Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Гармония"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Рабочая программа  по русскому языку 2 класс "Гармония" содержит и календарно-тематическое планирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx112.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
  2. Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.02.2012г. №151 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 №99 (с изменениями от 02.10.2008г. №928, 28.12.2010г. № 1019, 22.08.2011г. №662)»
  3. Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом школы №340/б от 31.08.2011 (с изменениями от 18.03.2012 № 155/1)
  4. Приказа школы № 400 от 29.08.2014 «Об утверждении учебного плана»
  5. Учебно-методического комплекта по русскому языку, авторы - М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.

Общая характеристика учебного предмета

        Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»).

        Основные цели изучения курса «Русский язык»:

  • создание условий для воспитания ученика как языковой личности, для становления интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
  • становление основ лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

-        формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

  • влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и, в целом, умения учиться средствами предмета «Русский язык»;
  • обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становления их коммуникативной компетенции.

В соответствии с целями происходит комплексное решение следующих задач:

  • формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;
  • совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);
  • обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.

        Курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это значит, что освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых, - формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать языккак предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых, - совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

Необходимый компонент развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать своюпознавательную (учебную) деятельность.

Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку; уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:

а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в)        освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его! коммуникативная направленность, т.к. язык - это основное средство общения людей. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Таким образом, курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

~ формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

  • формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
  • формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.

Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка во 2 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю,170 часов в год.  (34недели).

Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»

1. Язык является средством общениялюдей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этимсредством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важнодля духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует   рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

3. Язык – это явление культуры,поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования являетсяне толькопредметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.

Результаты изучения учебного предмета учениками начальной школы

В результате изучения курса русского языка по данной программе у ученика начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У школьника будут сформированы:

представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Ученик получит возможность для формирования:

понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать своидостижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Ученик получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Ученик получит возможность научиться:  

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Ученик получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Планируемые предметные результаты освоения программы 2-го класса

В области речи, речевой деятельности

Ученик научится:

– участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения; понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять свою точку зрения;

– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости произнесения слов;

– соблюдать нормы употребления и произношения слов из числа, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;  

– под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;

– самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;

– понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную в схематичной, в том числе алгоритмичной форме, коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях;

– замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника;

– участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах;

– при создании предложений задумываться о предмете речи (о чёмилио ком пойдёт речь?) и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (чтоскажу?);

– строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели и интонации предложения;

– понимать в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при её словесной выраженности), отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии;

– использовать знания о требованиях к хорошему тексту прианализе предлагаемых материалов, редактировать их.  

– подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45–55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и стараться улучшить написанное (с опорой на памятку).

– создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра, адресата, а после написания проверять и совершенствовать текст (с опорой на памятку).

Ученик получит возможность научиться:

вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы;

– слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»;

создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, соблюдая требования к этим видам речи;

соблюдать нормы употребления и произношения всех слов, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;

самостоятельно получать информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;

– самостоятельно замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у взрослых, обращаясь к словарю);

– отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов;

– создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);

– среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями применительно к различным ситуациям общения и произносить их с соответствующей интонацией;

– по-разному строить предложения-ответы на вопрос «почему?»;

– редактировать, улучшать собственные тексты.

В области освоения языка:

в области фонетики и графики

Ученик научится:

– различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;

– сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

 – понимать модельную запись слова «значками звуков» (с помощью элементарной транскрипции);

– объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [й,]; обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; использовать разделительные знакиь и ъ при обозначении звука [й,] (сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор);

– проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука ,]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;

– правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника.

Ученик получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции;

проводить   полный фонетико-графический (звукобуквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции).

В области лексики

Ученик научится:

– понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;

– объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;

– выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), группировать их.

Ученик получит возможность научиться:

– самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;

– замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение.

В области словообразования (морфемики)

Ученик научится:

– выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня (в однозначных случаях) и других морфем;

– подбирать    родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов сомонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова;

– осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы (проводя частичный морфемный анализ слов);

 – понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;

– классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.

Ученик получит возможность научиться:

выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки учебника);

– замечать втекстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение;

конструировать слова,выбирая для них морфемы в соответствии с указанным значением или с учётом контекста;

– самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи.

