Конспект урока во 2 классе по ФГОС на тему "Однозначные и многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности. Это помогает ученикам овладеть нужной информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova_2klass.docx | 31.94 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_fgos.ppt | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым
изучением отдельным отдельных предметов» г.Белгорода
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Однозначные и многозначные слова»
подготовила
учитель начальных классов
Лопанская (Бочарникова)
Анна Николаевна
г. Белгород
2014
Слова однозначные и многозначные
Тип урока: Урок изучения нового.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
- создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;
- обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи
- Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер ,проектор - презентация карточки для групповой работы .
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универ- сальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. | Долгожданный дан звонок! - Начинаем урок русского языка. Девиз урока: «ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ, ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ, ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ». А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова. «Я ко всем наукам ключ имею. | Подготовка класса к работе Читает хорошо читающий ученик. Настрой на учебную деятельность | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2.Минута чистописания | - Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? - Правильно. А еще правильно и красиво писать. Ребята, я забыла у вас спросить ,а вы поздоровались друг с другом? Разминка для пальчиков. Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние , указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом. -. Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать - Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник: Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Запишем число, классная работа (один ученик комментирует число, другой классная работа) (Обратить внимание на правильность посадки). Напишем заглавную и строчную букву. Сочетание Жи. Вспомним правило. | Правильно и красиво говорить, … Подготовка пальчиков к письму. (Пальчиковая гимнастика) Ж Твердый, звонкий ( письмо букв) | Сформирование правильного письма букв, работа над каллиграфией. |
3.Словарная работа. | Два ученика у доски, с обратной стороны. Отгадайте загадки, напишите отгадки. 1.Как сажа черна, 3. Трели, песни разлились 4. Носит серенький жилет, 5. Если ты его отточишь, Два ученика выходят к доске проверять. Поменяемся тетрадями и проверим друг друга. У кого нет ошибок – красный кружок, у кого 2 ошибки – синий, у кого 3 и более – зелёный. -Найдите среди этих слов лишние и объясните почему? | сорока воробей соловей ворона карандаш Слайд с проверкой. Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона карандаш сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш. Карандаш, потому что все остальные птицы. Зимой мало корма и холодно. Мы должны помощь им перезимовать: кормить, делать кормушки. | |
4.Постановка учебной задачи. Формирование цели урока и постановка учебных задач | - Очень расстроился карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну и видит Книжки – малышки. (домашнее задание: дети приготовили книжки-малышки заранее) Дети выходят с книжками малышками и загадывают каждый про свой ключ загадку. (гаечный, скрипичный, ключ для замка, ключ ручья). - Давайте произнесём первую отгадку, вторую, третью и четвёртую. Что вы заметили. (Что отгадка звучит одинаково). А что ещё вы можете сказать о слове ключ? (Что значение разное) Делаем вывод: Существуют слова , которые имеют несколько значений. Очень рад был карандаш, что нашёл столько много друзей - ключей. Кто догадался, как звучит тема сегодняшнего урока? (Однозначные и многозначные слова!) (на доске открываю напечатанную тему урока) А как вы думаете, где мы можем посмотреть значение слов? (В толковом словаре) Но не просто значение , а лексическое значение? На дом я задавала вам выписать в свои словарики – что такое лексика. Давайте прочитаем | . | |
5.Работа по учебнику. Решение учебных задач Муз.физминутка.(слайд) Работа по РТ
| Подготовим наши глазки к чтению. Физкультминутка для глаз.(Используется тренажёр для глаз). Откройте учебник на стр. 27 Надите рубрику «ДАВАЙ ПОДУМАЕМ». Пальчик поставили, все следят: Один ученик читает вслух (Ответы детей). Что дочка понимала под словом теплота? -Что для этого надо знать? -Где можно найти лексическое значение этого слова? -А вы много дарите тепло своим мама? Прочитаем правило. Пальчиком следим, один ученик читает, потом про себя каждый читает, потом хором. Вывод: Какие слова называют многозначными? Однозначными? Музыкальная физкультминутка. Работа в группах. Задание
Слова для групп Группа № 1 «КОРЗИНА» Группа №2 «КОРЕНЬ» Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК» Группа № 4 «КОСА» Группа № 5 «КЛЮЧ» Группа № 6 «КИСТЬ» План отчёта группы
Вывод: Многозначными называются слова ________________. Работа в парах Следующее задание выполняете в парах. Составьте самостоятельно устно толкование данных слов.(Пейзаж – 1 ряд, каша- 2 ряд, глава- 3 ряд. (Проверка ) Учитель: А теперь сверьте свое толкование и толкование в учебнике. Дифференцированное задание: На экране высвечиваю задание: Красный – выписывает из толкового словарика по 3 слова: однозначные и многозначные.. Синий –только однозначные Зелёный- составляют предложение с одним из многозначных слов Откройте рабочие тетради на стр. 8., найдите упражнение 2 | лексическое значение слово в толковых словарях 1.То же, что тепло. 2.Ласковость, приветливость. У слова теплота два значения, а у слова одеяло одно значение. однозначные, многозначные теплота-ласковость, приветливость
прочитали в рубрике Тайны языка | .
