Семинар на тему" Правила проверки слов с непроизносимыми согласными."
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Выступление на семинаре

Тема: Правила проверки слов с непроизносимыми  согласными.

Цели:

1) Обучающие: формировать у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками в корне; формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными; формировать умение проверять непроизносимый согласный, подбирать проверочное однокоренное слово.

2) Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора, развивать умение применять ранее изученные правила, умение ставить и решать проблемную ситуацию.

3) Воспитывающие: прививать любовь к родному слову; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; воспитывать культуру общения в совместной деятельности.

Оборудование: сигнальные карточки; карточки с заданиями; орфографические словари; энциклопедия «Я познаю мир»; записи на доске; карточки с домашним заданием; компьютерная презентация урока.

Тип урока: предметный.

Форма урока: урок-постановка учебных знаний.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах постоянного состава, дифференцированная работа.

Методы: словесные, частично-поисковый.

Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, мультимедийное сопровождение урока.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок.

Каждый хочет получать

Только лишь отметку пять!

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым правилом.

 II. Актуализация знаний (повторение орфограмм корня).

- Прочитайте слова.

Сл. варный, гла.кий, п.тёрка, кре.кий.

- Запишите их, разделив на две группы. Записывайте в два столбика, устно объясняйте орфограммы.

- На какие группы разделили? (слова с безударными гласными и слова с парными согласными).

- Объясните орфограммы в словах первого столбика, укажите корень.

- Объясните орфограммы  в словах второго столбика, назовите корни слов.

- Что называется корнем? (Общая часть всех родственных слов).

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Как проверить парный согласный в корне слова?

- Что общего между словами 1 и 2 столбика? (что в 1 и 2 столбике  - орфограмма в корне слова)

- Сегодня мы будем знакомиться с еще одной орфограммой в корне слова. А какова тема, вы узнаете  немного позже.

 

1 слайд (ТИТ)

 

 

 

 

2 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемы

 Практическое задание на новый материал

III. Создание проблемной ситуации.

1.У нас в классе появился новый ученик, послушайте рассказ о нём:

Чужая пятёрка

     Стих ненастный ветер. Ярко светит солнце. Счастливый Серёжа сбегает по лестнице. У мальчика праздник, радостно бьётся сердце, его переполняет светлое чувство. В его тетрадке по русскому языку стоит пятерка за диктант.

    Дома мальчик радостно рассказал, что он сидит с Ниной, а она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Серёжу и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку.

 

- Почему папа назвал его пятёрку  «чужой»?

- На слайде предложения:

 Стих [н'инасный'] ветер.

Ярко светит [сонцэ]. - Расшифруйте транскрипцию слов и запишите слова в карточке №1 на свободных строчках.

-------- и ------- запишут эти слова у доски.

А «дежурные по словарю» выпишут эти слова из словарика.

- Проверим, как справились с заданием.

 

3 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4  слайд

Побужд. к проблеме.

- Транскрипция слов для всех одна, а написали слова по-разному.

- Кто из вас прав? Как писать?

- Какой вопрос возникает? (Почему звук не произносится, а буква пишется?)

 

Поиск решения

Подводящий диалог

- Ребята, когда вы не знаете, как писать слово, куда надо обратиться за помощью? (в словарь).

- «Дежурные по словарю», скажите по слогам, как пишутся эти слова (ненастный, солнце).

- Ребята, прочитайте еще раз транскрипцию. Произносятся звуки [т], [л]? (нет).

- Значит, какие они? (непроизносимые согласные).

- В какой части слова эти звуки встретились? (в корне).

- Что вы сейчас узнали нового?

(Бывают согласные, которые пишутся в словах, но не произносятся. Они называются непроизносимыми).

! Исправьте ошибки в записях этих слов, у кого они были!

 

 

4  слайд

2-й щелчок

 

Закрепление

Формирование темы и задачи

- Так, какую тему мы начинаем сегодня изучать?

(Слова с непроизносимыми согласными в корне.)

- Чему будем учиться на уроке?

(Правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне).

На доску.

