урок русского языка с разновозрастным сотрудничеством учащихся
план-конспект урока по русскому языку (2, 4 класс) на тему
Классы: 2,4.
Предмет: русский язык.
УМК: «Школа России».
Тема урока: «Текст. Типы текстов».
Тип урока: урок контроля и оценки образовательных достижений.
Время проведения: конец IV четверти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_raznovozrastnoe_sotrudnichestvo.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА
с использованием разновозрастного сотрудничества
Составила: учитель начальных классов МКОУ «Урываевская оош» Черных Р.А.
Классы: 2,4.
Предмет: русский язык.
УМК: «Школа России».
Тема урока: «Текст. Типы текстов».
Тип урока: урок контроля и оценки образовательных достижений.
Время проведения: конец IV четверти.
Цель (общая): создать условия для :
-контроля и оценки умений работать с текстом (определять, является ли данный фрагмент текстом, определять тему и главную мысль текста, озаглавливать, структурировать текст, составлять план) и определять типы текстов в ситуации взаимодействия с младшими (старшими) школьниками;
- для развития у обучающихся коммуникативных умений: умения удерживать позиции в паре, умения договариваться;
-для развития и сохранения учебно-познавательной мотивации на протяжении всего урока.
Цель для учащихся 2 кл.: создать условия для самоконтроля и самооценки умений работать с текстом и определять типы текстов в ситуации взаимодействия со старшими школьниками;
Цель для учащихся 4 кл.: -контроля и оценки умений работать с текстом и определять типы текстов в ситуации взаимодействия с младшими школьниками;
Планируемые результаты: обучающиеся научатся:
- работать с текстом и определять типы текстов в ситуации взаимодействия с младшими (старшими) школьниками;
-самостоятельно договариваться, удерживать позиции в паре в роли «ученик», «младший ученик»;
- сохранять учебно-познавательную мотивацию на протяжении всего урока.
Предмет оценивания: умение работать с текстом и определять типы текстов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
2 класс | 4 класс | |||
1.Вводно-мотивационный этап -актуализация знаний; -целеполагание | -Ребята, давайте вспомним, какова изучаемая нами тема ? | -Текст. Типы текстов. | ||
-Сегодня у нас урок-зачет. У каждого ученика 2 класса будет свой «учитель»- четвероклассник. Четвероклассники приготовили для вас задания, с помощью которых они проверят ваши умения работать с текстом и определять тип текста. | (Слушают учителя). | |||
-Какова общая цель нашего урока? | -Контролируем и оцениваем умения работать с текстом и определять типы текстов в ситуации сотрудничества. | |||
-Какова цель урока для второклассников? Четвероклассников? | -Проверяю и оцениваю свое умение работать с текстом и определять типы текстов под руководством старшеклассника. | -Выполняю роль «младшего учителя» в ситуации проверки и оценки знаний у второклассника. | ||
2. Организация планирования. | -Каким образом мы построим работу на уроке? Я предлагаю вам свой вариант плана. Если вы не согласны с ним, внесите свои изменения. -Проговорите в парах, что вы будете делать на каждом этапе плана? | 1).-Вспоминаем, что мы знаем о тексте (если затрудняемся, обращаемся к текстам учебника): -Что такое текст? -Как определить тему и главную мысль текста? -Сколько частей в тексте? -Какие типы текстов мы знаем, в чем их особенности? | Изучают предложенный план, вносят свои изменения, принимают его. План выводится на экран: 1.Подготовительная работа. (Вспоминают, что знают по данной теме) . | |
2).Оцениваю себя по оценочному листу. | 2. Самооценка второклассников по оценочному листу. | |||
-Кто понял, что нужно будет делать на каждом этапе? Прежде, чем вы приступите к работе, я напомню вам правила работы в парах: -говорить тихо, но понятно ученику; -внимательно слушать друг друга; -с уважением относиться как к ученику, так и к «младшему учителю»; -задавать вопросы только во время подготовительной работы. | 3). Отвечаю на вопросы «учителя», пишу проверочную работу. | 3).Провожу опрос «ученика»,контролирую процесс выполнения проверочной работы. | 3. Выполнение проверочной работы. | |
