конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имена собственные"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Груздева Елена Владимировна

Данный конспект урока по русскому языку  для первого класса по теме "Имена собственные" Включает в себя задания разного уровня сложности. В уроке использованы материалы как учебника, так и дополнительных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pismo_1_klass_sobstvennye.doc355 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.

Цель урока:  подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы, определять имена собственные в потоке речи.

Задачи

  • Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию  умения  писать имена, фамилии, географические названия, клички животных  с большой буквы.
  • Использовать полученные  знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать  свою точку зрения;  совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах.
  • Развивать познавательный интерес к изучению русского, воспитывать любовь к русскому  языку.

Основное содержание темы. Правописание имён собственных на примерах имён и фамилий людей; названий городов, рек, посёлков; кличек животных. Имя существительное (без определения); имя собственное; имя нарицательное; правила правописания имён собственных.

Планируемые результаты: 

Предметные: формирование умения различать и правильно писать имена собственные.

Личностные: осознание алгоритма своего действия.

Регулятивные: освоение способа написания имён собственных.

Познавательные: анализ  различий между именами собственными и нарицательными.

Коммуникативные: формирование умения высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

Межпредметные связи.

Чтение. Умение использовать различные формы обращения; практические правила определения имени собственного на разных уровнях (работа с текстом); умение использовать клички домашних животных, географические названия в устной и письменной речи.

Формы работы. Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.

Оборудование: 

  • проектор
  • доска, презентация
  • иллюстративный материал
  • прописи № 4
  • книги, задания для групп, карта прогноза

Ресурсы. 

Прописи №4

Рабочая тетрадь.

Методическое пособие.

Наглядный и раздаточный материал: карточки со словами.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Добрый день уважаемые гости и ребята.

Проведем гимнастику, настроимся на занятие.

  • Голова
  • «шапочка успеха»
  • Глаза
  • руки

Дети приветствуют гостей.

Дети делают разминку .

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные: самоконтроль.

Мотивация учащихся. Целеполагание.

Наш сегодняшний урок белее практический, чем теоретический.  Уточним тему урока.

  • появляется Имя Собственное

 ( «Солнечная система»)

Какова цель урока:

научиться писать слова с большой буквы

учебная задача:

вспомнить, что такое  имя собственное

писать имена собственные с большой буквы

  • Что мы относим к ним , какие виды имен собственных нам встретились

( из задания)на доске:  реки, имена

Запишите в тетрадях одно имя и географический объект.

Рассмотрите свои слова  и оцените свою работу. Алгоритм ( наклон, высота и ширина элементов, правильность –графически))

Дети  отгадывают ребусы и определяют тему.

Ребусы.

 

Вова, Ваня, Нева

(перечисляют : имена, фамилии, клички, отчества, планеты, созвездия, горы, озера, реки, города,персонажи, книги журналы)

Дети оценивают свою работу.

Коммуникативные: оформление  своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: использование речи для активизации действий.

Личностные: объяснение  самому себе  «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу» (результаты).

Формирование системы знаний.

Наши прописи помогут определить следующий вид имен собственных . города

с. 36( в прописях пишут название трех городов России

- что общего у слов?

оживите эти слова, соблюдая правило безотрывного написания.

-Б) в следующем задании тоже заглавная буква. Будем ли мы вносить ее в нашу схему?

в) В поле Поля просо полет.

Ачтобы выполнить следующее задание  вам нужно обсудить решение в парах.

-что нужно сделать? Как?

-у вас должна быть такая запись(проверка по доске)

Дети определяют вид: города

называют общие признаки: имена собственные, элемент с закруглением в заглавной букве.

Дети записывают слова : отмечают орфограмму.

Дети в парах обсуждают свое решение. (нет, т.к. это другая орфограмма)

Ребята объясняют значение слов.

Записывают предложение.

  • ( прочитать,
  • отметить орфограммы,
  • записать проговаривая по слогам,
  • проверить графически)

Оценивают себя.

Познавательные: анализ и обобщение материала.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: оформление  своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: готовность допускать существование разных точек зрения.

Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения.

Физкультминутка. «Имена собственные»

Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной  буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете.

Москва, цветок, город, Николаевич,  море, Марина, Сатурн, Колпино, мост Троицкий, море Балтийское,  Пушок.

-Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последнее слово?

-Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет?

Г)Тогда переходим к следующему заданию.

С.37

-В парах определите, кто есть кто?

-Кого мы можем указать совершенно четко, почему?

-какой вид имени собственного можем добавить? фамилии

- Оживим  только его. А остальные вы, по желанию, найдете информацию и завтра разберем, чтобы избежать ошибки. Закрыли прописи.

Д) По слуху.

 Дополни стихотворение. Работаете в паре.

Кошка Маришка, котенок Тишка, щенок Дружок, цыпленок Пушок, корова Буренка, коза Найденка, поросенок Хрюша, бычок Гаврюша. Все их клички до одной, пишут с буквы прописной.

-Какой вид мы можем вписать?клички

Е) Продолжим составление модели.

Наши лаборатории готовили дополнение к коллекции. На уроке азбуки мы читали произведения каких авторов?

-Запишем  в тетрадь только новый вид имен собственных. Отчество

-Спишите безотрывно.

Какие еще виды мы можем назвать? (Планеты, звезды)

Дети выполняют необходимые движения.

Дети отвечают на вопрос учителя.

Правило, использовать слово в речи и проверить.