5  слайд

 

 

- Поучимся находить непроизносимые согласные в корне слова.

- Прочитайте слова. Спишите их в столбик.

Здравствуй   [в]

сердце          [д]

солнце          [л]

грустно        [т]

- Сделайте вывод, какие согласные звуки не произносятся?

6 слайд

Новая проблема

Постановка

- Мы научились находить непроизносимые согласные в словах.

- А зачем мы это делали?

(Чтобы правильно писать).

- Значит, какой вопрос еще мы должны исследовать? (Как проверять непроизносимые согласные).

 

Поиск решения.

Побуждающий диалог

- Вернемся к словам ненастный, солнце.

- Почему некоторые дети написали их правильно? (проверили).

- Какое слово они подобрали, чтобы проверить слово ненастный?

(ненастье).

- Как в слове ненастье  произносится звук [т]? (четко, ясно).

- А какие это слова ненастный – ненастье? (Однокоренные).

- Докажите (Общее значение, один корень).

 

- Какое слово подобрали, чтобы проверить слово солнце?

(солнечный).

- Как в слове солнечный произносится звук [л]? (четко, ясно).

- А какие это слова солнце – солнечный? (Однокоренные).

- Докажите (Общее значение, один корень).

7 слайд

Вывод

Подкрепление вывода

- Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.

- Прочитайте правило учебника с. 125.

 

 

 

Упражнение в проверке

- Давайте проверим слова из предыдущего задания. Допишите проверочные.

Здравствуй   [в] ]- здравствуй. В старину говорили при встрече: «Здоровья тебе». Это и стало приветствием здравствуй.

сердце          [д] ] – сердечко

солнце          [л] - солнечный

грустно        [т] – грусть

8 слайд

Само-проверка

 

 

- Для лучшего запоминания непроизносимых согласных есть стихотворение:

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

9 слайд

 

Работа в парах.

- Ребята, посовещайтесь с товарищем по парте и составьте алгоритм, как пользоваться правилом проверки непроизносимых согласных в карточке №2.

1) Произнеси слово.

2) Проверь, есть ли в нем непроизносимый согласный.

3) Для этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится четко и ясно.

4) Напиши слово.

5) Проверь написание и обозначь орфограмму.

10 слайд

 

Физкультурная минутка

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазам  видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Вижу Солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое

Улыбается Земля.

Мир волшебный  вижу я.

 

IV. Закрепление.

Карточка № 3. Подберите к словам однокоренные прилагательные с непроизносимым согласным в корне.

Счастье – счастливый

Власть- властный

Звезда- звёздный

Известие – известный

 

V. Словарь .

- Не все слова с непроизносимыми согласными можно проверить, некоторые нужно запомнить.

Отгадайте  загадку:

Когда лежу на спине,

Нет пользы никакой во мне.

Но прислони меня к стене,

Найдется сразу дело мне. (Лестница)

- В энциклопедии «Я познаю мир» рассказывается, что в древнерусском языке было слово «ЛЪСТВИЦА». Оно превратилось в лестницу под влиянием слов «чернильница», «сахарница». А произошло оно от слова «ЛЪСТВА», а это слово – от «лезти»  с помощью суффикса –тв-. Значит непроизносимый согласный Т в лестнице – это остаток суффикса –тв-.

Три согласные подряд трудно произносить, поэтому их произношение упрощается, а вот написание упрощать нельзя.

 

Чувство, здравствуй, праздник.

(- как мы запишем?)

 

Зимой наша местность особенно хороша.

Природа,  приближение, и, чувствует,  праздника, к нему.

готовится. (Природа чувствует приближение праздника и готовится к нему.)

- Какие  слова с непроизносимым согласным являются словарным? А какое можно проверить? Подберите проверочное (местность – место)

 

VI. Дифференцированная работа.

Обратитесь к карточке № 4.

imageЗадание № 1.

Спиши слова, подбери и запиши проверочные к данным.

Доблестный, свистнул, тростник, капустный.

imageЗадание № 2.

Спиши, подбери  слова-антонимы с непроизносимыми согласными.