4). | 4).Проверяю и оцениваю работу «ученика». | 4. Проверка и оценка работы «младшими учителями». | ||
5).Сравниваем самооценку и оценку «Учителя». | 5. Сравнение самооценки и оценки «младших учителей». | |||
6). Работаю над ошибками. | 6. Корректировка. | |||
Инструктаж. | (Слушают учителя). | Текст выведен на экран. | ||
Заполнение оценочного листа | - Ребята второго класса возьмите оценочные листы и заполните их. «Младшие учителя» объяснят вам, как это нужно сделать. | -Заполняю лист под руководством «учителя». | -Инструктирую своего ученика. | Приложение 1. |
3. Микроурок. | -Отвечаю на вопросы «младшего учителя». | -Что такое текст? - Что выносится в заголовок текста? Как определить тему и главную мысль текста? - Как называются части текста? -Какие типы текстов ты знаешь? | Учитель наблюдает за работой пар и наблюдателя, координирует их работу. а) «Младшие учителя» просят учеников дать определение текста, рассказать, что выносится в заголовок текста, как называются части текста, какие типы текстов они знают. -Если ученик не может ответить, то «младший учитель» объясняет все на примере текста. | |
Проверочная работа | -Выполняю проверочную работу (Приложение 2). | -Контролирую выполнение заданий учеником. | ||
Проверка и оценка проверочной работы «младшими учителями» | -Проверяю работу ученика. | |||
Сравнение самооценки и оценки «учителем» | -Сравниваем самооценку и оценку «учителя». | Наблюдатель заполняет лист наблюдения. (Приложение 3). | ||
4. Промежуточная рефлексия. | - «Младшие учителя», расскажите, как работал ваш ученик, с чем справился, с чем не справился? | -Мой ученик работал… . Справился с заданиями…. Испытывал затруднения…. | ||
- «Ученики», расскажите, понравилось ли вам работать под руководством «младшего учителя»? | -Мне понравилось… (не понравилось…). | |||
-Предоставим слово наблюдателю. | Наблюдатель комментирует работу пар. (-Первая пара работала хорошо. У второй пары были недочеты…). | |||
-Вы в основном справились со своими позициями в парах, хотя были отдельные недочеты… | Слушают учителя. | |||
5.Работа над ошибками | -Сейчас «младшие учителя» помогут вам выбрать задания, которые вам помогут исправить ошибки, допущенные в ходе выполнения проверочной работы. (Приложение 4.) | -Выбираю с помощью «младшего учителя» задание, которое поможет мне исправить допущенные мной ошибки. -Выполняю выбранное задание. Отчитываюсь перед «учителем» | -Помогаю «ученику» выбрать задание. -Контролирую выполнение задания. | |
-Кому удалось понять, в чём было его затруднение и правильно выполнить задание? -Что будете делать, если не удалось выполнить задание? | -Мне удалось понять… -Мне не удалось… -Буду просить маму каждый день давать мне подобные задания… | |||
6.Итоговая рефлексия. | - Предлагаю оценить вашу работу на уроке, закончив предложения. | (Высказывают оценочные мнения.) | Учитель организует рефлексию на основе метода неоконченных предложений. (Текст выведен на экран). - «Мне понравилось…» - «Мне не понравилось…» - «Я почувствал…» - «Я желаю своему ученику…» - «Я желаю своему учителю…» - «Мне хотелось бы…» - «На следующем таком уроке я …» | |
7.Домашнее задание. | -Предлагаю второклассникам выбрать задание, соответствующее теме нашего урока, из тетради на печатной основе со стр. 56-58. А четвероклассникам написать текст- рассуждение на тему «Почему мне нравится/ не нравится работать в паре с младшеклассником?». | Записывают домашнее задание. |
Приложение 1.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Оценки:
О– знаю; О – сомневаюсь; О – не знаю; | А «младший учитель» может закрасить, как диаграмму: О – знает всё; О – знает, но не всё; О – не знает |
№ п.п. | Критерии | Самооценка | Оценка учителя |
1. | Умение определять, является ли данный фрагмент текстом. | ||
2. | Умение расположить предложения в правильной последовательности. | ||
3. | Умение определить тему текста. | ||
4. | Умение выделить главную мысль текста. | ||
5. | Умение подобрать соответствующий заголовок к тексту. | ||
6. | Умение структурировать текст (делить на части). | ||
7. | Умение определить тип текста. |
Приложение 2.
