Доклад «Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и чтения для учащихся с ОВЗ »
материал
Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Поэтому в своей работе я сделала акцент на развитие мотивации у учащихся на уроках русского языка и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов на этих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profesiionalizm_tvorchestvo_kachestvo.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная педагогическая ассамблея
«Профессионализм. Творчество. Качество»
Доклад
Тема:
«Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и чтения для учащихся с ОВЗ »
Подготовила: Оськина И.В.
18.02.2018 г.
«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова»
Ян Амос Коменский
Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. До недавнего времени было принято считать, что обучение – это передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений, навыков. Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Но как не прискорбно сказать, всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться, отсюда и слабая речевая деятельность. В чём же причины этого нежелания? И таковы, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и отвлекающие факторы, однообразие и монотонность учебного процесса. Хотя причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Отсюда вытекает противоречие между преобладанием в системе образования традиционных форм обучения и ориентированностью современной школы на внедрение деятельностного подхода. Основной целью обучения является: выявление и создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, культурой речи, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения. Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев: ” это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”. Поскольку я работаю в школе для обучающихся с ОВЗ, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Поэтому в своей работе я сделала акцент на развитие мотивации у учащихся
на уроках русского языка и чтения через использование нетрадиционных
форм, приемов и методов на этих уроках. Для достижения поставленной цели я для себя определила следующие задачи: Познакомиться и изучить передовые опыты ведущих специалистов по внедрению технологии нестандартных форм и методов обучения в образовательный процесс. Использовать нетрадиционные формы и методы работы в процессе овладения учащимися знаний. Выявить эффективность использования нестандартных методов и форм на уроках письма и чтения в старших классах. Нестандартные формы и методы обучения и воспитания позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности учащихся, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урокаигры, урока дискуссии – это мощный стимул в обучении и воспитании, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Наблюдая за мотивом участия школьников в играх, замечаешь, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. Они воспитывают общую культуру, культуру речи и мнений, умение грамотно излагать свои мысли, вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. Это всегда урокипраздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом. И именно на таком уроке, «зажгутся глаза слушающего от глаз говорящего». Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу. Ввожу в урок такие формы работы, которые несут не только обучающую функцию, но являются доступными и интересными каждому ученику.
1. Положительный эмоциональный настрой на уроке С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Например, урок можно начать с небольших стихотворений: Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки – все для вас! Пожелаем вам удачи – За работу, в добрый час!
2. девиз урока, эпиграфы к уроку Всё это помогает настроить детей на активную работу на уроке. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной школьнику всех уровней, с учетом его возрастных особенностей. Наглядность, изучаемого материала, повышает интерес учащихся. используемая на уроке, способствует конкретизации
3. Словарную работу провожу в виде разгадывания кроссворда или отгадывания загадок. Такой вид учебной деятельности позволяет заинтересовать детей и создать хорошее настроение.
4. Использую опорные схемы при изучении материала Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в индивидуальные разноуровневые карточки. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и Часто включаю в урок игры или игровые элементы. Через игру ребенок тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.
5. Физкультминутки – естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.
6. Создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. На уроках использую При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.
7. Часто на уроках развития речи организую групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
8. Познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Широко использую нестандартные уроки: урокиигры, урокисоревнования, урокиконкурсы, урокипутешествия, дидактические игры. Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, увидеть индивидуальность детей. Использование различных приёмов, форм, методов на уроках письма и чтения воспитывает интерес обучающихся к предмету, повышает уровень речевой культуры, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личность. Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию
к учению. При проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся. помогает вызвать положительные эмоции, Разумеется, нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которые повышают интерес, речевую культуру, обогащают активный и пассивный словарь, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Успехов в работе, дорогие коллеги!
Список литературы.
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.
- Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.
- Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
- Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.
- Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.
- Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Академия, 2008.
- Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2010. – 239с.
- Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
- Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"
В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...
Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»
В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....
Обобщенный опыт работы на уровне образовательного учреждения «Работа с текстом как основа развивающей речевой среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе »
В данном опыте описаны приемы работы по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы...
Доклад "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
Общество 21 века нуждается в интеллектуально развитой личности. Существует ряд приёмов для решения этой проблемы....
- Мне нравится (1)