В области морфологии

Ученик научится

– различать, классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов;

– узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?  что делала? или чтосделала? и т.п.;

– изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам и др. – без терминов) для решения орфографических задач.

Ученик получит возможность научиться:

проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим путём, без терминов).

В области синтаксиса и пунктуации

Ученик научится:

– отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;

– выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её завершения);

– различать два основания классификации предложений: по цели и интонации (эмоциональной окраске);

– различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

– характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи;

– находить в тексте предложения разных видов;

– отличать текст от группы предложений, объяснять различие;

– правильно оформлять границы предложений;

– ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками, а, но.

Ученик получит возможность научиться:

– строить предложения разных видов;

– замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов;

– наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении;

– замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами что, чтобы, потому что и др., выделять запятыми слово «пожалуйста».

В области орфографии

Ученик научится:

– обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;

– осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т.п.), из которых осуществляется выбор на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;

– применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ);

– грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;

– соблюдать изученные правила переноса слов;

– пользоваться орфографическим словарём учебника;

– использовать приём письма «с окошками» длясознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой ещё не изучен;

– проверять написанное;

– списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение;

– правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе.

Ученик получит возможность научиться:

– обнаруживать значительную часть орфограмм текста;

– замечать буквы, на месте которых сочетается двеорфограммы (буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слогежи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости: лезть, кость);

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм;

– эффективно осуществлять проверку написанного.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (170 часов)

Знаем — повторим, не знаем — узнаем (20 ч). Поговорим об ушедшем лете... О нашей речи. Что ты знаешь о словах? Будем говорить понятно! Может ли быть непонятной письменная речь? Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным? За какими буквами прячется звук [й1]? Обобщение.

Главные опасности письма. Как писать без ошибок? (22 ч). Новое научное слово - орфограмма. Орфограммы безударных и ударных гласных. Орфограммы парных по глухости и звонкости согласных. Когда согласным можно доверять? Учимся записывать орфографические задачи. Обращаемся в орфографическое «справочное бюро». Учимся писать без ошибок. Орфографические задачи, которые легко решать. Знаю или не знаю? Пишу или...? Бывает ли буква одна, а орфограмм две? Проверяем себя. Научим друг друга. Попробуем сочинять загадки.

Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении) (14 ч). Как мы строим предложения? Какие бывают предложения? Как спросишь - так и отвечу. Отвечаем на вопрос «Почему?» Предлагаем, просим, желаем.

Хочу сказать больше (Понятие о тексте) (13 ч). А если одного предложения мало? Как в детской пирамидке. Как сделать текст хорошим? От слов к тексту. Составляем и пишем диктанты. Учимся письменному пересказу. Рассказываем сами и обобщаем.

Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем) (9 ч). Что в слове главное? Собираем родственников. Скоро Новый год.

Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменениями слов, с окончанием) (8 ч). Вспомним и узнаем новое. Наблюдаем заизменениями слов. Чему учиться дальше?

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова (22 ч). Слова-подсказки - какие они? Подбираем проверочные слова для названий предметов. От значения слова к правильной букве. Как узнать буквы корня в названиях действий? Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов. Снова о значении слова. Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова. Обобщаем и стараемся писать без ошибок. Буква на месте звука, которого нет. Когда командует словарь. Звук один, а буквы две. Подведём итоги. Сочиняем, пересказываем, рассказываем.

Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова) (51 ч). Что я знаю о словах? Знакомься: другие части слов! Словесный конструктор. Как узнать строение слова? Новое об известных опасностях письма ь или ъ? Повторение. Теперь я знаю и умею... Как сказать лучше? Я размышляю о словах своего языка.

Повторение (11ч.)

Материально - техническое обеспечение программы по русскому языку

Для реализации программного содержания используется авторский учебно-методический комплект «Гармония» (завершённая предметная линия учебников):

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для 2 класса. В 3 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
  2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С, Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 3 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  3. Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2 класса. В 2 ч. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  4. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

5.        Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.
Демонстрационные материалы:

1. Кузьменко Н.С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». 2 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Для учителя:

  1. Соловейчик М.С, Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса, - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  2. Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». 2 класс: Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Система контроля и оценки знаний учащихся начальной школы разработана авторами УМК «Гармония» в соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

