аккуратно перейти по кочкам. О! здесь математические задания. Вы готовы, переключиться на математику? (Детям в группы раздаются «кочки» с математическими заданиями) 19 + 1 2 × 2 15 – 14 42 – 2 35 + 5 54 – 50 Быстренько считаем и переправляемся по кочкам через болото. (кто называет правильный ответ, выходит, прикреплять кочку) Кто был внимателен? Какое числительное, среди названных, нельзя перенести? (один, два, пять) | Распознают слова, которые нельзя переносить | Интегрированные задания |
|
Фронтальная работа Интегрированный материал (литературное чтение – русский язык)
|
| -Посмотрите, кто это там спрятался за деревом? В каких сказках встречается волк? «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка». Каким был Волк в этих сказках? (злой), «Лиса и волк» (глупый). А какие волки в сказке Киплинга «Маугли»? (благородные, добрые) А в мультфильме «Волк и Телёнок»? (сначала злой, потом добрый) -А в повести-сказке «Приключения Буратино» есть волк?(нет) Как он сюда попал? Чего же он хочет от нас? Давайте, назовём как можно больше «волшебных» слов: (здравствуйте (что означает это слово?), извините, простите, до свидания (как пишется это слово?)) | Отвечают на вопросы
| Интегрированные задания |
|
VI. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа | Фронтальная. Словесный. Беседа | Ну и наконец, самое страшное – встреча с самим Карабасом Барабасом. Что же он нам заготовил? Карабас Барабас не любит умненьких детей, Он предлагает вам тест. В каждом вопросе выберите только один верный ответ, Если вы справитесь с этим заданием, он будет перед нами бессилен. Тест 1. При переносе буква й…. а) остается со слогом на строке; в) переносится на другую строку.
2. Выберите верный вариант переноса слова шейка: а) ше-йка; в) шей-ка.
3. Выберите верный вариант переноса слова пальма: а) па – льма; в) пал – ьма с) паль – ма
4. Выберите верный вариант переноса слова длинный: а) дли - нный; в) длин – ный с) длинн – ый 5. Выберите верный вариант переноса слова вдруг:
а) вд - руг; в) вдр – уг с) это слово нельзя перенести
6. Выберите верный вариант переноса слова Юлия: а) Ю - лия; в) Юли – я с) это слово нельзя перенести | Выполняют тестовые задания | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Саморегуляция |
VII. Итог урока Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | (Пока ученики работают с тестами, учитель закрывает Карабаса-Барабаса) Ребята, посмотрите, Карабаса Барабаса нет. Он убежал так стремительно, что даже ключ в замке оставил. Ура! Дверь открывается! Вот он наш спасённый герой – Буратино! Дети, скажите, почему вы решили помогать Буратино? В знак благодарности, он дарит вам сюрпризы (закладки с портретом Буратино), заберёте их на переменке. Дети, понравился вам урок? Что для вас было самым интересным? - Какие задания вам показались самыми легкими? Трудными? - Над чем еще надо поработать? - Довольны ли вы своей работой на уроке? А теперь подойдите к дереву успеха и оцените свою деятельность. Красное яблоко – все удалось Розовое яблоко – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось Зелёное яблоко – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь. | Слушают учителя, Оценивают свою деятельность | Принимают цель, содержание и способы выполнения задания | Самооценка |