Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
К УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse._-shkola_rossii-_.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 «Г» классе, по теме:
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цель урока: открыть новые знания:
- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться,…, называются неодушевленными.
Задачи урока:
1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.
2. Развивать орфографическую зоркость
3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.
4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.
5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.
6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.
Ход урока:
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Встали! Поприветствуйте наших гостей поклоном головы! Сели! Ровно, красиво! Проверили посадку!
- Актуализация знаний.
- Ребята скажите какой урок у нас с вами начелся!
- Давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на уроке. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….»
Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).
Безударный гласный может находиться в корне? (Да).
Он слышится ясно? (Нет).
Безударный гласный нужно проверять? (Да)
В слове можно определить корень? (Да).
Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).
Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет).
Слова, которые отвечают на вопрос что?,- это имена прилагательные? (Нет).
Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).
Обозначают признак предмета? (Нет).
Давайте поговорим об именах существительных:
Что такое имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
- Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)
- Прочитайте слова.
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
- Эти же слова у вас записаны на индивидуальных карточка в Упр.1
- Что общего у всех этих слов?
- Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.
- По какому признаку вы разделили слова?
- Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?
- Как называются слова отвечающие на вопрос что?
- Сформулируйте тему урока.
- Работа по теме урока.
- Хорошо давайте проверим ваши предположения на стр.12 учебника
- прочитайте.
- Давайте выполним упр.15 с.12.
- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании.
- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.
-Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)
- Как проверить написание этих слов? (По орфографическому славорю)
- Открываем тетради записываем число, классная работа!
- Давайте теперь выполним письменное задание.
(2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова отвечающие на вопрос что?)
- Назовите одушевлённые имена существительные
- Назовите неодушевлённые имена существительные
- Что обозначают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
- Посмотрите в учебнике на стр.12 что предлагают вспомнить нам авторы учебника?
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное».
Правила игры:
Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.
Т. Е Превратите живое в неживое.
На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»
Коса – коза
Сон – сом, сын
Оси – осы
Леса – лиса
Рот - кот
- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?
(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?
Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).
- Хорошо! Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12
- Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
- Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему?
- Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?
- Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка)
Упражнение: Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне. (водяной, подружки, пиявки, лягушки)
- Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
- Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу . Возьмите свои индивидуальные листы и найдите Упр 3.
- Что вам нужно сделать?
Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:
Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.
(Взаимопроверка)
- Отметьте на свих листах достижения как вы справились с заданием!
- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы.
- Как вы думаете на какие две группы? ( одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.
2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.
3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.
4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.
5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.
6 группа: футболист, диван, красивый, сестра, учительница, машина.
7 группа: тракторист, охота, смотрели, спортсмены, космос, лесник.
- И так проверяем!
- Проверим какие слова были лишние, почему?
- Отметьте на листах достижения как вы справились с заданием!
- Рефлексия
- Замените одним словом, запишите в тетрадь.
*Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС)
* Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ)
* Лесной доктор (ДЯТЕЛ)
* Модель земного шара (ГЛОБУС)
- Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
-Что такое устаревшие слова?
- Оцените свою работу на листах достижения.
-Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? (неодушевлённые имена существительные)
Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам. Слайд № 34, 35, 36.
I II
охота море
учение школа
лес машина
трактор пожар
бег милиция
космос спорт
-Кто записал все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить?
- Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный)
- При помощи каких суффиксов образовались слова?
-Возьмите лист достижений и оцените себя ( + или – в задание № 3). Слай
- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы. Как вы думаете на какие две группы? ( одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.
2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.
3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.
4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.
5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.
- Проверим какие слова были лишние, почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Конспект урока русского языка 2 класс ОС школа 2100...
урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" УМК "Школа России"
план урока в соответствии с ФГОС НОО...
Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)
урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" ФГОС
Урок рефлексии с использованием системно-деятельностного метода...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Школа России. Урок с использованием интерактивной доски....
Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...
Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...