        В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. При выполнении контрольных работ ученики применяют предметные знания и демонстрируют общеучебные умения (читая текст, он узнает автора, осмысливает главные идеи произведения, перечитывает текст, чтобы лучше понять его содержание и.т.д.). Основные результаты обучения в начальной школе представлены группой общеучебных умений, навыков и способов деятельности и группой предметных знаний, умений и навыков:

•  учебно-управленческие умения: умение понимать учебную задачу: что буду делать и как буду делать, умение понимать последовательность действий, умение соблюдать последовательность выполнения домашней работы, умение выполнять советы учителя по подготовке рабочего места и соблюдать правильную осанку, умение оценивать свою деятельность по заданному алгоритму и составлять простой план письменного текста;

•   учебно-информационные умения: умение бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста, умение находить ошибки в библиографическом описании книги одного - двух авторов, умение осуществлять библиографическое описание книги одного - двух авторов, умение различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты, умение составлять простой план письменного текста, умение грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты, умение создавать письменные тексты различных типов, умение владеть различными видами изложения текста - объем 90-100 слов, умение различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты, умение составить простой план устного текста.

Система контроля в курсе русского языка по программе и учебникам М.С. Соловейчик.

        В курсе русского языка 1 - 4-х классов предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в ходе устного опроса, письменного опроса, проверки домашнего задания, на этапе актуализации изученного материала непосредственно перед постановкой проблемы, а также в ходе участия детей в открытии нового знания. В 2007г. вышла в свет тетрадь для самостоятельных работ «Потренируйся» в двух частях для 3-4 классов, автор Т.В. Корешкова. В сборнике приведены дополнительные задания по всем тема изучаемым в данных классах. Сборник поможет учителю организовать текущий контроль знаний, умений и навыков учащихся.

        Для тематического контроля предназначены проверочные работы, их количество определяется количеством крупных тем в курсе каждого класса. Проверочные работы имеются в тетрадях на печатной основе по всем программам обучения. Формы итогового контроля - контрольное списывание, контрольные диктанты, контрольное изложение. Количество контрольных диктантов определяется количеством орфографических и пунктуационных тем, изучаемых в курсе каждого класса.

        Базовые умения по всем темам курса проверяет итоговая контрольная работа в конце года. Формы итогового контроля оговариваются в программе и методических рекомендациях по русскому языку автора М.С. Соловейчик. Принципиальным является то, что вся методика обучения русскому языку направлена на предупреждение орфографических ошибок и на умение их обнаруживать и исправлять. Поэтому автор обращает особое внимание на то, что при оценке не снижать отметку за исправления, пропуск неизученных орфограмм, за оставленное «окошечко» или «выбор букв» на месте слабой позиции, если ребёнок забыл способ проверки, гораздо важнее научить его видеть ошибкоопасные места.

        Грамматические задания к контрольным работам рекомендуется проводить на втором уроке и оценивать отдельно.

При проверке контрольного изложения оценивается содержание, речь и отдельно орфографическая и пунктуационная грамотность. Может выставляться третья отметка - за общее впечатление о работе

Рекомендации о количественных измерителях контрольных работ:

Русский язык: (контрольный диктант) объем соответствует количеству слов по чтению;

 -негрубые ошибки: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск буквы на конце слова, 2 негрубые ошибки + 1 ошибка;

-однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки — 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;

-при трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант:

«5» -допускается одно исправление;

«4» - 2-орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных; «3» - 3-4 орфографических и 4 пунктуационных, а также при 5 орфографических ошибках допускается «3»; «2» - более 5-8 ошибок.

 Оценки за грамматические задания:

 «5» - все верно;

«4» - не менее 3/4заданий верно;

«3» - не менее 1/2 заданий верно;

«2» - не выполнено больше половины.

Оценки за словарный диктант:                                  

 Количество слов: 1 класс – 7-8 слов.  2 класс – 10-12 слов   3 класс – 12-15 слов    4 класс – до 20 слов

«5» - нет ошибок;                                                        

«4» - 1-2 ошибки;                                                        

«3» - 3-4 ошибки при количестве 15-20 слов

«2» - 5-7 ошибок

Оценки за контрольное списывание:

«5» - нет ошибок;

«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1 класс); 1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс);

«3» - 3 ошибки и 1 исправление (1 класс); 2 ошибки и 1 исправление (2-4 класс);

«2» - 4 ошибки (1 класс); 3 ошибки (2-4 классы).