Миша Чистов (м.р. слово  ученик)

А остальные не можем, так как не знаем точно и не можем доказать.

фамилии

На листах вписывают заглавную букву., проверяют по ключу на доске и оценивают.

Клички

Агния Львовна Барто

Ирина Петровна Токмакова

Отчество

Планеты, звезды

Познавательные: извлечение  информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами.

Коммуникативные: лидерство и согласованность действий.

Коммуникативные: оформление  своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Ж) Знания об именах собственных могут понадобиться нам и для игр.

Работа в малых  группах.

1.Работа с информацией.

Заполните  пьедестал, впишите ФИ детей из таблицы, соблюдая правила.

2. Обработка   информации

Проанализировать данные в таблице, определить главную мысль и написать результаты, заполнить пьедестал.

3. Обработка информации с дополнительным заданием.

Заполнить библиотечную каталожную кар-точку  по алфавиту.

- Оценка работы по отчету учителем.

  • В какие блоки мы можем объединить виды имен собственных.

(имена, географические объекты, космические объекты)

На доске составляется схема- кластер.

О чем говорит правило?

З) А где нам в жизни нужно хорошо знать правописание имен собственных?

Дети работают в малых группах.

Группы 1,2

Группы 5,6

Группы 3,4(дети получают  3книги, ищут в аннотации  полное имя, фамилию, отчество и записывают в карточку)

имена, географические объекты, космические объекты)

Имена собственные пишутся с большой буквы.

В тетрадях, на почте, для записок маме.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Личностные: следование в поведении этическим требованиям.

Коммуникативные: учет разных мнений, достижение договоренностей, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Познавательные: выбор оснований для  выбора объектов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, представление информации в виде текстовой работы.

Коммуникативные: оценка результата коллективной работы на основе заданных критериев.

 Зарядка для глаз .Практическое применение  знаний.

Посмотрите на конверты,  внутрь вложено письмо.

Таким образом вы становитесь адресантом и отправляете письмо  адресату.

Вы сейчас впишите на строчку имя и отчество вашей воспитательницы, а внизу поставите свою подпись. Проверьте орфограмму.

 Вкладываем письмо в конверт. Переходим к конверту. Где будет адресат? (Кому)

Где будет адресант? (кто)

( уже написано Металлострой,  ГБОУ НОШ №  453, ДОУ №

   На уроке технологии мы рассмотрим виды конвертов, назначение и стоимость марки, выполним шаблоны индекса.

   А завтра на уроке ОМ нас ждут в почтовом отделении  для отправления письма. Попрошу вас его не заклеивать, чтобы можно было исправить ошибки.

  • От кого _____________       __________

Откуда

          Индекс

  • Кому  ____________   ____________

Куда  

Индекс

Рефлексия деятельности

Давайте вернемся к нашим задачам в начале урока. Вспомним, что мы можем сказать об именах собственных)

Читаем в словаре значение слов.

Дети вписывают имена в письмо.

Дети подписывают конверт, проверяют Большую букву в словах.

Дети отвечают с опорой на модель.

Познавательные: извлечение  информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами.

Коммуникативные: использование речи для активизации действий.

Контроль. Графический диктант

       Б         б

 1

2

3

4

5

6

7

Мурзик, река Ижора, поселок Металлострой, Вера Ивановна

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на листочках.

Оценивают свои работы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Познавательные: выбор основания для отбора  объектов.

Познавательные: планирование, прогнозирование и структурирование знаний

Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения.

Рефлексия. Итог урока.

Оцените свою работу.

( если ребенку не понятно, можно перефразировать так)

    Оцените вашу работу  на  уроке  при помощи светофора.

Зеленый – у меня все получилось

Желтый – я старался, но было трудно

Красный – я ничего не смог сделать

                      мне нужно еще поработать над  

                   этой темой

- На прошлом уроке вы оставляли карточки прогноза на изучение вами темы.

На основании  результатов  графического диктанта и значков в прописях  в графе ИТОГ

Укажите свой результат.

- Если :

Если результаты совпали, то Вы Верно оценили свои себя

Если стрелочка вверх,  то вы немного недооценили себя , нужно формировать Уверенность.

Если стрелочка вниз, то нужно немного пересмотреть критерии вашей оценки. Самокритичность

Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, продолжают фразы.

Анализируют свою познавательную активность и успешность..

Дети учатся сравнивать прогнозируемый результат и полученный на уроке. Определять уровень своей самооценки.

Ребята определяют свои результаты. Делятся ими с одноклассниками и учителем.

Литература.

  1. Занимательный русский язык.
  2. Холодова «Курс РПС. «Юным умникам и умницам»
  3. Хиленко  Типовые задания по формированию УУД «Работа с информацией»
  4. Климанова  Прописи № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

План-конспект урока русского языка по теме: "Правописание имён собственных". 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе   по программе " Перспектива"  разработан с учётом современных требований ФГОС, с использованием ИКТ. Тема урока "Правописание имён собственных...

Урок русского языка. 1 класс Тема: Имя собственное. Клички животных.

Материал содержит конспект урорка, презентацию и карточки для работы на уроке....

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Собственные и нарицательные имена существительные.

Конспект урока русскогоязыка, 3 класс. Собственные и нарицательные имна существительные....

Урок русского языка,1 класс .Правописание имён собственных.

Урок русского языка ,1 класс ,по программе Н.Ф.Виноградовой .Урок комплексного применения знаний и умений ....