Весёлый – грустный, печальный – радостный, письменный – устный, лживый – честный.

imageЗадание № 3.

Составь и запиши словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, имена прилагательные.

(Известие) писатель, (звезда) ночь, (ненастье) день.

! Проверка.

VII. Проверка знаний.

- А теперь проверим,  насколько хорошо дети усвоили непроизносимые согласные в корне слов.

Тест:

1. В корнях некоторых слов не произносятся звуки:

                 А)   [в], [д], [л], [т];

                 Б)   [в], [д], [л];

                 В)   [в], [д], [л], [п].

2. Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

                А) подобрать проверочное слово;

                Б) подобрать однокоренное слово;

В) подобрать для проверки однокоренное проверочное      слово, в котором звук произносится.

3. В какой строке правильно подобрано проверочное слово?

               А) чувствовать – чувство;

               Б) окрестность – окрестный;

               В) прелестный – прелесть;

4. Выбери проверочное слово к прилагательному поздний:

               А) поздняя;

               Б) опоздал;

               В) поездка.

 

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Сережа побывал на нашем уроке и узнал много нового.           Итак,  какова была тема урока?

- Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

 

- Запишите домашнее задание:

 

1) Упр. 296, с. 126; правило, с. 125.

 

2) По выбору (по желанию) домашнее задание на карточках можно взять у доски.

 

- Ребята, Серёжа радовался чужой отметке. А мы оценим свою работу на уроке (отметками 5.4 или 3, поместив их на лестницу знаний) 5 - высокая оценка нашей работе;4 – работал хорошо,3 -  нужно еще потрудиться. Оценка учителя.

Взаимопроверка

12 слайд

 

 

 

13 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 слайд

 

 

 

 

15 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 слайд

 

 

 

 

 

На доске

 

 

 

лестница

image


imageлъствица

 

лъства

 
 image

 


лезть+тв

 

 

 

17 слайд

 

 

 

 

 

 

 

18 слайд

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс

Тема: «Правила проверки слов с непроизносимыми согласными»

Тема: Правила проверки слов с непроизносимыми               согласными.

Цели:

1) Обучающие: формировать у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками в корне; формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными; формировать умение проверять непроизносимый согласный, подбирать проверочное однокоренное слово.

2) Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора, развивать умение применять ранее изученные правила, умение ставить и решать проблемную ситуацию.

3) Воспитывающие: прививать любовь к родному слову; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; воспитывать культуру общения в совместной деятельности.

Оборудование: сигнальные карточки; карточки с заданиями; орфографические словари; энциклопедия «Я познаю мир»; записи на доске; карточки с домашним заданием; компьютерная презентация урока.

Тип урока: предметный.

Форма урока: урок-постановка учебных знаний.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах постоянного состава, дифференцированная работа.

Методы: словесные, частично-поисковый.

Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, мультимедийное сопровождение урока.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок.

Каждый хочет получать

Только лишь отметку пять!

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым правилом.

 II. Актуализация знаний (повторение орфограмм корня).

- Прочитайте слова.

Сл. варный, гла.кий, п.тёрка, кре.кий.

- Запишите их, разделив на две группы. Записывайте в два столбика, устно объясняйте орфограммы.

- На какие группы разделили? (слова с безударными гласными и слова с парными согласными).

- Объясните орфограммы в словах первого столбика, укажите корень.

- Объясните орфограммы  в словах второго столбика, назовите корни слов.

- Что называется корнем? (Общая часть всех родственных слов).

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Как проверить парный согласный в корне слова?

- Что общего между словами 1 и 2 столбика? (что в 1 и 2 столбике  - орфограмма в корне слова)

- Сегодня мы будем знакомиться с еще одной орфограммой в корне слова. А какова тема, вы узнаете  немного позже.

1 слайд (ТИТ)

2 слайд

Постановка проблемы

 Практическое задание на новый материал

III. Создание проблемной ситуации.

1.У нас в классе появился новый ученик, послушайте рассказ о нём:

Чужая пятёрка

     Стих ненастный ветер. Ярко светит солнце. Счастливый Серёжа сбегает по лестнице. У мальчика праздник, радостно бьётся сердце, его переполняет светлое чувство. В его тетрадке по русскому языку стоит пятерка за диктант.

