Семинар на тему" Правила проверки слов с непроизносимыми согласными."
статья по русскому языку (3 класс) на тему
Выступление на семинаре
Тема: Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.
Цели:
1) Обучающие: формировать у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками в корне; формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными; формировать умение проверять непроизносимый согласный, подбирать проверочное однокоренное слово.
2) Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора, развивать умение применять ранее изученные правила, умение ставить и решать проблемную ситуацию.
3) Воспитывающие: прививать любовь к родному слову; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; воспитывать культуру общения в совместной деятельности.
Оборудование: сигнальные карточки; карточки с заданиями; орфографические словари; энциклопедия «Я познаю мир»; записи на доске; карточки с домашним заданием; компьютерная презентация урока.
Тип урока: предметный.
Форма урока: урок-постановка учебных знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах постоянного состава, дифференцированная работа.
Методы: словесные, частично-поисковый.
Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, мультимедийное сопровождение урока.
Ход урока:
| I. Организационный момент. Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Каждый хочет получать Только лишь отметку пять! - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым правилом. II. Актуализация знаний (повторение орфограмм корня). - Прочитайте слова. Сл. варный, гла.кий, п.тёрка, кре.кий. - Запишите их, разделив на две группы. Записывайте в два столбика, устно объясняйте орфограммы. - На какие группы разделили? (слова с безударными гласными и слова с парными согласными). - Объясните орфограммы в словах первого столбика, укажите корень. - Объясните орфограммы в словах второго столбика, назовите корни слов. - Что называется корнем? (Общая часть всех родственных слов). - Как проверить безударную гласную в корне слова? - Как проверить парный согласный в корне слова? - Что общего между словами 1 и 2 столбика? (что в 1 и 2 столбике - орфограмма в корне слова) - Сегодня мы будем знакомиться с еще одной орфограммой в корне слова. А какова тема, вы узнаете немного позже. |
1 слайд (ТИТ)
2 слайд
| |
Постановка проблемы | Практическое задание на новый материал | III. Создание проблемной ситуации. 1.У нас в классе появился новый ученик, послушайте рассказ о нём: Чужая пятёрка Стих ненастный ветер. Ярко светит солнце. Счастливый Серёжа сбегает по лестнице. У мальчика праздник, радостно бьётся сердце, его переполняет светлое чувство. В его тетрадке по русскому языку стоит пятерка за диктант. Дома мальчик радостно рассказал, что он сидит с Ниной, а она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Серёжу и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку.
- Почему папа назвал его пятёрку «чужой»? - На слайде предложения: Стих [н'инасный'] ветер. Ярко светит [сонцэ]. - Расшифруйте транскрипцию слов и запишите слова в карточке №1 на свободных строчках. -------- и ------- запишут эти слова у доски. А «дежурные по словарю» выпишут эти слова из словарика. - Проверим, как справились с заданием. |
3 слайд
4 слайд |
Побужд. к проблеме. | - Транскрипция слов для всех одна, а написали слова по-разному. - Кто из вас прав? Как писать? - Какой вопрос возникает? (Почему звук не произносится, а буква пишется?) |
| |
Поиск решения | Подводящий диалог | - Ребята, когда вы не знаете, как писать слово, куда надо обратиться за помощью? (в словарь). - «Дежурные по словарю», скажите по слогам, как пишутся эти слова (ненастный, солнце). - Ребята, прочитайте еще раз транскрипцию. Произносятся звуки [т], [л]? (нет). - Значит, какие они? (непроизносимые согласные). - В какой части слова эти звуки встретились? (в корне). - Что вы сейчас узнали нового? (Бывают согласные, которые пишутся в словах, но не произносятся. Они называются непроизносимыми). ! Исправьте ошибки в записях этих слов, у кого они были! |
4 слайд 2-й щелчок
|
Закрепление | Формирование темы и задачи | - Так, какую тему мы начинаем сегодня изучать? (Слова с непроизносимыми согласными в корне.) - Чему будем учиться на уроке? (Правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне). | На доску. 5 слайд
|
| - Поучимся находить непроизносимые согласные в корне слова. - Прочитайте слова. Спишите их в столбик. Здравствуй [в] сердце [д] солнце [л] грустно [т] - Сделайте вывод, какие согласные звуки не произносятся? | 6 слайд | |
Новая проблема | Постановка | - Мы научились находить непроизносимые согласные в словах. - А зачем мы это делали? (Чтобы правильно писать). - Значит, какой вопрос еще мы должны исследовать? (Как проверять непроизносимые согласные). |
|
Поиск решения. | Побуждающий диалог | - Вернемся к словам ненастный, солнце. - Почему некоторые дети написали их правильно? (проверили). - Какое слово они подобрали, чтобы проверить слово ненастный? (ненастье). - Как в слове ненастье произносится звук [т]? (четко, ясно). - А какие это слова ненастный – ненастье? (Однокоренные). - Докажите (Общее значение, один корень).
- Какое слово подобрали, чтобы проверить слово солнце? (солнечный). - Как в слове солнечный произносится звук [л]? (четко, ясно). - А какие это слова солнце – солнечный? (Однокоренные). - Докажите (Общее значение, один корень). | 7 слайд |
Вывод | Подкрепление вывода | - Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова. - Прочитайте правило учебника с. 125.
|
|
| Упражнение в проверке | - Давайте проверим слова из предыдущего задания. Допишите проверочные. Здравствуй [в] ]- здравствуй. В старину говорили при встрече: «Здоровья тебе». Это и стало приветствием здравствуй. сердце [д] ] – сердечко солнце [л] - солнечный грустно [т] – грусть | 8 слайд Само-проверка |
|
| - Для лучшего запоминания непроизносимых согласных есть стихотворение: Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. | 9 слайд |
Работа в парах. - Ребята, посовещайтесь с товарищем по парте и составьте алгоритм, как пользоваться правилом проверки непроизносимых согласных в карточке №2. 1) Произнеси слово. 2) Проверь, есть ли в нем непроизносимый согласный. 3) Для этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится четко и ясно. 4) Напиши слово. 5) Проверь написание и обозначь орфограмму. | 10 слайд | |||
Физкультурная минутка Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазам видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Вижу Солнце золотое, Здравствуй, небо голубое Улыбается Земля. Мир волшебный вижу я.
| ||||
IV. Закрепление. Карточка № 3. Подберите к словам однокоренные прилагательные с непроизносимым согласным в корне. Счастье – счастливый Власть- властный Звезда- звёздный Известие – известный
V. Словарь . - Не все слова с непроизносимыми согласными можно проверить, некоторые нужно запомнить. Отгадайте загадку: Когда лежу на спине, Нет пользы никакой во мне. Но прислони меня к стене, Найдется сразу дело мне. (Лестница) - В энциклопедии «Я познаю мир» рассказывается, что в древнерусском языке было слово «ЛЪСТВИЦА». Оно превратилось в лестницу под влиянием слов «чернильница», «сахарница». А произошло оно от слова «ЛЪСТВА», а это слово – от «лезти» с помощью суффикса –тв-. Значит непроизносимый согласный Т в лестнице – это остаток суффикса –тв-. Три согласные подряд трудно произносить, поэтому их произношение упрощается, а вот написание упрощать нельзя.
Чувство, здравствуй, праздник. (- как мы запишем?)
Зимой наша местность особенно хороша. Природа, приближение, и, чувствует, праздника, к нему. готовится. (Природа чувствует приближение праздника и готовится к нему.) - Какие слова с непроизносимым согласным являются словарным? А какое можно проверить? Подберите проверочное (местность – место)
VI. Дифференцированная работа. Обратитесь к карточке № 4. Задание № 1. Спиши слова, подбери и запиши проверочные к данным. Доблестный, свистнул, тростник, капустный. Задание № 2. Спиши, подбери слова-антонимы с непроизносимыми согласными. Весёлый – грустный, печальный – радостный, письменный – устный, лживый – честный. Задание № 3. Составь и запиши словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, имена прилагательные. (Известие) писатель, (звезда) ночь, (ненастье) день. ! Проверка. VII. Проверка знаний. - А теперь проверим, насколько хорошо дети усвоили непроизносимые согласные в корне слов. Тест: 1. В корнях некоторых слов не произносятся звуки: А) [в], [д], [л], [т]; Б) [в], [д], [л]; В) [в], [д], [л], [п]. 2. Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? А) подобрать проверочное слово; Б) подобрать однокоренное слово; В) подобрать для проверки однокоренное проверочное слово, в котором звук произносится. 3. В какой строке правильно подобрано проверочное слово? А) чувствовать – чувство; Б) окрестность – окрестный; В) прелестный – прелесть; 4. Выбери проверочное слово к прилагательному поздний: А) поздняя; Б) опоздал; В) поездка.
VIII. Итог урока. Рефлексия. - Сережа побывал на нашем уроке и узнал много нового. Итак, какова была тема урока? - Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?
- Запишите домашнее задание:
1) Упр. 296, с. 126; правило, с. 125.
2) По выбору (по желанию) домашнее задание на карточках можно взять у доски.
- Ребята, Серёжа радовался чужой отметке. А мы оценим свою работу на уроке (отметками 5.4 или 3, поместив их на лестницу знаний) 5 - высокая оценка нашей работе;4 – работал хорошо,3 - нужно еще потрудиться. Оценка учителя. | Взаимопроверка 12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
На доске
лестница лъствица
лъства
лезть+тв
17 слайд
18 слайд
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык
3 класс
Тема: «Правила проверки слов с непроизносимыми согласными»
Тема: Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.
Цели:
1) Обучающие: формировать у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками в корне; формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными; формировать умение проверять непроизносимый согласный, подбирать проверочное однокоренное слово.
2) Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора, развивать умение применять ранее изученные правила, умение ставить и решать проблемную ситуацию.
3) Воспитывающие: прививать любовь к родному слову; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; воспитывать культуру общения в совместной деятельности.
Оборудование: сигнальные карточки; карточки с заданиями; орфографические словари; энциклопедия «Я познаю мир»; записи на доске; карточки с домашним заданием; компьютерная презентация урока.
Тип урока: предметный.
Форма урока: урок-постановка учебных знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах постоянного состава, дифференцированная работа.
Методы: словесные, частично-поисковый.
Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, мультимедийное сопровождение урока.
Ход урока:
I. Организационный момент. Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Каждый хочет получать Только лишь отметку пять! - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым правилом. II. Актуализация знаний (повторение орфограмм корня). - Прочитайте слова. Сл. варный, гла.кий, п.тёрка, кре.кий. - Запишите их, разделив на две группы. Записывайте в два столбика, устно объясняйте орфограммы. - На какие группы разделили? (слова с безударными гласными и слова с парными согласными). - Объясните орфограммы в словах первого столбика, укажите корень. - Объясните орфограммы в словах второго столбика, назовите корни слов. - Что называется корнем? (Общая часть всех родственных слов). - Как проверить безударную гласную в корне слова? - Как проверить парный согласный в корне слова? - Что общего между словами 1 и 2 столбика? (что в 1 и 2 столбике - орфограмма в корне слова) - Сегодня мы будем знакомиться с еще одной орфограммой в корне слова. А какова тема, вы узнаете немного позже. | 1 слайд (ТИТ) 2 слайд | ||
Постановка проблемы | Практическое задание на новый материал | III. Создание проблемной ситуации. 1.У нас в классе появился новый ученик, послушайте рассказ о нём: Чужая пятёрка Стих ненастный ветер. Ярко светит солнце. Счастливый Серёжа сбегает по лестнице. У мальчика праздник, радостно бьётся сердце, его переполняет светлое чувство. В его тетрадке по русскому языку стоит пятерка за диктант. Дома мальчик радостно рассказал, что он сидит с Ниной, а она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Серёжу и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку. - Почему папа назвал его пятёрку «чужой»? - На слайде предложения: Стих [н'инасный'] ветер. Ярко светит [сонцэ]. - Расшифруйте транскрипцию слов и запишите слова в карточке №1 на свободных строчках. -------- и ------- запишут эти слова у доски. А «дежурные по словарю» выпишут эти слова из словарика. - Проверим, как справились с заданием. | 3 слайд 4 слайд |
Побужд. к проблеме. | - Транскрипция слов для всех одна, а написали слова по-разному. - Кто из вас прав? Как писать? - Какой вопрос возникает? (Почему звук не произносится, а буква пишется?) | ||
Поиск решения | Подводящий диалог | - Ребята, когда вы не знаете, как писать слово, куда надо обратиться за помощью? (в словарь). - «Дежурные по словарю», скажите по слогам, как пишутся эти слова (ненастный, солнце). - Ребята, прочитайте еще раз транскрипцию. Произносятся звуки [т], [л]? (нет). - Значит, какие они? (непроизносимые согласные). - В какой части слова эти звуки встретились? (в корне). - Что вы сейчас узнали нового? (Бывают согласные, которые пишутся в словах, но не произносятся. Они называются непроизносимыми). ! Исправьте ошибки в записях этих слов, у кого они были! | 4 слайд 2-й щелчок |
Закрепление | Формирование темы и задачи | - Так, какую тему мы начинаем сегодня изучать? (Слова с непроизносимыми согласными в корне.) - Чему будем учиться на уроке? (Правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне). | На доску. 5 слайд |
- Поучимся находить непроизносимые согласные в корне слова. - Прочитайте слова. Спишите их в столбик. Здравствуй [в] сердце [д] солнце [л] грустно [т] - Сделайте вывод, какие согласные звуки не произносятся? | 6 слайд | ||
Новая проблема | Постановка | - Мы научились находить непроизносимые согласные в словах. - А зачем мы это делали? (Чтобы правильно писать). - Значит, какой вопрос еще мы должны исследовать? (Как проверять непроизносимые согласные). | |
Поиск решения. | Побуждающий диалог | - Вернемся к словам ненастный, солнце. - Почему некоторые дети написали их правильно? (проверили). - Какое слово они подобрали, чтобы проверить слово ненастный? (ненастье). - Как в слове ненастье произносится звук [т]? (четко, ясно). - А какие это слова ненастный – ненастье? (Однокоренные). - Докажите (Общее значение, один корень). - Какое слово подобрали, чтобы проверить слово солнце? (солнечный). - Как в слове солнечный произносится звук [л]? (четко, ясно). - А какие это слова солнце – солнечный? (Однокоренные). - Докажите (Общее значение, один корень). | 7 слайд |
Вывод | Подкрепление вывода | - Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова. - Прочитайте правило учебника с. 125. | |
Упражнение в проверке | - Давайте проверим слова из предыдущего задания. Допишите проверочные. Здравствуй [в] ]- здравствуй. В старину говорили при встрече: «Здоровья тебе». Это и стало приветствием здравствуй. сердце [д] ] – сердечко солнце [л] - солнечный грустно [т] – грусть | 8 слайд Само-проверка | |
- Для лучшего запоминания непроизносимых согласных есть стихотворение: Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. | 9 слайд |
Работа в парах. - Ребята, посовещайтесь с товарищем по парте и составьте алгоритм, как пользоваться правилом проверки непроизносимых согласных в карточке №2. 1) Произнеси слово. 2) Проверь, есть ли в нем непроизносимый согласный. 3) Для этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится четко и ясно. 4) Напиши слово. 5) Проверь написание и обозначь орфограмму. | 10 слайд |
Физкультурная минутка Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазам видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Вижу Солнце золотое, Здравствуй, небо голубое Улыбается Земля. Мир волшебный вижу я. | |
IV. Закрепление. Карточка № 3. Подберите к словам однокоренные прилагательные с непроизносимым согласным в корне. Счастье – счастливый Власть- властный Звезда- звёздный Известие – известный V. Словарь . - Не все слова с непроизносимыми согласными можно проверить, некоторые нужно запомнить. Отгадайте загадку: Когда лежу на спине, Нет пользы никакой во мне. Но прислони меня к стене, Найдется сразу дело мне. (Лестница) - В энциклопедии «Я познаю мир» рассказывается, что в древнерусском языке было слово «ЛЪСТВИЦА». Оно превратилось в лестницу под влиянием слов «чернильница», «сахарница». А произошло оно от слова «ЛЪСТВА», а это слово – от «лезти» с помощью суффикса –тв-. Значит непроизносимый согласный Т в лестнице – это остаток суффикса –тв-. Три согласные подряд трудно произносить, поэтому их произношение упрощается, а вот написание упрощать нельзя. Чувство, здравствуй, праздник. (- как мы запишем?) Зимой наша местность особенно хороша. Природа, приближение, и, чувствует, праздника, к нему. готовится. (Природа чувствует приближение праздника и готовится к нему.) - Какие слова с непроизносимым согласным являются словарным? А какое можно проверить? Подберите проверочное (местность – место) VI. Дифференцированная работа. Обратитесь к карточке № 4. Задание № 1. Спиши слова, подбери и запиши проверочные к данным. Доблестный, свистнул, тростник, капустный. Задание № 2. Спиши, подбери слова-антонимы с непроизносимыми согласными. Весёлый – грустный, печальный – радостный, письменный – устный, лживый – честный. Задание № 3. Составь и запиши словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, имена прилагательные. (Известие) писатель, (звезда) ночь, (ненастье) день. ! Проверка. VII. Проверка знаний. - А теперь проверим, насколько хорошо дети усвоили непроизносимые согласные в корне слов. Тест: 1. В корнях некоторых слов не произносятся звуки: А) [в], [д], [л], [т]; Б) [в], [д], [л]; В) [в], [д], [л], [п]. 2. Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? А) подобрать проверочное слово; Б) подобрать однокоренное слово; В) подобрать для проверки однокоренное проверочное слово, в котором звук произносится. 3. В какой строке правильно подобрано проверочное слово? А) чувствовать – чувство; Б) окрестность – окрестный; В) прелестный – прелесть; 4. Выбери проверочное слово к прилагательному поздний: А) поздняя; Б) опоздал; В) поездка. VIII. Итог урока. Рефлексия. - Сережа побывал на нашем уроке и узнал много нового. Итак, какова была тема урока? - Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? - Запишите домашнее задание: 1) Упр. 296, с. 126; правило, с. 125. 2) По выбору (по желанию) домашнее задание на карточках можно взять у доски. - Ребята, Серёжа радовался чужой отметке. А мы оценим свою работу на уроке (отметками 5.4 или 3, поместив их на лестницу знаний) 5 - высокая оценка нашей работе;4 – работал хорошо,3 - нужно еще потрудиться. Оценка учителя. | Взаимопроверка 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд На доске лестница лъствица лъства лезть+тв 17 слайд 18 слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова. Путешествие по Москве».
интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе...
Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова.
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова."...
Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. 3 класс
Материал данного урока создаёт условия для закрепления у учащихся умения проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов...
УМК "Школа России" 3 класс русский язык "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова."
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева и презентация по теме "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в к...
Способы проверки слов с парными согласными на конце слов.
Конспект урока по русскому языку для 1 класса....
Урок русского языка "Проверка слов с двумя безударными гласными в корне слова"
Выявить способ проверки орфограмм в словах с двумя безударными гласными....
Обобщение знаний о проверке слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова
На этом уроке подводится итоги работа над темой «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова». Целью урока является закрепление умения распознавать согласные буквы, требующие проверки...