 Оценки за тесты:

«5» - допускается одна ошибка (95 -100%)

«4» - допускается 4 ошибки (78- 94 %)

«3» - допускается 5-6 ошибок (77- 66%)

«2» - более 6 ошибок (менее 66 %)

Для изложений берутся тексты повествовательного характера, в 3-4- х классах вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика носит воспитывающий характер и доступна детям. Объем сочинений в 3-4-м классах от 0,5 до 1 страницы, 9-10 предложений в 3-м классе, 11-12 предложений в 4-м классе. Критерии оценок, как за диктант. Основными критериями являются достаточно полное последовательное, воспроизведение текста в изложениях, создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность. При проверке творческих работ выводится во 2-3 классах одна общая оценка, в 4-м классе одна оценка ставится за содержание и речевое оформление, другая за грамотность. Контрольные изложения должны быть в 3-4 классах по 1 в конце года. При работе над речевыми ошибками необходимо использовать следующие условные обозначения:

Условное обозначение

ошибки

Ошибка

Способ исправления

V

Пропуск важного слова или предложения

Вставить пропущенное слово или предложение

Ф

Фактическая ошибка

Написать так, как было в тексте

Z

Не выделена часть текста

Начать предложение с красной строки

Г

Неправильно определены границы предложений

Поставить знаки препинания в конце предложений

3

1

2

Неудачный порядок слов

Изменить порядок слов

Н

Неудачное слово или предложение

Заменить другим словом или составить другое предложение

{ }

Лишнее слово или предложение

Убрать лишнее слово или предложение

        При проверке творческих работ учителю необходимо текст читать дважды: при первом чтении исправлять грамматические ошибки, при повторном чтении исправлять речевые ошибки. Ошибки на изученное правило исправляются красной пастой, ошибки на неизученное правило исправляются зеленой пастой или простым карандашом. Ошибки, допущенные в словах, написанных на доске, в том числе и в вопросах плана, рассматриваются как ошибки в списывании и исправляются красной пастой. Ошибки на неизученные правила не учитываются. Условные обозначения ошибок учитель выносит на поля. Работа над ошибками выполняется в тех тетрадях, в которых писали творческую работу. Не реже одного раза в четверть необходимо классифицировать ошибки учащихся по схеме:

Ф.И.учащихся

Орфографические ошибки

Пунктуационные ошибки

Ошибки в содержании и построении текста

Речевые ошибки

Оценки

График проведения контрольно-измерительных работ

Период обучения

Диагностический материал

Даты проведения

1 четверть

Диктант – 1

Административная контрольная работа - 1

22.10 - диктант

15.09-26.09 - административная контрольная работа

2 четверть

Контрольное списывание - 1

Административная контрольная работа – 1

Диктант - 2

12.11. - контрольное списывание

08.12-20.12 - административная контрольная работа

21.11 – диктант

04.12 - диктант

3 четверть

Диктант – 1

Тест - 2

13.02 – тест

04.03 - тест

05.03 - диктант

4 четверть

Административная контрольная работа - 1

Диктант – 1

 05.05-20.05- административная контрольная работа

23.05 - диктант

Итого:

Контрольных списываний–1

Тест- 2

Административных контрольных работ - 3

Диктантов – 5

Примерное календарно-тематическое планирование по РУССКОМУ ЯЗЫКУ во 2 классе

Раздел I. Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

предметные

умения

Знатьо роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных, правописание сочетаний букв жи-ши, чаща, чу-щу, что мягкий согласный перед мягким знаком – «опасное» место при письме, сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нщ, ст), правила написания ь между двумя согласными, способы обозначения звука [й'] на письме гласными буквами я, ю, ё, е.

Умение пользоваться учебником, находить информацию, анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение, различать произношение и написание слов, выполнять звукобуквенный анализ слова, умение видеть «опасные» места в словах и правильно писать их, делить слова на группы по разным признакам, выделять в речи мягкие и твердые согласные.

универсальные

учебные

действия

Л: понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней;

Р:принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

П:разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух); осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

№ урока

Содержание учебного материала

Коррекционно-развивающая работа

Дата

Примечание

План

Факт

1

Поговорим об ушедшем лете.

1-5/09

2

О нашей речи.

Чистописание – элементы букв

3

Что ты знаешь о словах?

4

Что ты знаешь о словах?