    Дома мальчик радостно рассказал, что он сидит с Ниной, а она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Серёжу и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку.

- Почему папа назвал его пятёрку  «чужой»?

- На слайде предложения:

 Стих [н'инасный'] ветер.

Ярко светит [сонцэ]. - Расшифруйте транскрипцию слов и запишите слова в карточке №1 на свободных строчках.

-------- и ------- запишут эти слова у доски.

А «дежурные по словарю» выпишут эти слова из словарика.

- Проверим, как справились с заданием.

3 слайд

4  слайд

Побужд. к проблеме.

- Транскрипция слов для всех одна, а написали слова по-разному.

- Кто из вас прав? Как писать?

- Какой вопрос возникает? (Почему звук не произносится, а буква пишется?)

Поиск решения

Подводящий диалог

- Ребята, когда вы не знаете, как писать слово, куда надо обратиться за помощью? (в словарь).

- «Дежурные по словарю», скажите по слогам, как пишутся эти слова (ненастный, солнце).

- Ребята, прочитайте еще раз транскрипцию. Произносятся звуки [т], [л]? (нет).

- Значит, какие они? (непроизносимые согласные).

- В какой части слова эти звуки встретились? (в корне).

- Что вы сейчас узнали нового?

(Бывают согласные, которые пишутся в словах, но не произносятся. Они называются непроизносимыми).

! Исправьте ошибки в записях этих слов, у кого они были!

4  слайд

2-й щелчок

Закрепление

Формирование темы и задачи

- Так, какую тему мы начинаем сегодня изучать?

(Слова с непроизносимыми согласными в корне.)

- Чему будем учиться на уроке?

(Правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне).

На доску.

5  слайд

- Поучимся находить непроизносимые согласные в корне слова.

- Прочитайте слова. Спишите их в столбик.

Здравствуй   [в]

сердце          [д]

солнце          [л]

грустно        [т]

- Сделайте вывод, какие согласные звуки не произносятся?

6 слайд

Новая проблема

Постановка

- Мы научились находить непроизносимые согласные в словах.

- А зачем мы это делали?

(Чтобы правильно писать).

- Значит, какой вопрос еще мы должны исследовать? (Как проверять непроизносимые согласные).

Поиск решения.

Побуждающий диалог

- Вернемся к словам ненастный, солнце.

- Почему некоторые дети написали их правильно? (проверили).

- Какое слово они подобрали, чтобы проверить слово ненастный?

(ненастье).

- Как в слове ненастье  произносится звук [т]? (четко, ясно).

- А какие это слова ненастный – ненастье? (Однокоренные).

- Докажите (Общее значение, один корень).

- Какое слово подобрали, чтобы проверить слово солнце?

(солнечный).

- Как в слове солнечный произносится звук [л]? (четко, ясно).

- А какие это слова солнце – солнечный? (Однокоренные).

- Докажите (Общее значение, один корень).

7 слайд

Вывод

Подкрепление вывода

- Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.

- Прочитайте правило учебника с. 125.

Упражнение в проверке

- Давайте проверим слова из предыдущего задания. Допишите проверочные.

Здравствуй   [в] ]- здравствуй. В старину говорили при встрече: «Здоровья тебе». Это и стало приветствием здравствуй.

сердце          [д] ] – сердечко

солнце          [л] - солнечный

грустно        [т] – грусть

8 слайд

Само-проверка

- Для лучшего запоминания непроизносимых согласных есть стихотворение:

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

9 слайд

Работа в парах.

- Ребята, посовещайтесь с товарищем по парте и составьте алгоритм, как пользоваться правилом проверки непроизносимых согласных в карточке №2.

1) Произнеси слово.

2) Проверь, есть ли в нем непроизносимый согласный.

3) Для этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится четко и ясно.

4) Напиши слово.

5) Проверь написание и обозначь орфограмму.

10 слайд

Физкультурная минутка

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазам  видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Вижу Солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое

Улыбается Земля.