Проверочная работа.
1. Вспомни, что такое текст.
Прочитай предложенный фрагмент.
Является ли он текстом? Почему?
Они тихонько раскачиваются на гибкой зелёной ножке.
Словно бусы, серебрятся на стебельке скромные бубенчики-цветочки.
А как чудесен тонкий, нежный аромат ландышей!
В конце мая в лесу растут ландыши.
Влажные длинные листья скрывают цветы от посторонних глаз.
2.Пронумеруй предложения в правильном порядке так, чтобы получился текст.
3.Что такое тема текста? Определи, какова тема получившегося текста?
Запиши_________________________________________.
4.Что такое основная мысль текста? Подчеркни предложение, к котором выражена главная мысль данного текста.
5. Что выносится в заголовок текста? Как бы ты озаглавил данный текст? Запиши_________________________________________.
6.Какие части текста ты знаешь? Попробуй разделить данный текст на части.
- -(Поставь в начале каждой части такой знак).
В конце мая в лесу растут ландыши.
Влажные длинные листья скрывают цветы от посторонних глаз.
Словно бусы, серебрятся на стебельке скромные бубенчики-цветочки.
Они тихонько раскачиваются на гибкой зелёной ножке.
А как чудесен тонкий, нежный аромат ландышей!
7.Какие типы текстов ты знаешь? Прочитай тексты. Обозначь текст-повествование цифрой 1, текст-описание цифрой 2, текст-рассуждение цифрой 3.
Солнечный луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум!»- полетела собирать медок с душистых цветов.
К. Ушинский
Собрались мышки у своей норки. Глазки у них чёрненькие, лапки маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся.
К. Ушинский
На цветах часто встречаются мухи-журчалки. Они названы так за то, что при полёте издают негромкий журчащий звук.
8. К какому типу относится текст о ландышах? Запиши____________________________________.
Приложение 3.
Лист наблюдателя.
Хорошо работали | Отвлекались | Делали подсказки | Оценка за работу | |
Пара №1 | ||||
Пара №2 | ||||
Пара №3 | ||||
Пара №4 |
Приложение 4.
Карточка №1.
1.Прочитай определение текста:
Текст- это письменное или устное высказывание. Текст состоит из двух или нескольких предложений, которые объединены общей темой. Предложения связаны между собой по смыслу. К тексту можно подобрать заголовок.
Всё ли тебе понятно в определении? Если, что-то не понял, спроси своего «учителя».
2.Прочитай. Определи, где текст, а где не текст. Объясни, почему.
А. Собака- друг человека. Мойте руки перед едой. На дворе зима. Весенние ручейки поют свою песенку.
Б. В зоопарке много животных.
В. Только в зоопарке можно увидеть зверей, которые живут в разных частях света. Огромные слоны приехали из Индии. А царь зверей лев привезен из пустынь Африки. Бурый медведь- из наших российских лесов.
Карточка 2.
1. Текст можно озаглавить. В заголовок текста выносится тема текста или его основная мысль.
Каждый текст имеет тему.
Определить тему текста- это значит ответить на вопрос, о ком или о чем говорится в тексте.
В тексте есть главная мысль.
Определить главную мысль- это значит ответить на вопрос, о чем самом главном хотел сказать автор.
Прочитай текст. О ком или о чём говорится в тексте? Какова главная мысль этого текста? Выбери наиболее удачный, на твой взгляд, заголовок. Что отражено в выбранном тобой заголовке: тема или главная мысль?
Лисичка зимой мышкует- мышей ловит.
Она вступает на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит- кинется.
Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!
Заголовки: Лиса. Пушистая охотница. Не кошка, а мышей ловит.
Карточка №3.