5

Будем говорить понятно!

Сведения о звуках

6

Будем говорить понятно!

8-12/09

7

Может ли быть непонятной письменная речь.

8

Повторение изученных орфографических правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)

9

Знакомство с правописанием ь в положении «мягкий перед твёрдым».

10

Мягкость согласного звука перед согласным.

11

Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт)

15-19/09

12 - 13

Закрепление правила написания ь между двумя согласными

14

Известные способы обозначения звука [й,]

15

Способы обозначения звука [й,].

Применение известных правил

16

Формирование умения использовать разделительный ь

22-26/09

17

Закрепление изученного о разделительных знаках.

18-19

Обобщениетри способа обозначения звука [й,]

20

Административная контрольная работа№1

Раздел II. Главные опасности письма. Как писать без ошибок? (22ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Предметные умения

Знать понятие «орфограмма», орфограммы о безударных и ударных гласных, о парных по глухости – звонкости согласных, что парные по глухости – звонкости согласные перед непарными звонкими и [в], [в'] не являются орфограммами, особенности письмас «окошками»;правила работы с орфографическим словарем;изученные орфограммы, способы выбора букв путем подстановки слов «она», «оно», «они», «он»,памятку письма с «окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы, орфограммы в безударных слогах [жы], [шы], признаки деловой речи,  написание словарных слов.

Уметь видеть «опасные места» в словах;подбирать проверочные словаи объяснять написание слова;анализировать и кратко характеризовать звуки речи, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова; определять орфограммы в слове; правильно писать слова с изученными орфограммами.

универсальные

учебные действия

Л: понимать значимость хорошего владения русским языком

Р: планировать решение задачи письма; использовать свою речь для регуляции своих действий;действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

П: находить в тексте необходимую информацию, сведения, факты, представленную в явном виде, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

К: понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.

21

Новое научное слово - орфограмма

29-3/10

22

Орфограммы безударных и ударных гласных

Применение изученных орфограмм

23

Орфограммы парных по глухости и звонкости согласных

24

Непарные по глухости-звонкости согласные – не орфограммы

25

Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в] [[в,] – не орфограммы

26

Тренировка орфографической зоркости

Работа с словарями

6-10/10

27

Учимся записывать орфографические задачи

28

Обращаемся в орфографическое справочное бюро

29

Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм.

Письмо с «окошками»

30

Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм

31

Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они и др.

13-17/10

32

Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами

33

Письмо с «окошками» на месте пока не решаемых орфографических задач

Корректировка часто повторяемых ошибок

34-35

Тренировка в письме с «окошками»

36

Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы]

20-24/10

37

Закрепление. Как писать без ошибок?

38

Диктант по теме «Главные «опасности» письма»

39

Работа над ошибками. Совершенствование приобретённых умений.

40

Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов

41-42

Обучение словесному рисованию: сочинение загадок

27-31/10

Раздел III. Предложение. (14ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения

Предметные умения

Знать понятие «предложение», его признаки, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; уметь анализировать и кратко характеризовать предложение, знать правила построения предложений.

Уметь применять знания при списывании печатного текста, анализировать и кратко характеризовать предложение;отличать предложение от набора слов, составлять предложения;составлять предложения и записывать их; определять вид предложения.

универсальные

учебные

действия

Л: понимать то, что правильная речь – показатель культуры человека; представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

Р: оценивать свои достижения; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д., выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

П: владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

К: задавать вопросы, отвечать на вопросы других, понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.), выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

43

Повторение и расширение сведений о предложении

Применение полученных знаний

44

Обучение построению предложений

45

Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление

46

Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать

10-14/11

2 четверть

47

Виды предложений по цели высказывания

48

Виды предложений по интонации. Контрольное списывание

Применение правил при списывании

49

Закрепление изученного о видах предложений

50

Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них

51

Построение ответов на вопрос «почему?»

17-21/11

52

Побудительные предложения со значением просьбы, совета,требования, пожелания

53

Обучение составлению пожеланий

54

Закрепление изученного о предложении.

55

Диктант по теме «Предложения»

56

Работа над ошибками. Закрепление изученного о видах предложений

24-28/11

Раздел IV.  Хочу сказать больше (Понятие о тексте) (13ч).