Мир волшебный  вижу я.

IV. Закрепление.

Карточка № 3. Подберите к словам однокоренные прилагательные с непроизносимым согласным в корне.

Счастье – счастливый

Власть- властный

Звезда- звёздный

Известие – известный

V. Словарь .

- Не все слова с непроизносимыми согласными можно проверить, некоторые нужно запомнить.

Отгадайте  загадку:

Когда лежу на спине,

Нет пользы никакой во мне.

Но прислони меня к стене,

Найдется сразу дело мне. (Лестница)

- В энциклопедии «Я познаю мир» рассказывается, что в древнерусском языке было слово «ЛЪСТВИЦА». Оно превратилось в лестницу под влиянием слов «чернильница», «сахарница». А произошло оно от слова «ЛЪСТВА», а это слово – от «лезти»  с помощью суффикса –тв-. Значит непроизносимый согласный Т в лестнице – это остаток суффикса –тв-.

Три согласные подряд трудно произносить, поэтому их произношение упрощается, а вот написание упрощать нельзя.

Чувство, здравствуй, праздник.

(- как мы запишем?)

Зимой наша местность особенно хороша.

Природа,  приближение, и, чувствует,  праздника, к нему.

готовится. (Природа чувствует приближение праздника и готовится к нему.)

- Какие  слова с непроизносимым согласным являются словарным? А какое можно проверить? Подберите проверочное (местность – место)

VI. Дифференцированная работа.

Обратитесь к карточке № 4.

Задание № 1.

Спиши слова, подбери и запиши проверочные к данным.

Доблестный, свистнул, тростник, капустный.

Задание № 2.

Спиши, подбери  слова-антонимы с непроизносимыми согласными.

Весёлый – грустный, печальный – радостный, письменный – устный, лживый – честный.

Задание № 3.

Составь и запиши словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, имена прилагательные.

(Известие) писатель, (звезда) ночь, (ненастье) день.

! Проверка.

VII. Проверка знаний.

- А теперь проверим,  насколько хорошо дети усвоили непроизносимые согласные в корне слов.

Тест:

1. В корнях некоторых слов не произносятся звуки:

                 А)   [в], [д], [л], [т];

                 Б)   [в], [д], [л];

                 В)   [в], [д], [л], [п].

2. Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

                А) подобрать проверочное слово;

                Б) подобрать однокоренное слово;

В) подобрать для проверки однокоренное проверочное      слово, в котором звук произносится.

3. В какой строке правильно подобрано проверочное слово?

               А) чувствовать – чувство;

               Б) окрестность – окрестный;

               В) прелестный – прелесть;

4. Выбери проверочное слово к прилагательному поздний:

               А) поздняя;

               Б) опоздал;

               В) поездка.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Сережа побывал на нашем уроке и узнал много нового.           Итак,  какова была тема урока?

- Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

- Запишите домашнее задание:

1) Упр. 296, с. 126; правило, с. 125.

2) По выбору (по желанию) домашнее задание на карточках можно взять у доски.

- Ребята, Серёжа радовался чужой отметке. А мы оценим свою работу на уроке (отметками 5.4 или 3, поместив их на лестницу знаний) 5 - высокая оценка нашей работе;4 – работал хорошо,3 -  нужно еще потрудиться. Оценка учителя.

Взаимопроверка

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

На доске

лестница

лъствица

лъства

лезть+тв

17 слайд

18 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова. Путешествие по Москве».

интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе...

Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова.

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова."...

Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. 3 класс

Материал данного урока создаёт  условия для закрепления  у учащихся умения  проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов...

УМК "Школа России" 3 класс русский язык "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова."

Конспект урока  по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева и презентация по теме "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в к...

Способы проверки слов с парными согласными на конце слов.

Конспект урока по русскому языку для 1 класса....

Урок русского языка "Проверка слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Выявить способ проверки орфограмм в словах с двумя  безударными гласными....

Обобщение знаний о проверке слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова

На этом уроке подводится итоги работа над темой «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова». Целью урока является закрепление умения распознавать согласные буквы, требующие проверки...