В тексте три части:
-вступление- это начало текста (1- 2 предложения);
-основная часть;
-концовка - это заключительная часть.
В данном тексте нарушена последовательность частей. Пронумеруй части текста в правильном порядке.
Когда я принёс молоко, то выяснилось, что наш чёрный кот Васька съел всю сметану. Я опять пошёл в магазин.
По дороге домой я увидел белого кота. Кот отряхнулся и стал чёрным. Оказывается, Васька просыпал муку и стал белым. Теперь не осталось и муки.
Бабушка решила испечь блины. Но в доме закончилось молоко. Я пошёл в магазин.
Блины в этот день бабушка не испекла.
Карточка №4.
Прочитай определения разных типов текста:
1.Текст, в котором рассказывается о событиях, действиях происходящих последовательно одно за другим, называется ТЕКСТОМ-ПОВЕСТВОВАНИЕМ. К таким текстам можно поставить вопросы ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ЧТО ПРОИЗОШЛО?
2.Тест (или часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется ТЕКСТОМ-ОПИСАНИЕМ. К такому тексту можно поставить вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Если сравнить текст с кинофильмом, то текст-описание- это один кадр из фильма. А текст- повествование- это кадры фильма, которые идут один за другим.
3.Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, называется ТЕКСТОМ-РАССУЖДЕНИЕМ, К такому тексту можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? При ответе на вопрос используются слова ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК.
Используя полученную информацию, определи, к какому типу относятся приведенные ниже тексты. Ответ запиши под текстом.
По дороге разгуливают грачи… Как они хороши! Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.
(Г. Скребицкий)
Текст-________________________________
Пришла весна, растаял снег. Из своей сухой норы вылез барсук. Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Потягивается барсук, расправляется.
(по Е. Чарушину)
Текст________________________________
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему тикают часы?
Часовой механизм состоит из нескольких крошечных зубчатых колёсиков. Колёсики крутятся, сцепляясь друг с другом зубчиками, и вращают стрелки часов на циферблате. Причём колёсики поворачиваются не плавно, а как бы толчками- через малые промежутки времени.
Вот поэтому мы и слышим: тик-так, тик-так.
(По энциклопедии для любознательных «Отчего и почему?»)
Текст-____________________________
Карточка №5.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПАР, В КОТОРЫХ «УЧЕНИК» ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ЗАДАНИЯ ПРАВИЛЬНО.
1. Прочитай текст. Попробуй определить, к какому типу он относится.
После жаркого, душного дня сгустились тучи и полил дождь. Когда он прекратился, то над горизонтом засверкало заходящее солнце. Ив это время под тёмной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой,- красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
А причина этому- солнечный свет. Как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.
Удалось ли тебе определить тип текста? Спроси у «учителя», если есть какие -либо затруднения.
(Это текст-повествование с элементами описания и рассуждения).
Подчеркни в тексте описание радуги.
Использованная литература.
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. 2 класс.
М, Просвещение , 2011
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. 2 класс.
М, Просвещение , 2012
3.Е.М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. К учебнику В.П. Канакиной, Горецкого В.Г. Русский язык. В двух частях. Часть 2. 2 класс.
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. 4 класс.
М, Просвещение , 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие. «Влияние изучения имени прилагательного на уроках русского языка на развитие речи учащихся 2 класса»
Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками....
Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.
Вступительное слово, алгоритм выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....
Организация учебной деятельности на уроках русского языка в условиях разновозрастного обучения
Организация учебной деятельности на уроках русского языка в условиях разновозрастного обучения...
Статья на тему: "Возможности уроков русского языка для развития речи учащихся"
Методическая помощь учителю...
Выступление на МО " Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка как средство развития учащихся"
В сообщении рассказывается,как выработать навык самоконтроля у учеников на уроках русского языка с помощью метода взаимопроверки, самопроверки и проверки по словарю....
Доклад «Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и чтения для учащихся с ОВЗ »
Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать...
Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка (надомное обучение) для учащегося с ОВЗ с использованием инновационных технологий"
Технологическая карта урока русского языка для учащегося 3 класса (надомное обучение)....