Урок русского языка в 4 классе по программе"Школа 2100".Тема: "Многозначные слова.Синонимы.Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе по программе"Школа 2100".Тема: "Многозначные слова.Синонимы.Антонимы" с презентацией и подробным описаниемурока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_r.yaz_._mnogoznachnye_slova.rar | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
Образовательная система «Школа 2100»
4 класс
Роль имён существительных в предложении и в речи.
Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Цель:
1. Расширить представление учащихся о значении слова, формировать навыки работы со словарной статьёй.
2. Развивать умение точно и образно выражать свои мысли, обогащать словарный запас учащихся, использовать в своей речи слова синонимы, антонимы, многозначные слова.
3. Воспитывать уважение и чувство коллективизма.
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Организационный момент | Урок русского языка. Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Это учителя из других школ. Они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. | |
2 | Актуализация знаний | Какую тему вы начали изучать? Что такое имя существительное? Что обозначают имена существительные и на какие вопросы они отвечают? Назовите постоянные признаки имён существительных. Назовите непостоянные признаки имён существительных. | Мы начали изучать тему «Имя существительное». Это часть речи. Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Одушевлённые, неодушевлённые, род. Число. |
3 | Языковая разминка. Письмо под диктовку | Друг познаётся в беде. Что необычного в этом предложении? Как вы понимаете смысл этой пословицы? Проверка. Какие орфограммы здесь встретились? Подчеркните их. Какое задание можно предложить? Обозначьте части речи. Сколько существительных в этом предложении? Каким членом предложения является существительное друг? А существительное в беде? Значит какой вывод можно сделать? А какова роль имён существительных в предложении? | 1ученик у доски пишет на закрытой стороне. Это пословица. Друг – парная согласная на конце слова, познаётся – приставка по-, ь не пишется, беде – безударная гласная в корне слова. Проверочное - беды. Выделить грамматическую основу. Главным. Второстепенным. Имена существительные в предложении могут быть как главными членами, так и второстепенными. Существительные поясняют то, о ком? или о чём? говорится в предложении или распространяют предложение. Лена вышивала салфетку. Саша ходил в магазин за хлебом. |
4 | Проблемные вопросы | Вот мы повторили, то что знаем об имени существительном. А чего мы с вами ещё не знаем? Тема эта продолжается и сегодня на уроке мы должны найти ответ на следующие вопросы.
| |
5 | Закрепление знаний и формирование новых | Из чего состоит речь? А из чего состоят предложения? Все слова, которые есть в языке образуют его словарный состав, то есть ЛЕКСИКУ. ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Ребята, а что нужно делать чтобы обогатить свою речь? Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему? - Полезное ли это дело – чтение словарей? | Из предложений. Предложения состоят из слов. Необходимо читать книги. |
6 | Работа с учебником. Работа со словарём в учебнике. Дом. зад. | Давайте узнаем мнение одного французского поэта. Упр.109., стр. 90. - Чтение задания текста. Вывод. Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. О чем говорит звездочка справа над словом «филологической»? - Учебник, стр. 137. Чтобы найти значение слова ФИЛОЛОГИЯ вы пользовались каким словарём? Почему он так называется? Упр 110 А теперь найдите в конце учебника и прочитайте статью о слове ГРОЗА. Что обозначают цифры 1 и 2 в словарной статье? В каком значении может употребляться это существительное? Составьте предложение по картине. со словом гроза в значении атмосферного явления. Запишите. Составьте предложение по картине со словом гроза в переносном значении чего- нибудь внушающего сильный страх. Запишите. Обозначьте имена существительные. Как называются слова, которые пишутся одинаково и имеют несколько значений? Вывод. Слова, которые пишутся одинаково, имеют не одно, а несколько значений, причём эти значения между собой сходны, называются многозначными. Приведите примеры многозначных слов. Ребята, я вам скажу больше, а если слова одной и той же части речи одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами. Например: ключ, коса, лук. Подробнее об этих словах вы узнаете в 5 классе. Поиграем в игру «Определи слово». Вывод. Какие слова мы называем многозначными? Пояснить. Итак, в каком словаре можно найти многозначные слова? А какие ещё словари вы знаете? | (Нужно узнать значение этого слова, обратиться к словарю.) Филология – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Толковым словарём. Этот словарь объясняет, что обозначают слова, даёт толкование. 