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. |
7.Повторное закрепление | -Теперь давайте вернёмся к нашему эпиграфу. | ключ, язык | Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
9.Итог урока | Чтобы знания были впрок, - Что нового узнали на уроке? -Что было интересно? -Что было трудно? -Что больше всего понравилось в уроке? | Слова, которые имеют одно значение -однозначные. Слова, которые имеют два и более значений -многозначные В толковых словарях. | Самооценка учащихся |
Домашнее задание | Упр. 4 Стр. 29 | ||
10.Самоанализ урока. Рефлексия настроения. | - Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось? А как работали на уроке узнаем, разукрасив круг цветным карандашом. Если справились с заданием – зелёным, если сомневались – жёлтым, если не справились – красным. По- вашему мнению, как вы работали на уроке? Спасибо вам за урок! |
Список использованной литературы
1.Валгина Н.С. Современный русский язык. М. Логос, 2002-528с.
2.Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах М. Просвещение, 2002.- 587 с.
3.Львов М.Р.Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1997.
Интернет - источники
Слово. Образовательный портал. http://www.portal-slovo.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.
Чистописание Ж ж жи
С оро ка, в оро бей, с о ловей, в оро на, К а р а ндаш.
ТЕМА УРОКА «Различение однозначных и многозначных слов.» 05.05.17
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВ С . И. российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук.
ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.
Работа по учебнику Стр. 27
Работа в группе Прочитать задание. Выполнить задание. Подготовить отчёт по плану. Сделать отчёт.
корзина многозначное
корень многозначное
колокольчики многозначное
коса многозначное
ЗВЕЗДА- ЗНАМЕНИТЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗВЕЗДА- МОРСКАЯ ЗВЕЗДА- ИГОЛЬЧАТОЕ ЖИВОТНОЕ ЗВЕЗДА- НЕБЕСНОЕ ТЕЛО, НОЧЬЮ ВИДИМОЕ КАК СВЕТЯЩАЯСЯ ТОЧКА ЗВЕЗДА- ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА ЗВЕЗДА- ОФИЦЕРСКИЙ ЗНАК РАЗЛИЧИЯ
кисть многозначное
Ура!
Выписать из толкового словаря 2 слова: однозначное и многозначное Выписать из толкового словаря 2 однозначных слова тольк Выписать из толкового словаря 2 многозначных слова
Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.
Домашнее задание: Стр. 29 Упр. 4
Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте "Страницы интенсивного чтения. Школьная жизнь. Многозначность слов".
В данной презентации предложен занимательный материал о многозначности слов к уроку обучения грамоте....
Урок русского языка в 4 классе по программе"Школа 2100".Тема: "Многозначные слова.Синонимы.Антонимы"
Урок русского языка в 4 классе по программе"Школа 2100".Тема: "Многозначные слова.Синонимы.Антонимы" с презентацией и подробным описаниемурока....
Состав слова. Закрепление.(конспект урока) УМК "Школа России".ФГОС
Тема урока: Состав слова. Закрепление.Тип урока: урок закрепления.Основные цели: 1) Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова»...
Урок в 3 классе по русскому языку "Однозначные и многозначные слова"
Методическая разработка урока в 3 классе по русскому языку по программе "Начальная школа XXI века " по теме "Однозначные и многозначные слова"...
Разработка открытого урока по русскому языку на тему "Однозначные и многозначные слова" 2 класс
урок "открытия" новых знаний...
Конспект урока по математике на тему "Сложение и вычитание многозначных чисел" 3 класс
УМК "Перспектива"...
Конспект урока по русскому языку "Что такое однозначные и многозначные слова?" (2 класс, Школа России)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Что такое многозначные и однозначные слова?»Цели деятельности учителя:-Формирование понятия об однозначных и многозначных словах;-Формирование уме...