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения

Предметные умения

Знать понятие «текст», признаки текста; знать основные единицы текста: тему и основную мысль текста; знать памятки по составлению текста, работать с деформированным текстом; уметь составлять рассказы на основе прочитанного, типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске, основные единицы текста: тема и основная мысль, памятки по составлению текста.

Уметьотличать письменную речьот устной;отличать предложения от текста; анализировать и кратко характеризовать предложение, текст, определять основную мысль текста;составлять текст по плану и опорным словам;

универсальные

учебные действия

Л: формировать сознательное отношение к качеству своей речи;

Р: регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного; анализировать записи, определять цель их создания.

П: создавать с помощью модели и ключевых слов письменные и монологические высказывания; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

К: обмениваться мнениями с одноклассниками, выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

57

Знакомство с понятием «Текст»

58

Тема и основная мысль текста

59

Требования к хорошему тексту

60

Обучение обдумыванию и редактированию текста.

61

Упражнение в редактировании текстов

1-5/12

62-63

Восстановление и запись деформированных текстов

Памятка о перессказе

64

Диктант по теме «Решение орфографических задач освоенными способами»

65

Работа над ошибками. Упражнение в редактировании текстов

66

Учимся письменному пересказу

8-12/12

67-68

Обучение первым изложениям

69

Обобщение изученного о предложении и тексте

Раздел V.Состав слова(9ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения

Предметные умения

Знать термины «однокоренные слова», «корень»;алгоритм выделения корня в слове, термины «словообразование» и «словоизменение», изученные орфографические правила.

Уметьбез ошибок списывать несложный печатный текст,соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, подбирать проверочные слова, анализировать и кратко характеризовать предложение;составлять текст по плану и опорным словам;создавать в устной и письменной форме несложные текстыпо заданной тематике, подбирать однокоренные слова.

универсальные

учебные действия

Л: формировать понимание значимости хорошего владения русским языком.

Р: делать выводы о наличии в языке групп слов; анализировать значения слова; анализировать и оценивать свои достижения и трудности; выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.

П: читать сообщения, находить нужные сведения; осознавать своё отношение к урокам русского языка, осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.), совершенствование умения сравнивать, формирование умения классифицировать, развитие пространственного мышления.

К: строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства, начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости.

70

Значение слова

Использование ранее изученных орфограмм

71

Понятия «родственные слова», «корень слова»

15-19/12

72

Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах

73

Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня

74

Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретённых умений

75

Административная работа №2

76

Общее знакомство с понятием «окончание»

22-26/12

77

78

Изложение по готовому плану.

Написание новогодних поздравлений, пожеланий

Раздел VI.Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменениями слов, с окончанием) (8ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения

Предметные умения

Знать понятия «проверочное» и «проверяемое» слово;изученные орфограммы, способы подбора проверочных слов для названий предметов, опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня;способ действия при выборе букв безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне, правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов, правописание слов с удвоенными согласными в корне слова, как пишутся словарные слова;

Уметь анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово;подбирать проверочные слова, видеть «опасные места» в словах; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю), анализировать и кратко характеризовать звуки речи, отличать проверочные и проверяемые слова;без ошибок списывать несложный печатный текст, создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике; подбирать заголовок к тексту.

Универсальные учебные действия

Л:понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку. Р: планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; П: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;  понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; К:понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.), выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

79

Устный рассказ о зимних каникулах

80

Повторение изученного о словах

81

Изменения слов и родственные слова.

12-16/01

3 четверть

82

Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

83

Изменение названий предметов по числам

84

Изменение названий предметов по «командам» вопросов

85

Изменения названий признаков предметов и действий

86

Повторение освоенных способов выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи

19-23/01

Раздел VII. Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова (22ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения

Предметные умения

Знать понятия «приставка», «суффикс», значение, употреблениеи написание приставок, отличие приставок и предлогов, значение, употребление суффиксов, алгоритм выделения частей слова, способы действий при анализе состава слова, значение частей слова, правила написания удвоенных согласных на границе частей слов, правила написания корней, приставок и суффиксов, орфограммы написания разделительных ъ и ь, типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Уметьвыделять приставку и суффикс в слове;называть признаки приставки и суффикса, разграничивать приставки и предлоги;правильно писать приставки и предлоги, правильно употреблять в речи суффиксы; анализировать и кратко характеризовать слово по составу, выполнять разбор слова по составу;выделять части слова;употреблять разделительные ь и ъ, видеть «опасные места» в слове; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне; выделять приставку, суффикс, корень в слове; работать со словарем.

Универсальные учебные действия

Л:осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

Р: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий.

П: находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи; анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам.

К: выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.  

87

Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова

88

Способы подбора проверочных слов для названий предметов

89-90

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов

91

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов

26-30/01

92

Значение слова как способ проверки

93

Способы подбора проверочных слов для названий действий

94

Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий

95

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий

96

Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов

2-6/02

97

Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков предметов

98

Значение слова и его написание

99

Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня

100

Знакомство с понятием «орфографическое правило»

101-102

Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов

9-13/02

103

Обобщение изученного по орфографии

104

Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач.

105

Закрепление освоенных способов действия.Тест.

106

Закрепление освоенных способов действия.

16-20/02

107-108

Изложение с продолжением (Е. Чарушин. «Волчишка»)

Раздел VIII. Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова) (51ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения

Предметные умения

Знать изученные орфограммыи пунктограммы, понятие «значение слова»;значимые части слова;признаки изученных частей речи;типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

Уметьанализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания;находить способ проверки написания, работать с толковым словарем;подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова.

Универсальные учебные действия

Л:желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; понимание значимости хорошего владения русским языком.

Р: оценивать своидостижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные

рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

К: создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, – применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

109

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с,н] и способов её решения

110

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн], [з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов её решения (в том числе по словарю)

111

Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении

23-27/02

112

Знакомство с понятием «непроверяемые» написания: обучение пользованию словарём

113

Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении

114

Правописание удвоенных согласных в корне слова

115

Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний

Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами

116-117

Совершенствование умений при решении орфографических задач

2-6/03

118

Совершенствование умений при решении орфографических задач.Тест

119

Диктант по теме «Орфографическая зоркость»

120

Работа над ошибками. Совершенствование орфографических умений

121

Совершенствование орфографических умений

9-13/03

122

Обучение написанию поздравлений

123-124

Изложение «Подарок маме».

125-127

Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики

16-20/03

128

Написание словесных картин «Вот и весна!»

129

Совершенствование речевых и орфографических умений

130

Повторение изученного о строении слов

131

Повторение изученного об изменении слов.

30-3/04

4 четверть

132

Введение понятий «приставка» и «суффикс»

133

Значение, употребление и написание приставок

134

Разграничение приставок и предлогов

135

Значение, употребление и написание суффиксов

136

Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов

6-10/04

137

Знакомство со способом действия при анализе состава слова

138

Совершенствование умения анализировать состав слов

139

Упражнение в разборе слов по составу.

140

Расширение знаний о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов

141

Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов

13-17/04

142

Обучение выбору разделительного знака («ь или ъ?»)

143

Закрепление способа действия при выборе разделительного знака

144

Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений

145-147

Упражнение в решении орфографических задач

20-24/04

148

Диктант по теме «Состав слова»

149

Работа над ошибками. Совершенствование освоенных орфографических и других умений

150

Обобщение и систематизация изученного по орфографии

151

Административная контрольная работа № 3

27-1/05

152-153

Упражнения в применении приобретённых знаний

154

Упражнения в применении приобретённых знаний.

155

Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова

156-157

Правильная и точная речь

4-8/05

158-159

О значении, строении и происхождении слов

Раздел IX Повторение (11 ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения

Предметные умения

Тренироваться в разборе слов по составу, в применении орфографических правил

Универсальные учебные

действия

Л.  Познавательный интерес к наблюдениям за словом, к изучению русского языка. Удовлетворение от осознания своих достижений.

Р. Осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить необходимые коррективы.

П Выполнять учебные действия, работая с разнообразным дидактическим материалом, в том числе и «отрицательным» (словами, придуманными малышами); открывать «секреты» слов. Наблюдать за использованием средств языка в авторских текстах, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы.

К. Размышлять над различными фактами языка, над их значением и употреблением, оценивать их, определять своё отношение. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других. С пониманием относиться к затруднениям и ошибкам младших, стремиться к оказанию помощи. Соблюдать правила речевого поведения.

160-161

Разбор слова по составу

11-15/05

162-164

Совершенствование освоенных орфографических и других умений

165-166

Обобщение знаний о предложении

18-22/05

167-170

Обобщение и систематизация изученного материала по орфографии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...