1.Атмосферное явление – бурное ненастье с громом. 2.О ком –нибудь или чём-нибудь наводящем ужас, внушающем сильный страх. Летом была сильная гроза. Шторм – гроза морей. Многозначные слова. Баранка, морж, дворники, колокольчики. (Соревнуются мальчики против девочек) В толковом словаре. Учащиеся перечисляют словари. |
7 | Физминутка. | Фильм «А словари бывают разные…» Вы познакомились с разными словарями. Словарь – это очень нужная и полезная книга. С некоторыми словарями вы подробнее можете познакомиться на выставке словарей, все они есть в нашей школьной библиотеке. А я вам подарю адреса электронных словарей. | |
8 | Работа с учебником и документ-камерой | Ребята, отгадайте о каком словаре сейчас пойдёт речь? Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной выразительной. Что такое синонимы? Упр.114., стр. 92. Прочитайте задание? Посмотрите на слова и предложите задание. Задание. Из данного списка выпиши имена существительные, близкие по значению словам. Кому не понятно задание поднимите руку. А кто уверен, что справится сам? Метель, распорядок, отметка, лентяй, дом, черта. Здание, азбука, оценка, пламя, вьюга, режим, линия, лодырь. Какие слова "лишние"? Почему? Выполнение на закрытой доске. Самопроверка. Разберите по составу пару слов отметка – оценка. Вывод. Какие слова называются синонимами? Зачем в речи нужны слова синонимы? А сейчас о каком словаре пойдёт речь? Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению. Приведите примеры слов антонимов, но слова эти должны быть именами существительными. Молодцы! Задание. Выпишите антонимы парами. Ученье свет, а неученье тьма. Какого начало, таков и конец. Не узнавши горя, не узнаешь и радости. Взаимопроверка. У кого четыре пары – плюс. Три пары – полуплюс вверх. Две пары – полуплюс вниз. У кого одна пара – минус. Вывод. Какие слова называются антонимами? | Словарь синонимов. Слова одной части речи, которые имеют общее значение, но могут отличаться лексическими оттенками. Выполнение заданий учебника. Метель – вьюга, распорядок – режим, отметка – оценка, лентяй – лодырь, дом – здание, черта – линия, азбука – алфавит, пламя - огонь. Они делают речь красивее , чтобы правильно писать сочинения и изложения. Словарь антонимов. День –ночь, лето – зима, пол – потолок. Ученье – неученье. Свет – тьма. Начало – конец. Горе – радость Разные по звучанию слова с противоположным значением. |
9 | Работа со словарями | А сейчас я вам предлагаю поработать с разными словарями. В каждом словаре есть задание выполните его . Но чтобы работать со словарём знание чего вам понадобится? Работать будете в парах. Несколько работ мы просмотрим через документ камеру. Желаю удачи. | Знание алфавита. Ребята отыскивают слова . |
10 | Итог | Давайте подведём итог нашей работы и вернёмся к проблемным вопросам поставленным в начале урока.
Над какой частью речи работаем? А зачем вам нужно знать значения многозначных слов, синонимов, антонимов, а теперь ещё и омонимов? Итак сегодня мы говорили о роли имён существительных в предложении и речи, многозначных словах, синонимах, антонимах. В заключении урока я вам предлагаю поработать в группах и отгадать кроссворд по этой теме. Проверка. Выставление отметок за урок. | Чтобы наша речь была красивая, чтобы пополнялся словарный запас, чтобы правильно выполнять олимпиадные и конкурсные задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку 1 класс по программе "Школа 2100"
" Тема урока: "Слоги и ударение".Урок разработан в свете ФГОС НОО.Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 1 классе.Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового з...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по программе "Школа 2100"
КТП по русс.яз. 4 класс "Школа 2100"...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка 4 класс по ОС Школа 2100
Данный урок проведен в проблемно-диалогической технологии....
Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"
Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...
Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"
Урок разработан по теме «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах...